Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
227
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ДОГОВОР / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / РАСХОДОВАНИЕ СРЕДСТВ / КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ОРГАН / КОНКУРС / КОТИРОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пермяков Максим Владимирович, Банных Станислав Германович, Морозова Екатерина Валерьевна

В статье рассматриваются действующие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу закупок для государственного обеспечения, а так же цели и принципы регулирования сферы государственных закупок, к числу которых относятся: эффективное расходование средств, обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, обеспечение беспрепятственного доступа к участию в закупках и наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти в сфере закупок, развитие конкуренции. На современном этапе развития государства открытость и прозрачность действий органов государственной власти является одним из приоритетных направлений в их деятельности. В том числе, следует отметить и тот факт, что область государственных закупок остро подвержена криминализации и вызывает повышенный интерес коррумпированных субъектов, таким образом грамотное правовое регулирование этой отрасли представляется как базис эффективности регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пермяков Максим Владимирович, Банных Станислав Германович, Морозова Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT

The article examines the current regulatory legal acts regulating the sphere of procurement for state support, as well as the goals and principles of regulating the sphere of public procurement, which include: efficient spending of funds, ensuring information openness and transparency of procurement, ensuring unhindered access to participation in procurement and the availability of authorized regulatory and regulatory authorities in the field of procurement, the development of competition. At the present stage of the development of the state, openness and transparency of the actions of public authorities is one of the priorities in their activities. In particular, it should be noted that the field of public procurement is acutely subject to criminalization and causes increased interest of corrupt entities, thus competent legal regulation of this industry is presented as the basis for the effectiveness of regulation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Правовое регулирование государственных закупок

Пермяков Максим Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент, Уральский государственный экономический университет, Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева E-mail: pmv0929@yandex.ru

Банных Станислав Германович,

Заведующий кафедры креативного управления и гуманитарных наук, кандидат философских наук, доцент, «Уральский государственный экономический университет» E-mail: Bannyx.Stas@mail.ru

Морозова Екатерина Валерьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Уральского государственного юридического университета E-mail: amida@e1.ru

В статье рассматриваются действующие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу закупок для государственного обеспечения, а так же цели и принципы регулирования сферы государственных закупок, к числу которых относятся: эффективное расходование средств, обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, обеспечение беспрепятственного доступа к участию в закупках и наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти в сфере закупок, развитие конкуренции. На современном этапе развития государства открытость и прозрачность действий органов государственной власти является одним из приоритетных направлений в их деятельности. В том числе, следует отметить и тот факт, что область государственных закупок остро подвержена криминализации и вызывает повышенный интерес коррумпированных субъектов, таким образом грамотное правовое регулирование этой отрасли представляется как базис эффективности регулирования.

Ключевые слова: институт, федеральный закон, нормативный акт, международное право, договор, Евразийский экономический союз, расходование средств, контролирующий орган, конкурс, котировка.

Институт государственных закупок формировался в России на протяжении веков. Первым актом о государственных закупках считается указ Алексея Михайловича от 07.07.1655 г. о «подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей». На сегодняшний день сфера государственных закупок в России регулируется федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также актами международного права, то есть международными договорами, которые имеют преимущество перед национальными актами.

Россия является одним из основателей Евразийского экономического союза, который учрежден договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. Пункт 1 статьи 88 данного договора устанавливает цели и принципы регулирования сферы государственных закупок, к числу которых относятся: эффективное расходование средств, обеспечение информационной открытости и прозрачности закупок, обеспечение беспрепятственного доступа к участию в закупках и наличия уполномоченных регулирующих и контролирующих органов власти в сфере закупок, развитие конкуренции. Приложение N25 к Договору о Евразийском экономическом союзе определяет порядок регулирования сферы государственных закупок. Согласно пункту 4, закупки в государствах-членах могут проводиться путем открытого конкурса, запроса котировок и предложений, открытого электронного аукциона, биржевых торгов и закупок у единственного поставщика.

Российская Федерация также является членом Всемирной Торговой Организации, которая устанавливает основы и принципы государственных закупок Соглашением по правительственным закупкам. Однако, участие в Соглашении не является обязательным, и в настоящее время Россия не подписала его.

Федеральные и региональные законы, которые устанавливают контроль за проведением государственных закупок, основываются на положениях Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим закупки, является федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N44-ФЗ. Данный закон устанавливает контрактную систему государственных закупок, которая на данный момент является основной в России, и ее основные положения, а также принципы, на которых основывается контрактная система: принципы открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулиро-

5 -о

сз ж

■с

вания инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статья 3 N44-ФЗ называет элементы контрактной системы: контракт (договор), заказчик, участник закупки,эксперт, контрольные органы.

Закон о контрактной системе устанавливает правила проведения для закупок, осуществляемых за счет бюджетных средств. Заказчиками могут выступать государственные и муниципальные органы власти и казенные учреждения, государственные внебюджетные фонды, Росатом и Ро-скосмос, некоторые бюджетные учреждения и унитарные предприятия.

Для осуществления закупок используется Единая информационная система (ЕИС), где заказчики размещают информацию о необходимом товаре или услуге, указывают максимальную цену контракта. Процесс осуществления закупок состоит из следующих этапов: планирование закупки, проведение закупки, заключение и исполнение контракта.

Закон регламентирует следующие виды процедур: конкурс, электронный аукцион, закрытый конкурс и аукцион, запрос котировок и предложений, закупка у единственного поставщика.

Статья 99 возлагает контроль в сфере государственных закупок на Федеральную антимонопольную службу, Федеральное казначейство, а также органы субъектов Российской Федерации и муниципалитеты.

Согласно статье 107, при нарушении законодательства о контрактной системе закупок, лицо несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность.

Большое значение имеет закон федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N135-ФЗ, так как контрактная система является частью антимонопольного регулирования.

Данный закон не только определяет основы защиты конкуренции, но и раскрывает такие понятия как «недобросовестная конкуренция», «необоснованно высокая/низкая цена финансовой услуги», «признаки ограничения конкуренции».

Несмотря на то, письма органов исполнительной власти носят рекомендательный характер, некоторые вопросы о контрактной системе раскрыты в письме Минэкономразвития России № Д28и-801 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 14.05.2014.

Сферу государственных закупок также регулирует Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №23-ФЗ. — Заказчиками по данному закону могут вы-2 ступать госкорпорации, госкомпании, публично-Я правовые компании, автономные учреждения, ком° пании, у которых доля участия государства мини-ав мум 50 процентов, а также некоторые федераль-

ные унитарные предприятия (согласно Распоряжению Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

Закон позволяет заказчикам самостоятельно выбрать вид процедуры и регламентирует лишь некоторые из них: конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика.

ФЗ-223 регулирует закупки вне рамок контрактной системы и устанавливает лишь основные этапы, что на практике только осложняет осуществление закупок по его положениям.

Закон «О защите конкуренции» выдвигает антимонопольные требованиям к торгам, запросу котировок цен и предложений, которые распространяются на №23-ФЗ.

Среди федеральных законов можно выделить и те, которые регулируют отдельные вопросы государственных закупок.

Федеральные законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 N60-ФЗ и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 N53-Ф3 устанавливают принципы и порядок формирования и исполнения заказов на закупку и поставку определенной продукции, в соответствии с контрактной системой.

Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 №75-ФЗ определяет принципы и методы регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу.

К источникам регулирования государственных закупок относятся подзаконные акты. Процедуру подготовки необходимой документации при закрытых конкурентных закупках регулирует постановление Правительства РФ от 25.12.2018 N1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок». Порядок осуществления контроль за исполнением № 223-ФЗ определен приказом ФСИН России от 28.02.2019 N131 «Об утверждении Регламента осуществления Федеральной службой исполнения наказаний ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. №23-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации». Субъекты федерации имеют собственные подзаконные акты. Например, приказ департамента г. Москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование закупок осуществляется не только Гражданским Кодексом РФ и Бюджетным Кодексом РФ, но и специальными федеральными законами и подзаконными актами. В связи с активным развитием контрактной системы закупок и законодательства, регулирующего данную сферу, существует необходимость упорядочива-

ния действующих нормативных правовых актов путем их кодификации.

Литература

1. Самолысов П.В., Булгакова М.А. Контрактная система в сфере государственных закупок в России: учебник; М.: Академия управления МВД России. 2020. С. 10-11;

2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014);

3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N44^3;

4. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 №23-Ф3;

5. Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 №0-Ф3;

6. Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 N53^3;

7. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 №75-Ф3;

8. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 Ш35-Ф3;

9. Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016;

10. Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 N1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок»;

11. Приказ ФСИН России от 28.02.2019 N131 «Об утверждении Регламента осуществления Федеральной службой исполнения наказаний ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. №23-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации».

LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT

Permyakov M.V., Bannykh S.G., Morozova E.V.

Ural State Law University named after V.F. Yakovlev; Ural State University of Economics

The article examines the current regulatory legal acts regulating the sphere of procurement for state support, as well as the goals and principles of regulating the sphere of public procurement, which include: efficient spending of funds, ensuring information openness and transparency of procurement, ensuring unhindered access to participation in procurement and the availability of authorized regulatory and regulatory authorities in the field of procurement, the development of competition. At the present stage of the development of the state, openness and transparency of the actions of public authorities is one of the priorities in their activities. In particular, it should be noted that the field of public procurement is acutely subject to criminalization and causes increased interest of corrupt entities, thus competent legal regulation of this industry is presented as the basis for the effectiveness of regulation.

Keywords: Institute, federal law, regulatory act, international law, treaty, Eurasian Economic Union, expenditure of funds, supervisory authority, competition, quotation.

References

1. Samolisov P.V., Bulgakov M.A. Contract system in the field of public procurement in Russia: textbook; M.: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. P. 10-11;

2. «Treaty on the Eurasian Economic Union» (Signed in Astana on May 29, 2014);

3. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» dated 05.04.2013 No. 44-FZ;

4. Federal Law «On the Procurement of Goods, Works, Services for Certain Legal Entities» dated July 18, 2011 N223-FZ;

5. Federal Law «On the supply of products for federal government bodies» dated 12/13/1994 N60-FZ;

6. Federal Law «On Procurement and Supply of Agricultural Products, Vegetables and Food for State Needs» dated 02.12.1994 N53-FZ;

7. Federal Law «On the State Defense Order» dated December 29, 2012 N275-FZ;

8. Federal Law «On the protection of protection» dated July 26, 2006 N135-FZ;

9. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2931 -r of December 31, 2016;

10. Decree of the bodies of the Russian Federation of December 25, 2018 N1663 «On the implementation of transactions on transactions on the features of the document flow when concluding concluded competitive procurement in electronic form and the procedure for accrediting electronic platforms for closed competitive procurement»;

11. Order of the Federal Penitentiary Service of Russia dated February 28, 2019 No. 131 «On criminal prosecution of the Regulations for the implementation by the Federal Penitentiary Service of departmental control over compliance with security of the Federal Law of July 18, 2011 No. 223-FZ «On the procurement of goods, works, services of individual legal entities» and others adopted in accordance with the regulatory legal acts of the Russian Federation».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.