Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование запретов и ограничений в отношении сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран'

Административно-правовое регулирование запретов и ограничений в отношении сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
442
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАПРЕТЫ / ОГРАНИЧЕНИЯ / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверев Андрей Владимирович, Шмегельская Юлия Алексеевна

В статье рассматриваются ограничения и запреты в отношении сотрудников уголовноисполнительной системы, а также запреты для сотрудников правоохранительных органов в зарубежных странах.Сотрудники уголовно-исполнительной системы, осуществляя свою профессиональную деятельность, обладают определенным правовым статусом. Они выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством. При исполнении служебных обязанностей сотрудник находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. Кроме того, на сотрудников распространяются правовые запреты и ограничения для сдерживания негативных проявлений, стимулирования их социально полезного поведения в осуществлении ими служебной деятельности.Устанавливая ограничения, государство создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь каждого члена общества, а также признание его прав, что является гарантией укрепления благополучия и безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зверев Андрей Владимирович, Шмегельская Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND FOREIGN COUNTRIES

In article restrictions and prohibitions on the staff of penal system, and also prohibitions for law enforcement officers in foreign countries are considered.Staff of penal system, performing the professional activity, possess a certain legal status. They carry out obligations and have the rights within the competence on a post according to the current legislation. On duty the employee is under protection of the state. Nobody, except bodies and the officials who are directly authorized on that by the law having the right to interfere with its activities. Besides, legal prohibitions and restrictions for control of negative manifestations, stimulation of their socially useful behavior in implementation of office activities by them extend to employees.Setting restrictions, the state creates conditions which provide worthy life of each member of society, and also recognition of its rights that is a guarantee of strengthening of wellbeing and safety of the state.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование запретов и ограничений в отношении сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран»

УДК 34.07:35.078.16

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ЗВЕРЕВ,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного

и финансового права, e-mail: zver83@list.ru; ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА ШМЕГЕЛЬСКАЯ, курсант 4-го курса юридического факультета (Академия ФСИН России)

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАПРЕТОВ И ОГРАНИЧЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Реферат: в статье рассматриваются ограничения и запреты в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также запреты для сотрудников правоохранительных органов в зарубежных странах.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, осуществляя свою профессиональную деятельность, обладают определенным правовым статусом. Они выполняют обязанности и пользуются правами в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством. При исполнении служебных обязанностей сотрудник находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. Кроме того, на сотрудников распространяются правовые запреты и ограничения для сдерживания негативных проявлений, стимулирования их социально полезного поведения в осуществлении ими служебной деятельности.

Устанавливая ограничения, государство создает условия, которые обеспечивают достойную жизнь каждого члена общества, а также признание его прав, что является гарантией укрепления благополучия и безопасности государства.

Ключевые слова: запреты, ограничения, сотрудники уголовно-исполнительной системы, государственные служащие, государственная служба.

Юридические запреты и ограничения позволяют наиболее результативно регулировать общественные отношения. Юридические запреты - это запрещение совершать то или иное деяние под угрозой административного наказания, а ограничения - это ограничение тех или иных прав лиц, которые по своей сути уже являются их обязанностью.

Как отмечает В. А. Козбаненко, «исходя из негативного исторического опыта злоупотреблений чиновников в рабовладельческих, феодальных и ранних буржуазных государствах, общество выявило необходимость установления для чиновников государственного аппарата ряда правоограни-чений, основной задачей которых выступают правовая охрана граждан от произвола и борьба с такими пагубными явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти» [3, с. 93]. Действительно, установление запретов и ограничений в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) необходимо, так как они наделены специфическими правами и обязанностями, а значит, нужно и ограничение их прав, а именно установ-

ление для них административных запретов и ограничений с целью искоренения злоупотреблений своими правами.

Административно-правовой статус сотрудников УИС состоит из таких элементов, как обязанности, права, ограничения и запреты на службе, юридические гарантии и юридическая ответственность.

Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» являются правовой базой деятельности сотрудников УИС.

Так, в Законе Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» не указано ни ограничений, ни запретов в отношении сотрудников УИС.

Согласно ст. 8, 9, 59 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение) дается ряд ограничений в отно-

© Зверев А. В., Шмегельская Ю. А., 2016

шении сотрудников. Поступить на службу имеет право только полностью дееспособный гражданин РФ не моложе 18 и не старше 40 лет, имеющий образование не ниже среднего - на должности рядового и младшего начальствующего состава, а также имеющие среднее специальное или высшее образование - на должности среднего и старшего начальствующего состава. В порядке исключения на должности среднего начальствующего состава принимаются граждане, окончившие специальные курсы по программе.

Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу, если он вступившим в силу решением суда признан недееспособным или ограниченно дееспособным; имел или имеет судимость; не подлежит уголовному преследованию за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, за исключением уголовных дел частного обвинения, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием. Кроме того, сотрудникам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, не разрешается проходить службу в одном и том же органе, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Если говорить о запретах, то 21 ноября 2011 г. в Положение введена ст. 9.1, которая закрепила ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы. Однако она не содержит ограничений, а лишь отсылает к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» и к ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые и содержат запреты в отношении сотрудников, а именно:

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищностроительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке);

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей и т. д.

Остановимся на двух запретах. Так, сотрудникам правоохранительных органов запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Этот запрет в первую очередь носит антикоррупционный характер.

Коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Она позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершение противоправных деяний. Это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, в целом государственной власти в глазах населения [4, с. 5].

Что касается опыта зарубежных стран, то Великобритания является одной из первых стран, которая приняла Закон «О предотвращении коррупции». США первыми приняли Закон «О коррупционной деятельности за рубежом». В 1974 г. в Гонконге была создана комиссия по противодействию коррупции, которая осуществила тихую революцию в обществе и нанесла ощутимый удар по коррупционной деятельности чиновников [2, с. 78].

Для большинства стран мира характерен запрет на занятие сотрудниками правоохранительных органов предпринимательской деятельностью. Так, в Великобритании данный запрет распространяется не только на самого сотрудника, но и отчасти на членов его семьи. В соответствии с Законом Соединенного Королевства служащему, или его супругу, или любому родственнику в семье, проживающему с ним, запрещено держать лицензию на продажу алкоголя, лицензии и разрешения, связанные с букмекерской деятельностью или развлекательными центрами, либо иметь доли собственности в любой такой лицензии или разрешении, что может повлечь за собой имущественную выгоду. Это связано с тем, что сотрудникам правоохранительных органов или членам их семей нежелательно нести ответственность за деятельность букмекерских контор, пабов, ночных клубов и танцевальных залов. Они относятся к тем видам учреждений, в которых нарушения закона, вероятно, будут время от времени иметь место, и недопустимо, чтобы сотрудник был непосредственно связан с ними. Таким образом, данный запрет для сотрудников правоохранительных органов уста-

навливает конкретные виды деятельности, которыми запрещено заниматься данным лицам.

В Германии согласно Закону «О борьбе с коррупцией» для государственных служащих было введено ограничение возможности заниматься дополнительной оплачиваемой деятельностью, ужесточены меры наказания за недекларирование получаемых доходов и подарков.

Было бы вполне рационально учесть опыт Канады. Государственная служба Канады признается одной из самых коррупционно независимых. Принятый в 1985 г. Кодекс поведения государственных служащих Канады предоставил возможность отдельным категориям государственных служащих заниматься установленными видами предпринимательской деятельности параллельно с государственной службой.

Между тем законодательство о государственной службе Канады содержит комплекс административных запретов, связанных с совместительством на государственной службе. Запреты касаются тех аспектов совместительства, которые могут вызвать конфликт интересов на государственной службе [1, с. 28].

Опыт Канады в сфере реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации заслуживает внимания, поскольку в этой стране сформирована достаточно эффективная государственная служба.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным гражданским служащим в соответствии с ч. 2 ст. 14 разрешается с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Что касается сотрудников УИС, то такого права они не имеют. По нашему мнению, сотрудникам УИС необходимо предоставить право на иную оплачиваемую работу, если это не приводит к конфликту интересов. В современный период в связи с обострением экономического кризиса страна переходит на политику жесткой экономии. Данное обстоятельство привело к сокращению сотрудников правоохранительных органов и к снижению заработной платы. В результате этого многие из них нуждаются в дополнительном заработке для обеспечения достойной жизни себе и своей семье. Сотрудникам следует предоставить возможность выбора дополнительной работы. К подобной деятельности можно отнести работу в охранном предприятии, подработку в такси, оказание частных юридических услуг для различных слоев населения и т. д. Таким образом, необходимо закрепление такого права за сотрудниками УИС, так как в европейских странах есть такой положительный опыт.

Рассмотрим запрет на принятие вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с выполнением должностных (служебных) обязанностей. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в п. 6 ст. 17 установлен абсолютный запрет на получение государственным служащим подарков и иных вознаграждений от физических и юридических лиц. Статья 575 Гражданского кодекса Российской Федерации разрешает государственным служащим и служащим органов муниципальных образований принимать обычные подарки (стоимость которых не превышает 3 тыс.) в связи с должностным положением или исполнением служебных обязанностей. Данный запрет не распространяется на получение подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Следовательно, возникает противоречие между данными нормативными актами и можно сделать вывод о том, что в настоящее время не существует такого нормативно-правового акта, который полностью урегулировал бы прохождение службы в правоохранительных органах, в том числе в УИС, а соответственно установил административно-правовые запреты и ограничения в отношении сотрудников, устранил бы все противоречия при прохождении службы, а также установил ответственность за их нарушение и конкретное наказание.

Необходимо также учитывать опыт стран зарубежья. Так, содержание концепций предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств преимущественно сводится к детальному определению административно-правового положения государственного служащего.

Во многих зарубежных государствах большое внимание уделяется нормам административной этики служащих. Этические стандарты играют важную роль в административно-правовом механизме предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы.

Одним из действенных административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы ведущих зарубежных государств является материальное обеспечение государственных служащих. Высокая заработная плата позволяет сохранять на службе профессиональные и честные кадры.

Таким образом, для противодействия коррупции в Российской Федерации необходимо: обеспечение достойной оплаты труда сотрудников правоохранительных органов, а также набора социальных льгот, которые стимулировали бы их труд, в том числе высоких пенсий; формирование режи-

ма информационной открытости в их деятельности; создание эффективных механизмов контроля и надзора за служебной деятельностью государственных и муниципальных служащих.

В заключение необходимо отметить, что опыт индустриально развитых зарубежных государств в

реализации административно-правовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы заслуживает самого внимательного изучения и частично может быть использован в законодательстве о государственной службе Российской Федерации.

Список литературы

1. Ермилин И. Законодательство Канады: что такое «конфликт интересов»? // Советская юстиция. 1990. № 23. С. 28-30.

2. Карагодин Н. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России // Международная экономика и международные отношения. 1993. № 2. С. 78-90.

3. Козбаненко В. А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание : учебник. М., 2003.

4. Костенников М. В., Куракин А. В. Административный запрет как средство противодействия коррупции в системе государственной службы : учеб. пособие. М., 2015. 127 с.

ANDREY VLADIMIROVICHZVEREV,

phd in law,

senior lecturer, administrative and financial law department,

e-mail: zver83@list.ru; YULIA ALEKSEEVNA SHMEGEL'SKAJA, cadet of the 417th educational group (Academy of the FPS of Russia)

ADMINISTRATIVE LEGAL REGULATION OF PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS ON LAW ENFORCEMENT OFFICERS OF THE RUSSIAN FEDERATION

AND FOREIGN COUNTRIES

Abstract: in article restrictions and prohibitions on the staff of penal system, and also prohibitions for law enforcement officers in foreign countries are considered.

Staff of penal system, performing the professional activity, possess a certain legal status. They carry out obligations and have the rights within the competence on a post according to the current legislation. On duty the employee is under protection of the state. Nobody, except bodies and the officials who are directly authorized on that by the law having the right to interfere with its activities. Besides, legal prohibitions and restrictions for control of negative manifestations, stimulation of their socially useful behavior in implementation of office activities by them extend to employees.

Setting restrictions, the state creates conditions which provide worthy life of each member of society, and also recognition of its rights that is a guarantee of strengthening of wellbeing and safety of the state.

Key words: prohibitions, restrictions, staff of criminal and executive system, government employees, public service.

References

1. Ermilin I. Zakonodatel'stvo Kanady: chto takoe «konflikt interesov»? [Legislation of Canada: what is conflict of interest?]. Sovetskaja justicija - Soviet justice, 1990, no. 23, p. 28.

2. Karagodin N. Formirovanie korpusa gosudarstvennyh sluzhashhih: zarubezhnyj opyt dlja Rossii [Forming of the case of government employees: foreign experience for Russia]. Mezhdunarodnaja jekonomika i mezhdu-narodnye otnoshenija - International economy and international relations, 1993, no. 2, p. 78.

3. Kozbanenko V. A. Pravovoj status gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih: struktura i soderzhanie [Legal status of the government civil servants: structure and content]. Moscow, 2003.

4. Kostennikov M. V., Kurakin A. V. Administrativnyj zapret kak sredstvo protivodejstvija korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby [An administrative prohibition as means of counteraction of corruption in system of public service]. Moscow, 2010.

© Zverev A. V., Shmegel'skaja Ju. A., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.