Научная статья на тему 'Проблемы организации научного обеспечения правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации'

Проблемы организации научного обеспечения правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
908
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научное обеспечение / положительный опыт / полиция / органы внутренних дел. / scientific support / positive experience / police / internal affairs bodies.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А А. Бадин

Впервые закрепленный в отечественной нормотворческой практике Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [1] принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем обусловливает интерес к вопросам научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее – ОВД). Указанная новелла фактически придала императивный характер наметившейся в последние годы тенденции внедрения в правоохранительную деятельность новейших научно-технических разработок в области выявления, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения общественного порядка, «цифровизации» государственных услуг, оказываемых МВД России (далее также – Министерство), широкого использования баз данных и автоматизированных систем обработки информации. Вместе c тем реализация этого принципа на практике требует надлежащей организации научного обеспечения деятельности ОВД, начиная, прежде всего, с определения соответствующего понятийного аппарата, устранения пробелов и коллизий в правовом регулировании. Цель настоящего исследования заключается в анализе правовых актов, регламентирующих организацию научного обеспечения правоохранительной деятельности ОВД, а также соответствующего понятийного аппарата. На его основе иллюстрируются пробелы и коллизии в правовом регулировании указанной сферы, обусловливающие необходимость комплексной переработки системы ведомственных нормативных правовых актов в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А А. Бадин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC SUPPORT OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The principle of using the achievements of science and technology, modern technologies and information systems enshrined in questions of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation (hereinafter referred to as the first time enshrined in Russian norm-setting practice by Federal Law No. 3-FZ of the Police of February 7, 2011 [1]) ATS). This novelty actually gave the imperative character of the tendency that has emerged in recent years to introduce the latest scientific and technical developments in law enforcement in the field of detection, disclosure and investigation of crimes, ensuring public order, “digitalization” of public services provided by the Russian Ministry of Internal Affairs (hereinafter also the Ministry), a broad use of databases and automated information processing systems. At the same time, the implementation of this principle in practice requires the proper organization of scientific support for the activities of the ATS, starting, first of all, with the definition of an appropriate conceptual framework and the elimination of gaps and conflicts in legal regulation. The purpose of this study is to analyze the legal acts governing the organization of scientific support for law enforcement activities of the ATS, as well as the corresponding conceptual apparatus. On its basis, gaps and conflicts in the legal regulation of this sphere are illustrated, which necessitate a comprehensive revision of the system of departmental regulatory legal acts in this area.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации научного обеспечения правоохранительной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.А. Бадин, начальник

УМВД России по Ленинскому району ГУ МВД России по Московской области (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10162

Аннотация. Впервые закрепленный в отечественной нормотворческой практике Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [1] принцип использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем обусловливает интерес к вопросам научного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД).

Указанная новелла фактически придала императивный характер наметившейся в последние годы тенденции внедрения в правоохранительную деятельность новейших научно-технических разработок в области выявления, раскрытия и расследования преступлений, обеспечения общественного порядка, «цифровизации» государственных услуг, оказываемых МВД России (далее также - Министерство), широкого использования баз данных и автоматизированных систем обработки информации.

Вместе c тем реализация этого принципа на практике требует надлежащей организации научного обеспечения деятельности ОВД, начиная, прежде всего, с определения соответствующего понятийного аппарата, устранения пробелов и коллизий в правовом регулировании.

Цель настоящего исследования заключается в анализе правовых актов, регламентирующих организацию научного обеспечения правоохранительной деятельности ОВД, а также соответствующего понятийного аппарата. На его основе иллюстрируются пробелы и коллизии в правовом регулировании указанной сферы, обусловливающие необходимость комплексной переработки системы ведомственных нормативных правовых актов в этой области.

Ключевые слова: научное обеспечение, положительный опыт, полиция, органы внутренних дел.

Анализируя введение в оборот самого термина «научное обеспечение», следует отметить, что в ведомственных правовых актах он нашел закрепление с изданием Инструкции по организации научного обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД России от 26.10.2001 № 947.

При отсутствии в указанной инструкции определения термина «научное обеспечение», было приведено понятие «организации научного обеспечения деятельности органов внутренних дел» как комплекса организационных мероприятий, направленных на формирование и поддержание на требуемом уровне научных исследований деятельности ОВД.

Не останавливаясь на оценке субъективного характера формулировки «требуемого уровня», отметим лишь, что приведенное позволяет сделать вывод об ассоциации научного обеспечения только с проведением научных исследований. Соглашаясь, что это является существенной частью научного обеспечения, тем не менее, сами по себе исследования не представляют практической значимости без внедрения их результатов в деятельность ОВД, а вопросы апробации и внедрения затрагивались указанным правовым актом лишь фрагментарно.

В этой связи логичным развитием теоретико-правовых основ научного обеспечения деятельности ОВД представляется издание приказа МВД России от

28.12.2005 № 1055 «Об организации научного обеспечения и распростране-ния передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России».

В этом нормативном правовом акте понятие «научного обеспечения» также не раскрывалось, однако, среди прочего, им была утверждена Инструкция о порядке внедрения научной продукции в деятельность ОВД.

Впервые в ведомственном правовом акте определение анализируемого термина было сформулировано в Положении об основах организации научного обеспечения в системе МВД России [3] как «организованная установленным образом в пределах предоставленных полномочий научная деятельность и научно-техническая деятельность подразделений системы МВД России, направленная на повышение эффективности выполнения поставленных перед ними задач и осуществления возложенных функций».

В свою очередь научная (научно-исследовательская) деятельностью это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, научных результатов в сфере внутренних дел, в том числе фундаментальные и прикладные научные исследования, а научно-техническая деятельность это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы в органах внутренних дел.

С учетом имеющихся определений фундаментальных и прикладных исследований считаем существующее деление не оптимальным. В силу преимущественно теоретического характера фундаментальных исследований и направленности на пополнение общего массива знаний их специфику отграничить не сложно. Однако, определение прикладных исследований как исследований, направленных ... на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, возложенных на органы внут-

ренних дел, с учетом приведенной ранее формулировки научно-технической деятельности не позволяют выявить их очевидное различие.

Помимо проблем теоретического характера, связанных с обеспечением терминологической чистоты, остаются пробелы и коллизии в правовом регулировании научного обеспечения правоохранительной деятельности ОВД, которые негативно влияют на ее организацию и эффективность.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [2], в состав ОВД входят, в том числе, научные организации системы МВД России. Одной из них является ФГКУ «ВНИИ МВД России». Цель его деятельности - научное и научно-методическое обеспечение деятельности органов внутренних дел. При этом полномочия по организации научного обеспечения деятельности ОВД Министерству не предоставлены, что, по нашему мнению, вызывает необходимость внесения соответствующих дополнений в Положение о МВД России.

С коллизиями правового характера связана неопределенность полномочий отдельных субъектов научного обеспечения. Так, в соответствии с Положением о выявлении, применении и распространении положительного опыта [3] решения Совета МВД России по научно-гуманитарному обеспечению и положительному опыту в ОВД (далее - Совет) носят обязательный характер. Вместе с тем Положением о Совете [4] определено, что его решения носят рекомендательный характер.

Необходимо отметить, что последние два упомянутых правовых акта регулируют большую часть вопросов научного обеспечения деятельности ОВД. Один из них - приказ МВД России от 18.03.2013 № 150 «Об организации научного обеспечения и применения положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации» [3], который утвердил Положение об основах организации научного обеспечения, Типовое положение о научно-практической секции, Инструкцию о порядке внедрения научной и научно-технической продукции в деятельность

ОВД, а также урегулировал ряд других вопросов.

С ним тесно связан второй правовой акт - приказ МВД России от 01.04.2016 № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» [4], которым, среди прочего, утверждено Руководство по осуществлению научной (научно-исследовательской) деятельности в ОВД.

При этом частично вопросы осуществления этого вида деятельности также регламентируется приказом МВД России от 18.03.2013 № 150. В этой связи нельзя не отметить несовершенство правового регулирования вопросов научного обеспечения деятельности ОВД.

Отдельные положения последних двух названных приказов дублируются, а иногда противоречат друг другу.

Так, пункт 8 приложения №1 к приказу МВД России от 01.04.2016 № 155 дублирует пункт 42 приложения №1 к приказу МВД России от 18.03.2013 № 150. Обе нормы возлагают полномочия по координации научной (научно-исследовательской) деятельности в ОВД на ФГКУ «ВНИИ МВД России».

150 к числу участников научной деятельности отнесены научно-практические секции подразделений центрального аппарата Министерства и терорганов, а приказом МВД России от 01.04.2016 № 155 - подразделения центрального аппарата Министерства и терорганы в целом.

Кроме того, первым из них заказчики научной продукции отнесены к участникам научной деятельности, а согласно второму заказчики в перечень основных участников не включены.

Также этими приказами регулируются схожие вопросы организации научного обеспечения, а именно планирования научной деятельности и приемки результатов научных исследований, что создает предпосылки для возникновения конкуренции правовых норм.

По нашему мнению пробелы и коллизии в правовом регулировании организации научного обеспечения правоохранительной деятельности ОВД являются сдерживающим фактором в повышении эффективности этого вида деятельности, а выявленные проблемы обусловливают необходимость комплексной переработки системы ведомственных нормативных правовых актов в указанной сфере.

Приказом МВД России от 18.03.2013 №

Библиографический список

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции».

2. Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации».

3. Приказ МВД России от 18.03.2013 № 150 «Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации».

4. Приказ МВД России от 01.04.2016 № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации».

5. Анисимов А.П., Трофимов Д.А. О проблемах организации зонального контроля и повышения эффективности инспекторских проверок территориальных органов МВД России на районном уровне // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2019. - № 4. - С. 59-62.

6. Трофимов Д.А. Отдельные вопросы организационного проектирования территориальных органов МВД России на транспорте // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - №2. - С. 45-49.

PROBLEMS OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC SUPPORT OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE BODIES OF THE INTERNAL AFFAIRS OF

THE RUSSIAN FEDERATION

A.A. Badin, Chief

Ministry of Internal Affairs of Russia in the Leninsky district of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Moscow Region (Russia, Moscow)

Abstract. The principle of using the achievements of science and technology, modern technologies and information systems enshrined in questions of scientific support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation (hereinafter referred to as the first time enshrined in Russian norm-setting practice by Federal Law No. 3-FZ of the Police of February 7, 2011 [1]) ATS).

This novelty actually gave the imperative character of the tendency that has emerged in recent years to introduce the latest scientific and technical developments in law enforcement in the field of detection, disclosure and investigation of crimes, ensuring public order, "digitalization " ofpublic services provided by the Russian Ministry of Internal Affairs (hereinafter also the Ministry), a broad use of databases and automated information processing systems.

At the same time, the implementation of this principle in practice requires the proper organization of scientific support for the activities of the ATS, starting, first of all, with the definition of an appropriate conceptual framework and the elimination of gaps and conflicts in legal regulation.

The purpose of this study is to analyze the legal acts governing the organization of scientific support for law enforcement activities of the ATS, as well as the corresponding conceptual apparatus. On its basis, gaps and conflicts in the legal regulation of this sphere are illustrated, which necessitate a comprehensive revision of the system of departmental regulatory legal acts in this area.

Keywords: scientific support, positive experience, police, internal affairs bodies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.