Когда субъект инвестирования (Российская Федерация, субъект РФ в лице их государственных органов), осуществляет вложение средств в территорию или отрасль, то он тем самым повышает инвестиционную привлекательность для частных инвесторов.
Используя незначительные средства для изменения локальных свойств объекта инвестирования, он способствует привлечению со стороны значительных средств для глобальной реструктуризации объекта. Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда свойства объекта создаются, регулируются и корректируются по инициативе управленца. От уровня такого управления зависит не только целостное развитие объекта инвестирования, но и показатели инвестиционной привлекательности и, как их следствие, объемы и частота
- 1
притока инвестиций.1
Расширение объема производства в секторе с иностранным участием, сопровождающееся подключением к нему местных субпоставщиков, способствует развертыванию сопряженных отраслей. В результате ускоряется рост принимающей экономики в целом и возникает дополнительный спрос на квалифицированную рабочую силу, инженеров и ученых.2
Таким образом, административная реформа в точке влияния ее на экономические процессы должна способствовать оживлению инвестиционной активности в регионах, качественной реализации адресных инвестиционных и целевых программ.
Малахова Г.Н., д. ист. н., доц.;
Мышьяков В.В., к. ист. н., доц. (г. Пятигорск, ПФ СКАГС)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Административная реформа связана с реформированием исполнительной власти, государственной службы и местного самоуправления.
Несмотря на то, что концепция преобразований в системе управления страной была заявлена Президентом РФ еще в 1997 г., реальные процессы осуществления реформы начались с 2003 г. Стержневыми элементами ее стали указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», Федеральные законы от 27 мая
2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ», от 27 июля
Валинурова Л./ Управление инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью региона// Экономика и управление. 2003. №1.
2 Белоус Т.Я. Деформация денежного обращения и инвестиционный процесс в России. Пути привлечения иностранных инвестиций в экономику России. М.: Экономический факультет МГУ. 1998.
2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», от 6 октября 2003 г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В федеральной программе реформирования государственной службы РФ (2003-2005 гг.) в числе важнейших направлений президентом определяется внедрение программ подготовки кадров для государственной службы РФ и профессионального развития государственных служащих. Поэтому совершенно не случайно в числе основных исполнителей Программы определены научно-исследовательские, образовательные и иные организации, определяемые на конкурсной основе.
Одной из важнейших составных частей профессионализма гражданских служащих определяется уровень профессионального образования, поддержка уровня квалификации, необходимого для эффективности исполнения своих должностных обязанностей. Поэтому вполне обоснованно в статьях 61, 62, 63 федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ законодатель регулирует вопросы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих.
В Ставропольском крае проблема профессионального развития кадров государственных и муниципальных органов губернатором и Правительством Ставропольского края сегодня поставлена одной из центральных в процессе реализации государственной кадровой политики.
С 1997 г. Правительство начало работу по подготовке, переподготовке, повышению квалификации кадров государственной и муниципальной службы на основе системы непрерывного профессионального образования кадров. Для создания такой системы необходимо было ответить на вопросы: где, кого, в какой форме учить, как организовать обучение и обеспечить управление этими процессами?
В результате многолетних согласованных действий Правительства и образовательных учреждений в Ставропольском крае сложилась определенная система. Если в 1997 г. на курсах повышения квалификации было подготовлено 144, то в 2004 г. - 1214 государственных и муниципальных служащих, только в филиале ГОУ ВПО СКАГС в г. Пятигорске за эти годы прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку более 2000 государственных и муниципальных служащих края.
Основная проблема нами усматривается в субъективном факторе -обеспечении управления этим процессом, выраженном, прежде всего, в неразработанности законодательных механизмов осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
До сих пор в Ставропольском крае не принят нормативный документ, регулирующий осуществление государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих края, что позволило в 2005 г. провести конкурс, в ходе которого были не выполнены, либо, что еще хуже, нарушены ряд положений законодательства о государственной службе.
На наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо разработать нормативный документ в соответствии с п.5 ст. 63 ФЗ от 27 июля
2004 г. № 79, в котором исчерпывающе определено, что «заказ субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих субъекта Российской Федерации, включая порядок его размещения, объем и структуру, утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации...».
Принятие такого нормативного правового акта должно быть основано на нормах трех законов: от 22.08. 1996 № 125-ФЗ (ред. от 21.04. 2005) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе РФ»; от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это позволит регламентировать процедуру государственного заказа, адаптированного к такому виду услуг, как образование государственных и муниципальных служащих.
В этом же документе обязательно должен быть раскрыт механизм комплектования и работы конкурсной комиссии, положение о привлечении к подготовке и проведению конкурса специалистов в области образования (например, министерства образования Ставропольского края) для уточнения характеристик выполняемых образовательных услуг подхода к определению критериев оценки заявок на участие в конкурсе, в п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, только в пп. 8 упоминается о других возможных критериях оценки заявок в целях наиболее полного удовлетворения государственных и муниципальных нужд (п.5.ст. 20, п. 4, 5 ст. 28 ФЗ № 94-ФЗ), что позволит при оценке заявок сделать более весомым, нежели цена, такой критерий как уровень квалификации и профессионализма исполнителей сделать более весомым нежели цена. Именно такие эксперты способны определить качество представленных вузом материалов, уровень квалификации, профессионализм преподавателей, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, уровень предложенных вузом учебных программ, опыта и уровня фундаментальных и прикладных исследований вуза, а так же другие параметры, свидетельствующие о качестве предлагаемой услуги в соответствии с нормами законодательства. Введение в состав конкурсной комиссии экспертов в области образовательной деятельности не противоречит ст.7 федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.
Разработка и принятие такого нормативного документа не терпит отлагательства.