Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование обеспечение экономической безопасности России'

Административно-правовое регулирование обеспечение экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1542
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / ADMINISTRATIVE / SECURITY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торопин Ю. В., Васильев Ф. П.

В статье рассматриваются административно-правовые особенности регулирования обеспечения экономической безопасности России и роль органов внутренних дел (полиции).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative-legal regulation ensuring the economic security of Russia

In the article the authors discusses legal and administrative features of the regulation of the economic security of Russia and the role of the internal affairs agencies (police)

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование обеспечение экономической безопасности России»

Ю.В. ТОРОПИН,

первый заместитель начальника, кандидат юридических наук

Ф.П. ВАСИЛЬЕВ,

доцент кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка,

доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России).

Y.V. TOROPIN,

deputy head of the Academy of management of the Russian Interior Ministry,

PhD

F.P. VASILYEV,

the senior lecturer of faculty of the department of public order maintenance services,

doctor of law, associate professor (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

УДК 342.9

Административно-правовое регулирование обеспечения экономической безопасности России

Administrative-legal regulation ensuring the economic security of Russia

В статье рассматриваются административ- In this article the authors discusses legal and но-правовые особенности регулирования обес- administrative features of the regulation of the печения экономической безопасности России economic security of Russia and the role of the и роль органов внутренних дел (полиции). internal affairs agencies (police). At present the

Central Office and the territorial bodies of the Ministry of internal affairs in the public administration are obliged to review their activities in the area of economic security of the country.

Административное, безопасность, государство, дело, зарубежные страны, обучение, органы внутренних дел, Министерство, полиция, право, Президент, регулирование, сотрудник, субъект, территориальные, экономика.

Administrative, security, State, foreign countries, teaching, Ministry of INTERNAL AFFAIRS, police, right, President, regulation, the subject, the territorial economy.

Вопросы обеспечения современной экономической безопасности Российской Федерации весьма актуальны не только для МВД России, но и для всех ветвей власти современного российского государства. Так, Президентом Российской Федерации, а также законодательными и исполнительными органами власти были приняты некоторые меры, к которым, в первую очередь, следует отнести административно-правовые механизмы регулирования по отдельным направлениям, а именно:

пересмотр деятельности и правоприменительных полномочий всех субъектов управления (хозяйствующих, регулирующих финансово-экономических, социальных и др.); повышение ответственности, пересмотр полномочий контролирующих органов и их должностных лиц, а также лиц, обеспечивающих те или иные виды безопасности; повышение правовой грамотности и профессиональных качеств должностных лиц, прежде всего, обладающих правом контрольных и правоприменительных полномочий;

б7

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

68

— ужесточение контроля над использованием соответствующих бюджетных средств потребителями (физическими и юридическими лицами);

— усиление деятельности по пресечению действий коррупционного характера со стороны участников правоотношения и обеспечению защиты интересов государства, а также юридических и физических лиц и т. д.

Эти и другие вопросы были затронуты в послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г., в целях реализации требований которого в части улучшения государственной социальной политики, а также усиления ответственности за противоправные действия лиц, допускающих нарушения данных требований, в 2013 г. было принято множество нормативных правовых актов [21].

В рамках рассматриваемого нами вопроса к административно-правовым механизмам следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537, в котором четко обозначены национальные интересы и основные приоритеты национальной безопасности России, а также — стратегические цели национальной обороны [5].

Рассматривая тему обеспечения стратегической безопасности России, крайне важно учитывать действующий Указ Президента Российской Федерации «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» от 29 апреля 1996 г. № 608 [6]. Также в регламентации данной области определенную роль играет и постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)» от 27 декабря 1996 г. № 1569, где даны Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности страны и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их разработку, Перечень критериев экономической безопасности России и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за разработку их количественных и качественных параметров [9].

Исследуя тему совершенствования обеспечения экономической безопасности, необходимо отметить и Указ Президента Российской Федерации «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» от 11 марта 2003 г. № 306 [7].

С 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ с одновременной передачей функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений МВД России. В структуре МВД России на основании ведомственного при-

каза «Об утверждении положения о главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям министерства внутренних дел Российской Федерации» от 13 августа 2003 г. № 635 была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям [11]. Далее издается совместный приказ МВД России и Федеральной налоговой службы «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347, соответствующий требованиям Федерального закона «О полиции» и Налогового кодекса Российской Федерации [15]. Данным приказом предусмотрено обязательное взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, т. е. по вопросам пресечения налоговых правонарушений, закреплен порядок оформления результатов проверки и определена процедура взаимообмена материалами, содержащими признаки совершения налогового правонарушения (преступления).

Безусловно, МВД России (полиция) является основным субъектом по пресечению экономических правонарушений, в связи с чем существует потребность в совершенствовании практических действий в данной сфере. Здесь следует отметить совместный приказ МВД России и Федеральной налоговой службы «О внесении изменений в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347» от 12 ноября 2013 г. № 900/ММВ-7-2/493, в котором раскрывается суть назначения выездной налоговой проверки (с указанием срока начала ее проведения), проведения камеральной налоговой проверки (с указанием установленного срока представления налогоплательщиком налоговой декларации за соответствующий налоговый период) [16]. В процессе этих действий или пресечения других экономических правонарушений сотрудникам полиции следует неукоснительно соблюдать при применении ограничений и запретов в отношении юридических и физических лиц законность и этические нормы, предписанные в требованиях Президента России и Министра. Именно эти проблемные аспекты отмечает в своих трудах Н.Ф. Бережкова [17]. В качестве других проблем можно отметить состояние правового воспитания граждан [19, с. 54—57].

С учетом этого и других факторов Президентом Российской Федерации утвержден такой документ, как «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 [8]. В рамках требований данного важного документа в системе МВД

России, по мнению авторов, недостаточной является научно-исследовательская работа, в частности, по разработкам ведомственной концепции о правовом воспитании граждан. Подтверждением тому являются факты «перегибов» в области правоприменения, зафиксированные в 2013 г.1

По нашему мнению, одним из эффективных способов административно-правового регулирования по обеспечению экономической безопасности страны является умение сотрудников полиции обращаться с оперативно-служебной информацией. В целях обеспечения информационной безопасности в МВД России издан приказ «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» от 11 января 2012 г. № 17 [14], где, по существу, определен перечень должностных лиц системы МВД России, которые имеют доступ к сведениям указанной категории. Отметим, что законодателем за период 2011—2014 гг. были пересмотрены в сторону ужесточения нормы КоАП РФ за экономические (финансово-хозяйственные) правонарушения [1].

Согласно результатам проводимого нами исследования, в юридической науке (в частности, в административном праве) необходимо ввести в оборот совершенно новый термин — административно-техническое регулирование. Данный термин также имеет непосредственное отношение к вопросам обеспечения экономической безопасности (обеспечение безопасности объектов, применение технических технологий).

Отметим следующую важную деталь: не учитывая одного вида безопасности, невозможно обеспечить комплексную безопасность в целом. Подобный подход с позиций деятельности органов внутренних дел обусловлен следующими причинами. Во-первых, обеспечение безопасности или административно-правовое регулирование любого вида безопасности (дорожной, хозяйственной, эксплуатационной и др.) часто взаимосвязаны и требуют комплексного и адресного подхода. Технические регламенты должны обеспечить эффективное исполнение государственных (ведомственных) функций в области безопасности (в частности, экономической). При адресном применении нормативных правовых актов, правовых механизмов для обеспечения той или иной безопасности возникает ситуация полной реализации норм права в области безопасности в отношении субъекта (участника правоотношения) в соответствии с действующим законодательством и международными стандартами. Вместе с тем преступные механизмы могут быть реализованы не только в виде лжебанкротства,

1 Согласно статистическим данным, опубликованным в «Российской газете» от 10 января 2014 г.

хищений, бесхозяйственности, но и как технические аварии, преждевременный износ (прекращение эксплуатации), искажение содержания технических актов обследования (аварий, капре-монтов, капстроительств и т. д.). Поэтому органы следствия и дознания в процессе расследования фактов, связанных с техническими средствами и иными ситуациями, регулируемыми федеральными техническими регламентами (утвержденные нормативными правовыми актами) или ведомственными техническими регламентами (скажем, Минтранса России) должны иметь представление и понимать значимость этих документов. Во-вторых, правовое образование и правовое сознание сотрудников правоохранительных органов необходимо развивать в целях соответствия требованиям, выдвигаемым в рамках Федерального закона «Об образовании» [2]. В-третьих, во всех случаях административные и технические регламенты «вторгаются» в сферу управления и госконтроля (надзора), а также в регламентацию вопросов экономической деятельности и устанавливают права и обязанности для участников правоотношений.

С учетом требований современного общества, Президента и Правительства Российской Федерации по пресечению коррупции, а также в целях качественного обеспечения экономической безопасности страны целесообразно применять новые технологии по выявлению причин экономических убытков от нецелевого использования бюджетных средств любым субъектом (получателем) правоотношения. Примером тому может служить реализация положений о мониторинге правоприменения в системе МВД России, утвержденных приказом МВД России от 20 октября 2011 г. № 1090, по которому производится периодический (за полугодие и год) анализ состояния применения статей КоАП и УК РФ за экономические правонарушения [13].

Таким образом, было выявлено отсутствие должного контроля в сфере ЖКХ, что повлекло хищение (отмывание) финансовых средств и обусловило произвольное ценообразование на услуги в этой области.

В любой сфере деятельности приоритетом для полиции должна выступать не только борьба с коррупцией, экстремизмом, экономической и организованной преступностью, но и грамотное управление, которое необходимо совершенствовать посредством периодического пересмотра курса работы соответствующих подразделений (территориальных органов МВД России). По отдельным направлениям, возложенным на органы внутренних дел в качестве основных или дополнительных, должны быть разработаны целевые учебные пособия для ведомственных образовательных организаций и учреждений (экстремизм, экономическая и транспортная безопасность,

69

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)

70

административное регламентирование, миграционная политика и т. д.). Они также нуждаются в постоянном пересмотре. При этом необходимо учитывать международные стандарты, а также проводимую государством внутреннюю и внешнюю политику страны [20, с. 121—125].

Отдельно отметим новые требования, которые мы видим в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» от 9 января 2014 г. № 10 [10]. Так, сотрудники полиции обязаны сообщать своему руководителю обо всех случаях получения ими подарков, которые были вручены на официальных мероприятиях в связи с должностным положением одаряемого или исполнением им служебных (должностных) обязанностей. По общему правилу, уведомление о получении подарка представляется не позднее трех рабочих дней с момента его вручения.

Безусловно, в нормативных правовых актах, регламентирующих сферу управления (административно-юридическую деятельность), присутствуют ограничения, направленные на пресечение коррупционных факторов: например, в соответствующих должностных инструкциях правоохранительных органов существует запрет близким родственникам первых лиц занимать (заниматься) или участвовать в договорных (хозяйственных) отношениях по месту деятельности первого лица (региона, города, района).

Отметим, что данный вопрос урегулирован законодателем: в частности, были пересмотрены нормы Федерального закона «Об оперативной розыскной деятельности» — ст. 12 «Основания проведения ОРМ» [3]. Так, органы (включая полицию), осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, при наличии соответствующего запроса проводят оперативно-разыскные мероприятия в целях добывания необходимой информации, подтверждающей следующее: достоверность и полноту сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей в Российской Федерации, а также замещающих должности, указанные в Федеральном законе «Об оперативной розыскной деятельности»; достоверность и полноту сведений о соблюдении лицами, замещающими вышеуказанные должности, ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей [4].

Полагаем, что проблематика пресечения экономических правонарушений (административных и уголовных) и обеспечения экономической безо-

пасности России становится особенно актуальной в связи с тем, что противоправные действия (например, хищение бюджетных средств) связаны с зарубежными странами. Поэтому нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы борьбы с преступлениями (в частности, взаимодействия с Интерполом) требуют соответствующих изменений и дополнений. Так, например, в Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, изданной приложением к приказу МВД России «О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола» от 28 февраля 2000 г. № 221 в разделе «Информационное обеспечение борьбы с преступлениями в сфере экономики и фальшивомонетничеством» отсутствует отдельная глава, посвященная вопросам борьбы с коррупцией, при том, что в большинстве случаев хищение и отмывание бюджетных средств осуществляются благодаря зарубежным связям чиновников и их близких родственников [14].

Для достижения целей, поставленных в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями, по нашему мнению, необходимо разработать научные труды, посвященные вопросам безопасности, административно-правового и технического регулирования (регламенты) [18, с. 57—60], взаимодействия всех правоохранительных органов России и зарубежных стран (ФСБ, МВД, Прокуратура, Интерпол и др.). Существует также потребность в ведении дополнительных образовательных дисциплин (предметов) с учетом норм Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» [2]. Так, введение спецкурсов или предметов «Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел», «Техническое регулирование и обеспечение безопасности», «Противостояние коррупции органами внутренних дел (полицией)», «Пресечение экстремизма органами внутренних дел», «Мониторинговая политика в государственном управлении» (или в системе МВД России) и др. Это должно происходить при соблюдении двух условий: 1) внедрять указанные спецкурсы (предметы) нужно во всех образовательных вузах МВД России, независимо от форм обучения; 2) руководящие кадры МВД России должны подготавливать только ведомственные образовательные организации и НИИ в соответствии с основными направлениями деятельности полиции в соответствии с разработанными по стандартам Минобразования программами, методичками и пр.

В качестве вывода отметим, что вопросы совершенствования обеспечения безопасности Российской Федерации на современном уровне требуют уточнений, дополнений, а иногда и пересмотра нормативной правовой базы, и, прежде всего, ведомственных административно-правовых ресурсов.

Список литературы

1. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

2. Об образовании: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // СПС Консультант-Плюс.

3. Об оперативной розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // СПС КонсультанПлюс.

6. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608 // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.

7. Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 306 // СПС Гарант.

8. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утв. Президентом Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № Пр-1168 // Рос. газ. 2011. 14 июля.

9. О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений): постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1569 // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 240.

10. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации: постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 // Рос. газ. 2014. 14 янв.

11. Об утверждении положения о главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ от 13 августа 2003 г. № 635.

12. Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну: приказ МВД России от 11 января 2012 г. № 17.

13. Вопросы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России: приказ МВД России от 20 октября 2011 г. № 1090.

14. О мерах по совершенствованию сотрудничества по линии Интерпола: приказ МВД России от 28 февраля 2000 г. № 221.

15. Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений: совместный приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347.

16. О внесении изменений в приказ МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ ММ—7—2—347: совместный приказ МВД России и ФНС России от 12 ноября 2013 г. № 900/ ММВ-7-2/493.

17. Бережкова Н.Ф. Присяга в системе правоохранительных органов и ее толкование // Право и государство: теория и практика. 2008. № 3 (39).

18. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Мельников A.B., Ушаков С.Н. Технические регламенты: необходимость изучения в ведомственных вузах // Вестник Владимирского юридического института. 2013. № 2.

19. Васильев Ф.П., Воротникова С.В. Проблемные аспекты в области юридического образования в современной России // Алтайский юридический вестник. 2013. № 4 (4).

20. Васильев Ф.П., Назаров С.В, Ушаков С.Н. Правовое регулирование обеспечения безопасности в России // Вестник Владимирского юридического института. № 1 (22). 2012.

21. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. URL: http: // www. kremlin.ru/assignments/20004 (дата обращения: 08.05.2014).

Тел.: 8 (499) 745-81-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.