Научная статья на тему 'Административная ответственность за нарушения порядка организации и проведения митингов, демонстраций, шествий: исторический аспект'

Административная ответственность за нарушения порядка организации и проведения митингов, демонстраций, шествий: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТИНГИ / ШЕСТВИЯ / ДЕМОНСТРАЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ВИДЫ НАКАЗАНИЙ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / RALLIES / MARCHES / DEMONSTRATIONS / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / PENALTIES / REGULATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьев Константин Георгиевич

Рассмотрены вопросы становления правового института административной ответственности за нарушение порядка проведения митингов, демонстраций, шествий. Приведены данные о проведении публичных мероприятий против власти с 1980-х гг. до конца XX в. Проанализированы правовые нормы, устанавливающие право на проведение митингов и определяющие меры ответственности за нарушение порядка их организации и проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATING THE ORDER OF ORGANIZING AND HOLDING RALLIES, DEMONSTRATIONS, PROCESSIONS: HISTORICAL ASPECT

In the article the questions of formation of legal Institute of administrative responsibility for violation of order of holding rallies, demonstrations, marches. THe data on public events against the government since the 1980-ies till the end of the twentieth century. Analyzed legal provision establishing the right to hold rallies; and establishing penalties for violation of order of organization and holding.

Текст научной работы на тему «Административная ответственность за нарушения порядка организации и проведения митингов, демонстраций, шествий: исторический аспект»

Прокофьев Константин Георгиевич

кандидат юридических наук, и.о. ректора Курганского государственного университета rektor@kgsu.ru

АЛМ И Н И СТРАТ И В НАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МИТИНГОВ, ДЕМОНСТРАЦИЙ, ШЕСТВИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 342.9

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены вопросы становления правового института административной ответственности за нарушение порядка проведения митингов, демонстраций, шествий. Приведены данные о проведении публичных мероприятий против власти с 1980-х гг. до конца XX в. Проанализированы правовые нормы, устанавливающие право на проведение митингов и определяющие меры ответственности за нарушение порядка их организации и проведения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: митинги; шествия; демонстрации; административная ответственность; виды наказаний; правовые нормы.

' Прокофьев К.Г., 2016

В мировой практике появление митингов и демонстраций относят к эпохе Великой французской революции 1789 г., однако в Российской империи шествия и митинги начались почти на сто лет позже. Зачастую в учебниках истории можно встретить указание на то, что первым митингом в России является попытка политического переворота декабристов 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади. Однако действия декабристов были недостаточно согласованными, тактика пассивной, а большое количество участников образовалось за счет «зевак», которые пришли на площадь (20-30 тыс. чел.). Указанное мероприятие не может быть признано митингом или демонстрацией, поскольку у собравшихся отсутствовала четко обозначенная цель — доведение до власти каких-либо требований, решений и т. п. Первой крупной акцией протеста считается демонстрация 25 сентября 1861 г. студентов Санкт-Петербургского университета. Через два дня после демонстрации начались аресты студентов, что спровоцировало более масштабную акцию:

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ.

31

на улицы вышли 600 студентов и присоединившихся к ним горожан. Манифестантов Петербурга поддержали студенты Москвы и Казани, что вызвало резонанс в Европе. Первый политический митинг был организован 6 декабря 1876 года на Казанской площади в Петербурге, участниками его стали студенты, курсистки, рабочие (около 400 чел.) [9, с. 1].

С 1890-х гг. протестная активность только увеличивалась: 15 апреля 1891 г. — семитысячная демонстрация; май 1891 г. — первая маевка; 19 февраля 1901 г. — акция протеста против призыва студентов в армию. Самой известной дореволюционной массовой акцией является Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. [9, с. 2].

После революции 1917 г. число всех не инициированных партией массовых мероприятий резко сократилось, одним из последних митингов был выход «левых уклонистов» 7 ноября 1927 г. (т. н. Троцкистская демонстрация), такая ситуация наблюдалась вплоть до 1960-х гг. Если рассмотреть хронологию митингов и собраний в советский период XX в., то можно отметить следующие даты: 07.11.1927 — демонстрация в честь 10-летия победы Октябрьской революции; 15-16.01.1961 — массовые беспорядки в Краснодаре; 30.06.1961 — бунт в Муроме, митинг у местного ОВД, (июль 1961 г. — бунт в Александрове Владимирской области); 01-02.06.1962 — забастовка и митинг рабочих в Новочеркасске; 05.12.1965 — акция протеста на Пушкинской площади в Москве; 25.08.1968 — акция против ввода советских войск в Чехословакию, Красная площадь, Москва;

22.11.1987 — митинг «Движения в пользу Байкала» против строительства трубы для сброса сточных вод в реку Иркут (данная акция была одной из первых разрешенных властями СССР);

21.08.1988 — несанкционированный митинг на Пушкинской площади; 09.04.1989 — 10-тысяч-ный митинг в Тбилиси у дома Правительства;

21.05.1989 — «Всесоюзный» митинг в Лужниках (около 150 тыс. чел.); 04.02.1990 — шествие от Крымского моста к Манежной площади (свыше 200 тыс. чел.); 25.02.1990 — митинг в поддержку демократов на Зубковской площади (600 тыс. чел.); 14.01.1991 — митинг движения «Демократическая Россия» на Манежной площади (100-500 тыс. чел.); 28.03.1991 — митинг на Манежной площади в поддержку Б.Н. Ельцина и против М.С. Горбачева (200-500 тыс.

чел.); 19-21.08.1991 — митинги против ГКЧП, Москва (200-400 тыс. чел.) [9, с. 3-5].

Итак, если говорить о праве граждан как о таковом на проведение публичных мероприятий, нужно отметить, что впервые механизмы реализации данного права были закреплены в Именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату 12 октября 1905 г. «Об установлении временных мер в дополнение действующих постановлений о собраниях», Именном Высочайшем Указе Правительствующему Сенату от 4 марта 1906 г. «Временные правила о собраниях», Постановлении Временного Правительства от 12 апреля 1917 г. «О собраниях и союзах» [7, с. 16-18].

Так, в Конституции (Основной закон) РСФСР, принятой 10 июля 1918 г., говорилось о том, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты предоставляются все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением (п. 15). Конституция РСФСР, утвержденная постановлением XII Всероссийского съезда советов от 11 мая 1925 г., также установила: в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставить в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения (п. 6).

Конституция (Основной закон) СССР от 5 декабря 1936 г. в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантировала гражданам свободу собраний и митингов, а также свободу уличных шествий и демонстраций (ст. 125). Однако в преамбуле сказано: «...В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя...», — т. е. в иных случаях никакой свободы собраний (а также слова и печати) не предполагалось.

5 декабря 1965 г. была предпринята попытка провести «митинг гласности», одним из лозунгов которого был призыв «Уважайте свою Конституцию!». Эта демонстрация была важна

32

К.Г. ПРОКОФЬЕВ

именно как публичное действие. После 1965 г. акция 5 декабря у памятника Пушкина стала ежегодной.

Вскоре после этой публичной акции, 8 июня 1966 г., председатель КГБ В. Семичастный и генеральный прокурор Р. Руденко подали записку в ЦК с обоснованием необходимости ввести уголовную ответственность за проведение публичных мероприятий, направленных против действующей власти. В результате чего в УК РСФСР были включены статьи 190-1 («распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»), 190-2 («надругательство над Государственным гербом или флагом») и 190-3 («организация или активное участие в действиях, нарушающих общественный порядок»), Помимо этого в Уголовном кодексе была отдельная статья 79 «массовые беспорядки», санкция по которой составляла от 2 до 15 лет. Применялась она в случаях, когда имелись раненые и погибшие. Правда, в одном случае осужденные по этой статье были реабилитированы, речь идет об участниках волнений в Новочеркасске в 1962 г. [6, с. 1-3].

Конституция (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. в соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантировала свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивалось предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио (ст. 50).

Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 г., которая в начале 1990-х гг. трансформировалась в Конституцию Российской Федерации, определяла, что граждане Российской Федерации вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей (ст. 49).

28 июля 1988 г. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Указ предусматривал обращение за разрешением в исполнительный комитет местного Совета на-

родных депутатов не позднее чем за 10 дней до намеченного мероприятия. Требовалось указать цель, форму, место проведения мероприятия, время его начала и конца, количество участников, имена и адреса уполномоченных, место их работы. Мероприятие могло быть запрещено, если оно противоречило Конституции СССР либо угрожало общественному порядку и безопасности граждан. Ответственность за нарушение указа определялось законодательством СССР и союзных республик. Местные власти имели право «дополнительно регламентировать» порядок проведения митингов и демонстраций. 29 июля 1988 г. аналогичный указ принял ПВС РСФСР. Указ предусматривал административную ответственность за нарушение порядка проведения митингов и демонстраций в виде предупреждения или штрафа до 300 руб., а «в исключительных случаях» — ареста на срок до 15 суток [6, с. 4].

В связи с вышеизложенным нужно отметить, что проблемы, касающиеся организации и проведения публичных мероприятий, нашли свое отражение в трудах ученых конца XIX в. — начала XX в. В частности, к данной проблематике обращались такие ученые, как В.Ф. Дерюжинский, В.В. Ивановский, И.Т. Тарасов и др. [2, с. 64-115; 3, с. 186; 8, с. 133]. Они исследовали специфику публичных мероприятий, при этом нередко обращались к опыту Западной Европы, поскольку законодательство Российской империи в этом вопросе существенно отставало.

И.И. Ивановский детально изучил особенности административно-правового регулирования порядка организации и проведения публичных мероприятий в зарубежных государствах, на основании чего ввел в оборот термин «полиция собраний» [3, с. 193].

Однако многие идеи и положения ученых-административистов Российской империи остались не востребованными и не получили своей дальнейшей теоретической оценки.

Целью публичных мероприятий является доведение до сведения органов государственной власти и всего общества в целом коллективного согласия или несогласия с внутренней и внешней политикой государства, с действиями его отдельных органов и должностных лиц, а также с позицией или действиями каких-ли-

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ.

зз

бо общественно-политических сил. Проведение гражданами собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований является важным демократическим завоеванием.

Право граждан на проведение публичных мероприятий относится к числу неотъемлемых и основополагающих функциональных элементов демократического общества [5, с. 188]. По мнению британского ученого-администра-тивиста A.B. Дайси, «право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова» [1, с. 308].

На протяжении всей истории развития советского конституционного законодательства и до настоящего момента право на свободу собраний, митингов, шествий и демонстраций обрело свою общественно-политическую самодостаточность, продолжая и далее эволюционировать [4, с. 33].

Необходимо отметить, что двигателем эволюции этого права являются всё те же так называемые публичные мероприятия: собрания, митинги, шествия, так как в ходе этих публичных мероприятий осуществляется защита гражданами своих субъективных прав.

Литература

1. Дайси A.B. Основы государственного права Англии. М., 1907. 688 с.

2. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. СПб.: Сенатская типография, 1908. 552 с.

3. Ивановский В.В. Учебник административного права. Полицейское право. Право внутреннего управления. Казань, 1911. 516 с.

4. Колосов PLC. Закрепление права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования в Конституциях РСФСР и СССР // Труды юридического факультета Ставропольского государственного университета. Ставрополь, 2005. 216 с.

5. Лейбо Ю.И., Толстопятенко Т.П., Экштайн К.А. Права и свободы человека и гражданина. М., 2000.

6. Макаров А. Свобода собраний в СССР, или Можешь выйти на площадь? [Электронный ресурс] // ОВД-Инфо — независимый правозащитный медиа-проект, посвященный политическим преследованиям в России. 25.06.2014. URL: https://ovdinfo.org/articles/2014/06/25/ svoboda-sobraniy-v-sssr-ili-mozhesh-vyyti-na-ploshchad (дата обращения: 01.12.2016).

7. Прокофьев К.Г. Административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 218 с.

8. Тарасов И.Т. Полицейское право. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1891.337 с.

9. ХроникаполитическихпротестоввСССР [Электронный ресурс] // From-UA. Новости Украины. 10.10.2012. URL: http://from- ua.com/articles/245897-hronika-politicheskih-protestov-v-sssr.html (дата обращения: 01.12.2016).

ADMINISTRATIVE LIABILITY FOR VIOLATING THE ORDER OF ORGANIZING AND HOLDING RALLIES, DEMONSTRATIONS, PROCESSIONS: HISTORICAL ASPECT

Prokof'ev, Konstantin G., PhD in Law, Acting Rector of Kurgan State University

ANNOTATION. In the article the questions of formation of legal Institute of administrative responsibility for violation of order of holding rallies, demonstrations, marches. The data on public events against the government since the 1980-ies till the end of the twentieth century. Analyzed legal provision establishing the right to hold rallies; and establishing penalties for violation of order of organization and holding.

KEYWORDS: rallies; marches; demonstrations; administrative responsibility; penalties; regulations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.