Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативная база / регулирование / закупки / юридическое лицо / контрактная система / regulatory framework / regulation / procurement / legal entity / contract system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самсонов Кирилл Вячеславович, Травин Александр Владимирович

Современное развитие российской экономики предполагает наличие эффективной системы закупок товаров, работ и услуг. В данной статье рассмотрены административно-правовые аспекты регулирования контрактной системы, а также особенности ее действия для отдельных видов юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самсонов Кирилл Вячеславович, Травин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES BY CERTAIN TYPES OF LEGAL ENTITIES

The modern development of the Russian economy presupposes the existence of an effective procurement system for goods, works and services. This article discusses the administrative and legal aspects of the regulation of the contract system, as well as the specifics of its operation for certain types of legal entities.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

№ 3 (113)

март, 2024 г.

DOI - 10.32743/UniLaw.2024.113.3.16788

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Самсонов Кирилл Вячеславович

магистрант,

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: k-samsonov@bk. ru

Травин Александр Владимирович

канд. юрид. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: travin 0315@yandex. ru

ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE CONTRACT SYSTEM IN THE FIELD OF PROCUREMENT OF GOODS, WORKS, SERVICES BY CERTAIN TYPES

OF LEGAL ENTITIES

Kirill Samsonov

Graduate Student, Saint Petersburg State Marine Technical University,

Russia, Saint Petersburg

Alexander Travin

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Saint Petersburg State Marine Technical University,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

Современное развитие российской экономики предполагает наличие эффективной системы закупок товаров, работ и услуг. В данной статье рассмотрены административно-правовые аспекты регулирования контрактной системы, а также особенности ее действия для отдельных видов юридических лиц.

ABSTRACT

The modern development of the Russian economy presupposes the existence of an effective procurement system for goods, works and services. This article discusses the administrative and legal aspects of the regulation of the contract system, as well as the specifics of its operation for certain types of legal entities.

Ключевые слова: нормативная база, регулирование, закупки, юридическое лицо, контрактная система. Keywords: regulatory framework, regulation, procurement, legal entity, contract system

Контрактная система в сфере закупок представляет собой совокупность участников и их действий, направленных на обеспечение нужд государства и муниципалитетов.

Административно-правовое регулирование контрактной системы в сфере закупок опирается на законодательство:

1) Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по регулированию государственных и муниципальных закупок) [2];

2) Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»(по регулированию корпоративных закупок) [3].

Библиографическое описание: Самсонов К.В., Травин А.В. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2024. 3(113). URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/16788

А иМУЩиМ:

№ 3 (113)_экономика дриспрудг.пи;г-_март, 2024 г.

Кроме того, контрактная система регулируется:

• бюджетным кодексом в вопросах денежных отношений;

• гражданским кодексом в вопросах исполнения и составления договоров;

• кодексом об административных правонарушениях;

• некоторыми актами и письмами Правительства РФ;

• положениями Конституции РФ (например, ст. 8 Конституции РФ - единство и свободное перемещение, ст. 34 Конституции РФ - гарантии прав и некоторые другие) [1].

Контрактная система основана на ряде принципов, показанных на рисунке 1.

Рисунок 1. Принципы контрактной системы

Участниками контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг являются:

• заказчики (государственные, муниципальные, бюджетные учреждения);

• участники закупок;

• уполномоченные органы, в том числе исполнительной власти;

• специализированные организации;

• операторы электронных площадок. Заказчиками в иных публичных закупках могут

быть хозяйствующие субъекты, не входящие в составы заказчиков по федеральным законам от 05.04.2013 №44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-Ф3:

• юридические лица;

• граждане;

• иные субъекты (например, фермерские хозяйства).

В отличие от государственных и корпоративных заказчиков в иных публичных закупках заказчики самостоятельно организовывают и ведут закупочную деятельность на добровольной основе. В государственных и корпоративных закупках такая деятельность обязательна по законодательству.

Особенности закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц указываются в федеральном законе от 18.07.2011 № 223-Ф3. Основная цель данного закона - это формирование прозрачности и конкуренции. На рисунке 2 перечислены юридические лица.

государственные корпорации субъекты естественных монополий

О О С') о

государственные компании иные организации

Рисунок 2. Юридические лица по федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ

№ 3 (113)

март, 2024 г.

К особенностям можно отнести следующее:

1) предусмотрено использование электронных торгов для проведения закупок;

2) указаны требования к документации;

3) определены регламенты участия в конкурсах, аукционах, запросов котировок и другие процедуры в закупках;

4) указаны требования к участникам, например, необходимый опыт, финансовая устойчивость, квалификация и т. д.;

5) с целью эффективного использования бюджета устанавливается контроль за исполнением и результатами (ФАС и её подразделения);

6) предусмотрена ответственность в виде штрафов, отстранения за нарушение условий;

7) информация о плановых закупках, результатах и т. п. обязана быть размещена в официальных источниках заказчика, чтобы заинтересованные лица могли ознакомиться с данными сведениями;

8) предусмотрены правила и права на конфиденциальность информации (коммерческую тайну);

9) закон определяет право на закупку у единого поставщика при наличии оснований.

Например, федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 №223-Ф3 играют важную роль в сфере закупок товаров, работ, услуг. Однако присутствуют и недостатки, которые сдерживают развитие и препятствуют эффективному функционированию системы закупок.

Сдерживающие факторы развития российской системы закупок отражены на рисунке 3 [4, с. 132-155].

Рисунок 3. Сдерживающие факторы развития

При наличии столь огромных пробелов и недостатков закупочного законодательства крайне важно переработать некоторые моменты. Например, меры преодоления указанных проблем должны включать:

• тщательную доработку на федеральном уровне со стремлением к дальнейшей кодификации;

• работу по совершенствованию кадрового состава контрактной системы;

• для исключения коллизии и несоответствия, повышения прозрачности и эффективности норм законодательства, следует дорабатывать подзаконные нормативно-правовые акты.

Таким образом, система закупок играет ключевую роль, но ее развитие требует внимания к выявленным проблемам и системным улучшениям.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения 02.02.2024).

2. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (Дата обращения 02.02.2024).

3. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от ред. от 04.08.2023) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс]. // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (Дата обращения 02.02.2024).

4. Шувалов С.С. Тенденции реформирования контрактной системы закупок в российской экономике: правовые аспекты и эмпирические данные // ЭТАП. -2023. - № 4. -С. 132-155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.