Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
полиция / наркопреступность / борьба / предупреждение / административно-правовые меры / police / drug crime / fighting / prevention / administrative and legal measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Сергеевна Деренова

Предупреждение наркопреступлений – важная задача для общества и правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с распространением наркотиков. Наркопреступность может оказывать серьезное негативное влияние на здоровье и жизнь людей, приводить к социальной дезадаптации, нарушению общественной безопасности и угрожать национальной безопасности. В статье анализируются административно-правовые меры, направленные на предупреждение совершения наркопреступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Наталья Сергеевна Деренова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL COMPONENT IN THE PREVENTION OF DRUG CRIMES

The prevention of drug crimes is an important task for society and law enforcement agencies that are engaged in combating the spread of drugs. Drug crime can have a serious negative impact on people's health and lives, lead to social maladaptation, violation of public safety and threaten national security. The article analyzes administrative and legal measures aimed at preventing the commission of drug crimes.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ»

398 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ

ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ

Научная статья

УДК 343.976

doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.398-402

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ НАРКОПРЕСТУПЛЕНИЙ

Наталья Сергеевна Деренова1

1 Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Россия, nata-derenova2008@

yandex.ru

Аннотация. Предупреждение наркопреступлений - важная задача для общества и правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с распространением наркотиков. Наркопреступность может оказывать серьезное негативное влияние на здоровье и жизнь людей, приводить к социальной дезадаптации, нарушению общественной безопасности и угрожать национальной безопасности. В статье анализируются административно-правовые меры, направленные на предупреждение совершения наркопреступлений.

Ключевые слова: полиция, наркопреступность, борьба, предупреждение, административно-правовые меры

Для цитирования

Деренова Н. С. Административно-правовая составляющая в предупреждении наркопреступлений // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 1(1-4), № 3. С. 398-402. DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.398-402.

MANAGEMENT VECTOR

Original article

ADMINISTRATIVE AND LEGAL COMPONENT IN THE PREVENTION OF DRUG CRIMES

Natal'ja Sergeevna Derenova1

1 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Ufa, Russia, nata-derenova2008@

yandex.ru

© Деренова Н. С., 2023

ß)®®® Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by NC sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 399

Abstract. The prevention of drug crimes is an important task for society and law enforcement agencies that are engaged in combating the spread of drugs. Drug crime can have a serious negative impact on people's health and lives, lead to social maladaptation, violation of public safety and threaten national security. The article analyzes administrative and legal measures aimed at preventing the commission of drug crimes.

Keywords: police, drug crime, fighting, prevention, administrative and legal measures

For citation

Derenova, N. S. 2023, 'Administrative and legal component in the prevention of drug crimes, Man: crime and punishment, vol. 31(1-4), iss. 3, pp. 398-402, doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).3.398-402.

Предупреждение наркопреступлений - сложная и многогранная задача, требующая комплексного подхода и усилий всего общества. Сотрудники полиции применяют административно-предупредительные меры в отношении лиц, страдающих наркоманией или являющихся опасными для окружающих. Данные меры закреплены в ст. 12-13 Федерального закона «О полиции»: сотрудник полиции имеет право доставлять граждан, находящихся в состоянии наркотического опьянения, в медицинские организации или в служебное помещение полиции, если они находятся в жилище граждан и могут причинить ущерб имуществу. Кроме того, полиция может направлять и доставлять на медицинское освидетельствование граждан для определения наличия наркотических средств в их организме, если это необходимо для подтверждения или опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения. Полиция имеет право также проводить освидетельствование лиц, страдающих наркоманией или являющихся опасными для окружающих. Такие меры направлены на предупреждение совершения преступлений и административных правонарушений, а также на охрану общественного порядка и безопасности граждан. Они регламентируются законодательством и должны быть применены в рамках действующих правовых норм и процедур.

На полицию возложена особая ответственность за состояние работы по преодолению наркомании: сотрудники полиции осуществляют индивидуальную профилактическую деятельность, выполняя организационные, координирующие и исполнительские функции. Они могут применять ряд административно-правовых мер предупреждения наркопреступлений. Вот некоторые из них:

1. Проведение профилактических бесед с нарушителями с целью предотвращения дальнейшего употребления наркотиков и предупреждения их об ответственности.

2. Контроль за наркотиками - проведение обысков, досмотров, задержаний и арестов.

Обучение и пропаганда - обучающие семинары и тренинги, участие в мероприятиях,

направленных на пропаганду здорового образа жизни и борьбу с наркоманией.

4. Работа с населением: информирование граждан о вреде наркотиков, разъяснение порядка действий в случае обнаружения наркотиков, а также прием заявлений от населения о фактах наркоторговли.

5. Пресечение незаконного оборота наркотиков.

6. Координация действий с другими правоохранительными органами и учреждениями, а также с общественными организациями для достижения максимальных результатов в борьбе с наркотиками.

400 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ

Кроме того, сотрудники полиции могут использовать современные информационные технологии для предупреждения наркопреступлений, такие как мониторинг социальных сетей и интернет-ресурсов, анализ данных об обороте наркотиков, использование баз данных и программного обеспечения для автоматизации работы по выявлению и пресечению преступлений в сфере наркотиков. Однако, кроме этих мер, очень важно осуществлять работу по профилактике наркомании среди населения, особенно среди молодежи. Предупреждение наркопреступлений должно быть комплексным и включать в себя работу не только с теми, кто уже нарушал закон, но и с теми, кто еще не стал жертвой наркотиков, но находится в группе риска.

Таким образом, административно-правовые меры предупреждения наркопреступлений, применяемые сотрудниками полиции, должны быть комплексными, направленными на предотвращение употребления наркотиков, пресечение незаконного оборота наркотиков и работу с населением, а также использование современных информационных технологий для более эффективной борьбы с распространением наркотиков.

В приказе МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных полиции» закреплена обязанность участкового полиции проводить разъяснительную работу с лицами, страдающими наркоманией, а также понуждать их в добровольном порядке пройти необходимое лечение в специализированном учреждении. Участковый полиции должен также осуществлять контроль за лицами, допускающими употребление наркотических средств, а также осуществлять иные профилактические меры.

Анализ административного законодательства, иных правовых актов, содержащих в себе нормы административного права, позволяет выделить наиболее эффективные в правоприменительной практике меры по предупреждению наркопреступности:

1) деятельность сотрудников полиции совместно с сотрудниками здравоохранения по наблюдению за лицами, больными наркоманией и представляющими опасность для окружающих (указанное направление деятельности регламентировано Федеральным законом «О полиции»);

2) осуществление контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, которые совершили преступления, связанные с наркотками, и лицами, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы за совершение преступления в исследуемой области;

3) вхождение в жилое помещение граждан на принадлежащие им земельные участки, в помещения, принадлежащие юридическим лицам, и производство осмотра мест, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров [1, с. 8].

Основная проблема применения мер административного предупреждения связана с тем, что сотрудники полиции могут осуществлять только воспитательно-профилактическую работу. Применение мер по оказанию медицинской помощи вне их компетенции. При этом нередко лица, больные наркоманией, наносят вред не только себе, но и окружающим.

В настоящее время в России существует несколько форм помощи наркозависимым, такие как помещение в наркологические больницы, медико-социальные учреждения и амбулатории. Однако доступ к этим учреждениям может быть ограничен из-за нехватки финансирования или ограниченных ресурсов. Кроме того, в России существует так называемый наркотический протокол, который устанавливает жесткие правила и ограниче-

ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 401

ния в отношении лечения наркозависимых. Например, наркозависимые могут получить только определенные виды лекарств, а терапия замещения (например, метадоновая терапия) официально запрещена. Таким образом, хотя государство предоставляет некоторые формы медицинской помощи наркозависимым, доступ к этим услугам может быть ограничен, и некоторые методы лечения могут быть запрещены. В связи с этим многие наркозависимые вынуждены обращаться за помощью к неквалифицированным медицинским работникам или использовать наркотики без надлежащего контроля, что увеличивает риски для их здоровья и жизни. При этом эффективность оказываемой наркоманам медицинской помощи невысока. Срок лечения как правило составляет 14 дней -это слишком малый срок для изменения патологического образа жизни наркомана.

По мнению Е. Н. Пашковой, было бы целесообразно создать и закрепить в законодательном порядке медицинские учреждения специализированного типа во всех регионах Российской Федерации - реабилитационные профилактории, где наркозависимые смогут получать квалифицированную медицинскую помощь и проходить комплексное лечение и реабилитацию. Автор отмечает также необходимость создания специальной программы для наркозависимых, которая будет включать в себя не только лечение, но и социальную поддержку, профессиональную ориентацию и помощь в трудоустройстве. Это позволит наркозависимым выйти из состояния зависимости и стать полноценными членами общества. Важным шагом в борьбе с наркоманией также является образование и поддержка медицинских работников, специализирующихся на лечении наркозависимости. Необходимо обеспечить им доступ к современным методам лечения, проводить регулярные тренинги и повышать квалификацию [2, с. 88].

«Формулируя составы преступлений с административной преюдицией, - пишет А. П. Шергин, - законодатель презюмирует возможность предупреждения этих правонарушений посредством административных взысканий. Последние обоснованно рассматриваются как правовые средства борьбы не только с административными проступками, но и с преступными деяниями» [4]. А. Н. Чашин считает, что только уголовно-правовые меры способны бороться с наркопреступностью: к уголовной ответственности необходимо привлекать граждан, которые употребляли наркотические средства в общественных местах или появились в общественном месте в наркотическом опьянении и совершили указанное правонарушение повторно в течение года [3, с. 16]. Преюдицию в данном случае будут образовывать факты привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.20 и 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, в противодействии такому серьезному и многоплановому явлению, как незаконный оборот наркотических средств, большое внимание должно быть уделено формированию качественной и эффективной системы административно-правовых средств противодействия, причем такая система должна включать в свое содержание те институты, которые уже зарекомендовали себя на практике как эффективные, и новые, детально проработанные отечественной наукой.

Список источников

1. Гуминский М. Н. Сущность административно-правовых средств борьбы с правонарушениями в сфере оборота наркотиков // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2021. № 13. С. 8-16.

2. Пашкова Е. Н. Предупреждение преступлений, совершаемых на почве наркомании, административно-правовыми мерами : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 207 с.

402 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ

3. Чашин А. Н. Использование института административной преюдиции в борьбе с наркопреступностью // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 16-22.

4. Шергин А. П. Административно-деликтное законодательство России: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М. : Юристъ, 2004. С. 166-179.

References

1. Guminsky, M. N. 2021, 'The essence of administrative and legal means of combating drug trafficking offenses', Bulletin of Polotsk State University, Series D, Economic and Legal Sciences, iss. 13, pp. 8-16.

2. Pashkova, E. N. 2006, Prevention of crimes committed on the basis of drug addiction by administrative and legal measures: PhD thesis (Law), Ryazan.

3. Chashin, A. N. 2012, 'The use of the institute of administrative prejudice in the fight against drug crime', Administrative Law and Process, iss. 2, pp. 16-22.

4. Shergin, A. P. 2004, 'Administrative and tort legislation of Russia: state, problems, prospects', in Administrative Law and Administrative Process: Actual Problems, pp. 166-179, Jurist, Moscow.

Информация об авторе

Н. С. Деренова - старший преподаватель-методист отделения методического обеспечения учебного процесса учебного отдела.

Information about the author

N. S. Derenova - senior teacher-methodologist of the department of methodological support of the educational process of the educational department.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 05.06.2022; одобрена после рецензирования 06.07.2023; принята к публикации 28.07.2023.

The article was submitted 05.06.2022; approved after reviewing 06.07.2023; accepted for publication 28.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.