УДК 342.9:343.57:004.738.5
АКСЕНКИН А.Л. Норма права как основное средство
административно-правового регулирования противодействия пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сети Интернет
В статье рассматривается актуальная на сегодняшний день проблема пропаганды наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в сети Интернет. Предлагается внесение изменений в существующее уголовное и административное законодательство, в частности максимально ужесточить ответственность и криминализировать некоторые виды противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Ключевые слова: административно-правовые нормы, киберпреступность, пропаганда наркотических средств и психотропных веществ в сети Интернет.
Непрерывное совершенствование информационных технологий, методов хранения, обработки и передачи информации позволяет говорить о возрастании роли информации в жизни современного человека и, как следствие, усилении информатизации всего общества в целом. Данное явление, без сомнения, можно считать положительным, т.к. информационные технологии позволяют с наибольшей эффективностью использовать рабочее время, ускоряют процесс передачи необходимой информации, дают возможность получать максимальное количество информации в минимальные сроки, что крайне важно, например, в образовательном процессе.
Положительное влияние развития информационных технологий очевидно, однако необходимо выделить и негативные моменты. В частности, такое явление, как глобальная сеть Интернет, само по себе является новым как для отечественной, так и зарубежной юриспруденции, что влечет за собой отсутствие или недостаточность нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения, связанные с ее использованием. Так, например, практически
невозможно привлечь к юридическои ответственности лиц, осуществляющих выпуск вредоносных программ (т.н. «вирусов») или лиц, занимающихся пропагандой наркотических средств посредством создания про-наркотических интернет-сайтов и размещения в них соответствующей информации и т.д. Как справедливо отмечает С. Л. Парамонова, «Интернет как средство совершения преступления обладает специфическими характеристиками, среди которых выделяют: разнообразие информации, скорость, глобализация сети, анонимность и латент-ность виртуальной преступности»1.
В этой связи представляется необходимой разработка правовых средств, прежде всего создание нормативно-правовой базы, способной эффективно регулировать отношения, связанные с распространением, хранением,обработкой и иными видами использования информации, а также предусматривающей ответственность за незаконную деятельность в указанной сфере.
Значимость правовых средств, в частности административно-правовых, в регулировании тех или иных общественных
отношении, а также выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, а также их пропаганды не вызывает сомнений, поэтому внимание к этой проблеме вполне объяснимо. Ученые-юристы во всех областях правовых исследований неизменно сталкиваются с проблемой правовых средств, так как разработка предложений по совершенствованию правовых средств является одной из актуальных практических задач юридической науки2. Научной разработкой данной проблемы занимались И.Я. Дюря-гин3, В.Н. Садовский4, В.В. Селиванов5, В.В. Субочев6, И.Г. Петров7, В.Д. Резвых8, К.В. Шундиков9 и др.
Ключевую роль среди правовых средств играют нормы права, источником которых являются нормативно-правовые акты, в которых установлены права, обязанности, порядок осуществления деятельности органами государственного управления, ответственность за совершение нарушений. Кроме того, существуют нормативные акты, непосредственно регламентирующие деятельность органов власти и местного самоуправления по применению других норм, т.е. устанавливающих права, обязанности и ответственность.
Значение норм права в регулировании тех или иных отношений, возникающих в обществе, крайне велико, так как фактически со вступлением в силу нормы закона зарождаются именно правоотношения, в связи с чем, мы полагаем, краткое рассмотрению понятия нормы права не будет лишним.
Для понимания сущности освещаемой проблемы представляется важным исследование характеристик элементов механизма правового регулирования, так как нормы права, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ, носят ярко выраженный административно-правовой характер и соответствующую природу происхождения.
С.С. Алексеев при рассмотрении указанного механизма предложил структуру средств (элементов) последнего, выделив во взаимодействии «три стадии правового регулирования:
1) формирование, вступление в силу и действие юридической нормы;
2) возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов правоотношений;
3) реализация прав и обязанностей участниками правоотношений»10.
Нормы права являются формальным выражением морально-нравственных правил в виде нормативно-правового акта, адресованного неопределенному кругу лиц, являющимся обязательным для исполнения и за нарушение которого предусмотрена ответственность.
В юридической науке существует множество определений понятия нормы права, основное отличие которых заключается в выделении их авторами большего или меньшего количества признаков норм права. Приведем определение, которое, на наш взгляд, является наиболее полным. Итак, под нормой права понимается признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения". В свою очередь, под административно-правовой нормой понимают урегулированный юридическими средствами порядок возникновения, реализации и прекращения общественных отношений в сфере деятельности исполнительной власти12.
В механизме административно-правового регулирования центральным элементом выступает норма административного права, так как все другие элементы про-изводны и обусловлены административно-правовыми нормами.
Административно-правовые нормы по своему воздействию на отношения можно отнести к императивным, т.е. содержащим властное предписание, побуждающее субъект действовать или воздерживаться от совершения определенных действий.
Правовой основой противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ можно считать следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 08.01.1998 г. № З-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г) «О наркотических средствах и психотропных веществах»13;
- Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-Ф3 (ред. от 18.07.2011 г. с изм. от 21.11.2011 г.) «О рекламе»14;
- Кодекс Российской Федерации об административных п равонарушен иях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 08.12.2011)15 и др.
Статьей 46 Федерального закона Российской Федерации от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающего правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, закреплен запрет пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров как одна из мер противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
Государственной Думой РФ в 2000 году был принят Федеральный закон «О внесении дополнения в ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в соответствии с которым указанная статья была дополнена следующим пунктом: «Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами».
В Российской Федерации реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации от 13 марта 2006 года № 38-Ф3 «О рекламе»16, не допускается. Нарушение указанного запрета влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Необходимость запрещения пропаганды в сфере оборота наркотических средств,
психотропных веществ и их прекурсоров не вызывает сомнений в связи с тем, что деятельность по распространению в обществе сведений о возможности незаконного оборота наркотиков и их потребления без назначения врача, а также формирование лояльности к наркотикам и наркоманам, в том числе при помощи сети Интернет, способствует криминализации общества. Подобное мнение нашло отражение в научных трудах ведущих российских криминологов и других ученых, научная деятельность которых связана с изучением вопросов противодействия правонарушениям и преступлениям17.
В пункте 1 статьи 46 Федерального закона РФ «О наркотических средствах» содержится легальное определение понятия пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, под которой понимается «деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иныхдействий в этих целях».
Определения таких понятий, как наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры и аналоги наркотических средств, психотропных веществ и др., содержатся в статье 1 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и представляют из себя следующее:
- наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;
- психотропные вещества - вещества синтетического или естественного проис-
хождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;
- аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят.
За нарушение запрета пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая будет рассмотрена ниже.
Перечисленные выше нормативно-правовые акты и отдельные статьи из них являются подтверждением того, что на сегодняшний момент в Российской Федерации сложилась необходимая и достаточная материально-правовая база для всестороннего и эффективного противодействия пропаганде наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Порядок и условия применения этих норм регулируются процессуальными нормами (административно-процессуальными) и подзаконными актами.
Однако, на наш взгляд, существующими на сегодня правовыми нормами все отношения, складывающиеся в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, до конца неуре-гулированы. Так, например, в российском законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за пропаганду наркотиков в сети Интернет.
Кроме того, при разработке нормативно-правовой базы противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ необходимо ориентироваться как на международные соглашения, регулирующие деятельность по борьбе с кибер-преступностью, так и на национальные законодательства других государств, имеющих положительный опыт борьбы с киберпреступностью, в том числе в сфере незаконного распространения и пропаганды наркотиков.Представляется, что в настоящее время назрела необходимость принятия жестких мер, направленных на противодействие пропаганде наркотических средств и психотропных веществ, например, увеличение размеров штрафов, срока приостановления деятельности до максимально возможного за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Считаем также необходимым криминализировать деяние, предусмотренное ст. 6.13 КоАП РФ, и дополнить Уголовный кодекс РФ соответствующей статьей. При этом субъектом данного преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 14 лет, совершившее указанное противоправное деяние повторно (т.е. к уголовной ответственности предполагается привлекать лицо, повторно совершившее административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.13 КоАП РФ). К сожалению, российским уголовным законодательством не предусмотрена ответственность для юридических лиц, что, несомненно, приведет к их использованию для пропаганды наркотиков. Однако в настоящее время в Российской Федерации проводится активная работа по формированию механизма уголовно-правового противодействия преступности юридических лиц. Так, Следственным комитетом РФ подготовлен проект закона, регламентирующего основания уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц, круг субъектов, меры уголовно-правового характера, сроки судимости и т.д.18.
Для эффективного противодействия пропаганде наркотических средств и психотропных веществ в России необходимо реформирование существующей нормативно-правовой базы (в том числе создание новых правовых институтов, например таких, как институт ответственности юридических лиц в уголовном законодательстве) и введение новых правовых норм с учетом международного опыта и развивающихся общественных отношений.
1 Парамонова С.Л. Уголовная юрисдикция в Интернет-пространстве: территориальный принцип в российском и немецком законодательстве // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. ИЗИСП. 2010. № 1 (20). С. 77-84; Barton С. Multimedia-Straftrecht. Ein Handbuch for die Praxis: Neuwied, 1999. С. 8.
2 Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы: понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. №6. С. 19.
3 Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981. С. 50-72.
4 Садовский В.Н. Основы общей теории систем. М., 1974. С. 83.
5 Селиванов В.В. Исполнение актов применения норм административного права в деятельности советской милиции. Автореф.дис. ... канд. юрид.наук. М., 1984. С. 20.
6 Субочев В.В. Законные интересы как неотъемлемый элемент механизма правового регулирования // Право и политика. 2007. № 2. С. 13.
7 И.Г. Петров. Советское административное право. Часть общая. ЛГУ, 1960. С. 288-301.
8 Резвых В.Д. Административно-правовая охрана социалистической собственности. М., 1975.
9 Шундиков К. В. Механизм правового регулирования. Саратов, 2001. С. 54.
10 Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 26.
"Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. С. 309.
12 Административное право: Учебник / А.Б. Агапов. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 57.
13 СЗ РФ. 12.01.1998. №2. Ст. 219.
14 СЗ РФ. 20.03.2006. № 12. Ст. 1234.
15 Кодекс РФ об административных правонарушениях (по состоянию на 20.02.09). Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. 313 с.
16 СЗ РФ. 20.03.2006. № 12. Ст. 1232.
17 См., например: Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь: Ставропольский гос. университет, 2002. С. 4.
18 См.: Абашина Л.А. Механизмы уголовно-правового противодействия участию юридических лиц в преступной деятельности // Современное состояние борьбы с правонарушениями в России и за рубежом: Сборник научных докладов и сообщений Международной научно-практической конференции (22 апреля 2011 г.). Под общ. ред. Сретенцева Н.И., Абашиной Л.А. Орел: Издательство ОРАГС, 2011. С. 156.