Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов экологической безопасности'

Административно-правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов экологической безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая безопасность / субъекты РФ / устойчивое развитие / социальная политика / безопасность / КоАП РФ / административная ответственность / : environmental safety / subjects of the Russian Federation / sustainable development / social politics / security / Code of Administrative Offenses of the Russian Federation / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Камиль Арифович Султанов

Анализируется социально-экологическое состояние субъектов России через призму устойчивого развития. Приведены факторы и определение административно-правового регулирования в указанной сфере. Рассмотрены современные исследования экологической безопасности. Отражены результаты опроса российских граждан различных регионов о состоянии окружающей среды. Предложены рекомендации по совершенствованию экологической безопасности регионов. Обозначены социальные факторы развития законодательства Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в области назначения административной ответственности. По результатам исследования представлены соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Камиль Арифович Султанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regulation of environmental safety issues by the subjects of the Russian Federation

The socio-ecological state of the subjects of Russia is analyzed through the prism of sustainable development. The factors and definition of administrative and legal regulation in this area are given. Modern studies of environmental safety are considered. The results of a survey of Russian citizens of various regions on the state of the environment are reflected. Recommendations for improving the environmental safety of the regions are proposed. The social factors of the development of the legislation of the Russian Federation and its subjects, including in the field of assigning administrative responsibility, are outlined. According to the results of the study, the relevant conclusions are presented.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов экологической безопасности»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342.92

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-223-227 EDN: https://elibrary.ru/vnadvw NIION: 2003-0059-5/23-810 MOSURED: 77/27-003-2023-05-009

Административно-правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов экологической безопасности

Камиль Арифович Султанов

Государственный университет управления, Москва, Россия, mpkr@mail.ru

Аннотация. Анализируется социально-экологическое состояние субъектов России через призму устойчивого развития. Приведены факторы и определение административно-правового регулирования в указанной сфере. Рассмотрены современные исследования экологической безопасности. Отражены результаты опроса российских граждан различных регионов о состоянии окружающей среды. Предложены рекомендации по совершенствованию экологической безопасности регионов. Обозначены социальные факторы развития законодательства Российской Федерации и ее субъектов, в том числе в области назначения административной ответственности. По результатам исследования представлены соответствующие выводы.

Ключевые слова: экологическая безопасность, субъекты РФ, устойчивое развитие, социальная политика, безопасность, КоАП РФ, административная ответственность

Для цитирования: Султанов К. А. Административно-правовое регулирование субъектами Российской Федерации вопросов экологической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 5. С. 223-227. https://doi.org/10. 24412/2073-0454-2023-5-223-227. EDN: VNADVW.

Original article

Administrative and legal regulation of environmental safety issues by the subjects of the Russian Federation

Kamil A. Sultanov

State University of Management, Moscow, Russia, mpkr@mail.ru

Abstract. The socio-ecological state of the subjects of Russia is analyzed through the prism of sustainable development. The factors and definition of administrative and legal regulation in this area are given. Modern studies of environmental safety are considered. The results of a survey of Russian citizens of various regions on the state of the environment are reflected. Recommendations for improving the environmental safety of the regions are proposed. The social factors of the development of the legislation of the Russian Federation and its subjects, including in the field of assigning administrative responsibility, are outlined. According to the results of the study, the relevant conclusions are presented.

Keywords: environmental safety, subjects of the Russian Federation, sustainable development, social politics, security, Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, administrative responsibility

For citation: Sultanov K. A. Administrative and legal regulation of environmental safety issues by the subjects of the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(5):223-227. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-5-223-227. EDN: VNADVW.

Согласно основному закону Российской Федерации — Конституции РФ, все имеют право на благоприятную экологическую окружающую среду (ст. 42). При этом по аналогии с административным законодательством вопросы охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Причем вопросы экологической безопасности находятся в прямой зависимости от финансирования соответ-

© Султанов К. А., 2023

ствующих бюджетов и уровня социально-экономического развития.

Уровень развития социально-экономической политики и условия, предоставляемые для ведения бизнеса, а также эффективное использование природных, географических и исторических преимуществ оказывают существенное влияние на укрепление позиций территориальных субъектов Российской Федерации. Идея социально-экологического положения регионов подразумевает совокупность показа-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

телей отдельных субъектов, а также наличие их сильных сторон: исторических, географических, ресурсных или промышленных. Все они напрямую влияют на устойчивое развитие региона. Многие авторы отмечают, что уровень социально-экологического развития региональных территорий зависит от таких факторов, как:

♦ климатические условия, географическое положение и социально-экономический потенциал;

♦ преобладающие характерные черты социальной культуры и устоявшиеся традиции и нормы;

♦ федеральная и региональная политика, которая решает социально-экологические проблемы регионов [3].

Неоднородность социально-экологического развития региона привела к акценту на подходах к обеспечению устойчивого развития. Термин «устойчивое развитие» рассматривается учеными с двух сторон. В более узком смысле акцент делается на экологических аспектах. Это широко рассматривается как согласованный, сбалансированный рост подсистем экономической, экологической и социальной сфер, направленный на поддержку и удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений. В целом под устойчивым развитием региона понимается обеспечение стабильности социальной и экономической составляющих, комплексное развитие производственных мощностей и социальных отношений, обеспечение достойного уровня жизни и самореализации населения, а также поддержание и оптимизация использования ресурсов [2].

Международные организации и отдельные страны в настоящее время имеют определенный теоретический и практический опыт разработки показателей устойчивого развития, которые необходимо учитывать, в том числе для обеспечения экологической безопасности. Индикаторы и их системы довольно разнообразны и часто имеют очень сложную систему таковых.

Различные государственные и общественные организации, научно-исследовательские институты и агентства в России осуществляют формирование рейтингов, оценивающих различные социально-экологические аспекты развития:

1) эксперты рейтингового агентства «РИА Рейтинг» ежегодно, начиная с 2013 г., составляют рейтинг регионов Российской Федерации по уровню качества жизни;

2) с 2000 г. «Интерфакс-ЭРА» составляет рейтинги фундаментальной экологической и энергетической эффективности.

3) довольно объемный эколого-экономический индекс регионов составляется Всемирным фондом охраны природы WWF России.

При расчете показателей обозначенного выше индекса отражается экологическая ситуация в регионах Российской Федерации и эколого-экономическая устойчивость их развития. С 2008 г. четыре раза в год публикуется экологический рейтинг субъектов Российской Федерации, который разрабатывается Общественной организацией «Зеленый патруль» при поддержке Фонда Президентских грантов. Целью проекта является проведение общественного мониторинга и сравнительной оценки регионов Российской Федерации в области экологической безопасности и охраны окружающей среды [4].

В целом, сравнивая все перечисленные методы и рейтинги, основными критериями устойчивого развития можно назвать:

♦ социальный баланс;

♦ поддержание баланса в вопросах охраны окружающей среды;

♦ обеспечение разнообразных перспективных условий для жизнеобеспечения будущих поколений.

Исследования также высветили одну из самых тревожных современных проблем — поддержание баланса в вопросах охраны окружающей среды. Эта проблема стоит остро, поскольку совершенно очевидно, что экологический баланс нарушен. Обозначенное вызвано современным уровнем развития промышленного сектора, а также недостаточно продуманным внедрением всевозможных инновационных технологий, которые, при всех положительных аспектах, к сожалению, очень сильно способствуют разрушению экологического баланса, что негативно сказывается на экологической обстановке в регионах и в стране в целом.

То, что происходит сейчас с окружающей средой во всем мире, без преувеличения можно охарактеризовать как социально-экологический кризис. Баланс между природными факторами и деятельностью человека практически полностью нарушен. И степень подобного нарушения отличается в зависимости от последствий последнего.

Согласно отчету Всемирного фонда дикой природы «Живая планета» за 2021 г., глобальный индекс

JURISPRUDENCE

живой планеты продолжает снижаться. Он показывает среднее сокращение численности популяций млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и рыб на 68 % в период с 1970 по 2016 гг. Данные программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде показывают, что в расчете на человека глобальный запас природного капитала сократился почти на 40 % с начала 1990-х гг., в то время как произведенный капитал удвоился, а человеческий капитал увеличился на 13 % [5].

Бездумное поведение людей по отношению к окружающей среде приводит к экологической катастрофе. Существует много причин нарушения экологического баланса:

♦ масштабное строительство жилья в городах, которое связано с вырубкой лесов;

♦ увеличение количества транспортных средств, что способствует накоплению смога и углекислого газа (что, в свою очередь, провоцирует рост заболеваемости среди граждан);

♦ отсутствие эффективных способов разделения отходов и производственных мощностей для их переработки;

♦ слабо развитое внедрение безотходного производства и т. д.

В России за период с 2010 по 2022 гг. наблюдается постепенное снижение негативного воздействия на окружающую среду, которого, по мнению ученых, недостаточно для поддержания биологического баланса. В Российской Федерации за обозначенный период наблюдается среднегодовое снижение забора воды из природных источников (-1,5 %), сброса загрязненных сточных вод (-3 %), выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух из стационарных источников (-1 %). В то же время, объем выбросов загрязняющих веществ из мобильных источников ежегодно увеличивается в среднем на 1,5 %, а объем отходов производства и потребления — на 8,5 %, а это означает, что всего за десять лет количество этих отходов увеличилось более чем в два раза. Как текущие, так и капитальные затраты на охрану окружающей среды значительно увеличиваются с каждым годом, однако необходимо принимать комплексные меры по защите окружающей среды.

Для успешного решения проблем экологического баланса необходимо, чтобы каждый житель планеты понимал, что именно его поведение по от-

ношению к природе, дому или рабочему месту определяет общее экологическое состояние страны.

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в октябре 2022 г., были получены следующие результаты [6]:

1) более половины респондентов (54 %) считают, что за последние два-три года экологическая ситуация в мире скорее ухудшилась;

2) почти такое же количество граждан (53 %) высказали подобное мнение в отношении России,

3) 48 % россиян отметили, что в их регионе экологическая ситуация не изменилась;

4) почти половина граждан (47 %) оценивают экологическую ситуацию в мире на три балла из пяти;

5) респонденты оценили экологию в России на том же уровне (44 %) и в регионах (32 %) [6].

Согласно опросу, наиболее актуальными экологическими проблемами для своего региона из предложенного списка россияне выбрали загрязнение берегов городских и прилегающих водоемов (44 %), загрязнение городских и прилегающих водоемов мусором (43 %), загрязнение городских и прилегающих водоемов промышленными и сточные воды и незаконные рубки леса (по 37 % соответственно), несанкционированные свалки в пределах населенного пункта и в непосредственной близости от него (35 %), загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей (32 %), лесные пожары (31 %) [7].

В контексте улучшения состояния окружающей среды в стране Министерство природных ресурсов и экологии в 2019 г. запустило национальный проект «Экология». Целью проекта является радикальное улучшение экологической ситуации и положительное влияние на здоровье россиян. В этой многосторонней работе участвуют органы власти, исполнители, кураторы федеральных проектов, общественные организации и граждане.

Национальный проект включает в себя девять федеральных проектов. Работы ведутся по пяти направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие, технологии. Продолжительность национального проекта — до 31 декабря 2024 г.

Со своей стороны, различные общественные организации и добровольные движения не застрахованы от социальных и экологических проблем. Например, Общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию» совместно с

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

«Молодежью ОНФ» реализует такие проекты, как: Центр общественного мониторинга ОНФ по вопросам экологии и защиты лесов, Центр мониторинга улучшения городской среды, Эко-забота, «Карта свалок» и «Карта мертвых дорог» [1]. В свою очередь, молодое поколение этого движения помогает в реализации экологических акций «Спаси лес», «Жизнь, лес» и т. д.

В 2008 г. в Эстонии, а десять лет спустя и в России был запущен гражданский проект «Давайте сделаем это!». Его цель — объединить общество, правительство, бизнес и СМИ в одну команду для очистки природы от мусора и сохранения чистоты. В 2022 г. около 5 % населения Российской Федерации приняли участие в уборке, что, безусловно, привлекает внимание к проблемам мусора, сокращению потребления, внедрению энергосберегающих технологий, раздельному сбору и повышению социальной ответственности.

Важно отметить, что при рассмотрении социально-экономического положения регионов в контексте теории устойчивого развития также актуален вопрос социального баланса, который обеспечивает снижение социальной напряженности. В этой связи важно подчеркнуть, что социальная структура каждого региона страны напрямую зависит от занятости граждан; именно продуманная политика обеспечения населения рабочими местами, с одной стороны, является предпосылкой финансовой стабильности граждан; с другой стороны, она формирует сбалансированную структуру рабочих мест во всех видах экономической деятельности и, соответственно, снижает градус социальной напряженности в обществе.

Региональные программы обеспечения занятости должны учитывать:

♦ потребность в специалистах;

♦ возможности для их переподготовки;

♦ использование всех видов поддержки (предоставление местных льгот, субсидий, льготного кредитования и т. д.).

Реализация программ должна способствовать развитию малого и среднего бизнеса, а также развитию молодежного предпринимательства. Рассматривая проблему социального баланса важно подчеркнуть, что, помимо обеспечения населения рабочими местами, необходимо стратегически развивать такие направления, как:

♦ поддержка молодежных прогрессивных инициатив;

♦ расширение доступности социальных услуг (здравоохранение, образование, организация культуры и досуга) на основе постоянного улучшения качества этих услуг;

♦ улучшение жилищных условий за счет внедрения программ ипотечного кредитования с учетом уровня жизни граждан региона.

Социально-экологическое положение регионов напрямую зависит от деятельности подрастающего поколения. Молодые люди — это будущее страны, и от их стартовых позиций зависит не только развитие региональной экономики, но и интеллектуальный потенциал страны в целом.

Влияние правительственных процессов непосредственно отражается на регионах. При этом основой формирования является экологическая безопасность, которая определяет уровень качества всей социальной сферы, вероятность сокращения использования ресурсов окружающего мира и наличие возможностей для будущих поколений.

В построении устойчивого развития приоритет должен быть отдан обеспечению комфорта во всех сферах жизни, а именно такому показателю, как безопасность окружающей среды, который оказывает существенное влияние на общественную и государственную деятельность. Качество жизни является ключевой сферой, позволяющей достичь социальной безопасности государства, а также формирования его научно-технического и человеческого потенциала.

Таким образом, приоритетный характер социально-экологического развития региона определяет устойчивость последнего, поскольку стабильность, постоянство всех направлений позволяет укреплять общественные отношения, системно повышать роль производительных сил, положительно способствовать нравственному и духовному развитию населения, предоставлять возможности для увеличения человеческого капитала, рационально использовать природные и другие виды ресурсов.

Основными показателями устойчивости социально-экологического развития регионов являются:

1) достойное качество жизни граждан и их безопасность;

2) равные возможности для удовлетворения всех жизненно важных потребностей каждого члена общества;

JURISPRUDENCE

3) положительные тенденции в экологической составляющей.

Сочетание этих показателей обеспечивает, при их гармоничном сочетании, достойный уровень жизни людей в настоящем и создает платформу для будущих поколений. Конечно, решающую роль в этом играет стабильность социально-экологического развития страны в целом.

Основным предупреждающим фактором нарушений вопросов экологической безопасности является инструментарий субъектов Российской Федерации в виде назначения административных наказаний. При этом законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях не должно вступать в противоречие с федеральным законодательством.

Список источников

1. Куценко В. В., Цховребов Э. С., Сидоренко С. Н., Церенова М. П., Киричук А. А. Проблемы обеспечения экологической безопасности региона // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2019. № 2. С. 78-84.

2. Удовик Е. Э. Устойчивое развитие региона // Структурная и технологическая трансформация России: проблемы и перспективы. От плана ГОЭЛРО до наших дней. 2021. № 1. С. 1-7.

3. Яндыганов Я. Я., Власова Е. Я., Никулина Н. Л. Экологическая безопасность региона (со-циально-эколого-экономический аспект) // Экономика региона. 2020. № 3. С. 11-18.

4. Официальный сайт Общественной организации «Зеленый патруль» // URL://https://xn--80ajagmk dntlvn2hva.xn--p1ai/projects.

5. Официальный сайт ВВФ // URL://https://www. wwf.eu/

6. Официальный сайт ВЦИОМ // URL://https:// wciom.ru/

7. Султанов К. А. Административно-правовая охрана окружающей среды в субъектах Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 4. С. 228-231.

References

1. Kutsenko V. V., Tskhovrebov E. S., Sidoren-ko S. N., Tserenova M. P., Kirichuk A. A. Problems of ensuring the ecological safety of the region // Bulletin of the People's Friendship University of Russia. Series: Ecology and life safety. 2019. № 2. P. 78-84.

2. Udovik E. E. Sustainable development of the region // Structural and technological transformation of Russia: problems and prospects. From the GOELRO plan to the present day. 2021. № 1. P. 1-7.

3. Yandyganov Ya. Ya., Vlasova E. Ya., Nikuli-na N. L. Ecological safety of the region (socio-ecological and economic aspect) // Economics of the region. 2020. № 3. P. 11-18.

4. Official website of the Public Organization «Green Patrol» // URL://https://xn--80ajagmkdntlvn2h va.xn--p1ai/projects.

5. Official website of the WWF // URL://https:// www.wwf.eu/

6. Official website of VCIOM // URL://https:// wciom.ru/

7. Sultanov K. A. Administrative and legal protection of the environment in the constituent entities of the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. № 4. Р. 228-231.

Информация об авторе

К. А. Султанов — доцент кафедры публичного права и правового обеспечения управления Государственного университета управления, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K. A. Sultanov — Associate Professor of the Department of Public Law and Legal Support of Management of the State University of Management, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 28.08.2023; одобрена после рецензирования 02.10.2023; принята к публикации 10.10.2023.

The article was submitted 28.08.2023; approved after reviewing 02.10.2023; accepted for publication 10.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.