Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование требований к организации питания в общеобразовательных организациях'

Административно-правовое регулирование требований к организации питания в общеобразовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административно-правовое регулирование / организация питания / дети / общеобразовательные организации / качество питания / школы / administrative and legal regulation / catering / children / general education organizations / food quality / schools

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхуллина Н. В.

В статье рассматриваются вопросы административно-правового регулирования требований к организации питания в общеобразовательных организациях. Аргументируется актуальность и практическая значимость указанной темы. Отмечается, что соблюдение требований к организации питания в общеобразовательных организациях должно распространяться как на поставщиков в части поставки продуктов высокого качества, так и на заказчиков, которые должны контролировать предоставление детям питания, отвечающего требованиям качества. Анализируются Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» с позиции осуществления контроля. Автор отстаивает позицию, согласно которой нельзя отождествлять аспекты фактического предоставления качественного питания в школах и восприятия питания несовершеннолетними, поскольку предоставленное питание может отвечать стандартам качества, однако не удовлетворять вкусовым особенностям детей. Различие таких аспектов рассматривается автором как противоречие, устранять которое необходимо с использованием административно-правовых средств и юридических инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шайхуллина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regulation of requirements to catering in general education organizations

The article discusses the issues of administrative and legal regulation of requirements for catering in general education organizations. The relevance and practical significance of this topic is argued. It is noted that compliance with the requirements for catering in general education organizations should apply both to suppliers in terms of the supply of high quality products and to customers who should control the provision of food to children that meets quality requirements. Methodological recommendations MR 2.4.0179-20 on catering for students of general education organizations are analyzed from the standpoint of monitoring. The author defends the position that it is impossible to identify the aspects of the actual provision of quality nutrition in schools and the perception of nutrition by minors, since the food provided may meet quality standards, but not satisfy the taste of children. The difference between such aspects is considered by the author as a contradiction, which must be eliminated using administrative and legal means and legal instruments

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование требований к организации питания в общеобразовательных организациях»

УДК 342.951

Административно-правовое регулирование требований к организации питания в общеобразовательных организациях

Н.В. Шайхуллина

Администрация Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Уфа, Российская Федерация shaykhullina1@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы административно-правового регулирования требований к организации питания в общеобразовательных организациях. Аргументируется актуальность и практическая значимость указанной темы. Отмечается, что соблюдение требований к организации питания в общеобразовательных организациях должно распространяться как на поставщиков в части поставки продуктов высокого качества, так и на заказчиков, которые должны контролировать предоставление детям питания, отвечающего требованиям качества. Анализируются Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» с позиции осуществления контроля. Автор отстаивает позицию, согласно которой нельзя отождествлять аспекты фактического предоставления качественного питания в школах и восприятия питания несовершеннолетними, поскольку предоставленное питание может отвечать стандартам качества, однако не удовлетворять вкусовым особенностям детей. Различие таких аспектов рассматривается автором как противоречие, устранять которое необходимо с использованием административно-правовых средств и юридических инструментов.

Ключевые слова: административно-правовое регулирование, организация питания, дети, общеобразовательные организации, качество питания, школы.

Для цитирования: Шайхуллина Н.В. Административно-правовое регулирование требований к организации питания в общеобразовательных организациях // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 73-77.

Administrative and legal regulation of requirements to catering in general education organizations

N.V. Shaikhullina

Administration of the Kirovsky district of the urban district City of Ufa Republic of Bashkortostan, Ufa, Russian Federation shaykhullina1@mail.ru

Abstract. The article discusses the issues of administrative and legal regulation of requirements for catering in general education organizations. The relevance and practical significance of this topic is argued. It is noted that compliance with the requirements for catering in general education organizations should apply both to suppliers in terms of the supply of high quality products and to customers who should control the provision of food to children that meets quality requirements. Methodological recommendations MR 2.4.0179-20 on catering for students of general education organizations are analyzed from the standpoint of monitoring. The author defends the position that it is impossible to identify the aspects of the actual provision of quality nutrition in schools and the perception of nutrition by minors, since the food provided may meet quality standards, but not satisfy the taste of children. The difference between such aspects is considered by the author as a contradiction, which must be eliminated using administrative and legal means and legal instruments.

Keywords: administrative and legal regulation, catering, children, general education organizations, food quality, schools.

For citation: Shaikhullina N.V. Administrative and legal regulation of requirements for catering in general education organizations // Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 73-77.

Административно-правовое регулирование требований к организации питания в общеобразовательных организациях в на-

стоящее время нуждается в совершенствовании - подзаконных, нормативных правовых актов, а также правил, регулирующих

порядок и условия предоставления питания детям в школах.

Актуальность темы, относящейся к административно-правовому регулированию данных вопросов, обусловлена рядом причин. К основной необходимо отнести недостаточно высокое качество поставляемых в школы продуктов питания. По данным общероссийского общественного движения «Народный фронт» за 2024 год, с начала учебного года еженедельно поступает более 100 обращений, из которых жалобы на плохую организацию питания являются самыми распространенными. 31 % родителей жалуются на некачественную еду и около 15 % - на плохой состав меню [1]. Между тем подавляющее большинство родителей - 88,1 % - не предпринимали попытки жаловаться на качество еды в школьных столовых в вышестоящие органы; только 11,9 % делали это [2].

Как представляется, данная проблема обусловлена несколькими факторами. В основном поставщики продуктов питания в образовательные организации заинтересованы в закупке продуктов по низкой цене, поскольку это обстоятельство обусловлено фактором современной конкуренции на рынке предоставления услуг государственным и муниципальным образовательным организациям, при которых поставщикам продуктов питания выгодно их закупать по более низкой стоимости, чтобы получить максимальную прибыль, особенно в случаях, когда такими поставщиками являются коммерческие организации.

Проблема предоставления качественного питания обусловлена использованием так называемой аутсорсинговой системы, при которой на основании договорных отношений муниципальная организация передает функции по предоставлению услуг питания другой организации, действующей согласно нормам отдельных видов экономической деятельности в сфере предоставления услуг питания. Вместе с тем организации, предоставляющие услуги в сфере питания, никак не связаны с образователь-

ным процессом, и в основном организации-поставщики продуктов питания нацелены на выполнение услуг по поставке продуктов в школы с целью получения прибыли от основного их вида деятельности.

Совершенно очевидно, что продукты питания, поставляемые в школы, должны отвечать самым высоким требованиям качества, поскольку такие продукты поставляются специальным субъектам - детям; употребление в пищу дешевых продуктов может негативно повлиять на их здоровье. В этом смысле соблюдение требований к организации питания в общеобразовательных организациях должно распространяться как на поставщиков в части поставки продуктов высокого качества, так и на заказчиков, которые должны контролировать предоставление детям питания, отвечающего требованиям качества.

С позиции административно-правового регулирования соблюдения требований к организации питания в общеобразовательных организациях в законодательстве установлена административная ответственность по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1 (далее - КоАП РФ) за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения. По смыслу данной нормы за нарушение указанных требований в различных специально оборудованных местах, таких как столовые, кафе, рестораны и т. п., предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности организации, предоставляющей услуги питания. Кроме этого, ответственность по статье 6.6 КоАП РФ распространяется на случаи, когда нарушение санитарных, эпидемиологических требований выразилось в действиях по приготовлению пищи, не отвечающей таким требованиям, равно как и на действия по хранению и реализации продуктов питания и напитков, не отвечающих требованиям качества.

Согласно требованиям части 2 статьи 17

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 5 января 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 1.

Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания в образовательных организациях должно быть обеспечено соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека1. Это означает, что в школах должно предоставляться питание с учетом физиологических особенностей детей, которым могут быть противопоказаны некоторые виды продуктов и напитков.

Однако могут ли должностные лица, отвечающие за организацию предоставления питания в школах знать те или иные физиологические особенности детей, особенно когда речь идет о состоянии их здоровья? В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в установленных настоящей статьей случаях2. Вопросы питания к таким случаям не относятся. Причем, хотя за разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, предусмотрена ответственность по статье 13.14 КоАП РФ и статье 137 Уголовного кодекса Российской Федерации3, безнравственные люди все же распространяют информацию о том или ином состоянии человека, не понимая последствий своих аморальных поступков. Произвольное перераспределение накопленной информации о том, что склонны скрывать другие, может нанести значительный вред членам сообщества [3, с. 136].

Так в чем же заключается позиция законодателя относительно вопроса о соблюдении научно обоснованных физиологических норм при предоставлении питания несовершеннолетним? Представляется, что речь

идет о нормировании питания, которое должно соблюдаться с учетом государственных стандартов.

В соответствии с Методическими рекомендациями МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций»4 в школах должно предоставляться горячее питание. Его основу должны составлять свежие продукты. Согласно данным методическим рекомендациям общеобразовательная организация является ответственным субъектом за качество питания. Критически следует отнестись к положению о том, что в данных рекомендациях ответственность предусмотрена в части предоставления горячего питания (п. 4.1.). По замыслу разработчиков анализируемых методических рекомендаций юридические лица и индивидуальные предприниматели, поставляющие продукты питания в школы, должны обеспечивать поставку качественных продуктов питания. При этом должен быть организован производственный (лабораторный) контроль качества готовой продукции, который осуществляет уполномоченный орган государственной власти (Роспотребнадзор).

Однако в соответствии с нормами действующего законодательства основаниями проверки качества питания в школах являются: а) наличие сведений о причинении вреда или угрозе такого причинения ввиду ненадлежащего обеспечения питания детей; б) наступление сроков проведения контрольных мероприятий; в) поручения Президента Российской Федерации; г) меры прокурорского реагирования; д) истечение сроков исполнения предписаний Роспотреб-надзора; е) наступление событий, связанных с фактами нарушения законодательства. Это означает, что в основном государственный контроль за состоянием предоставления ка-

1 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 24 июля 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

2 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 (ред. от 25 декабря 2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 5 января 2024 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

4 Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» (утв. 18 мая 2020 г.) // Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 10.01.2024).

чественного питания в школах обусловлен факторами заявительного порядка, плановых действий уполномоченных органов государственной власти, наступления неблагоприятных событий ввиду ненадлежащего исполнения законодательства об охране здоровья граждан. Само по себе отсутствие каких-либо сведений о нарушении требований к организации питания в общеобразовательных организациях не свидетельствует о неэффективности государственного или муниципального контроля за данной областью общественных отношений.

Вместе с тем вопросы о предоставлении качественного питания в школах и восприятия питания детьми нельзя отождествлять, поскольку предоставленное горячее питание может отвечать стандартам качества, однако не удовлетворять вкусовым особенностям детей. Такое противоречие - одна из причин обращений родителей на неудовлетворительное качество питания, предоставляемого несовершеннолетним в общеобразовательных организациях. С целью решения таких противоречий, согласно анализируемым методическим рекомендациям, образовательными организациями привлекаются заинтересованные лица - родители обучающихся. Однако в рассматриваемом документе ничего не сказано о том,

каким образом педагогический состав и родители школьников должны решать эти вопросы.

Возможно, на уровне муниципальных нормативных правовых актов следует установить особенности осуществления общественного контроля [4, с. 221] за состоянием организации питания, расходованием финансовых средств на эти цели. Поскольку несовершеннолетние по общему правилу относятся к специальным субъектам, т. к. в отношении них должны быть обеспечены все меры и средства сохранения их жизни и здоровья, целесообразно дополнить отдельной диспозицией статью 6.6 КоАП РФ административной ответственностью за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания детей в общеобразовательных учебных заведениях, таким образом усилив административную ответственность за такие действия (бездействие) в отношении специальных субъектов права. По справедливому замечанию А.Ю. Соколова, расширение круга административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами, диктует необходимость модернизации системы административных наказаний посредством введения новых мер, которые могут быть более эффективными, чем существующие [5, с. 31].

Список литературы

1. Народный фронт рассказал о жалобах родителей на школьное питание // Российская газета. 2024. 12 марта.

2. Почему ученики в России не хотят есть в школьных столовых // Газета.ги. 2023. 31 октября.

3. Wert S.R., Salovey P. A Social Comparison Account of Gossip // Review of General Psychology. 2004. № 8 (2). P. 122-137.

4. Шайхуллин М.С. Общественный контроль как гарантия развития местного самоуправления // Проблемы реализации общественного контроля на уровне местного самоуправления : сборник материалов Международной научно-практической конференции / отв. ред. Т.Н. Михеева. 2016. 300 с.

5. Соколов А.Ю. Правовая политика в сфере модернизации системы административных наказаний // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 3. С. 27-36.

References

1. Narodnyj front rasskazal o zhalobah roditelej na shkol'noe pitanie // Rossijskaya gazeta. 2024. 12 marta.

2. Pochemu ucheniki v Rossii ne hotyat est' v shkol'nyh stolovyh // Gazeta.ru. 2023. 31 oktyabrya.

3. Wert S.R., Salovey P. A Social Comparison Account of Gossip // Review of General Psychology. 2004. № 8 (2). P. 122-137.

4. Shaikhullin M.S. Obshchestvennyj kontrol' kak garantiya razvitiya mestnogo samoupravleniya // Problemy realizadi obshchestvennogo kontrolya na urovne mestnogo samoupravleniya : sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. T.N. Miheeva. 2016. 300 s.

5. Sokolov A.Yu. Pravovaya politika v sfere modernizacii sistemy administrativnyh nakazanij // Pravovaya politika i pravovaya zhizn'. 2022. № 3. S. 27-36.

Информация об авторе (авторах): Шайхуллина Наталья Викторовна, ведущий специалист Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (450059, Россия, Уфа, ул. Р. Зорге, 20).

Information about the author(s): Shaikhullina Natalya Viktorovna, leading specialist of the Administration of the Kirovsky district of the urban district of the city of Ufa of the Republic of Bashkortostan (450059, Russia, Ufa, R. Zorge St., 20).

Статья поступила в редакцию 11.01.2024; одобрена после рецензирования 07.03.2024; принята к публикации 08.05.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 11.01.2024; approved after 07.03.2024 review; accepted for publication 08.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.