Научная статья на тему 'Административная регламентация публичного управления: состояние, проблемы, перспективы'

Административная регламентация публичного управления: состояние, проблемы, перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
921
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ / СУБЪЕКТ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кайль Я. Я.

Рассмотрена роль административной регламентации публичного управления в условиях реформирования публичной власти. Выявлены проблемы внедрения регламентов исполнения публичных функций и предоставления услуг. Даны рекомендации по совершенствованию процесса разработки административных регламентов и внедрения их в публичное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная регламентация публичного управления: состояние, проблемы, перспективы»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 338.24.01

административная регламентация публичного управления: состояние, проблемы, перспективы*

я. я. кайль,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления E-mail: kailjakow@mail. ru Волгоградский государственный университет

Рассмотрена роль административной регламентации публичного управления в условиях реформирования публичной власти. Выявлены проблемы внедрения регламентов исполнения публичных функций и предоставления услуг. Даны рекомендации по совершенствованию процесса разработки административных регламентов и внедрения их в публичное управление.

Ключевые слова: административная регламентация, публичное управление, исполнение публичных функций, предоставление публичных услуг, субъект РФ.

В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений с обществом. В результате этого в ряде ведущих стран мира возникла необходимость проведения административных реформ.

Реформы деятельности органов исполнительной власти развиваются в рамках нового государственного управления, направленного в первую очередь на создание оптимальной системы осуществления публичной власти.

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Волгоградском государственном университете.

В зарубежной практике термин «публичная власть» широко используется. В России он получил свое развитие с принятием 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и сегодня является родовым, обобщающим понятием, объединяющим государственную власть РФ, государственную власть субъектов РФ и местное самоуправление. Поэтому публичное управление интерпретируется шире государственного управления и включает в себя управление не только на федеральном уровне, но и на региональном и муниципальном уровнях.

Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы и отношения) в соответствии с возложенными на него общественно значимыми функциями и полномочиями. Совершенствование публичного управления, являющегося прерогативой государства, призвано служить, в конечном счете, социальному благополучию общества - решению неотложных социально-экономических проблем, повышению уровня и качества жизни населения. В Российской Федерации реализуются различные направления реформирования федеральной исполнительной власти, каждое из которых содержит мероприятия, связанные как с совершенствованием традиционной организации публичного управления, так и с внедрением новых

инструментов управления. Наиболее актуальными из направлений административной реформы являются внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам, а также разработка и внедрение регламентов публичных функций и услуг.

В современных условиях развитие административной регламентации публичного управления во многом определяет экономическое и социальное благополучие регионов и страны в целом. По этой причине изучение данного процесса является важной социально-экономической и актуальной в научно-практическом плане задачей.

В арсенале публичного управления находится достаточно большой перечень инструментов, обеспечивающих эффективное управление. Использование в данном процессе административной регламентации как эффективной альтернативы инструментам традиционного управления кардинально меняет вектор направленности повышения эффективности государственного менеджмента в условиях глобализации и становления информационного общества от неэффективных, затратных форм исполнения публичных функций к эффективным, ориентированным на результат.

Разработка и внедрение административных регламентов, т. е. детальное регулирование действий чиновников при взаимодействии с гражданами и предпринимателями, является важнейшим направлением административной реформы, имеющим, в том числе, и четкую антикоррупционную направленность. При правильном, квалифицированном исполнении это позволяет обеспечить прозрачность деятельности административных органов и учреждений, их доступность общественным контролю и воздействию с целью корректировки деятельности в интересах населения и предпринимательства.

Нормативная правовая база внедрения административной регламентации в публичное управление при исполнении функций и предоставлении услуг включает:

• Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;

• Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

• Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

• Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)»»;

• постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

• постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 гг.)»»;

• постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

• распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 гг.)»»;

• Концепцию административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р);

• Концепцию развития национальной системы стандартизации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 28.02.2006 № 266-р;

• Концепцию снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1021-р);

• Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р).

Вопросы улучшения исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг населению и организациям, их регламентация занимают важное место в политике многих современных государств, которая направлена на достижение более эффективной работы исполнительной власти и органов местного самоуправления [2]. Принимаются специальные программы развития государственной службы, проводится модернизация административной системы. Курс современных стратегий, как правило, направлен на совершенствование работы

органов публичной власти, органов местного самоуправления для укрепления связи с обществом.

В 2003 г. Гвидо Бертуччи, директор подразделения, ответственного за публичную экономику и общественное управление ООН, напомнил, что изменение облика публичной власти для решения задач XXI в. не просто подразумевает большое и мощное правительство, но скорее делает упор на компетентность и качество работы в осуществлении тех функций, которые являются самой сердцевиной ответственности современного государства [11].

Анализ опыта таких стран, как Великобритания, США, Австралия, Канада, Германия, Малайзия, Венгрия, Польша, Китай, Южная Корея, Голландия, Бразилия и др., позволяет выявить основные подходы и принципы, используемые в мировой практике исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг:

• исполнение функций и предоставление услуг в соответствии с регламентами;

• проведение реформ с широким применением передовых информационно-коммуникационных технологий;

• совершенствование исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг с использованием на практике принципа обратной связи с гражданами и организациями в течение длительного периода времени;

• максимальная приближенность и ориентация на нужды потребителя;

• профессионализм в управлении деятельностью, исполнении функций и предоставлении услуг. В юридическом отношении установление

административной регламентации в публичном управлении характеризуется по странам ЕС достаточно большим разнообразием. В Великобритании регламенты вводились децентрализованно: решениями отдельных министерств и независимых регулирующих агентств - на национальном уровне, территориальными подразделениями правительственных департаментов - на локальном уровне, а также отдельными государственными учреждениями — непосредственно для своих клиентов. Момент введения того или иного регламента определялся организацией самостоятельно, исходя как из ее готовности к этому, так и из уровня давления со стороны общественного мнения. В Италии временные параметры процесса разработки и введения стандартов качества обслуживания в государственных учреждениях, напротив, были установлены

первоначально таким нормативным актом, как директива премьер-министра, принятая в январе 1994 г., обязательная для исполнения любым государственным учреждением.

Таким образом, зарубежный опыт свидетельствует о той значимости, которую страны придают реформе публичного управления, и о необходимости координации процесса его административной регламентации на самом высоком уровне.

Проведение в регионах РФ административной реформы - это новый этап в совершенствовании публичного управления, необходимый для укрепления единства системы исполнительной власти в РФ, провозглашенного Конституцией РФ одним из принципов функционирования публичной власти.

Начавшаяся реализация административной реформы вскрыла многие фундаментальные противоречия, которые федеральный центр в настоящее время успешно решает. Например, для решения вопроса внедрения регламентов во многих субъектах РФ, особенно депрессивных (их в России 28 из 83), недостаточным оказался уровень бюджетной обеспеченности. Численность и структура органов исполнительной и представительной (законодательной) власти в субъектах имели существенный перекос. Например, в представительных органах Тувы (300 тыс. чел. населения) было 160 депутатов, а в Москве (12 млн чел.) - 35 депутатов. Государственный аппарат должен быть эффективным и компактным.

Региональный уровень публичной власти не только должен воспринять рекомендованную федеральным центром модель в отношении функций и услуг, урегулированных регламентами органов исполнительной власти субъектов РФ, но и участвовать в процессе оказания публичных услуг органами местного самоуправления региона.

Во многих регионах РФ в этом направлении достигнуты значительные результаты. Например, в Свердловской и Челябинской областях постановлением Правительства Свердловской области [4] и губернатором Челябинской области [6] соответственно утверждены порядки разработки и утверждения административных регламентов исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг, но результаты их реализации (официально) пока отсутствуют.

В Ростовской области разработка и внедрение административных регламентов функций и услуг регулируются отдельным разделом постановления

«О мерах по реализации административной реформы в Ростовской области» [3]. Основными целями проведения административной реформы в Ростовской области в 2006-2010 гг. являлись: повышение эффективности деятельности областных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области; повышение удовлетворенности населения и предпринимателей качеством функций и услуг. Законодательным собранием Ростовской области был принят областной закон от 08.08.2011 № 644-ЗС «О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [7]. Постановлением администрации Ростовской области от 01.06.2011 № 324 был утвержден Порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти Ростовской области административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, который устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями органов исполнительной власти и должностными лицами, взаимодействие органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями и организациями.

Многие задачи, предусмотренные проведением административной реформы, были решены. При Северокавказской академии государственной службы создано Агентство инновационного развития, которое помогает создавать многофункциональные центры (МФЦ), снабжает их программным обеспечением. На 1 января 2010 г. таких центров в области функционировало шесть [1].

В 2009 г. законом Ивановской области [ 10] были утверждены 74 стандарта государственных услуг - в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, культуры и др. Перечень государственных услуг в Ивановской области закреплен отдельным постановлением правительства Ивановской области [9]. Государственные услуги в Ивановской области оказываются преимущественно областными государственными учреждениями. Постановлением закреплены регулярные публикации и распространение сборников стандартов качества.

Постановлением правительства Москвы [5] в целях обеспечения единых требований к формированию государственного задания г. Москвы на оказание услуг его жителям утверждены порядок и

условия оказания услуг физическим и юридическим лицам непосредственно органов исполнительной власти г. Москвы по основным направлениям: общегосударственные вопросы, национальная экономика, ЖКХ, образование, культура, здравоохранение и социальная политика.

В Волгоградской области осуществляется реализация проекта «Формирование единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг в Волгоградской области, включая создание и развитие МФЦ предоставления государственных (муниципальных) услуг». Ведется работа по внедрению административных регламентов исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг в органах исполнительной власти Волгоградской области и органах местного самоуправления. Принят закон Волгоградской области от 06.03.2009 № 1863-ОД «О стандартах качества оказания государственных услуг Волгоградской области».

За 2008-2009 гг. постановлениями главы администрации Волгоградской области были утверждены перечни услуг (функций) по отраслям деятельности, оказываемых государственными структурами органов исполнительной власти Волгоградской области по здравоохранению, по культуре, по образованию, по физической культуре и спорту, по делам молодежи. Утвержден перечень услуг Волгоградской области, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями и государственными автономными учреждениями на территории Волгоградской области [8]. В области с 2008 г. создано и действует автономное учреждение «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» администрации городского округа г. Волжский Волгоградской области. К концу 2012 г. во всех городских округах и в 9 (из 33) муниципальных районах Волгоградской области планируется создать МФЦ.

В субъектах РФ только начинается процесс предоставления публичных услуг в электронной форме. Необходимо активное внедрение и использование электронных административных регламентов, на основании которых чиновники будут взаимодействовать между собой и с гражданами в виртуальном пространстве.

Сложилась ситуация, при которой процесс исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг затрудняется отсутствием регламентов в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления. Поэтому

возникает актуальная необходимость активизации и систематизации процесса административного регламентирования, в результате чего достигается высокая положительная результативность получаемого эффекта, что наглядно демонстрируется на рисунке.

Регламент может и должен устанавливать единые по всей территории страны требования

к результату исполнения публичной функции и оказания публичной услуги: независимо от того, получает ли гражданин ту или иную справку в сельском населенном пункте или крупном городе, такая справка должна быть единого образца и действовать на всей территории страны независимо от места ее получения. Лицензия, выданная юридическому лицу, также должна быть единой и т. д.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Высокие транзакционные издержки, избыточное государственное вмешательство и связанные с ним дополнительные расходы бюджета и частных клиентов, их дополнительное обременение_

Недостаточная ответственность органов исполнительной власти за исполнение своих полномочий, неопределенность их обязательств перед обществом_

Низкое качество исполняемых публичных функций и предоставляемых публичных услуг, обслуживания

Недостаточная определенность и прозрачность схем и правил взаимодействия участников процесса исполнения функции (предоставления услуги), высокий уровень административного усмотрения и связанные с ним коррупция и подрыв доверия общества к институтам публичной власти, отсутствие ориентированности административной культуры российских чиновников на гражданина, в частности на повышение качества функций и доступности услуг

■ц

-I

Искусственное усложнение административных процессов, значительное снижение эффективности деятельности органов власти, недостаточная организованность процессов при исполнении функций и предоставлении услуг, неиспользование возможностей информационно-коммуникационных технологий, неэффективность существующей системы обратной связи органов публичной власти с гражданами и организациями_

В В

В

<

н в

ы

£

<

ч

и

ы

еь «

О

в

со В

н

<

еь н и В В

в

£ ы

и со

В

О

еь

В

1

ПОЛУЧАЕМЫЙ ЭФФЕКТ

Повышение уровня информационной открытости и прозрачности процедур органов исполнительной власти, ограничение поля административного усмотрения, качественное улучшение взаимодействия государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц с гражданами и организациями, соответствие интересов и ожиданий всех заинтересованных сторон, соблюдение высоких этических стандартов при исполнении публичных функций (предоставлении публичных услуг)_

Оптимизация бюджетных расходов на исполнение функций и предоставление услуг, обеспечение минимизации действий, количества необходимых документов, временных затрат и иных ресурсов получателя услуг_

Повышение ответственности органов исполнительной власти за исполнение своих полномочий, упорядочение и конкретизация их обязательств перед обществом_

Повышение качества исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг, обслуживания, закрепление измеряемых параметров требований к качеству функции и доступности услуги, создание условий для ликвидации необоснованных и неэффективных с общественной точки зрения функций и услуг, установление единых по всей территории страны требований к результату исполнения функции и предоставления услуги_

Устранение анонимности административных процессов и решений, внедрение процедур контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти, предоставление лучшей информации для администрирования, предоставление возможности обращения с запросом в орган власти, оказывающий услугу, в письменном виде или с использованием информационно-коммуникационных технологий, учет мнения и интересов граждан и организаций

Роль административной регламентации в системе публичного управления

Отсутствие административной регламентации публичного управления приводит:

1) к высокому уровню административного усмотрения - схемы принятия решений в публичном управлении зачастую расплывчаты, что создает основу для коррупции и подрыва доверия общества к институтам публичной власти;

2) избыточному государственному вмешательству и связанным с ним дополнительным расходам бюджета и частных клиентов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) снижению качества исполнения публичных функций и предоставления услуг;

4) недостаточной ответственности органов исполнительной власти за исполнение своих полномочий из-за неопределенности обязательств органов исполнительной власти перед их клиентами (физическими и юридическими лицами).

Перечисленные проблемы возникают из-за низкого качества административных процессов в органах исполнительной власти, усложненности их правового регулирования, в том числе внутриведомственного. Введение административных регламентов исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг призвано способствовать повышению эффективности реализаций полномочий органами власти, качественному улучшению взаимоотношений государства и общества.

Результаты исследований состояния публичного управления, регламентации публичных функций и услуг в РФ свидетельствуют о пока еще низкой эффективности публичной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к публичным институтам и государственным (муниципальным) служащим.

В результате проведенного анализа действующего законодательства РФ в сфере административной регламентации исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг автором был выделен ряд концептуальных проблем, вызывающих серьезные сложности на всех уровнях публичной власти. Данные проблемы порождают многочисленные затруднения при формировании нормативной правовой базы, регулирующей порядок регламентации функций и услуг, и препятствуют внедрению инструментов, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов органов государственной власти и местного самоуправления.

Так, в федеральном законодательстве отсутствует однозначная трактовка понятий «государственные (муниципальные) функции» и «государственные

(муниципальные) работы». Однако данные понятия непосредственно связаны с понятием государственных (муниципальных) услуг: услуги в трактовке Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) определяются через функции, а работы должны быть отделены от услуг в государственном (муниципальном) задании. В условиях отсутствия четких законодательных определений регулирование предоставления публичных услуг на всех уровнях публичной власти сегодня производится на основе сложившейся практики и разрозненных подзаконных актов федерального уровня. Это порождает неопределенность при формировании системы административных регламентов исполнения функций и предоставления услуг, затрудняя тем самым их внедрение в практику публичного управления.

Данные обстоятельства серьезно усложняют работу органов государственной власти и органов местного самоуправления. В числе их наиболее серьезных следствий необходимо отметить следующее. Согласно ст. 6 и 29 Закона № 210-ФЗ, в течение двух лет со дня вступления в силу данного закона должны быть разработаны и приняты административные регламенты предоставления услуг. С учетом раскрытых ранее пробелов в определениях законодательство не дает однозначного решения вопроса в отношении обязательности разработки административных регламентов значительного числа услуг. Так, неясно, участвуют ли в предоставлении услуг государственные муниципальные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты?

Соответственно, возникает неопределенность в отношении обязательности разработки административных регламентов значительного числа услуг, которые не попадают в сферу регулирования данного закона. Таким образом, законодательная неурегулированность базовых понятий в сфере исполнения функций и предоставления услуг препятствует внедрению системы административных регламентов исполнения функций и предоставления услуг, нацеленной на повышение прозрачности, упорядочение прав и обязанностей потребителей и поставщиков услуг.

Большую проблему представляет увязка положений принимаемых административных регламентов с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными актами. Вызывает много вопросов существующее разделение административных

регламентов на регламенты исполнения функций и регламенты предоставления услуг, их структура и информационное наполнение. Сама идея регламентации административных процедур не вызывает сомнения, но нет полной ясности в том, насколько детальной должна быть эта регламентация.

На федеральном уровне не до конца определены многие критерии, позволяющие соотнести различные правовые акты с действиями исполнителя услуг, поэтому субъекты РФ могли бы разработать методические рекомендации по классификации услуг для использования как органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, так и подведомственными учреждениями.

Федеральный закон № 210-ФЗ указывает, что его действие распространяется на деятельность организаций, участвующих в предоставлении услуг. Однако такая редакция допускает неоднозначное толкование того, кто именно оказывает услуги, поскольку под организацией подразумевается как МФЦ, так и непосредственно поставщик услуг.

Указанные некорректности в законодательстве порождают неопределенность на практике. При формировании административных регламентов государственных и муниципальных (публичных) услуг затрудняются внедрение и практика разграничения государственных и муниципальных услуг для целей реформирования бюджетных учреждений. Отсутствуют единые принципы, методологические рекомендации, классификации публичных услуг. В результате органы публичной власти вынуждены самостоятельно вырабатывать подходы к определению и классификации услуг, что замедляет внедрение нормативного финансирования.

Негативное влияние на процесс обеспечения эффективного планирования и расходования бюджетных средств оказывает отсутствие единой терминологии в нормативных правовых актах, регламентирующих процесс формирования электронного правительства или электронного муниципалитета, а также отсутствие утвержденной методики ценообразования разработки информационных систем.

По результатам мониторинга качества и доступности публичных услуг, проведенного в 2010 г., установлено:

• для получения одной услуги гражданину РФ необходимо обратиться в орган публичной власти РФ два раза. Целевым показателем является снижение среднего числа таких обращений к 2014 г. до одного;

• для получения одной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, в среднем представители бизнеса вынуждены обращаться в орган публичной власти РФ восемь раз. Целевым показателем является снижение среднего числа таких обращений к 2014 г. до двух;

• среднее время ожидания в очереди при обращении граждан РФ в орган публичной власти РФ составляет 55 мин. Целевым значением является сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан РФ в орган публичной власти к 2014 г. до 15 мин.;

• установленные нормативные сроки предоставления публичной услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности, превышаются на 98 %. Итогом решения поставленных задач должно являться отсутствие превышения указанных нормативов.

Наибольшие трудности вызывает разработка административных регламентов, так как этот документ содержит информацию о результатах деятельности, критериях качества и доступности услуг, основных требованиях к процессу. Достаточно распространена практика принятия административных регламентов без стандартов, что является прямым нарушением норм Закона № 210-ФЗ. Также иногда в принимаемых стандартах «пропускаются» отдельные положения, предусмотренные ст. 14 Закона № 210-ФЗ, что является прямым нарушением. Еще одной проблемой является усложненность стандартов, наличие трудных для понимания формулировок, отсылочных норм. Это тем более недопустимо, что стандарт - это документ для потребителя услуги и он должен содержать краткую, но исчерпывающую информацию об услуге, изложенную в доступной для заявителей форме.

Кроме того, не во всех субъектах РФ созданы и функционируют МФЦ, что приводит к дисбалансу возможностей населения в получении качественных и доступных публичных услуг. Есть проблемы, связанные с применением правил организации работы в МФЦ. Например, правила предусматривают только четыре направления, по которым такие центры предоставляют услуги, при этом все они не относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

Анализ регионального законодательства подтверждает вывод о том, что практика разработки административных регламентов в субъектах РФ в настоящий момент разнородна и недостаточно унифицирована. В регионах пока лишь формиру-

ются подходы к административным регламентам, их разработке и реализации.

В России проблема административного регламентирования связана с необходимостью обеспечения правового единообразия исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления на всей территории РФ. Это требует унификации подходов к регламентированию исполнения функций и оказания услуг с пониманием последнего как важнейшей функции органов публичной власти субъектов РФ.

Для успешной реализации вопросов административной регламентации публичного управления необходимо провести ряд мероприятий как на федеральном, так и на региональном уровнях.

1. На федеральном уровне необходимо разработать:

• методические рекомендации по подготовке регламентов в сфере оказания публичных услуг, которые бы ориентировали органы исполнительной власти субъектов РФ на такую регламентацию данных отношений, при которой бы количественные показатели дополнялись регулированием взаимодействия потребителя услуг и лиц, оказывающих эти услуги;

• перечень базовых публичных услуг для всех субъектов РФ, аналогичный тому, что существует в Европейском Союзе, который бы включал в себя такие типы услуг, как услуги для граждан и услуги для бизнеса, оказываемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Данный перечень должен:

• закрепить типы (услуги для граждан и услуги для бизнеса) и виды (услуги по трудоустройству, услуги здравоохранения, услуги организаций культуры, услуги по предоставлению социальных выплат, услуги по выдаче и оформлению документов и т. п.) публичных услуг, оказываемых органами власти субъекта РФ, ответственность за которые лежит на региональном уровне власти (включая делегированные услуги);

• обеспечить нормативную правовую базу, в которой бы закреплялся статус регионов, оказывающих публичные услуги, сфера, в которой эти услуги могут быть оказаны, определялись их параметры, возможности обеспечения до-

ступности услуг, соответствия предоставления услуг регламентам;

• осуществить правовое закрепление в каждом регионе РФ перечня конкретных организаций (учреждений), оказывающих публичные услуги;

• утвердить реестры бесплатных публичных услуг по отраслям (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, информационные услуги и т. п.) и стандарты обслуживания населения на возмездной основе;

• отразить обязательность использования при оказании публичных услуг современных электронных форм информационного взаимодействия, исключающего непосредственный контакт гражданина или юридического лица с должностными лицами;

• отразить механизм взаимодействия между органами и гражданами по совершению ряда действий: подача заявления о получении услуги, постановка на очередь, обмен документами в электронной форме, информация о принятом решении и т. д. При установлении параметров административных регламентов необходимо привлекать общественность, которая должна непосредственно влиять на параметры качества услуг, общую продолжительность процесса их оказания и величину издержек пользователя для получения услуги.

2. На региональном уровне в целях унификации и координации регулирования процедур предоставления публичных услуг, обеспечения конституционных прав граждан необходимо стремиться к созданию общих моделей административных процедур, которые могли бы быть использованы как шаблон или схема для регламентирования административных процедур при оказании конкретных публичных услуг различными органами власти.

Комплексное внедрение административных регламентов в электронной форме даст возможность отслеживать и фиксировать решения органа власти и отдельных служащих, персонифицировать ответственность за неисполнение процедур, накапливать информацию по отдельным деловым процессам в целях их контроля и дальнейшей оптимизации. Электронные административные регламенты позволят:

• в автоматическом режиме реализовать процедуры принятия регулярных решений, обеспечить постоянный вертикальный контроль в пределах установленной компетенции, осуществить текущий мониторинг деятельности органа власти, его подразделений и служащих;

• сократить сроки предоставления гражданам и организациям услуг;

• уменьшить количество документов, подаваемых гражданином для получения услуги;

• установить исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги;

• разработать четкую регламентацию процессов, включенных в административную процедуру;

• широко использовать современные информационно-коммуникационные технологии;

• создать механизмы досудебного обжалования решений, действий и бездействий работников органов исполнительной власти, участвующих в оказании публичной услуги;

• повысить персональную ответственность должностных лиц за соблюдение административных процедур.

Работа по регламентации публичных функций и услуг должна быть завершена в 2012 г.

Итак, деятельность по административной регламентации должна быть увязана с комплексной оптимизацией публичных функций и публичных услуг в сфере публичного управления. В целях содействия снижению административных барьеров, повышения качества исполнения функций и доступности предоставления услуг в субъектах РФ необходима разработка модельных (типовых) административных регламентов для публичных функций и услуг субъектов РФ, прежде всего по переданным полномочиям.

Оптимизация порядка исполнения публичных функций и предоставления публичных услуг должна осуществляться как в рамках комплексной оптимизации публичных функций и услуг в отраслевом разрезе, так и в отношении конкретных, наиболее массовых, общественно значимых публичных функций и услуг.

Для повышения эффективности исполнения публичных функций и предоставления услуг необходимо обеспечить обучение государственных служащих работе по оптимизации функций, административно-управленческих процедур, разработке административных регламентов публичного управления на региональном и местном уровнях.

Список литературы

1. В Ростовской области количество МФЦ увеличат до шести. URL: www. rosbaltsouth. ru/ print/518379.html.

2. Кайль Я. Я. Зарубежный опыт внедрения стандартизации государственных и муниципальных

услуг // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 21. С. 71-79.

3. О мерах по реализации административной реформы в Ростовской области: постановление администрации Ростовской области от 21.03.2006 № 90. URL: www. donland. ru/print/info. asp?infoId=11092.

4. О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов и стандартов предоставления государственных услуг: постановление правительства Свердловской области от 27.12.2005 г. № 1139-ПП. URL: www. eburg. regionz. ru/ index. php?ds=27579.

5. О формировании государственного задания города Москвы на оказание государственных услуг города Москвы: постановление правительства Москвы от 02.12.2008 № 1106-ПП. URL: www. mos. gosuslugi. ru/ru/about/info/.

6. Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг: постановление губернатора Челябинской области от 21.06.2006 № 181. URL: www. zdrav74.ru/news/2/995.

7. О государственной поддержке создания и деятельности в Ростовской области многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: закон Ростовской области от 08.08.2011 № 644-ЗС. URL: www. donland. ru/ Default. aspx?pageid=103342.

8. Перечень государственных услуг Волгоградской области, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями и государственными автономными учреждениями на территории Волгоградской области: постановление главы администрации Волгоградской области от 12.03.2009 № 234 // Волгоградская правда. № 48. 18.03.2009.

9. Перечень государственных услуг, оказываемых населению Ивановской области: постановление правительства Ивановской области от 29.06.2008 № 170-п. URL: regionz. ru/index. php?ds=281956.

10. Перечень стандартов государственных услуг в сфере здравоохранения, социальной защиты населения, культуры: закон Ивановской области от 15.01.2009 № 13-ОЗ. URL: www. regionz. ru/index. php?ds=179689.

11. Speech by Guido Bertucci at the UN Thessaloniki Centre for Public service professionalism, Human resource division. URL: www. ras. sagepub. com/content/71/2/337.full. pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.