Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ И РЕКЛАМУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ И РЕКЛАМУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / РЕКЛАМА / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федорова В.М.

В статье рассматриваются проблемные вопросы административной ответственности за пропаганду и рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Предложено в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» внести новое понятие - «пропаганда и реклама наркотических средств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», определить критерии ее относимости, а также поднять вопрос о разработке плана мероприятий предусматривающих ее профилактику; включить «рекламу наркотических средств» в перечень запрещенной информации, предусмотренной в ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а в ст. 16.3 КоАП РФ добавить часть, предусматривающую ответственность за пропаганду наркотических средств в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Федорова В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ И РЕКЛАМУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

Вестник магистратуры. 2019. № 10-2 (97)

ISSN 2223-4047

УДК 340

В.М. Федорова

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРОПАГАНДУ И РЕКЛАМУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В статье рассматриваются проблемные вопросы административной ответственности за пропаганду и рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Предложено в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» внести новое понятие - «пропаганда и реклама наркотических средств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет», определить критерии ее относимости, а также поднять вопрос о разработке плана мероприятий предусматривающих ее профилактику; включить «рекламу наркотических средств» в перечень запрещенной информации, предусмотренной в ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а в ст. 16.3 КоАП РФ добавить часть, предусматривающую ответственность за пропаганду наркотических средств в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

Ключевые слова: Пропаганда, реклама, наркотические средства и психотропные вещества, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет.

Сегодня наибольшую обеспокоенность вызывает вовлечение в наркопотребление и наркопреступность подрастающего поколения. Используя несформированность мировоззрения в жизненных ориентиров подростков, в их среде через средства массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, культивируется образ жизни, связанный с потреблением наркотиков и иных психостимуляторов.

Существует серьезная проблема-это пропаганда наркотиков. В средствах массовой информации, печатных изданиях, а также в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, выступлениях рок-групп нередко звучат откровенные призывы к употреблению наркотиков, даются рецепты их изготовления, предлагаются советы о способах уклонения от ответственности за нарушение антинаркотического законодательства.

Из анализа административной практики усматривается тенденция появления в сети розничной торговли товаров повседневного спроса, табачной и алкогольной продукции, которые несут информацию, побуждающую подростков и молодежь к проявлению нездорового интереса к наркотикам и формируют положительное отношение к их потреблению.

За период работы МВД России в каждом субъекте Российской Федерации наработан опыт привлечения граждан, юридических лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 6.13 КоАП РФ (« Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений или их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества»).[1] Основаниями ответственности являются запреты, указанные в ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Часть 2 ст. 46 указанного закона запрещает пропаганду каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.

Еще одним важным нормативно-правовым актом является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». [2] В ст. 5 этого закона раскрывается понятие недобросовестной и недостоверной рекламы, устанавливаются к ней определенные требования, согласно которым реклама должна быть добросовестной и достоверной, не должна побуждать к совершению противоправных действий и призывать к насилию и жестокости. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются. Согласно ст. 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства и психотропные вещества либо

© Федорова В.М, 2019.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 10-2 (97)

их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства и психотропные вещества либо их прекурсоры.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и со ст. 24 Федерального закона «О рекламе» распространение образцов лекарственных средств, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, также запрещается.

Как показывает анализ рекомендаций, подготовленных МВД России и распространяемых среди гражданского населения, а также в образовательных и иных учреждениях для широкого круга пользователей, позиций, озвучиваемых в публичных выступлениях и получивших закрепление в ряде подзаконных актов, и пояснений к программным мероприятиям в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в современный период доминирует политика неразумной жестокости, в силу которой, в частности, достаточно широко и произвольно применяется норма ст. 6.13 КоАП РФ в отношении предпринимателей, прежде всего занимающихся реализацией товаров на потребительском рынке. На мой взгляд, это не только уход от основной идеи противодействия (собственно, борьбы за снижение числа наркозависимых лиц, сокращение преступности, связанной как с незаконным оборотом, так и с иными посягательствами, совершаемыми наркоманами), но и девальвация в глазах общества этой идеи. Современное российское общество сформировалось под влиянием информационных потоков, значительно расширившихся в последние двадцать лет за счет развития электронных технологии и коммуникации. Проблемой привлечения к ответственности по ст. 6.13 КоАП РФ на практике является то, что в качестве источника получения доказательств по этим делам используется не заключение эксперта, а консультации специалиста (в области ботаники или фармакологии в отношении, например, изображения объекта растительного мира, а также в области психологии). Намного сложнее обстоят дела с пропагандой и рекламой наркотических средств в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, поскольку за время существования Интернет проник во все сферы жизнедеятельности человека, а влияние интернет- реальности на потребителей аддиктивных веществ становится все более ощутимым. Это влияние распространяется в двух противоположных направлениях-как сдерживающим, так и стимулирующим аддиктивное поведение. Существенной особенностью Интернета является свободный и практически неконтролируемый доступ к информации как первого (пронаркотического), так и второго (антинаркотического) типа. Эту особенность, по моему мнению, необходимо использовать при построении социальной технологии профилактики наркотизма.

К сожалению, достаточно быстро появились множество способов обхода блокировок запрещенных ресурсов. Основа большинства вариантов сводится к прямому или косвенному использованию не российских прокси-серверов. Например, для браузеров «Firefox» или «Chrome» можно установить расширение (плагины), позволяющие обходить запреты Роскомнадзора.

Для решения данной проблемы, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации мною предлагается в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» внести новое понятие - «пропаганда и реклама наркотических средств в информационно -телекоммуникационной сети Интернет», определить критерии ее относимости, а также поднять вопрос о разработке плана мероприятий предусматривающих ее профилактику; включить «рекламу наркотических средств» в перечень запрещенной информации, предусмотренной в ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3], а в ст. 16.3 КоАП РФ добавить часть, предусматривающую ответственность за пропаганду наркотических средств в информационно- телекоммуникационной сети Интернет.

Библиографический список

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. - №195-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации - 07 января 2002-№1-ст.1.

2. О рекламе: федер. закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. - №38-Ф3 - Собрание законодательства Российской Федерации - 20 марта 2006-№12-ст.1232.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. - №149-Ф3 - Собрание законодательства Российской Федерации - 31 июля 2006-№31-ст.3448.

ФЕДОРОВА ВИОЛЕТТА МИХАЙЛОВНА - магистрант, Сибирский институт управления-филиал РАНХиГС (СИУ РАНХиГС), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.