2014'2(1)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В
ИНТЕРНЕТЕ
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF SECURITY INFORMATION SECURITY IN THE INTERNET
УДК 342.9:004.738.5
Ю.п. КАЛИНЧЕНКО J.P. KALINCHENKO
(Московский областной филиал (The Moscow regional branch Moscow University of Московского университета МВД России) the MIA of Russia)
Аннотация: в статье выявлены и сформулированы обстоятельства, обусловливающие необходимость развития административно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности в Интернете. Рассматривается опыт Республики Беларусь по административно-правовому регулированию обеспечения информационной безопасности в Интернете, рекомендуемый к заимствованию в нашей стране и направленный на укрепление безопасности интернет-пространства, а также обеспечения беспрепятственного использования информационных технологий.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, сеть Интернет, информационная безопасность, административная ответственность, административное правонарушение, интернет-услуги.
Abstract: the article identified and formulated circumstances, driving the need for development of administrative and legal regulation of maintenance of information safety in the Internet. Discusses the experience of the Republic of Belarus on administrative-legal regulation of maintenance of information safety in the Internet, recommended to borrowing in our country and aimed at strengthening the security of the Internet space, and also ensure the unhindered use of information technologies.
Keywords: administrative regulation, the Internet, information security, administrative responsibility, administrative offence, Internet services.
Обращение к теме данного исследования вызвано несколькими обстоятельствами. Во-первых, одной из закономерностей развития современного общества является информатизация, которая представляет собой сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения и обеспечивающая переход от индустриального общества к информационному. В постиндустриальном обществе информация выступает ключевой характеристикой такового общества, основой общественной жизни и существования человека, одной из составляющих социальных ценностей, ресурсом
развития, объединяющей средой. Одним из основных источников получения информации в современном мире является Интернет. Во-вторых, масштабы «поглощения» мирового населения Интернетом и уровень его практического использования. Так, если в 1999 году лишь 153 млн. человек в мире являлись пользователями Сети, то в 2013 году число пользователей Интернета возросло до 2,7 млрд. человек (40% населения Земли) [6]. Говоря об уровне практического использования Интернета, как подчеркнул председатель правления ПИР-Центра М.В. Якушев на конференции в Женеве, посвящённой международной информационной безопасности,
88
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(1)
«следует учитывать, какую важность приобрела глобальная сеть, особенно в связи с колоссальными достижениями в ее развитии и проникновении в мире» [3, с. 186]. В-третьих, нарастает озабоченность вопросами информационной безопасности в Интернете. Виртуальные социальные среды в Интернете - это глобальный источник, приносящий пользу миллиардам людей, но вместе с тем являющийся для них и информационной угрозой. Опрос, размещенный в свободном доступе в социальной сети «Вконтакте», показал, что 56% опрошенных полагают, что Интернет является опасным средством массовой информации и коммуникации и может причинить вред [4, с. 232]. В связи с чем проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность становится всё более острой.
Среди методов обеспечения информационной безопасности системообразующими являются методы нормативно-правового регулирования общественных отношений в информационной сфере, в частности, административно-правового. На данный момент вопросы административно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности в Интернете в России слабо проработаны.
В России на данный момент существует свободная система и достаточно либеральная модель регулирования Интернета. В частности, отсутствуют какие-либо серьезные ограничения на поток информации в Сети, нет цензуры в отношении интернет-транзакций, что, конечно, отличается от ситуации с телевидением или радиовещанием. В России Интернет остается зоной свободных коммуникаций. Более того, политические заявления российского руководства до последнего времени демонстрировали готовность правительства не вводить никаких ограничений на свободу в Интернете.
Сложившаяся ситуация оказывает влияние как на саму информационную безопасность в сети Интернет, так и на правоприменительную практику. Как справедливо отмечает профессор Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина Рассолов Илья Михайлович, «в настоящее время российские судебные органы испытывают определенные трудности при решении споров относительно правонарушений, связанных с Интернетом, а иногда и вовсе не готовы к рассмотрению дел данной категории» [5, с. 166].
Показательным для нашей страны, в плане
административно-правового регулирования обеспечения информационной безопасности в Интернете, представляется опыт Республики Беларусь.
Так, в 2010 году Президентом Республики принят Указ «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» [2]. По мнению автора данной статьи, Указ содержит чёткие стандарты административно-правового регулирования безопасности интернет-пространства, его беспрепятственного использования и может быть успешно применен в нашей стране в качестве базовых норм регламентации информационной безопасности в сетях Интернета на территории России.
Так, например, на наш взгляд, представляет интерес тот факт, что Указом определён специально уполномоченный государственный орган в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет - Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.
В задачи оперативно-аналитического центра входят:
- координация деятельности государственных органов, поставщиков интернет-услуг по обеспечению безопасности информации при использовании информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет;
- определение перечня операторов электросвязи, имеющих право на пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств (осуществляется по согласованию с Президентом Республики Беларусь);
- установление порядка ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению (осуществляется совместно с Министерством связи и информатизации);
- определение порядка регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет, в том числе требований к юридическим лицам, которые планируют осуществлять регистрацию доменных имен, учитывающих их финансово-экономическое положение и технические возможности;
- представление Республики Беларусь в международных организациях по вопросам безопасности использования национального сегмента сети Интернет;
- осуществление иных полномочий в соответствии с Указом и иными законодательными актами [2].
89
2014'2(1)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
В 2011 году в целях реализации норм, предусмотренных Указом «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет», принят Закон Республики Беларусь № 317-3 «О внесении дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» [1], которым в Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь введена статья, устанавливающая административную ответственность за совершение правонарушений при использовании национального сегмента сети Интернет.
Субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, предписывалось следующее: если сети, системы или ресурсы не размещены на территории Беларуси и (или) не зарегистрированы в установленном порядке, к субъектам может быть применено административное взыскание в виде штрафа от 10 до 30 базовых величин.
Административное взыскание в виде штрафа (в размере от 5 до 15 базовых величин) может налагаться на должностных
лиц пунктов коллективного пользования интернет-услугами (компьютерные клубы, интернет-кафе, домашние сети и иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет) при нарушении законодательных актов об идентификации абонентских устройств и пользователей, по учету и хранению сведений о них, а также об оказанных интернет-услугах.
В соответствии с законодательными актами к запрещенной к распространению информации относится информация, содержание которой направлено на осуществление экстремистской деятельности, распространение порнографических материалов и т.д. В связи с поправками Закон предусмотрел ограничение доступа пользователей интернет-услуг к подобной информации. В случае нарушения данного требования применяется штраф от 10 до 30 базовых величин.
Органы внутренних дел, органы государственной безопасности Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налоговые органы наделяются правом составлять протоколы и рассматривать дела о подобных правонарушениях.
По мнению автора статьи, следует провести всесторонний анализ этого нормативного акта в целях совершенствования административно-правового регулирования безопасности интернет-пространства.
Литература
1. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года № 317-3 «О внесении дополнений в
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуальноисполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». - Режим доступа: https: // www. pravo. by.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совер-
шенствованию использования национального сегмента сети Интернет». - Режим доступа: https: // www. pravo. by.
3. Бейсли-Уокер Б., Боммелаер К., Васильев В.Л., Вебер Р., Куммер М, Орлов ВА, Пондер Я., Рид У.,
Якушев М.В. Международная информационная безопасность и глобальное управление Интернетом: взгляд из Женевы глазами российских и международных экспертов // Индекс безопасности. 2013. №1. С. 185-206.
4. Прончев Г.Б., Монахов Д.Н., Лонцов В.В. Безопасность виртуальных социальных сред в ин-
формационном обществе // Пространство и Время. 2013. №4. С. 231-236.
5. Рассолов И.М. Административно-правовые проблемы обеспечения кибербезопасности //
Государственный аудит. Право. Экономика. 2012. №4. С. 166-173.
6. Официальный сайт компании The Royal Pingdom. - Режим доступа: https: // www. pingdom.
com.
References
1.Law of the Republic of Belarus of 25 November 2011 # 317-3 «On amending the Code of administrative offences and the Procedural-Executive code of the Republic of Belarus on administrative offences». - Mode of access: https: // www. pravo. by.
90
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(1)
2. President’s edict of the Republic of Belarus of February 1,2010 № 60 «on measures for revising
use of the national segment of the Internet». - Mode of access: https: // www. pravo. by.
3. Beisli-B. Walker, Bommelaer K., Vasiliev V.L., R. Weber, Kummer M., Orlov V.A., Ponder Ya., Reid D,
Yakushev M.V International information security and the global Internet governance: a view from Geneva by the eyes of Russian and international experts // Security Index. 2013. №1. P. 185-206.
4. Pronchev G.B., Monahov D.N., Lontsov V.V Security of virtual social media in the information society // Space and Time. 2013. № 4. P. 231-236.
5. RassolovI. M. Administrative and legal problems of cybersecurity // State audit. Right. Economy.
2012. №4. P. 166-173.
6. Оfficial site The Royal like Pingdom. - Mode of access: https: // www. like Pingdom. com.
(Статья сдана в редакцию 10.07.2014)
ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВА
SECURITIES AS A CONDITION OF AND FUNCTIONING POSTINDUSTRIAL SOCIETY
УДК 336.763
т.с. КОЛЕСОВА,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)
e-mail: [email protected]
о.В. цуканов,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
T.S. KOLESOVA,
candidate of Jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia);
O.V. TSUKANOV,
candidate of Jurisprudence, associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of Russia)
Аннотация: в статье рассмотрены изменения, внесенные в правовое регулирование документарных и бездокументарных ценных бумаг в Российской Федерации, на предмет их соответствия потребностям современного постиндустриального общества.
Ключевые слова: ценная бумага, документарная ценная бумага, бездокументарная ценная бумага, права, гражданское законодательство.
Abstract: the article describes the changes made to the legal regulation of the documentary and the book-entry securities in the Russian Federation, to ensure that they meet the needs of modern post-industrial society.
Keywords: security, document security, uncertificated security, law and civil law.
Вопрос о правовом регулировании ценных бумаг является одним из актуальных вопросов науки гражданского права на протяжении достаточного длительного
периода времени. Ценные бумаги представляют собой один из эффективнейших инструментов рыночной экономики, являются средством повышения мобильности
91