Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» ОТ 20 ДЕКАБРЯ 2001 Г / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мышко Федор Георгиевич

На основе анализа юридической литературы и законодательства об административно-правовой охране окружающей среды в Российской Федерации высказано несколько суждений: во всяком государстве окружающая среда подвергается негативному воздействию от антропологической деятельности; одним из направлений политики всякого государства должна быть охрана окружающей среды; действенным механизмом обеспечения охраны окружающей среды являются административно-правовые меры; административно-правовые меры охраны окружающей среды в Российской Федерации предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; все иные федеральные законы РФ относительно охраны окружающей среды не могут вступать в противоречие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION OF THE ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, based on the analysis of the legal literature and legislation on administrative and legal environmental protection in the Russian Federation, several judgments are made: in every state, the environment is negatively affected by anthropological activities; one of the policies of every state should be environmental protection; an effective mechanism for ensuring environmental protection is administrative and legal measures; administrative and legal measures for environmental protection in the Russian Federation are provided for in the Code of Administrative Offences of the Russian Federation; All other federal laws of the Russian Federation concerning environmental protection may not conflict with the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-218-220 © Ф.Г. Мышко, 2021

Научная специальность 12.00.14 - административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федор Георгиевич Мышко,

директор Института государственного управления и права, доктор юридических наук, доцент Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99)

E-mail: [email protected]

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства об административно-правовой охране окружающей среды в Российской Федерации высказано несколько суждений: во всяком государстве окружающая среда подвергается негативному воздействию от антропологической деятельности; одним из направлений политики всякого государства должна быть охрана окружающей среды; действенным механизмом обеспечения охраны окружающей среды являются административно-правовые меры; административно-правовые меры охраны окружающей среды в Российской Федерации предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях; все иные федеральные законы РФ относительно охраны окружающей среды не могут вступать в противоречие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: Российская Федерация, право, административное право, законодательство, международный договор, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 г., окружающая среда, административно-правовая охрана.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL PROTECTION OF THE ENVIRONMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Fyodor G. Myshko,

Director of the Institute of Public Administration and Law, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky prospect, d. 99)

Abstract. In the article, based on the analysis of the legal literature and legislation on administrative and legal environmental protection in the Russian Federation, several judgments are made: in every state, the environment is negatively affected by anthropological activities; one of the policies of every state should be environmental protection; an effective mechanism for ensuring environmental protection is administrative and legal measures; administrative and legal measures for environmental protection in the Russian Federation are provided for in the Code of Administrative Offences of the Russian Federation; All other federal laws of the Russian Federation concerning environmental protection may not conflict with the Code of Administrative Offences of the Russian Federation.

Keywords: Russian Federation, law, administrative law, legislation, international treaty, normative legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation, Code of Administrative Offences of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation «On Environmental Protection» of December 20, 2001, environment, administrative and legal protection.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Мышко Ф.Г Административно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):218-20.

Предметом данной статьи является администра- но связано с экономическим регулированием противно-правовая охрана окружающей среды в Рос- цесса модернизации страны, в связи с чем правовые сийской Федерации. методы регулирования экономики, отраженные в

Так, авторы - единомышленники (Н.Г. Жаво- нормативных правовых актах, оказывают опосредо-

ронкова и В.Б. Агафонов) провели «комплексное ис- ванное правовое воздействие и на состояние окру-

следование правовых проблем экономического ре- жающей среды в целом») [1, c. 421-428]. гулирования охраны окружающей среды, на основе Т.Н. Москалькова утверждает следующее:

которого с учетом теоретического и эмпирического «Обеспечение права на благоприятную окружаю-

изучения правовых норм, устанавливающих эконо- щую среду в условиях глобальных климатических

мические механизмы охраны окружающей среды изменений, повсеместного загрязнения территорий

в свете происходящих интеграционных процессов, и многочисленных нарушений правил пользова-

выделяются основные положения государственной ния природными ресурсами затрагивает интересы

политики в данной сфере» («Таким образом, право- буквально всех и каждого. Эта проблема встает в

вое регулирование охраны окружающей среды тес- полный рост в каждой строчке обращений граждан,

ежедневно поступающих в адрес уполномоченных по правам человека всех уровней» [4, с. 4-9].

В.Н. Харьков обосновал следующий вывод: «В основе стратегии правового обеспечения экологического развития (в равной мере социально-экономического и иного развития) не может находиться задача поиска баланса, а должна быть строгая иерархия экологических конституционных ценностей, в ряду которых приоритет имеют благоприятная окружающая среда, качественные характеристики которой способствуют максимально длительному периоду здоровой жизнедеятельности граждан России, а также обеспечение рационального и эффективного использования и охраны природных ресурсов, что в совокупности является не только важнейшими составляющими государственной экологической политики, но и фундаментом экономического роста и обеспечения материального благосостояния народов Российской Федерации как в настоящем, так и в будущем. Такая парадигма, как отмечалось выше, не игнорирует законный частный экологический интерес, а обеспечивает его признание и гарантирует защиту в общем контексте стратегических целей экологического развития и обеспечения экологического благополучия всех граждан России» [5, с. 193-199].

А.А. Кирилловых представил «содержательный анализ современных проблем реализации экологического контроля и надзора в Российской Федерации на современном этапе» («Учитывая сложность и важность рассматриваемых вопросов, было бы целесообразно принять Федеральный закон «Об экологическом аудите» (соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ), в котором, в первую очередь, следовало бы дать определение «базовым» категориям, обозначить статус субъектов аудиторской деятельности, формы ее реализации, а также механизм взаимодействия с органами государственного экологического контроля и надзора, а также решить ряд иных принципиальных вопросов») [2, с. 72-78].

Н.В. Кичигин и Н.И. Хлуденева провели анализ «полномочий органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды» («Каким же способом можно оптимизировать полномочия органов местного самоуправления, чтобы сделать их эффективными, учитывающими существующие

различия муниципалитетов? Во-первых, необходимо определить на федеральном и региональном уровнях перечень природоохранных мероприятий, чтобы унифицировать перечень таких мероприятий, установить рамки деятельности органов местного самоуправления. Во-вторых, необходимо разработать механизм, при котором органы местного самоуправления смогут получать дополнительные полномочия в области охраны окружающей среды. Смысл предлагаемого механизма заключается в следующем») [3, с. 27-31].

Научные рекомендации ученых, несомненно, должны учитываться и в законодательстве Российской Федерации1.

В первую очередь обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.2 («1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона» - ст. 36; «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» - ст. 42).

Положения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой.

Так, в Федеральном законе РФ «Об охране окружающей среды» от 20 декабря 2001 г.3 в преамбуле закреплены следующие положения: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным

1 Мы поддерживаем предложения об использовании с 25.12.1991 г. для названия государства исключительно этого термина (подробнее об этом см., например Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).

2 РГ. 2020. 4 июля. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.

3 См.: СЗ РФ. 2002. № 2. ст. 133; ...; 2021. № 1 (Ч. I). Ст. 33.

№ 1 /2021

Вестник экономической безопасности

219

богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Меры административно-правовой охраны окружающей среды предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 20 декабря 2001 г.1 (введен в действие с 1 июля 2002 г.2). Так, в соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ3 охрана окружающей среды является одной из «задач» законодательства об административных правонарушениях: «Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от ад-

1 См.: СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1; ...; РГ. 2021. 8 фев.

2 См.: Федеральный закон РФ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 20.12.2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 2.

3 Некоторые ученые предлагают использовать иную аббревиатуру для данного кодифицированного нормативного правового акта - «КРФоАП» (см. об этом, например: Доказывание при правоприменении в Российской Федерации: Монография / Под ред. В.Н. Галузо. 4-е изд., испр. и доп. М.: ТЕИС, 2018).

министративных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений». А глава 8 КоАП РФ названа как «административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» (ст.ст. 8.1-8-49).

Таким образом, научные изыскания относительно административно-правовой охраны окружающей среды в Российской Федерации должны продолжаться.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, во всяком государстве окружающая среда подвергается негативному воздействию от антропологической деятельности,

Во-вторых, одним из направлений политики всякого государства должна быть охрана окружающей среды.

В-третьих, действенным механизмом обеспечения охраны окружающей среды являются административно-правовые меры.

В-четвертых, административно-правовые меры охраны окружающей среды в Российской Федерации предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

В-пятых, все иные федеральные законы РФ относительно охраны окружающей среды не могут вступать в противоречие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Литература

1. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Правовые проблемы экономического регулирования охраны окружающей среды // Lex russica. 2014. № 4.

2. Кирилловых А.А. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды: проблемы стратегического планирования и правового обеспечения // Право и экономика. 2018. № 1.

3. Кичигин Н.В., Хлуденева Н.И. Правовая охрана окружающей среды на местном уровне // Экологическое право. 2011. № 4.

4. Москалькова Т.Н. Формирование экологического правопорядка как необходимое условие эффективной охраны окружающей среды // Прецеденты Европейского суда по правам человека. 2017. № 5.

5. Харьков В.Н. Приоритетное обеспечение публичных экологических интересов как конституционный принцип охраны окружающей среды и природопользования // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.