Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование внедрения научной продукции в практику деятельности органов внутренних дел: проблемы и пути их решения'

Административно-правовое регулирование внедрения научной продукции в практику деятельности органов внутренних дел: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВНЕДРЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / НАУЧНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЗАКАЗЧИК / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SCIENTIFIC METHODS SUPPORT / IMPLEMENTING INTO PRACTICE / EFFICIENCY / RESEARCH / CUSTOMER / ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мацкевич Ростислав Сергеевич

Рассматриваются наиболее значимые вопросы организации научно-методического обеспечения системы МВД России, роль и место науки в повышении эффективности оперативно-служебной дея- тельности органов внутренних дел, основные этапы и методы внедрения научной продукции в практику работы подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мацкевич Ростислав Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regulation of implementing research findings into Ministry of Interior units practice: problems and solutions

The most significant problems of the organization for scientific methods support to the Russia MI system, the role and place of science in raising efficiency of the operation and service of MI units, principal stages and techniques of implementing research findings into Russia MI units practice, are viewed.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование внедрения научной продукции в практику деятельности органов внутренних дел: проблемы и пути их решения»

 ш ш ш

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ № 3 2011

и и ы э о

а С

О

оэ

<

а С

и О X оэ S

ç

а H

и S X

s

РОСТИСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ МАЦКЕВИЧ,

начальник центра организационного обеспечения научно-исследовательских работ ФГКУ «ВНИИ МВД России»

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ПРАКТИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рассматриваются наиболее значимые вопросы организации научно-методического обеспечения системы МВД России, роль и место науки в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, основные этапы и методы внедрения научной продукции в практику работы подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, внедрение, эффективность, научная продукция, заказчик, административно-правовое регулирование.

R.S. Matskevich, Head, Research Organization Section, Russia MI FPI National Research Institute; e-mail: vnii59yandex.ru, tel.: 8 (495) 695-86-38.

Administrative and legal regulation of implementing research findings into Ministry of Interior units practice: problems and solutions.

The most significant problems of the organization for scientific methods support to the Russia MI system, the role and place of science in raising efficiency of the operation and service of MI units, principal stages and techniques of implementing research findings into Russia MI units practice, are viewed.

Key words: scientific methods support, implementing into practice, efficiency, research, customer, administrative and legal regulation.

На протяжении полутора десятков лет в МВД России неоднократно рассматривался вопрос об активизации внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность органов внутренних дел1.

И это не случайно. Возможности и ресурсы для экстенсивного развития системы МВД России исчерпаны. Дальнейшее количественное наращивание сил и средств борьбы с преступностью невозможно. Не зря в результате проходящего в настоящее время реформирования численность Министерства внутренних дел Российской Федерации сокращается на 22%.

Закономерно возникает вопрос: чем же ответить на угрозы и вызовы преступности? По мнению автора, прежде всего - существенным повышением качества и эффективности работы органов внутренних дел2. При этом одним из важнейших условий повышения качества и эффективности оперативно-служебной деятельности ОВД является внедрение в их работу передовых научных разработок и методик.

Что же мы имеем сегодня?

К сожалению, до настоящего времени не удалось преодолеть существующий разрыв между результатами научно-исследовательской деятельности и потребностями в них практических

14

органов, часть из которых по-прежнему не применяется в современных инновационных технологиях и методиках борьбы с преступностью.

Система внедрения научной продукции практически не работает, так как не имеет четкого механизма реализации соответствующих этапов, не определяет ответственности руководителей органов внутренних дел всех уровней за его результаты, сводит весь процесс внедрения в лучшем случае к простому доведению научных разработок до практических работников.

В подтверждение сказанного приведем данные, полученные в результате изучения сотрудниками ФГКУ «ВНИИ МВД России» в июле-октябре 2008 и марте-июне 2010 года состояния и эффективности научного обеспечения деятельности ОВД.

В процессе мониторинга был проведен экспертный опрос, в котором приняли участие 379 руководящих сотрудников органов внутренних дел девяти регионов Российской Федерации (МВД по Чеченской Республике и Республике Татарстан, ГУВД по г. Москве, ГУВД по Иркутской, Ростовской и Московской областям, УВД по Хабаровскому и Приморскому краям, УВД по Омской области).

В группу экспертов вошли преимуществен-

ф ■

но работники штабных подразделений органов внутренних дел, не имеющие опыта научной деятельности, с высшим юридическим образованием, общий стаж работы которых в органах внутренних дел составляет свыше 5 лет.

Около 30% опрошенных сотрудников отметили, что количества поступающей в органы внутренних дел научной продукции института явно недостаточно. Особенно это касается материалов прогнозного характера (43%), аналитических (38%) и справочно-информационных материалов (36%). Более половины респондентов считают основной причиной сложившейся ситуации то, что далеко не все научные разработки доходят до практических работников, зачастую «оседают» в кабинетах начальников.

Значительная часть респондентов считает причиной недостатков в научно-методическом обеспечении деятельности ОВД несовершенство организационно-штатного построения подразделений. Нередко за рассматриваемым участком работы закреплено по одному сотруднику в аппаратах управления, что, на взгляд автора, явно недостаточно. Анализ должностных инструкций сотрудников, на которых возложены обязанности по внедрению научных разработок и передового опыта, показывает, что они могут уделить этому направлению в среднем лишь 16% служебного времени. Все остальное время они выполняют другие обязанности.

Возникает естественный вопрос: существует ли какая-либо административно-правовая регламентация данного процесса?

Да существует. Но она, по мнению автора, далеко не совершенна.

В соответствии с п. 65 Положения об организации научной и научно-технической деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации3 и п. 6 Инструкции о порядке внедрения научной продукции в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России4, утвержденных приказом МВД России от 28 декабря 2005 г. № 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», ответственными за внедрение результатов НИОКР являются подразделения МВД России, заказавшие их проведение.

Согласно п. 68 Положения организационное обеспечение внедрения научной продукции осуществляют секции Совета МВД России по науке и передовому опыту5, координацию и контроль организации деятельности которых осуществляет ОИД МВД России.

Кроме того, в соответствии с п. 12.3 Инструкции формы авторского сопровождения внедрения научной продукции, которое п. 15 этой же Инструкции поручено исполнителям НИР, также определяют секции, т.е. опять - заказчик.

Таким образом, можно обоснованно констатировать, что существующий нормативный правовой акт Министерства фактически устраняет производителя научной продукции (НИУ и вузы) от участия во внедрении результатов своей же деятельности и не дает возможности получать от заказчиков объективную информацию о ходе внедрения.

В качестве наглядного примера можно привести следующие данные.

Пунктом 70 Положения заказчику предписано в 30-дневный срок после внедрения научной продукции оформить акт внедрения, копию которого направить разработчику ННТП6. На самом деле этого не происходит.

Так, ФГКУ «ВНИИ МВД России» в 2009 г. по заявкам ОВД подготовило 209 научных разработок. Все они приняты заказчиками с положительными оценками. По состоянию на 1 мая 2011 г. акты внедрения научной продукции поступили на 69 разработок, что составляет всего 33% от числа принятых. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2010 г. Обязать заказчиков внедрять научную продукцию и своевременно сообщать об этом разработчики ННТП не имеют права.

Коллегия МВД России7, состоявшаяся 28 апреля 2009 г. (№ 2км/1), обсуждавшая вопрос «О состоянии научного обеспечения деятельности системы МВД России и задачах на период 2009-2011 годов» проанализировала и признала недостаточным уровень научного обеспечения оперативно-служебной деятельности ОВД и ВВ МВД России и в качестве приоритетной определила задачу создания эффективной системы научного обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации.

Во исполнение п. 8 решения коллегии рабочая группа ФГКУ «ВНИИ МВД России», в деятельности которой автор принимал самое непосредственное участие, в 2009-2010 гг. подготовила проект комплексного нормативного правового акта8, направленного на совершенствование существующего порядка организации научного и научно-технического обеспечения МВД России.

Одной из важнейших новаций указанного документа явилась разработка принципиально иного механизма внедрения научной продукции в практику деятельности органов внутренних дел, который определяет не только этапы и формы этой работы, но и жесткие сроки ее проведения, а также ответственность заказчиков научной продукции и права разработчиков НИР.

и и и э о

а С

О

03

<

а С

и О X

03

5

*

а Н

и 5 X X

НАУЧНЫЙ ПОРТАЛ МВД РОССИИ

№ 3 2011

и и и э о

а С

О

03

<

а С

и О X

03

5

а Н

и 5 X X

Авторами проекта приказа дано более четкое определение категории «внедрение». По-нашему мнению, внедрение научной продукции9 в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и служебно-боевую деятельность внутренних войск МВД России - это процесс ее доведения до конечного потребителя - сотрудника и военнослужащего МВД России и апробация практического использования с целью получения положительного результата.

В проекте приказа наиболее полно с учетом современных технологий прописаны способы доведения научной продукции до сотрудников ОВД, определены методы ее внедрения заказчиком и формы авторского сопровождения.

В частности, предложено внедрение НП осуществлять поэтапно.

На первом (подготовительном) этапе внедрения результаты научно-исследовательских работ10 доводятся до сведения потребителей НП.

Основные методы внедрения на данном этапе:

а) публикация результатов НИР в виде отдельных изданий (монографий, пособий, методических рекомендаций, статей и др.) в ведомственных СМИ и сборниках научных трудов, иной печатной продукции;

б) распространение результатов НИР в электронном виде на электронных носителях, на сайтах подразделений МВД России, с помощью ведомственных информационных сетей и иных возможностей ЕИТКС, с помощью информационной сети Интернет и иных информационных сетей, с соблюдением требований режима секретности;

в) обсуждение результатов НИР на научно-представительских мероприятиях: конференциях, семинарах, круглых столах и др.;

г) изучение результатов НИР в системе служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск;

д) использование результатов НИР в учебном процессе ведомственных образовательных учреждений.

На втором (основном) этапе внедрения НП осуществляется ее апробация непосредственно в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России.

Основным методом внедрения на данном этапе является использование результатов НИР:

а) при оценке, анализе и прогнозе оперативной обстановки;

б) при планировании и выработке управленческих решений;

в) в ведомственном и ином нормотворчестве;

г) при выполнении функций, возложенных на подразделения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

На третьем (заключительном) этапе внедрения подводятся итоги, обобщаются и анализируются результаты использования НП в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, вырабатываются предложения о целесообразности заказа дополнительных НИР, планируются мероприятия по дальнейшему распространению НП и опыта ее использования.

Ответственными за внедрение НП определены подразделения МВД России, заказавшие проведение НИР.

К новациям проекта приказа относится и определение конкретного срока внедрения. Заказчик будет обязан в течение одного года с момента подписания акта приемки НП осуществить ее внедрение и направить акт внедрения разработчику ННТП.

Кроме того, не реже одного раза в полугодие заказчик должен информировать исполнителя НИР о ходе и результатах внедрения заказанной НП.

Учитывая проблемы и недостатки в организации и осуществлении научно-методического обеспечения деятельности ОВД, выявленные сотрудниками ФГКУ «ВНИИ МВД России» в ходе ранее состоявшихся служебных командировок, особое внимание в проекте приказа было уделено созданию и функционированию научно-методических подразделений (отделов, отделений, групп) департаментов, главных управлений, управлений МВД России, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, УТ МВД России по федеральным округам.

К ведению таких подразделений, по мнению авторов проекта приказа, следует отнести: организацию и непосредственное проведение апробации и внедрения НП в оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел и служеб-но-боевую деятельность внутренних войск МВД России; организацию обучения личного состава в системе профессиональной и служебной подготовки научно разработанным приемам и методам работы; обеспечение распространения передового опыта использования НП в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России; осуществление контроля за состоянием информационных фондов и принятие мер по их эффективному использованию; информирование руководства в установленном поряд-

16

Н п

ке о результатах внедрения НП и эффективности ее влияния на решение оперативно-служебных и служебно-боевых задач; принятие непосредственного участия в подготовке планово-отчетной документации по внедрению НП.

В проекте приказа немало других новаций. К примеру, регламентированы вопросы материального стимулирования труда ученых, совершенствования планирования научной деятельности и многое другое.

По решению руководства Министерства вышеуказанный проект нормативного правового акта, кстати, согласованный с целым рядом подразделений центрального аппарата, был направлен в рабочую группу по реформированию МВД России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что в современных условиях эффективность деятельности сотрудников органов внутренних дел не только зависит от их профес-

сиональных и личных качеств, но и во многом определяется ее научно-методическим обеспечением, автору статьи остается надеяться, что проект данного нормативного правового акта МВД России не останется «под сукном», а после реформирования Министерства будет успешно реализован в деятельности полиции.

1 Настоящая работа подготовлена с использованием СПС КонсультантПлюс.

2 Далее - ОВД.

3 Далее - Положение.

4 Далее - Инструкция.

5 Далее - секции.

6 ННТП - научная и научно-техническая продукция.

7 Далее - коллегия.

8 Далее - проект приказа.

9 Далее - НП.

10 Далее - НИР.

и и Ы

э о

а С

О

оа

<

а С

ы о

X

оо К

а н и 5 X 5

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.