Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
легализация / доходы / терроризм / несоблюдение / финансирование / риск / ответственность / legalization / income / terrorism / non-compliance / financing / risk / responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ситникова А.Н.

В статье рассмотрены правовые основы противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, административная ответственность за несоблюдение законодательства в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ситникова А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH LEGISLATION ON THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME AND THE FINANCING OF TERRORISM

The article discusses the legal basis for countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism, administrative responsibility for non-compliance with legislation in this area.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА»

самоуправления для информатизации работы специалистов и обработки данных для социально-экономического прогнозирования, его контроля и регулирования в пределах административно-территориального образования [4].

АИС можно разделить на несколько видов - общероссийские и региональные. В общероссийские АИС входят такие ресурсы как портал государственных сервисов, ГИС ГМП (государственная информационная система муниципальных платежей), СБИС (система деловых коммуникаций), Система удаленного финансового документооборота (СУФД), система электронного документооборота «Сириус».

Среди региональных инновационных АИС следует выделить следующие:

1) Информационная база данных земельных ресурсов: программное обеспечение, хранящее в себе персональные данные граждан-заявителей.

2) Виртуальная карта города Владимир и его окрестностей: показывает полные характеристики о земельных участках и постройках, обеспечивает создание технического плана местности.

3) Информационная система «Кадастр», программное обеспечение хранящее в себе реестр всех объектов (земельные ресурсы)

Данные системы непрерывно развиваются с целью упрощения межведомственного взаимодействия, что в результате дает прирост качества и скорости реагирования на обращения граждан по определенному количеству услуг. В перспективе информатизация муниципального управления подразумевает отказ от многочисленного программного обеспечения и создание единой системы информационных ресурсов.

Список использованной литературы:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 313 (ред. от 29.04.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"»

[Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2023).

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2023).

3. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. https://www.consultant.ru (дата обращения: 12.05.2023).

4. Солодянников, А.В. Информационная безопасность автоматизированных систем / А.В. Солодянников. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. - 108 с.

© Маскайкин Н.А., 2023

УДК 34.347.1

Ситникова А.Н.

Московский финансово-юридический университет МФЮА

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация

В статье рассмотрены правовые основы противодействия легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, административная ответственность за

несоблюдение законодательства в данной сфере.

Ключевые слова:

легализация, доходы, терроризм, несоблюдение, финансирование, риск, ответственность.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH LEGISLATION ON THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME AND THE FINANCING OF TERRORISM

Annotation

The article discusses the legal basis for countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism, administrative responsibility for non-compliance with legislation in this area.

Keywords:

legalization, income, terrorism, non-compliance, financing, risk, responsibility.

Легализация денежных средств является относительно новым видом правонарушений, который берет свое начало в Соединенных Штатах Америки в 30-х годах ХХ века.

В историческом аспекте «отмывание денег» связано с именем Аль Капоне (американский гангстер), который был обвинен в неуплате налогов, а государственные органы доказали несоответствие его расходов доходам. После этого, как замечает С.Г. Верещагин: «...возникли многочисленные прачечные, главным назначением которых стала не стирка белья, а оправдание владельцами теневых доходов, то есть «стирка грязных денег» с последующей уплатой соответствующих налогов [7, с. 50].

К родоначальникам легализации преступных доходов относят также Мейера Лански (Суховлянский), лидера американской организованной преступности. Первоначально отмывание преступных доходов осуществлялось через игорные заведения, когда к выручке в казино добавлялись «грязные деньги», им придавался вид проигранных клиентами денежных средств. Через некоторое время была создана новая схема, в которой была задействована банковская система. В швейцарских банках открывались анонимные счета на крупные суммы, из тех же банков брались кредиты, которые мафия показывала в качестве источников своих же денег. Кредиты погашались за счет денег на анонимных счетах, таким образом, пройдя через банк, грязные деньги превращались в легальные. В качестве незаконной деятельности по легализации преступных доходов, американским законодателем применяется термин «money laundering».

В 1989 году с созданием Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денег (FATF) термин «отмывание денег» стал международным юридическим термином, которое используется и в российском законодательстве.

В России появление в законодательстве норм, связанных с легализацией преступно нажитых доходов, произошло в процессе трансформации законодательства в целом, а также в связи со становлением рыночных отношений и появлением новых видов противоправной деятельности в экономическом секторе. 7 августа 2001 года был принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» [3]. Согласно приведенному закону, его целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства посредством создания механизмов правового противодействия легализации (отмыванию) доходов, которые были получены преступным путём и могут быть использованы для финансирования терроризма и других противоправных действий.

В 2018 году принята «Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4], в ней определены основные цели и направления развития, такие как повышение прозрачности экономики России, соблюдение законодательства, регулирующего банковскую сферу, снижение уровня

террористической угрозы и т.д.

Несмотря на то, что использование термина «легализация» является некорректным как с точки зрения русского языка, так международной практике, которая использует исключительно термин «отмывание», российский законодатель использует сразу оба термина «легализация» и «отмывание» доходов от преступной деятельности как синонимы.

В юридической науке использование этих терминов является дискуссионным. Использование этих терминов вместе вполне можно обосновать, так термин «легализация» обладает правовым содержанием, а «отмывание» демонстрирует его связь с международно-правовой терминологией. Целесообразнее было бы исключить термин «легализация» и использовать только термин «отмывание», который соответствует сложившейся международной терминологии.

По поводу определения предмета легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества среди ученых разногласий значительно меньше, основные дискуссии ведутся по поводу самой формулировки предмета легализации - «денежные средства и иное имущество, приобретенное преступным путем».

Понятие «имущество» Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года определяет как «имущество любого рода, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на имущество или на долю в этом имуществе» [1].

Деньги выступают своего рода неким универсальным средством - посредником, позволяющим осуществлять обмен одних товаров на другие товары через их оплату. Главной правовой формой денежных средств является форма законного платежного средства. Наиболее явно эта форма проявляется в ситуациях, когда денежные средства используются при осуществлении платежей, не предполагающих взамен какого-либо встречного предоставления.

Можно согласиться с мнением А.А. Харламовой, которая замечает, что: «....понятие «денежные средства» поглощается понятием «имущество», в связи с чем, в употреблении обоих дефиниций нет необходимости. В целом это не создает сложностей при квалификации, однако противоречит основным правилам юридической техники» [10, с. 95].

А.П. Полейчук замечает, что «основным источником новых угроз расширения неформальной экономики выступают цифровые валюты (криптовалюты, электронные средства платежа), которые являются искусственно созданным основным средством платежа и обмена» [9, с. 62].

В процессе противоправной деятельности по легализации используются самые различные способы, характерным является то, что очень быстро появляются все новые схемы. Причем, чем сложнее метод, тем больше трудностей возникает у государственных органов в процессе выявления реального происхождения денег. В качестве примера можно привести одну из крупных схем по сумме вывода - так называемая «молдавская» схема транзита, суть которой заключалась в том, что иностранная компания заключала договор займа с российской компанией или выступала по нему поручителем, после чего обязательства по фиктивным долгам не исполнялись и кредиторы обращались за взысканием средств в суд Молдавии, так как поручителями, помимо российской компании, выступали граждане этой страны, которые не имели представления о своем участии в подобной сделке, их подписи, как правило, подделывались.

Для выявления нарушений в кредитных организациях, организуются проверки специализированными органами - Центральным Банком России, налоговыми органами и Федеральной службой по финансовому мониторингу. Центральный банк России и его подразделения осуществляют сбор, анализ информации об операциях, связанных с легализацией денежных средств и иных незаконных транзакциях [8, с. 264].

Банк России, зная о существующей проблеме, о появлении новых схем, в 2021 году утвердил

Методические рекомендации «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц» [6], в котором указал некоторые признаки, присущие легализации (отмыванию) денежных средств. К их числу относится:

- количество операций по зачислению или списанию безналичных денежных средств, проводимых с котрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;

- объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств, совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тыс. руб. в день, более 1 милл. руб. в месяц и др.

Кредитным организациям рекомендовано оперативно выявлять подозрительные карты и кошельки и применять в их отношении противолегализационные меры. Банк России оценивает уровень риска финансирования терроризма (высокий, повышенный, умеренный, низкий). Например, высокий уровень риска характерен для привлечения средств, предназначенных для финансирования терроризма в сети Интернет (в том числе через социальные сети и др.), а низкий уровень определен для привлечения средств на финансирование террористической деятельности с использованием некоммерческих организаций [5].

Административная ответственность за несоблюдение законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ [2].

В приведенной статье определены конкретные составы правонарушений в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

- неисполнение законодательства в части организации или осуществления внутреннего контроля;

- неисполнение кредитной организацией требований законодательства в рассматриваемой сфере в части разработки правил внутреннего контроля или назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

- воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами;

- неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства в рассматриваемой сфере, повлекшее установленные приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно-наказуемого деяния.

Таким образом, в России создана правовая основа противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и комплексная система мер по борьбе с ней. Созданные механизмы противодействия данному явлению, направлены на обеспечение экономической безопасности финансовой системы, так как создают препятствия для использования денежных средств в нелегальном обороте в качестве средств формирования доходов, имеющих незаконное происхождение, противодействуя легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Административная ответственность за несоблюдение законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма - вид юридической ответственности, которая является специфической формой реагирования государства в лице уполномоченных компетентных органов на административные правонарушения, выразившихся в несоблюдении законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма, и состоит в применении к правонарушителям административных наказаний, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ.

Список использованной литературы:

1. Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» (заключена в г. от 08.11.1990 (Страсбургская Конвенция) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 3. - С. 11.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред.

от 29.12.2022) // Парламентская газета. 05.01.2002. № 2-5.

3. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115 - ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

4. Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов: утв. Президентом РФ от 30.05.2018 г. - URL: https://www.consultant.ru/

5. Информационное письмо Банка России от 18.01.2023 № ИН-08-12/6 «О национальной оценке рисков ОД и ФТ». - URL: https://www.consultant.ru/

6. Методические рекомендации «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц» (утв. Банком России 06.09.2021 № 16-МР). - URL: https://www.consultant.ru/

7. Верещагин С.Г. Политика государства по борьбе с теневой экономикой, уклонением от уплаты налогов и противодействию легализации «грязных денег» // Бизнес в законе. - 2006. - № 3. - С. 38 - 55.

8. Кулакова Е.В. Административно-правовое регулирование противодействия финансирования терроризма // Актуальные вопросы применения норм административного права («Кореневские чтения»): матер. научн.-практ. конф., 16 апреля 2021 г. / сост. В. И. Ковшевацкий. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021. - С. 263 - 265.

9. Полийчук А.С. Легализация доходов в части неформальной экономики России: критический анализ и меры противодействия // Дискуссия. - 2022. - Вып. 111. - С. 60-68.

10. Харламова А.А. К вопросу об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества // Журнал российского права. - 2015. - № 5. - С. 95.

© Ситникова А.Н., 2023

УДК 34.347.1

Ситникова А.Н.

Московский финансово-юридический университет МФЮА

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЁМ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА

Аннотация

В статье рассмотрены правовые основы и практика привлечения к административной ответственности за несоблюдение законодательства о легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма.

Ключевые слова:

легализация, доходы, терроризм, несоблюдение, финансирование, риск, ответственность.

LEGAL BASIS AND PRACTICE OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR NON-COMPLIANCE WITH LEGISLATION ON THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME

AND THE FINANCING OF TERRORISM

Annotation

The article discusses the legal basis and practice of bringing to administrative responsibility for non-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.