Научная статья на тему 'Отдельные проблемы противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет'

Отдельные проблемы противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1473
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / СОЗДАНИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОВАЙДЕРОВ ЗА ПРОПАГАНДУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ИНТЕРНЕТ / PROMOTION OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE INTERNET / CREATING WEBSITES / PROVIDERS RESPONSIBLE FOR PROMOTING DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE INTERNET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенкин Андрей Леонидович

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам в сфере правового противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет. Обосновывается необходимость внесения изменений в ряд нормативных правовых актов уточняющего характера. Предлагается закрепление на законодательном уровне ответственности провайдеров за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аксенкин Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS COUNTERING THE PROPAGANDA OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES IN THE INTERNET

The article is devoted to the urgent problems in legal countering the propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances in the Internet. The necessity of making changes to a number of specifying regulations is grounded. The imposition of penal liability for propaganda of narcotic drugs and psychotropic substances in the Internet is offered.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет»

УДК 343.57:351.761.3:004.738.5

АКСЕНКИН А.Л. Отдельные проблемы

противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет

Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам в сфере правового противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет. Обосновывается необходимость внесения изменений в ряд нормативных правовых актов уточняющего характера. Предлагается закрепление на законодательном уровне ответственности провайдеров за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет.

Ключевые слова: пропаганда наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет, создание Интернет-сайтов, ответственность провайдеров за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет.

Сегодня во всем мире наблюдается возрастание роли информации. Понимая важность и значение информации для человечества в будущем, специалисты различных научных направлений занимаются постоянным усовершенствованием технических средств хранения, обработки и передачи информации, изучением вопросов влияния информации на психоэмоциональную сферу жизнедеятельности человека и др. Осознавая положительные моменты информатизации, нельзя не увидеть отрицательные стороны прогресса в этой сфере. Современный уровень компьютеризации позволяет каждому иметь доступ к сети Интернет, а создать свой собственный Интернет-ресурс (сайт, чат, форум, блог и т.п.) возможно, не обладая специальными познаниями в области программирования, и при этом практически бесплатно. Таким образом, быстрое освоение и бесконтрольное использование достижений человечества в информационно-технологической сфере в преступных целях является серьезной угрозой для будущего государства.

В рамках нашего исследования мы хотим обратить внимание на некоторые актуальные для Российской Федерации и

требующие научного анализа и скорейшего решения проблемы, связанные с противодействием пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Одной из основных проблем является отсутствие должного правового регулирования отношений, возникающих по поводу использования сети Интернет, в частности создания (регистрации)заинтересованными лицами собственных Интернет-ресурсов (сайтов). Дефицит правовой базы регулирования противодействия интернет-пропаганде наркотиков обусловлен трансграничностью сети Интернет, отсутствием единого центра управления, а также наличием пробелов в законодательстве, регулирующем данную сферу. В настоящее время в сети Интернет существует множество сайтов, содержащих информацию о способах приготовления наркотиков, способах их употребления и дозировке, необходимой для достижения желаемого результата.

Для создания сайта пользователю необходимо зарегистрироваться на портале любого хостинг-провайдера, для этого пользователь указывает свои логин и пароль (при этом логин может быть вымышленным,

т.е. псевдонимом), далее, следуя инструкции, заполняет уже существующий шаблон сайта информацией определенной тематики. При желании создатель сайта может приобрести доменное имя - особое неповторяющееся уникальное название, которое индивидуализирует сайт, выкупив его. Сам процесс приобретения доменного имени также не является сложным: пользователю необходимо перейти на соответствующий ресурс, выбрать тарифный план, способ оплаты, собственно доменное имя, а затем оплатить стоимость данного доменного имени согласно выбранному тарифному плану. При этом указывать свои личные данные (Ф.И.О, паспортные данные, дату рождения, ИНН и т.п.) также не требуется, а оплата может быть произведена как наличным (через банк), так и безналичным путем (например, через виртуальную платежную систему, регистрация в которой также не требует указания сведений о себе). Как правило, владельцы Интернет-сайтов, посредством которых производится пропаганда наркотических средств и психотропных веществ, не приобретают доменных именем, т.к. наличие доменного имени не является обязательным условием для функционирования сайта.

Следовательно, из-за имеющейся у правонарушителя возможности анонимно создавать соответствующий Интернет-ресурс в целях пропаганды наркотиков, а также с целью их распространения возникают трудности при идентификации Интернет-сайтов и установлении личности их владельцев при расследовании административных правонарушений и преступлений, связанных с наркотиками1.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости законодательного закрепления процедуры, регламентирующей порядок создания и регистрации Интернет-ресурсов (сайтов и пр.), основным моментом которой должна стать обязанность лица, регистрирующего собственный Интернет-ресурс, при создании Интернет-ресурса указывать достоверные сведения о себе (паспортные данные, место проживания, фамилию, имя, отчество, а также контактные данные), а также создать единую базу сайтов, функционирующих в российском сегменте сети Интернет.

Следующей проблемой, которой, на наш взгляд следует уделить внимание, является неопределенность в вопросе о том, кто должен нести ответственность за осуществление пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ.

Думается, что для решения вопроса об определении ответственного за распространение пропаганды наркотических средств и психотропных веществ лица необходимо ответить на вопрос, каким образом происходит размещение и распространение информации в сети Интернет.

Изначально любая информация, подлежащая размещению в Интернет-пространстве, должна быть представлена в виде соответствующего компьютерного файла. После написания файла с использованием необходимого языка программирования его необходимо разместить на серве-ре2. Уже на данном этапе появляется возможность предпринять попытку поиска лица, разместившего вредоносную информацию в сети Интернет. Такая возможность обеспечивается присвоением любой размещенной в сети Интернет информации уникального адреса-ссылки. В свою очередь, такой адрес-ссылка связан с IP-ад-ресом сервера и его доменом (доменным именем). Однако следует оговориться, что размещаемым файлам присваивается уникальный адрес, включающий домен, только тогда, когда создатель сайта приобрел домен, в противном случае будет иметься только ссылка на сервер.

Проанализировав практику расследования, можно вывести основные общие черты правонарушений или преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Как правило, все эти правонарушения осуществляются следующим способом: объявления о продаже наркотических средств и психотропных веществ размещаются на сайтах Интернет-магазинов, деятельность которых зачастую связана с реализацией фармацевтической продукции, различных БАДов, спортивного питания и т.д. Коме того, для связи между продавцом и покупателем используются другие средства, например ICQ, Skype, Интернет-чаты (форумы). Часто владелец сайта, посредством которого происходит

реализация наркотических средств или психотропных веществ, находится в другом городе и привлекает к своей деятельности посредников. Доставка товара в адрес покупателя может осуществляться по почте или с помощью служб доставки.

Законодательство, регламентирующее изучаемый вопрос, также требует совершенствования. Проанализируем основной нормативный правовой акт, регулирующий Интернет-отношения. Так, Федеральным законом РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" регулируются общественные отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применение информационных технологий, а также обеспечение защиты информации3. Согласно п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Обладателем информации может быть, как указано в ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ, гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. При этом от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

По нашему мнению, ч. 1 ст. 6 упомянутого Федерального закона не отвечает в полной мере широте отношений, регулируемых указанным Федеральным законом, и должна быть изложена в следующем виде: "1. Обладателем информации может быть любое физическое лицо (в том числе гражданин РФ, иностранный гражданин (подданный), лицо без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица с двойным или несколькими гражданствами (подданствами), должностные лица, юридические лица независимо от организационно-правовой формы,

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование".

Указанные изменения необходимы ввиду того, что доступ к информации в сети Интернет не ограничивается и не зависит от географических границ государств. Кроме того, учитывая возможности современного программного обеспечения для просмотра Интернет-сайтов, языковой барьер более не является актуальной проблемой для получения необходимой информации.

Упомянутым Федеральным законом обладатель информации наделен широким кругом прав, однако в рамках нашего исследования наибольший интерес для нас представляют обязанности обладателя информации, среди которых - обязанность соблюдать права и законные интересы иных лиц, принимать меры по защите информации, а также ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Известно, что возможность подключения к сети Интернет предоставляется провайдерами (ими являются юридические лица, специализирующиеся на предоставлении услуги доступа к Интернету). Для соединения с Интернетом необходимо заключить договор об оказании услуг связи с провайдером, приобрести модем и установить на своем компьютере программное обеспечение, необходимое для просмотра Интернет-страниц. Каждый случай успешного подключения к сети Интернет фиксируется в соответствующих базах провайдера. Однако огромное количество информации, размещенной в Интернете, относительная самостоятельность и несвязанность каждого Интернет-сайта с другим, неупорядоченность информации и другие причины существенно затрудняют поиск лиц, занимающихся пропагандой и незаконной рекламой наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет. Сведения об абонентах, которые получает поставщик услуг связи, являются конфиденциальными и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 53 ФЗ "О связи"). Кроме того, как уже говорилось выше, существует возможность анонимного размещения информации. Из этого следует, что самой

главной проблемой при предупреждении пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ в Интернете является поиск лица, виновного в распространении пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ. На наш взгляд, первичный контроль за размещенной информацией должен осуществлять провайдер. Данный вывод мы обоснуем ниже, проанализировав законодательство и сложившуюся судебную практику.

В законодательстве РФ используется термин "оператор информационной системы" ("гражданин или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных")4. В то же время в специализированной литературе и в законодательстве других стран (европейское законодательство, американская практика) используется термин "Интернет-провайдер". Существует следующая классификация Интернет-провайдеров в зависимости от предоставляемых услуг: провайдер доступа; хостинг-провайдер (провайдер сервера); контент-провайдер (провайдер содержания); кеш-провайдер; провайдер ссылок; провайдер "последней мили"5.

Классификация провайдеров в соответствии с предоставляемыми услугами важна и имеет не только узкотехническое значение. Это связано с необходимостью четкого уяснения деятельности Интернет-провайдера (которая напрямую зависит от выполняемых функций и предоставляемых услуг) для определения субъектов юридической ответственности. То есть "посредством выполнения своих функций Интернет-провайдеры получают (создают) определенные результаты, пользование которыми должно осуществляться в пределах, установленных соответствующими правовыми нормами, т. е. каждый классификационный вид по мере развития нуждается в специальном правовом регулировании". Вместе с тем на данном этапе развития правового регулирования института ответственности Интернет-провайдеров в законе четко определена лишь общая структура деятельности Интернет-провайдеров (операторов информационных систем) и

конкретно упоминается лишь такой вид провайдеров, как провайдер хостинга.

Необходимость дальнейшего развития института ответственности Интернет-провайдеров связана с возросшей ролью сети Интернет как способа распространения запрещенной информации, в том числе и пронаркотической. Интернет-провайдер должен четко осознавать правовые рамки своей деятельности, так как он имеет организационно-технические возможности воздействовать на виртуальные общественные отношения. Как пример реализации организационно-технических возможностей можно привести такую форму реализации, как блокирование информационного обмена.

В настоящее время ст. 6.13 КоАП РФ относительно случаев распространения пропаганды наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет практически не применялась. Судами рассматривалось крайне малое количество дел об административных правонарушениях, связанных с пропагандой наркотических средств и психотропных веществ. Однако, проанализировав имеющуюся судебную практику, мы пришли к выводу, что она складывается единообразно.

Так, например, апелляционным определением Тамбовского областного суда от 25 июня 2012 года по делу № 33-1351 отменено решение Советского районного суда г. Тамбова от 05 марта 2012 года в части возложения обязанности на ООО "Ланта" (провайдер) ограничить доступ к Интернет-сайтам http://mixforsmoke.ru, http://mixshop2010.ru в связи с отказом от исковых требований прокуратурой. Однако суд апелляционной инстанции счел решение суда первой инстанции обоснованным и не отменил бы его, если бы прокуратура не отказалась от иска.

В своей апелляционной жалобе провайдер ООО "Ланта" ссылалось на п. 2 ч. 3 ст. 17 ФЗ РФ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ, согласно которой обладатель информации - лицо, самостоятельно создающее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Представители ООО "Ланта" считали, что

провайдер не является обладателем информации и не может ограничивать доступ в сеть Интернет к указанным сайтам, IP-адреса которых не принадлежат провайдеру и не размещены в сети электросвязи провайдера. Отказ прокуратуры от исковых требований был связан с ликвидацией сайтов, на которых распространена вредоносная информация.

В свою очередь, суд, как уже указывалось выше, пришел к выводу о законности и обоснованности решения Советского районного суда г Тамбова о возложении обязанности на ООО "Ланта" ограничить доступ к Интернет-сайтам http:// mixforsmoke.ru, http://mixshop2010.ru.

В мотивировочной части апелляционного определения указано, что согласно п. 1 ст. 10, ч. 1 ст. 9 от 27.07.2006 г №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в России распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, обоснованно исходил из того, что действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений. Установив факт размещения вышеуказанных материалов на сайте http://buy-jwh.com, суд пришел к верному выводу о возложении на провайдера обязанности по ограничению доступа к данному Интернет-сайту путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации доменных имен сайтов.

Доводы ООО "Ланта" о том, что провайдер не является обладателем информации и не может ограничивать доступ в

сети Интернет к сайту, судом к вниманию не приняты, поскольку акт исследования от 21.12.2011 г. ЦИАЗ УМВД по г. Тамбову подтверждает наличие общедоступного ресурса в сети Интернет Шр://Ьиу-jwh.om. При отсутствии отказа от исковых требований прокуратуры к провайдеру Тамбовский областной суд не отменил бы решение суда первой инстанции, признал бы его законным,обоснованным и подлежащим оставлению без изменения.

Приведем еще один пример из судебной практики. Прокуратурой г. Белгорода в ходе проверки был выявлен сайт, на котором размещено сообщение о продаже веществ, используемых для курительных смесей, внесенных в список наркотических средств и психотропных веществ.

В своем исковом заявлении прокуратура г. Белгорода просила суд обязать ответчика (ЗАО "Белгородские цифровые магистрали") прекратить обеспечение технической возможности доступа пользователей к Интернет-сайту путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации 1Р-адреса 81.177.6.88. При рассмотрении спора суд руководствовался п. 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 г. № 575, ст. 2, 9, 15 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ст. 46 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Установив, что ЗАО "Белгородские цифровые магистрали" имело техническую возможность ограничения доступа пользователей к сайтам с информацией, содержащей пропаганду наркотических средств и психотропных веществ, но не сделало этого, как того требуют вышеуказанные нормативные акты, Белгородский областной суд своим кассационным определением от 24 января 2012 года по делу № 33-206 решение суда первой инстанции, который обязал ЗАО "Белгородские цифровые магистрали" прекратить техническую возможность доступа к вредоносным Интернет-ресурсам, оставил без изменения, а кассационную жалобу провайдера - без удовлетворения. Обосновывая свое кассационное определение, Белгородский областной суд указал, что в соответствии с п.1

ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, следовательно, и право на здоровье. Жизнь и здоровье - нематериальные блага, данные человеку с рождения (п. 1 ст. 150 ГК РФ). Однако определение понятий "жизнь и здоровье" законодательно не закреплено. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного социального, психического и физического благополучия, а охрана здоровья граждан - это совокупность различные мер, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья людей. Также судом учтена норма ч.1 ст. 46 ФЗ РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах", которой прямо запрещена пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Склоняясь к мнению, что ответственность за пропаганду наркотических средств и психотропных веществ должны нести провайдеры, т.е. поставщики услуг по подключению к сети Интернет, мы соглашаемся с такими судебными актами, а также считаем, что, предоставляя техническую возможность доступа к запрещенной законом информации, провайдер фактически выступает ее распространителем в отношении других лиц. Имея техническую возможность, он должен в силу закона принять меры по ограничению доступа к соответствующим сайтам. Следует отметить, что по настоящее

время ни один провайдер не был привлечен к административной ответственности по ст. 6.13 КоАП РФ. На наш взгляд, отсутствие нормы, устанавливающей ответственность для провайдеров, является пробелом адми-нистративно-деликтного законодательства, который непременно следует устранить.

Обозначенные в настоящем исследовании проблемы не представляют собой исчерпывающий перечень, но, являясь наиболее актуальными для российской правоприменительной практики, требуют глубокого теоретического осмысления и серьезной практической проработки.

1 Каржавина М.Ю., Откидач А.О. О расследовании преступлений, связанных с распространением наркотиков через глобальную сеть Интернет // Антинаркотическая политика: история, современное состояние, перспективы. Международная научно-практическая конференция. М.: Издательство "Юрист", 2011. С. 168.

2 Сервер - постоянно работающий, подключенный к сети Интернет компьютер.

3 РГ. 2006. 29 июля. № 165.

4 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

5 Цирина М.А. Распространение пронарко-тической информации в Интернете: меры противодействия // Журнал российского права. 2012. № 4. С. 48-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.