УДК 342.9
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ
ЛЕСОВ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Нина Ивановна Руднева
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой
rudnev6363@mil.ru Евгений Владимирович Ламонов профессор кафедры экономической теории и права, кандидат
юридических наук, доцент elamn@mil.ru
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается значение леса как в его влиянии на климат, так и в выполнении лесами экономической, ресурсной и социальной функции. Раскрывается содержание административной ответственности, как чаще всего используемой органами исполнительной власти в области лесных отношений и применяемой за нарушения правил по использованию и охране лесов. Анализируется правоприменительная практика Управления лесами Тамбовской области по привлечению к административной ответственности за нарушение лесного законодательства.
Ключевые слова: охрана лесов, административное правонарушение, ответственность, наказание, штраф.
Леса в России покрывают 46,6% ее территории (809 млн. га), что составляет 20 % от всех лесов мира (по площади лесов Росси занимает первое место в мире) [1]. Это оказывает значительное влияние на формирование ее климата.
В природе лес играет огромное значение. Он оказывает значительное влияние на климат, в нем происходит выработка и очистка кислорода, произрастает множество видов растений, проживает большое количество животных и микроорганизмов.
Значительную роль играет лес и в жизни человека. В лесу добывают древесину, из которой изготавливают строительные материалы, мебель, бумагу, древесное топливо, что обеспечивает человека работой. «Лесные ресурсы оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых лесная промышленность составляет от 10 до 50 % общего объема промышленной продукции» [2].
Важное значение имеют и недревесные и пищевые ресурсы российских лесов. Все это свидетельствует о выполнении лесами экономической, ресурсной и социальной функции, а поэтому проблема административной ответственности за нарушения в области использования и охраны лесов в Российской Федерации становится все более актуальной.
Согласно информации Управления лесами Тамбовской области об осуществлении на территории Тамбовской области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) по состоянию на 1 октября 2020 года выявлено 277 нарушений лесного законодательства, среди них нарушений правил пожарной безопасности в лесах - 42; нарушений правил санитарной безопасности в лесах - 117; нарушение правил заготовки древесины - 6; незаконных рубок -42; прочих нарушений -26. Сумма причиненного лесному фонду ущерба составила 7560,5 тыс. рублей. К административной ответственности привлечено 22 нарушителя.
В 2019 году выявлено 299 нарушений лесного законодательства, среди них нарушений правил пожарной в лесах - 50, нарушений правил санитарной
безопасности в лесах - 158; нарушений правил заготовки древесины - 10, незаконных рубок - 58, прочих нарушений - 23. Сумма ущерба, причинённого лесному фонду от незаконных порубок составила 19,9 млн. рублей. К административной ответственности за незаконную порубку привлечено 40 нарушителей [3].
Об административной ответственности за нарушение лесного законодательства говорится в статье 99 Лесного кодекса РФ, согласно которой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды составов административных правонарушений:
- нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);
- нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);
- самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);
- нарушение правил лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, лесного семеноводства (ст. 8.27);
- незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);
- нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (ст. 8.28.1);
- уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст.
8.30);
- нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);
- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32).
В данной статье будут рассмотрены примеры административной практики Управления лесами Тамбовской области привлечения к административной
ответственности по ч. 2 ст. 8.25, ч.1 ст.8.26, ч.1 ст. 8.28 и ч.1 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так, 25 мая 2021 г. заместитель начальника управления лесами Тамбовской области, рассмотрев протокол от 12.05.2021 г. №3 и другие материалы об административном правонарушении в области лесных отношений, установил, то в ходе патрулировании лесного фонда 11.05.2021 г. в 13 асов 20 мин. гражданин () в нарушении пункта 15 «г» раздела IV договора купли -продажи лесных насаждений от 26 апреля 2021 г. 9-С, осуществил заготовку древесины для собственных нужд без технологической карты в квартале 50 лесного фонда Кандауровского участкового лесничества Степного лесничества.
Указанными действиями () нарушил пункт 1 раздела 1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 г. №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».
Постановлением №71 он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 800 рублей.
15 июня 2021г. в гражданка () совершила нарушение Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства (осуществлен выпас принадлежащих ей сельскохозяйственных животных - крупного рогатого скота в количестве 1 головы) в квартале 38 лесного фонда Красного участкового лесничества Вернадского лесничества.
Указанными действиями () нарушила пункт 14 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.07.2020 г. №406. По постановлению №113 от 29.06.2021 г. заместителя начальника управления лесами Тамбовской области она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 8.26 КоАП РФ и ей определено наказание в виде штрафа в размере 200 рублей.
Гражданин (), в нарушении части 9 статьи 29 и части 4 статьи 30 Лесного кодекса РФ, 04.08.2022 г. в квартале 105 лесного фонда Платоновского участкового лесничества Тамбовского лесничества совершил незаконную рубку двух сухостойных деревьев породы «сосна» в объему 0,66 м/куб. для использования в личных целях при отсутствии документов, подтверждающих законность проведения рубки лесных насаждений.
18.08.2022 г. гражданин () был подвергнут административному наказанию (постановление № 140) по части 1 статьи 8.28 КоАП КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 рублей.
По постановлению заместителя начальника управления лесами Тамбовской области .№128 от 02.08.2022 г. гражданин () за нарушение подпункта «а» пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах (незаконно выбросил в лес мусор в объеме 0,015 м/куб. в квартале 212 фонда Вяжлинского участкового лесничества Моршанского лесничества) был подвергнут административному наказанию по части 1 статьи 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500рублей.
Приведенный нами анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что кроме воспитательных, организационных мероприятий по защите лесных насаждений, важное место в решении этого вопроса занимает и административная ответственность за нарушение правил использования и охраны лесов.
Список литературы:
1. Лес - Википедия. // ru.wikipedia.org (дата обращения:21.01.202).
2. Яковлева Т.А. Административная ответственность за правонарушения в области лесопользования: Автореферат дис. ...канд.юрид.наук. СПб., 2012.С.3.
3. Информация Управления лесами Тамбовской области об осуществлении на территории Тамбовской области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны). URL:https: //Les.tmbreg.ru (дата обращения: 22.01.2023).
UDC 342.9
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATIONS IN THE FIELD OF USE AND PROTECTION OF FORESTS (BY THE EXAMPLE OF ADMINISTRATIVE PRACTICE OF FOREST MANAGEMENT IN THE
TAMBOV REGION).
Nina I. Rudneva
Candidate of Philology, Head of Department
rudnev6363@mil.ru Evgeny V. Lamonov
Professor of the Department of Economic Theory and Law, PhD in Law,
Associate Professor elamn@mil.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article discusses the importance of the forest both in its impact on the climate, and in the performance of economic, resource and social functions by forests. The content of administrative responsibility is revealed, as most often used by executive authorities in the field of forest relations and applied for violations of the rules for the use and protection of forests. The law enforcement practice of the Forest Department of the Tambov region on bringing to administrative responsibility for violation of forest legislation is analyzed.
Key words: forest protection, administrative offense, responsibility, punishment, fine.
Статья поступила в редакцию 16.02.2023; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 30.03.2023.
The article was submitted 16.02.2023; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 30.03.2023.