Научная статья на тему 'Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел'

Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
798
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / DISCIPLINARY PROCEEDINGS / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / AN EMPLOYEE OF THE INTERIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Покозий Василий Викторович, Хадисов Газиявдибир Хадисович

Анализируется административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Покозий Василий Викторович, Хадисов Газиявдибир Хадисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal regulation of disciplinary responsibility of police officers

This article analyzes the administrative and legal regulation of disciplinary responsibility of police officers.

Текст научной работы на тему «Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел»

УДК 342.95 ББК 67.401

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ВАСИЛИЙ ВИКТОРОВИЧ ПОКОЗИЙ,

профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.11 — государственное право и управление, советское строительство, административное право, финансовое право;

ГАЗИЯВДИБИР ХАДИСОВИЧ ХАДИСОВ, заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук Научная специальность 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Жалсанов Б.Ц.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, сотрудник органов внутренних дел.

Annotation. This article analyzes the administrative and legal regulation of disciplinary responsibility of police officers. Keywords: disciplinary proceedings, an employee of the Interior.

Дисциплинарная ответственность лиц, осуществляющих государственную службу, в том числе сотрудников органов внутренних дел обладает административно-правовой природой. Правовая суть указанной ответственности заключается в претерпевании лицом, совершившим дисциплинарный проступок, отрицательных юридических последствий морального, имущественного или физического характера, связанных с назначением данному лицу дисциплинарного взыскания.

Учитывая, что в статье речь идет не о любом лице, осуществляющем государственную службу, а только лишь о сотруднике органов внутренних дел, представляется целесообразным дать нормативно-закрепленное понятие «сотрудник органов внутренних дел» (далее — сотрудник). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон о службе) таковым признается гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению феде-

ральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

За совершение административного правонарушения сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с законом о службе, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом РФ, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — кодексом).

В связи с этим необходимо отметить, что согласно ч. 2 ст. 1.5 кодекса лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном кодексом, и установлена вступившим в законную силу по-

становлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Иными словами, если, например, в отношении сотрудника в адрес органа внутренних дел, в котором проходит службу данный сотрудник, поступает официальная информация о наличии в отношении названного сотрудника постановления уполномоченного лица о назначении ему административного наказания, то до вступления данного постановления в законную силу сам по себе факт поступления упомянутой информации в орган внутренних дел основанием для предъявления официальных претензий к сотруднику не является.

За нарушения служебной дисциплины на сотрудника в соответствии с законом о службе налагаются дисциплинарные взыскания. Понятие служебной дисциплины дано в ч. 1 ст. 47 закона о службе.

Конкретизация вышеизложенных положений зафиксирована в Указе Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

В целях поддержания служебной дисциплины руководитель (начальник) обязан соблюдать установленные порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования сотрудников по мотивам личного характера; подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей.

Приказ руководителя (начальника) — служебное требование руководителя (начальника), обращенное к подчиненным сотрудникам, об обязательном выполнении определенных действий, о соблюдении правил или об установлении порядка, положения.

Приказ должен соответствовать федеральным законам и приказам вышестоящих руководителей (начальников). Отдавая приказ, руководитель (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Руководителю (начальнику) запрещается отдавать приказ, не имеющий отношения к выполнению подчиненными служебных обязанностей или направленный на нарушение законодательства Российской Федерации. Приказ формулируется ясно, четко и кратко, без употребления формулировок, допускающих различное толкование.

Руководитель (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответ-

ствие содержания приказа законодательству Российской Федерации и за непринятие мер по обеспечению его исполнения.

В связи с этим, отмечаем, что обязательным элементом служебной дисциплины является отказ сотрудника от исполнения или фактическое неисполнение приказа или распоряжения прямых и непосредственных руководителей (начальников), в случае если приказ или распоряжение является противоправным (незаконным). Например, на основании ч. 2 ст. 30 закона о полиции при получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

Дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

При совместном нарушении служебной дисциплины несколькими сотрудниками дисциплинарные взыскания налагаются на каждого сотрудника в отдельности и только за совершенное им нарушение. На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел. В случае обжалования сотрудником дисциплинарного взыскания вышестоящим руководителям (начальникам) или в суд исполнение дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

Сотрудник либо гражданин, ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание. Он может обратиться с рапортом (заявлением) к Министру внутренних дел Российской Федерации или уполномоченному руководителю в течение трех месяцев со дня ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а по вопросам об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении. Рапорт (заявление) подлежит

-дЛ^^ИЙ-

обязательной регистрации в день его подачи и рассматривается вышеуказанными руководителями в течение одного месяца. Обжалование приказа о наложении дисциплинарного взыскания не приостанавливает его исполнение.

В случае, если речь идет об исполнении служебных обязанностей, которые по своему характеру не являются постоянными (исполнение отдельных поручений и иных заданий) констатировать факт неисполнения можно только тогда когда для их исполнения установлен конкретный срок, не противоречащий нормам труда, предусмотренным служебным законодательством, а в случае их отсутствия в последнем — трудовым законодательством.

Если же мы говорим о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, то официально признать наличие некачественности их исполнения можно только в том случае, если в служебном контракте и/или должностном регламенте (должностной инструкции) сотрудника однозначно и конкретно сформулированы критерии качества исполнения названных обязанностей. В противном случае предъявление подобных претензий к сотруднику является юридически необоснованным.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины предусмотрен в ч. 2 ст. 49 закона о службе. В то же время, представляется необходимым дать юридическое разъяснение некоторым из названных нарушений.

Так, грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1. Отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени.

Разъясняем, что нормативно установленного перечня уважительных причин законодательство России не предусматривает, в связи с чем бремя обоснования их неуважительности полностью возлагается на уполномоченного руководителя.

2. Нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В связи с особой актуальностью данного вопроса в настоящее время считаем необходимым дать некоторые юридические разъяснения.

Рассмотрим ситуацию предположительного, с точки зрения руководителя, нахождения сотрудника в

состоянии алкогольного опьянения при исполнении служебных обязанностей, связанных с управлением служебным или личным автотранспортным средством. В названной ситуации окончательным и наиболее юридически надежным способом объективного подтверждения наличия или отсутствия состояния алкогольного опьянения является медицинское освидетельствование. Основания, порядок и лица уполномоченные производить названное освидетельствование регулируются приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». Таким образом, несоблюдение оснований и порядка проведения медицинского освидетельствования, а также проведение его неуполномоченными на то лицами, лишает заключение по результатам медицинского освидетельствования медицинской обоснованности, а значит законности.

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, в том числе для исполнения служебных обязанностей, проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Освидетельствование проводится как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации требованиям.

Освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом-фельдшером), прошедшим на базе наркологического учреждения подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования по программе, утвержденной Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308.

Прохождение подготовки подтверждается документом произвольной формы с указанием даты выдачи, подписью руководителя наркологического учреждения и печатью учреждения. Срок действия документа — три года. При изменении порядка медицинского освидетельствования проводится дополнительная подготовка врачей (фельдшеров).

Наличие отказа сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения юридически возможно признать только тогда, когда выполнены все законные требования сотрудника, связанные

с прохождением им указанного освидетельствования. В частности: ознакомить его с содержанием лицензии медицинской организации на осуществление медицинской деятельности; официально подтвердить статус врача и факт прохождения им соответствующей подготовки, а также действительность срока действия документа, подтверждающего данный факт; в точности соблюдать установленный порядок проведения медицинского освидетельствования. Несоблюдение хотя бы одного из вышеупомянутых требований не порождает у сотрудника обязанности проходить освидетельствование.

3. Непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отмечаем, что способы представления сотрудником названных сведений законодателем не предусмотрены. Таким образом, сотрудник обладает возможностью определять их самостоятельно (передавать уполномоченному должностному лицу лично в руки; отправлять по почте ценным, заказным или простым нерегистрируемым письмом и т.д.). В связи с этим обязанность официального подтверждения того, что сотрудник указанные сведения не представил, полностью возлагается на уполномоченного руководителя.

4. Сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения.

Смысл термина «сокрытие» сводится к умышленному утаиванию информации. Таким образом, не доведение указанной информации уполномоченному должностному лицу по рассеянности, забывчивости и иным причинам, сокрытием считаться не может.

5. Публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П запрет на публичные высказывания, суждения и оценки аб-

солютным не является и при указанных в данном постановлении обстоятельствах лицо, осуществляющее государственную службу вправе допускать рассматриваемые высказывания, суждения и оценки.

Применяемые в письменной форме к сотруднику органов внутренних дел дисциплинарные взыскания заносятся в материалы его личного дела. В связи с этим разъясняем, что в соответствии п. 8 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (далее — Закон «О полиции») у сотрудника полиции есть право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. В отличие от сотрудников полиции, у остальных сотрудников органов внутренних дел, права на ознакомление с материалами своего личного дела нет.

Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, действительно в течение одного года со дня его наложения, а дисциплинарное взыскание, объявленное публично в устной форме, — в течение одного месяца со дня его наложения. Обращаем внимание, что руководитель (начальник) не обладает правом объявлять дисциплинарное взыскание в устной форме без обеспечения им публичности такого объявления. Дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в течение этого года не подвергался новому дисциплинарному взысканию. Приказ приобретает юридическую, т.е. обязательную силу не только в связи с законностью его содержания, но и наличием подписи уполномоченного лица, присвоенного номера и всех остальных, необходимых реквизитов.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные п. 5 и 6 ч. 1 ст. 50 закона о службе, исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке.

-дЛ^^ИЙ-

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном ст. 30 закона о службе.

Исполнение наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с гл. 12 закона о службе.

Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных ст. 29 закона «О полиции» (ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции), а также по заявлению сотрудника.

В дисциплинарном производстве содержание конкретных форм вины законодатель не предусмот-

рел. В то же время, исходя из смысла анализируемой части законодательства представляется возможным считать, что сотрудник виновен в совершении противоправного деяния только в том случае, если у него имелись все возможности для соблюдения установленных правил, но, несмотря на это сотрудником не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Законодательство освобождает сотрудника от доказывания своей невиновности, предоставления каких либо оправдательных документов и от дачи объяснений в отношении самого себя, своего супруга(ги) и близких родственников, перечень которых определен нормативно, а также от явки по вызову к лицам, проводящим служебную проверку.

Порядок проведения служебной проверки устанавливается Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

УДК 342.951 ББК 67.301

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

ОКСАНА МИХАЙЛОВНА ПОПОВИЧ,

доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.08 — уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право

E-mail: [email protected] Рецензент: кандидат юридических наук Ольшевская А.В.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проводится сравнительный анализ теоретических концепций административного процесса. Делается вывод о том, что административный процесс необходимо трактовать как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность правомочных органов и должностных лиц по реализации норм административного права, обеспеченных мерами административной ответственности, направленную на регулирование правоотношений, не связанных со служебным (управленческим) подчинением.

Ключевые слова: административный процесс, управленческие процедуры, административные процедуры, административная юрисдикция, административная юстиция.

Annotation. In the article the comparative analysis of the theoretical concepts of the administrative process. On this basis, the author concludes that the administrative process should be treated as settled administrative and procedural norms of the activities of the competent authorities and officials in the implementation of the norms of administrative law, backed by measures of administrative responsibility for the decision making process, aimed at regulating the relations that are not associated with a service (management) subordination.

Keywords: administrative procedure, administrative procedure, administrative procedure, administrative jurisdiction, administrative justice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.