АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЛЕСНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Андреева Любовь Александровна
канд. юрид. наук, доцент РГГУ, г. Великий Новгород
E-mail: andreeva56@mail. ru
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY IN THE SPHERE OF FOREST LEGAL
RELATIONSHIP
Lybove Andreeva
Candidate ofjuridical sciences, associate professor of Russian State Humanitarian
University, Veliky Novgorod
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены основные аспекты обязательных правил соблюдения норм, за которые предусмотрена административная ответственность в сфере лесных правоотношений. Административная ответственность наиболее часто используется органами исполнительной власти в области лесных отношений и применяется за нарушения установленных норм по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Административная ответственность за нарушение лесохозяйственных требований применяется в отношении физических и юридических лиц. В статье рассмотрены основные особенности административной ответственности отдельных субъектов -правонарушителей.
ABSTRACT
In the article the main aspects of obligatory rules of the observance of norms for which administrative responsibility in the sphere of forest legal relationship is provided are considered. Administrative responsibility is most often used by executive authorities in the field of the forest relations and applied for violations of the established norms on use, protection, protection and reproduction of the woods. The administrative responsibility for violation of silvicultural requirements is applied concerning physical and legal entities In the article the main features of administrative responsibility of certain subjects offenders are considered.
Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, административное наказание, виды административных наказаний, лесопользование, охрана лесов.
Keywords: administrative offense, administrative responsibility, administrative punishment, types of administrative punishments, forest exploitation, forest conservation.
Административная ответственность часто используется органами исполнительной власти в области лесных отношений, которая применяется за нарушения установленных норм по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Административная ответственность за нарушение лесохозяйственных требований применяется в отношении как физических, так и юридических лиц. На практике доказать в полной мере виновность граждан очень сложно, ввиду того, что лесонарушение представляет собой такой вид нарушения, который обнаруживается через определённый промежуток времени и установить виновное лицо практически не представляется возможным. Исключение составляют юридические лица, так как осуществляют свою деятельность по долгосрочным договорам аренды лесных участков и обязаны выполнять определённые требования условий договора аренды.
Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение лесонарушения. Основанием ее является административное правонарушение (проступок) [1].
Под объектом административного проступка в области лесопользования можно определить регулируемые законодательством общественные отношения по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству лесных ресурсов, за посягательство на которые предусмотрено применение административно-правовых санкций.
С объектом административного проступка тесно связан его предмет, под которым понимаются природные явления и ресурсы, а также среда в целом, испытывающие воздействие неправомерного поведения. Предметом лесонарушений, которые влекут административную ответственность, являются: участки лесного фонда; участки лесов, не входящих в лесной фонд (лесосеки, места рубок); деревья, кустарники или лианы.
Субъектами экологических административных правонарушений могут быть как физические, так и юридические лица, иностранные организации и граждане (ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.10 КоАП РФ) [2].
Кодекс об административных правонарушениях устанавливает следующие виды лесонарушений: уничтожение или повреждение специальных знаков (Статья 7.2 КоАП РФ) — к ним относятся квартальные и лесосечные (деляночные столбы), аншлаги информационные; самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков (Статья 7.9 КоАП РФ.); самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (Статья 7.10 КоАП РФ) — понимается переуступка права пользования лесным участком по договору аренды, купли продажи без согласия продавца или арендодателя; нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков (Статья 8.24 КоАП РФ) — применяется к должностным лицам органов исполнительной власти в области лесных отношений, которым предоставлено право заключения договоров аренды и купли продажи лесных участков; нарушение правил использования лесов (Статья 8.25 КоАП РФ) — предусматривает ответственность за нарушения правил и порядка заготовки древесины, рубок лесных насаждений, правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов
(пищевых лесных ресурсов), сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, а также условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки; самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (Статья 8.26 КоАП РФ) — к ним относятся самовольный выпас скота, сенокошение, уничтожение или использование не древесных лесных ресурсов (мха, подстилки, сбор лекарственных растений, размещение ульев и пасек; нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (Статья 8.27 КоАП РФ) — статья которая применяется в основном к арендаторам лесных участков, ввиду того что одним из условий договора является выполнение объёмов работ по воспроизводству лесов и уходу за молодняками.
Обязательное условие воспроизводства лесов, без выполнения которого не допускается сплошная рубка лесных насаждений, предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации ст. 17 п. 5 «Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках» [3], Правилами заготовки древесины п. 33 «Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках [3] незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (Статья 8.28 КоАП РФ) — основная статья используемая при выявлении факта незаконной рубки и повреждения деревьев за пределах и в границах лесосеки при осмотре места рубки по окончанию заготовки древесины по заявленным лесным декларациям, так и по договорам купли-продажи; уничтожение мест обитания животных (Статья 8.29 КоАП РФ) (гнёзд,
муравейников, нор); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (Статья 8.30 КоАП РФ) — применяется при повреждении лесных дорог, минерализованных полос; нарушение правил санитарной безопасности в лесах (Статья 8.31 КоАП РФ) — используется при невыполнении объёмов работ по очистке леса от захламлённости, устройства скворечников, огораживания муравейников, не выполнения лесопатологического обследования; нарушение правил пожарной безопасности в лесах (Статья 8.32 КоАП РФ) — применяется при невыполнении требований пожарной безопасности по обеспечению нормативами в средствах пожаротушения, невыполнения очистки мест рубок, применения техники без искрогасителей в пожароопасный период, нарушения требования по устройству минерализованной полосы вокруг штабелей по хранению заготовленной древесины и в иных случаях.
Все виды нарушений тех или иных нормативов и обязательств в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, отражена в тех или иных правоустанавливающих документах. Таковыми являются Правила заготовки древесины, в которых предусмотрена обязанность граждан и юридических лиц не допускать при заготовке древесины: не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог; не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки; необходимо сохранять дороги, мосты и просеки, а также осушительную сеть, дорожные, гидромелиоративные и другие сооружения, водотоки, ручьи, реки; запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению; запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях; запрещается рубка и повреждение деревьев, не
предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев; не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования; не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке; не допускается вывозка, трелевка древесины в места, не предусмотренные технологической картой разработки лесосеки; не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки; не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы, вне волоков и погрузочных площадок» [6].
Правила пожарной безопасности в лесах запрещают: в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.); употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов; оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах; заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя,
использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим; выполнять работы с открытым огнем на торфяниках. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором. Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра [4].
Правила санитарной безопасности в лесах обязывают при использовании лесов не допускать: загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации; выпас сельскохозяйственных животных на неогороженных лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, без пастуха или без привязи; уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных; уничтожение либо повреждение мелиоративных систем, расположенных в лесах; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам. В лесах запрещаются разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения» [4].
Иные правила по использованию лесов для заготовки не древесных лесных
ресурсов, для рекреационной деятельности, для осуществления научно -исследовательской деятельности, образовательной деятельности, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, для ведения сельского хозяйства, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и другие действуют на всей территории России. В практике применения нормы административного наказания за нарушения лесопользования органы исполнительной власти, наделённые контрольными функциями, составляют протоколы об административном правонарушении без выяснения причин и условий совершения административного проступка и тем самым, нарушают право правонарушителя объяснить причины нарушения нормы правил или устранить их непосредственно в момент выявления факта нарушения.
Пленум Верховного суда Российской Федерации постановлением от 05.11.1998 г. № 14 указал, что: «Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно -природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости. Судам надлежит полно, всесторонне и объективно исследовать обстоятельства каждого дела и реагировать путем вынесения частных определений на установленные по делу факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению преступлений и требующие принятия соответствующих мер, направленных на их предотвращение» [5]. Верховный суд РФ указал органам исполнительной власти при рассмотрении подведомственного
им возбужденного дела об административном правонарушении по факту правонарушения, необходимо полно и всесторонне исследовать причины и условия содеянного, а также последствия вреда.
Рассмотрев вопрос административной ответственности за нарушение требований в области лесных отношений, можно сделать вывод, что Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации достаточно полно в главах 7 и 8 отразил виды административных правонарушений и степень ответственности при условии несоблюдения и нарушения лесохозяйственных требований. Ответственность предусмотрена в виде предупреждения, штрафа, приостановления деятельности и даже конфискация орудия совершения административного правонарушения. Вместе с тем, суммы взыскиваемых штрафных санкций невелики и варьируют от трёхсот рублей до ста пятидесяти тысяч рублей, что в принципе является несущественным для лиц использующим леса по договорам аренды лесных участков. Обязательные правила соблюдения тех или иных норм, за которые предусмотрена административная ответственность, отражены в достаточно большом количестве нормативно -правовых актах с учётом видов использования лесов в соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ, что в значительной мере затрудняет правоприменение.
Список литературы:
1. Абанина Е.Н. Правовая окрана лесов Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.06. — М.: РГБ, 2005. С. 87. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — иЯЬ: diss.rsl.ru (Дата обращения 01.06.2013 года).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012)). «Российская газета», № 256, 31.12.2001.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // «Российская газета», № 277, 08.12.2006.
4. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 (ред. от 26.11.2007) «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». //Собрание законодательства РФ, 14.05.2007, № 20, ст. 2437.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»// «Российская газета», № 223, 24.11.1998.
6. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины». «Российская газета», № 11, 20.01.2012.