Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МВД РОССИИ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Морозов Владимир Александрович

Исследуются правовые аспекты понятия «государственный служащий» Российской Федерации, «должностное лицо», «административно-правовой статус». Предпринимается попытка научного осмысления административно-правового положения должностных лиц специального учреждения МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в системе органов внутренних дел. Рассматривается правовая основа деятельности должностных лиц данных учреждений; указывается на необходимость ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Морозов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF OFFICIALS OF A SPECIAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE DETENTION OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS SUBJECT TO ADMINISTRATIVE EXPULSION FROM THE RUSSIAN FEDERATION

Legal aspects of the concept of «civil servant» of the Russian Federation, «official», «administrative and legal status» are investigated. An attempt is being made to scientifically comprehend the administrative and legal status of officials of a special institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the detention of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation in the system of internal affairs bodies. The legal basis of the activities of officials of these institutions is considered, and the need for its improvement is also indicated.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ ДЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ВЫДВОРЕНИЮ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-196-200 NIION: 2003-0059-1/22-170 MOSURED: 77/27-003-2022-01-369

Административно-правовой статус должностных лиц специального учреждения МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации

Владимир Александрович Морозов

Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, Morozov2112@mail.ru

Аннотация. Исследуются правовые аспекты понятия «государственный служащий» Российской Федерации, «должностное лицо», «административно-правовой статус». Предпринимается попытка научного осмысления административно-правового положения должностных лиц специального учреждения МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в системе органов внутренних дел. Рассматривается правовая основа деятельности должностных лиц данных учреждений; указывается на необходимость ее совершенствования.

Ключевые слова: иностранный гражданин, лицо без гражданства, специальное учреждение МВД России, административное выдворение, административно-правовой статус, должностное лицо

Для цитирования: Морозов В. А. Административно-правовой статус должностных лиц специального учреждения МВД России для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 1. С. 196-200. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-196-200.

Original article

Administrative and legal status of officials of a special institution

of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the detention of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation

Vladimir A. Morozov

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia,

Morozov2112@mail.ru

Abstract. Legal aspects of the concept of «civil servant» of the Russian Federation, «official», «administrative and legal status» are investigated. An attempt is being made to scientifically comprehend the administrative and legal status of officials of a special institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the detention of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation in the system of internal affairs bodies. The legal basis of the activities of officials of these institutions is considered, and the need for its improvement is also indicated.

Keywords: foreign citizen, stateless person, special institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia, administrative expulsion, administrative and legal status, official

For citation: Morozov V. A. Administrative and legal status of officials of a special institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the detention of foreign citizens and stateless persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):196-200. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-196-200.

© Морозов В. А., 2022

JURISPRUDENCE

Понятие «должностное лицо» в отечественном праве является универсальным термином, характеризующим одного из специальных субъектов правоотношений. Данное понятие используется во многих отраслях права, в том числе административном [4]. Так, в соответствии с примечанием к ст. 2.4 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ под должностным лицом понимается лицо:

1) реализующее функции представителя власти:

• постоянно;

• временно;

• в соответствии со специальными полномочиями;

2) выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных органах и организациях, органах местного самоуправления и др. [5].

Под представителем власти понимается лицо, «наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него» [5].

К представителям власти, которые наделены распорядительными полномочиями по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, подлежащим административному выдворению за пределы Российской Федерации и содержащимся в специальном учреждении МВД России (далее — СУ МВД России) относятся сотрудники (работники) такого учреждения.

И сотрудники, и работники СУ МВД России являются должностными лицами, поскольку в процессе осуществления государственной службы в органах внутренних дел исполняют обязанности, предусмотренные занимаемой, либо замещаемой должностью, учрежденной государством или органом государственной власти, что является одним из условий, определяющих статус государственного служащего.

Считаем справедливым мнение ученых-админи-стративистов Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинского, Ю. Н. Ста-рилова, которые считают, что должность представляет собой независимую от одного или нескольких государственных служащих структурную единицу системы государственной службы, определяющую круг задач данных субъектов государственного управления, занимающих однотипные должности в органах государственной власти [2, с. 236-237].

Задачи должностных лиц СУ МВД России реализуются в процессе осуществления ими профессио-

нальной служебной деятельности, и характеризуются правом МВД России, его структурных органов, подразделений и др. применять организационно-властные инструменты, направленные на выполнение задач государственного управления по отношению к объектам такого управления [12]. За осуществление такой деятельности должностные лица СУ МВД России получают денежное довольствие за счет средств федерального либо регионального бюджета, в зависимости от места расположения такого учреждения [16].

Каждое должностное лицо СУ МВД России, замещающее штатную государственную должность в учреждении, наделено административно-правовым статусом, включающим: права, обязанности и их гарантии, ограничения и запреты, ответственность и

др. [1].

Основываясь на позиции Ю. А. Тихомирова, базовой правовой категорией, характеризующей административно-правовой статус должностных лиц, является компетенция. Ее составляет совокупность таких элементов как: цель и задачи профессиональной деятельности, функции и полномочия [11].

Соглашаясь с мнением Ю. А. Тихомирова, В. Б. Орлов, подчеркивает, что, помимо полномочий, административно-правовой статус должностного лица характеризуется специальным порядком (процедурой) назначения на государственную должность и сложным порядком освобождения от нее. При этом государственным служащим, в зависимости от той или иной должности, надлежит соответствовать должностной компетенции в части образующих ее требований [8, с. 127]. Считаем факт необходимости соответствовать занимаемой должности — отличительной особенностью административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД), поскольку критерием поступления на службу и прохождения службы, как верно отметили С. В. Кузякин и Ю. П. Кузякин, является наличие специальной подготовки, физического и психологического здоровья и готовности нести юридическую ответственность за конкретные действия и решения [6, с. 165].

Общее представление А. Ф. Ноздрачева о содержании правового статуса должностных лиц в административно-публичной сфере не выходит за рамки доктрины административного права. С точки зрения ученого, к элементам административно-правового

статуса данных лиц относятся: наименование штатной должности, замещаемой (занимаемой) государственным служащим; функции, предусмотренные должностью; правомочия, полномочия и гарантии их реализации, а также юридическая ответственность [7, с. 195].

Нельзя не согласиться с мнением С. Н. Чернова, что должностные лица ОВД, являясь субъектами административных правоотношений, с целью реализации функций государственного управления в административно-публичной сфере наделены правоохранительными полномочиями. При этом главной задачей данных субъектов является осуществление правоисполнительной деятельности, выражающейся в личном исполнении нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность, а также обеспечение их выполнения иными субъектами правоотношений [17, с. 76-79].

С учетом специфики деятельности ОВД, под административно-правовым статусом должностных лиц СУ МВД России предлагаем понимать урегулированное административно-правовыми нормами положение должностного лица СУ МВД России, выражающееся в совокупности функций, прав, правомочий, полномочий и гарантий их реализации, требований к служебному поведению, ограничений, обязанностей, запретов и юридической ответственности, реализуемых в административно-публичной сфере при осуществлении служебной деятельности в процессе решения задач государственного управления.

К особенностям административно-правового статуса должностных лиц ОВД, в том числе СУ МВД России, следует отнести наличие специального звания или классного чина, присваемого в соответствии с замещаемой должностью, а также исходя из выслуги лет. Документом, подтверждающим правовой статус должностного лица СУ МВД России (личность, должность, специальное звание или классный чин), является служебное удостоверение, и специальный жетон с личным номером. Таким образом, сотрудник (работник) СУ МВД России, выполняет обязанности, возложенные на ОВД, и реализует права, предоставленные ОВД, в пределах территории СУ МВД России в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией) [6, с. 172].

Государственная служба в СУ МВД России, как и во всей системе ОВД, основывается на общих и спе-

циальных принципах государственного управления, обеспечивающих неукоснительную регламентацию порядка прохождения службы, дисциплинарных, трудовых и иных отношений между должностными лицами, реализацию административных мер профилак-тико-стимулирующего воздействия, в том числе взысканий и поощрений, а также системы социальных гарантий, прав и законных интересов должностных лиц СУ МВД России [6, с. 180].

Особенностью административно-правового регулирования деятельности должностных лиц является обязательное закрепление каждого элемента их юридического статуса в правовых нормах. Так, правовую основу деятельности должностных лиц СУ МВД России составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, должностные регламенты и др.

Несмотря на разнообразие правовых актов, регламентирующих деятельность должностных лиц СУ МВД России, их правовой статус, как специальных субъектов правоотношений, закреплен не в полном объеме. Считаем перспективно целесообразным совершенствование административно-правовых норм, регулирующих деятельность должностных лиц СУ МВД России, в части определения их административно-правового статуса.

Список источников

1. Административное право: учебник / А. В. Зу-бач [и др.]; под общ. ред. А. В. Зубача. М. : Юрайт, 2020.

2. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М. : Норма, 2005.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 17 февраля 2021 г.) // СПС «Кон-сультантПлюс».

4. Кононов П. И., Аникитин А. А. Должностные лица в административных правоотношениях: понятие и виды // Полицейское право. 2007. N° 1 (9). С. 17-21.

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

JURISPRUDENCE

6. Кузякин С. В., Кузякин Ю. П. Административное право Российской Федерации: учеб. пособие для бакалавров. Одинцово, 2015.

7. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: учебник. М. : Статут, 1999.

8. Орлов В. Б. Понятие и статус должностного лица в административном праве Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. С. 126-129.

9. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1306 (ред. от 17 июня 2016 г.) «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2014 г. № 250 (ред. от 31 января 2017 г.) «Об осуществлении охраны специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии» (вместе с «Правилами осуществления охраны специальных учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии») // СПС «Консультант Плюс».

11. Тихомиров Ю. А. Теория компетенции. М.: Изд-во г-на Тихомирова, 2001; Он же. Управление на основе права. М. : Формула права, 2007. С. 200-201.

12. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 8 декабря 2020 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

13. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 24 февраля 2021 г.) «О полиции» (с

изм. и доп., вступ. в силу с 1 марта 2021 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

14. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N° 247-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 24 марта 2021 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «Консуль-тантПлюс».

17. Чернов С. Н. Административное право. Ч. 1: учеб. пособие. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2012.

References

1. Administrative law: textbook / A. V. Zubach [et al.]; under the general editorship of A. V. Zubach. M. : Yurayt, 2020.

2. Bakhrah D. N., Rossinsky B. V., Starilov Yu. N. Administrative law: textbook for universities. 2-e izd., Rev. and additional. M. : Norma, 2005.

3. The code of the Russian Federation on administrative offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on 17 Feb 2021) // SPS «Konsultantplyus».

4. Kononov P. I., Nikitin A. A. Officials in administrative relations: the concept and types // Police law. 2007. No. 1 (9). Р. 17-21.

5. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // SPS «ConsultantPlus».

6. Kuzyakin S. V., Kuzyakin Yu. P. Administrative law of the Russian Federation: studies. a manual for bachelors. Odintsovo, 2015.

7. Nozdrachev A. F. Public service: textbook. M. : Statute, 1999.

8. Orlov V. B. The concept and status of an official in the administrative law of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 12. Р. 126-129.

9. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 30, 2013 No. 1306 (ed. of June 17, 2016) «On approval of the Rules of detention (stay)

in special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation or its Territorial body of foreign citizens and stateless Persons subject to administrative expulsion from the Russian Federation in the form of forced expulsion from the Russian Federation, deportation or readmission» // SPS «ConsultantPlus».

10. Decree of the Government of the Russian Federation No. 250 dated March 29, 2014 (ed. dated January 31, 2017) «On the Protection of special Institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation or its Territorial Body Intended for the Detention of Foreign Citizens and Stateless Persons Subject to Administrative Expulsion from the Russian Federation, Deportation or Readmission» (together with the «Rules for the Protection of special institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation or its Territorial Body intended for the detention of Foreign Citizens and Stateless Persons, subject to administrative expulsion from the Russian Federation, deportation or readmission») // SPS «ConsultantPlus».

11. Tikhomirov Yu. A. Theory of competence. M.: Publishing house of Mr. Tikhomirov, 2001 ; He. Based control law. M. : Formula Prava, 2007. P. 200-201.

12. Federal law of November 30, 2011 No. 342-FZ (as amended on December 8, 2020) «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // SPS «Konsultantplyus».

13. Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 (as amended on February 24, 2021) «On the Police» (with amendments and additions, intro. effective from March 1, 2021) // SPS «ConsultantPlus».

14. Federal Law No. 247-FZ of July 19, 2011 (as amended on July 31, 2020) «On Social guarantees to employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

15. Federal Law No. 79-FZ of July 27, 2004 (as amended on March 24, 2021) «On the State Civil Service of the Russian Federation» // SPS «Consultant-Plus».

16. Federal Law No. 58-FZ of May 27, 2003 (as amended on May 23, 2016) «On the Public Service system of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

17. Chernov S. N. Administrative law. P. 1: studies. stipend. Petrozavodsk : Publishing House of PetrSU, 2012.

Информация об авторе

В. А. Морозов — адъюнкт кафедры административного права факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.

Information about the author

V. A. Morozov — Adjunct of the Department of Administrative Law of the Faculty of Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 29.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2022; принята к публикации 07.02.2022.

The article was submitted 29.12.2021; approved after reviewing 24.01.2022; accepted for publication 07.02.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.