Научная статья на тему 'К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации'

К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5152
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МИТИНГИ / ШЕСТВИЯ / ДЕМОНСТРАЦИИ / ПУБЛИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьев К. Г.

В статье рассмотрены вопросы определения понятия «публичное мероприятие», предпринята попытка их классификации. Представлены законодательные определения понятий «митинг», «демонстрация», «шествие»; проведен сравнительный анализ с определениями ученых. Приведены статистические данные о проведенных публичных мероприятиях в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CLASSIFICATION OF PUBLIC EVENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the issues of definition of notion «public event» are viewed, an attempt of their classification is made. Legislative definitions of «meeting», «demonstration», «march» are viewed; comparative analysis of definitions of scientists is carried out. Statistical data about carried out public events in the Russian Federation are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о классификации публичных мероприятий в Российской Федерации»

УДК 342.9

К.Г. Прокофьев*

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы определения понятия «публичное мероприятие», предпринята попытка их классификации. Представлены законодательные определения понятий «митинг», «демонстрация», «шествие»; проведен сравнительный анализ с определениями ученых. Приведены статистические данные о проведенных публичных мероприятиях в Российской Федерации.

Ключевые слова: административная ответственность, митинги, шествия, демонстрации, публичные мероприятия.

Публичные мероприятия в России представляют собой сложные и очень значимые социальные явления. Тем не менее все еще отсутствуют общепризнанное определение понятия «публичные мероприятия» и единая классификация таковых, поскольку они далеко не однородны.

Надо сказать, что определения понятий «собрание», «митинг», «демонстрация», «шествие» и «пикетирование», данные в Законе РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г., практически не расходятся с определениями этих терминов учеными-исследователями, например:

— собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Д.В. Шутько, Л.Л. Попов дают следующее понятие собранию: совместное присутствие граждан в заранее определенном месте, в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

— митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Характеризуя публичные мероприятия, В.Ф. Дерюжинский говорит о том, что «митинги являются, прежде всего, выразителями нужд и интересов народа, который посредством их заявляет о том, что в данное время его тяготит, беспокоит или волнует» [1].

По мнению Д.В. Шутько, митинг — это форма организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимая в заранее определенном месте [1].

Л.А. Нудненко в своей статье отмечает, что митинг — массовое собрание граждан для публичного выражения отношения к решениям и действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни путем массовой поддержки резолюции [2, с. 64];

— демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

* © Прокофьев К.Г., 2017

Прокофьев Константин Георгиевич ([email protected]), и. о. ректора, Курганский государственный университет, 640020, Российская Федерация, г. Курган, ул. Советская, 63, стр. 4.

Д.В. Шутько говорит о том, что демонстрация — форма организованного выражения не только коллективного, но и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни, а Л.А. Нудненко считает, что демонстрация — публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств;

— шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Ю.И. Скуратов и В.В. Гущин придерживаются мнения, что шествия отличаются от толпы организованностью, следовательно, уличное шествие — это «движение по определенному маршруту, который заранее сообщается органу охраны порядка» [3, с. 35; 4, с. 19];

— пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Л.Л. Попов дает лаконичную формулировку исследуемого понятия: пикетирование — наглядная демонстрация группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления [5, с. 568]. Л.А. Нудненко, исследуя природу публичных мероприятий, также полагает, что пикетирование — это наглядная демонстрация гражданином или группой граждан своих настроений и взглядов без шествия и звукоусиления. Пикетирование может осуществляться посредством демонстрации лозунгов, плакатов, иных предметов, иллюстрирующих идеи и взгляды [2, с. 65].

Известно, что понятие и термин (терминологическое словосочетание) «публичное мероприятие» произошли от слов «массовое действо», т. е. публичное массовое зрелище, в котором участвуют большие массы народа (исполнители и зрители) [6, с. 38].

К данному понятию близко примыкает понятие «манифестация» — обнаружение, проявление, изъявление чего-либо, например патриотических чувств; публично-массовые выступления, шествия [7, с. 768].

После событий октября 1917 г. возникли новые формы народного празднества, которые приобрели новое качество: публичные театрализованные шествия, представления на улицах и площадях и т. п. Они проходили во многих городах и собирали под открытым небом десятки тысяч участников и зрителей. Не случайно эти мероприятия вызывали огромный интерес не только в нашей стране, но и за рубежом. В этой связи представляется необходимым определить, что именно понимается под понятием публичного мероприятия в науке.

Как отмечает В.В. Ларин, публичное мероприятие — это организованное действие (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, совершающееся в интересах трудящихся с целью удовлетворения их политических, духовных, физических и других потребностей, являющееся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива, общества в целом [8, с. 54].

На наш взгляд, В.В. Ларин верно определил границы этого социального явления, позволяющие отличить его от других явлений, предложив основные признаки публичного мероприятия: наличие больших масс людей; организованность действия (действий); наличие цели (целей). Нам представляется, к данным признакам следует также присоединить такой признак, как публичность.

В.Ф. Дерюжинский отмечал, что публичное собрание — собрание, доступное неопределенному числу лиц или хотя бы определенному числу лиц, но лично не заинтересованных устроителем собрания. Собрания же, в которых участвуют одни члены законно существующего общества или союза и посторонние лица не присутствуют, он относит к публичным [8, с. 102].

Следовательно, опираясь на вышеизложенное, считаем необходимым обратить внимание на то, что массовое мероприятие будет всегда являться публичным.

Н.В. Караханов публичное мероприятие определяет как организованную, санкционированную или несанкционированную форму активных действий больших масс людей (групп), которые нацелены на выражение воли, защиту своих прав и свобод, законных интересов, на удовлетворение потребностей в экономической, политической, социально-культурной и других материальных и духовных сферах [9, с. 6].

Д.К. Нечевин говорит о том, что публичное мероприятие представляет собой организованную форму активных действий большого числа граждан, осуществляемых в общественных местах, в целях выражения коллективного мнения по различным вопросам общественной жизни, духовного и эмоционального удовлетворения [10, с. 90].

В приведенных определениях внимание акцентировано на организационно-правовых аспектах публичных мероприятий. Данные определения содержат прямое указание на обязательную организацию или санкционирование проведения активных действий компетентными государственными органами или общественными организациями. A.M. Алоян и В.И. Эглит [11] указывают и на то обстоятельство, что в некоторых случаях целенаправленные и правомерные действия больших групп людей осуществляются на основании обычаев — в первую очередь это религиозные праздники, в которых в силу различных причин принимают участие и лица, далекие от религии. Однако и здесь также не в полной мере выявлены сущность и содержание этого сложного и многоаспектного социального явления.

Н.В. Коптев отмечает, что публичное мероприятие — это организованная санкционированная или несанкционированная форма активных публичных действий больших масс (групп) людей в общественных местах в целях выражения их воли, защиты своих прав, свобод, законных интересов удовлетворения потребностей в экономической, политической социально-культурной других материальных и духовных сферах.

Данное определение содержит отмеченные выше основные признаки публичного мероприятия, но главное здесь заключается в том, что действия масс или групп преломляются прежде всего через категорию публичности, социальной активности, под которой понимается деятельное отношение людей к жизни общества, в котором они выступают как субъекты и носители социально значимых норм, идеалов, интересов и других человеческих ценностей.

В целях более глубокого исследования сущности, понятия и содержания публичных мероприятий необходимо произвести их классификацию по различным основаниям. Классификация есть расположение изучаемых явлений на основании существенных признаков сходства и различия «согласно внутренне присущей им последовательности» [12, с. 74].

В нашем случае это публичные мероприятия, которые весьма многочисленны и разнообразны. Отнесение их к той или иной группе помогает правильно понять социальное назначение и место каждого из них в классификационной системе. Наличие достаточно полной классификации публичных мероприятий имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, в том числе для дальнейшего совершенствования работы государственных органов, в частности органов внутренних дел по обеспечению законности и общественного порядка при проведении публичных мероприятий. Достаточно продуктивной является точка зрения В.Т. Ковалева относительно разграничения публичных мероприятий. По его мнению, основным критерием, позволяющим провести такое разграничение, является функция, свойственная каждой разновидности публичных мероприятий [13, с. 59].

Изучение специальной литературы и нормативных актов показало, что публичные мероприятия классифицируются преимущественно крупными блоками — в обще-

ственно-политические, культурно-массовые и др. — и только в отдельных работах предпринимается попытка раскрыть содержание этих блоков [11, с. 19]. Анализ различных точек зрения по вопросу о классификации публичных мероприятий позволяет сделать определенные выводы.

Основная сложность классификации публичных мероприятий состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. Необходимо помнить, что обстоятельства, оказывающие влияние на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга; если это не соблюдается, то классификация страдает определенной односторонностью. Помимо этого, крайне важно, чтобы каждая классификация имела реальное основание и научно-практическое значение. Классификация публичных мероприятий отчасти носит условный характер, но не может быть произвольной и случайной. Она должна основываться на существенных признаках и специфических особенностях, коренящихся в существе классифицируемого и систематизируемого административно-правового материала.

Но, как нам представляется, дело не в поиске все новых и новых критериев классификации публичных мероприятий, а в отборе тех из них, которые позволяют наиболее четко отграничить и, следовательно, изучить каждую группу публичных мероприятий.

По О.Э. Лейсту, «классификация — способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения» [14, с. 61]. В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов административно-правового регулирования в сфере охраны общественного порядка при проведении того или иного публичного мероприятия.

В зависимости от характера собраний публичные мероприятия подразделяются на толпу — случайное собрание; сходку — нелегальное собрание; собственно собрание — если оно устроено легально лицами, живущими в определенной местности; съезд или конференцию — если собрание устраивалось лицами, живущими в разных местностях [15, с. 219].

Д.К. Нечевин классифицирует публичные мероприятия по следующим критериям:

а) по значимости: международные, общегосударственные, региональные и местные;

б) по месту проведения: мероприятия, проводимые в зданиях, сооружениях, спортивных комплексах, на открытой местности;

в) по периодичности проведения: разовые, повторяющиеся, повседневные;

г) по возможности участия: общедоступные, с ограничением числа участников;

д) по составу участников: массовые мероприятия могут быть дифференцированы на мероприятия со смешанным составом участников либо представлены участниками, имеющими особый социальный статус;

е) по содержанию: общественно-политические; культурно-зрелищные; спортивно-массовые; религиозные (похоронные);

ж) по масштабу: международные, общефедеральные, региональные и муниципального значения [16, с. 3].

Публичные мероприятия могут быть классифицированы в зависимости от организационно-правовой формы.

В зависимости от вида публичного мероприятия арсенал административно-правовых средств охраны общественного порядка при их проведении различен. Кроме того, как отмечает И.С. Полянская, «любое публичное мероприятие независимо от целей должно быть мирным, то есть не носить насильственного или подстрекательского характера» [17, с. 19].

В.В. Ивановский в начале XX в. говорил о том, что если открытие собрания допущено, то оно должно быть закрыто полицейским чиновником в следующих случаях:

1) когда собрание отклоняется от предмета его занятий;

2) когда в собрании высказываются суждения, возбуждающие вражду одной части населения против другой;

3) когда в собрании производятся неразрешенные денежные сборы;

4) когда в нем окажутся лица, в собрание не допускаемые, как лица вооруженные, военные нижние чины, а если собрание политическое, то и все лица военного звания, учащиеся низших и средних учебных заведений;

5) когда будет нарушен порядок собрания мятежными возглавиями, либо заявлениями, восхваляющими или оправдывающими преступление, заявлениями, возбуждающими призывы к насилию или неповиновению к властям, или заявлениями, угрожающими общественному спокойствию и безопасности.

Проведенный анализ публичных мероприятий, состоявшихся в 2012 году, свидетельствует о снижении количества общественно-политических мероприятий по сравнению с 2011 г. на 14 % (в 2012 г. состоялось более 62 тыс. публичных мероприятий, в 2011-м — более 72тыс.). При этом характерно, что наибольшая доля публичных мероприятий пришлась на первое полугодие, что напрямую связано с прошедшими избирательными кампаниями по выборам депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 созыва (декабрь 2011 г.) и Президента Российской Федерации (4 марта 2012 г.).

Наибольшее количество публичных мероприятий зафиксировано в Центральном (27 095), Приволжском (12 623) и Уральском (9027) федеральных округах.

По количеству общественно-политических мероприятий среди регионов Российской Федерации лидируют: г. Москва — 22 870 мероприятий, Свердловская область — 6882, Самарская область — 4849 и Республика Башкортостан — 3214 (в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области состоялось 2012 публичных мероприятия).

Несмотря на уменьшение количества публичных мероприятий, отмечается значительный рост числа их участников. Всего в анализируемый период в публичных мероприятиях приняло участие свыше 8,7 млн чел. (8 714894), что на 73,2 % больше, чем в аналогичный период 2011 г. (свыше 5млн чел.).

Наибольшее количество участников публичных мероприятий отмечено в Южном (более 3,4 млн чел.), Центральном (более 1,8 млн чел.) и Уральском (более 1,3 млн чел.) федеральных округах.

По количеству участников публичных мероприятий среди регионов Российской Федерации лидируют: Краснодарский край (3 328 085 чел.), г. Москва (879 347чел.), Тюменская (828 803 чел.) и Московская (417778 чел.) области (в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области этот показатель составил 114 056 чел.).

Число публичных мероприятий, несогласованных с органами исполнительной власти, снизилось на 11,6 % и составило 586 (2011 г. — 663). На 11,5 % снизилось количество фактов блокирования транспортных коммуникаций (с 26-ти в 2011 году до 23-х в 2012 году). Наиболее характерна данная форма протестных действий для Республики Дагестан, где зафиксировано 17 из 23 подобных случаев.

По количеству несогласованных публичных мероприятий среди регионов Российской Федерации лидируют: г. Москва — 204, Краснодарский край — 44, Калининградская область — 40, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область и Республика Башкортостан — по 34 соответственно.

Число лиц, принявших участие в несогласованных мероприятиях, уменьшилось на 33 % (более 28 тыс. чел. — в 2012 г., АППГ — около 43 тыс. чел.).

Это в первую очередь является результатом профилактического действия изменений, которые внесены в законодательство, регламентирующее проведение публичных мероприятий.

Классификация публичных мероприятий имеет важное практическое значение для органов внутренних дел в сфере организации охраны общественного порядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Как отмечает Д.К. Нечевин, «классификация массовых мероприятий по сходным признакам дает общее представление об их широком спектре, что, в свою очередь, предполагает и многообразие правовых норм, регламентирующих их организацию и проведение.

Понятно, что участие граждан в различных публичных мероприятиях — одна из форм реализации их прав и свобод, закрепленная в Конституции Российской Федерации. В процессе участия в таких мероприятиях граждане имеют возможность проявить личную и групповую инициативу, выразить отношение к тому или иному политическому, социальному или другому событию, явлению, потребовать от компетентных органов решения тех или иных вопросов.

Дальнейшее развитие форм участия граждан в публичных мероприятиях в условиях демократии требует более детального изучения и уточнения понятийно-терминологического аспекта проблемы публичных мероприятий, что позволит совершенствовать правовые акты, регулирующие общественные отношения во время подготовки и проведения этих мероприятий.

Демократизация общества создает условия для поднятия общественной активности граждан, в том числе посредством участия в публичных мероприятиях, что открывает возможность для активизации количественного фактора волеизъявления граждан и создания новых форм ее выражения. О нарастании общественной активности говорит статистика.

В ходе исследования выявлено, что в период 1986—1988 гг. в ряде городов и регионов страны состоялось более 250 многолюдных митингов, шествий и демонстраций. При этом некоторые из них носили националистический, экстремистский характер.

В 1998 г. самодеятельными организациями было проведено 2995 митингов, уличных шествий и демонстраций, а в 1999 г. таких мероприятий зарегистрировано 5382. Число указанных мероприятий стремительно растет.

С 2000 по 2012 г. на территории Российской Федерации было проведено 3856 несанкционированных массовых акций, в которых приняли участие 367,5 тыс. чел. Наибольшее их количество отмечалось в Кировской области (953 акции), г. Москве (192) и Иркутской области (130). Наибольшее количество участников акций зарегистрировано в Республике Дагестан (26,3 тыс. чел.), в г. Санкт-Петербурге (13,3 тыс.), Чеченской Республике (13,3 тыс.) и Приморском крае (11,5 тыс.). За отчетный период было проведено около 1978 забастовок, в которых приняло участие 67,5 тыс. человек. Наибольшее количество участников забастовок отмечалось в Кировской (16,9 тыс. чел.), Иркутской (4,7 тыс.) и Курганской (4,6 тыс.) областях.

Состоялось 286 голодовок. В них участвовало 5,7 тыс. чел. Наибольшее количество участников голодовок зарегистрировано в Ростовской (566 чел.), Томской (531), Иркутской (465) областях и Приморском крае (430). В период с 2000 по 2006 г. было отмечено 499 пикетирований. В них приняло участие 33,6 тыс. чел. Наибольшее количество участников пикетирований зарегистрировано в г. Москве (4,4 тыс. чел.), Карачаево-Черкесской Республике (3,1 тыс.) и Ивановской области (1,5 тыс.).

Граждане России провели 415 блокирований дорог, в них приняли участие 85,2 тыс. чел. Наибольшее количество участников блокирований отмечалось в Республике Дагестан (9,3 тыс. чел.), Чеченской Республике (5 тыс.), Пермской (4,4 тыс.) и Ивановской (3,4 тыс.) областях.

В стране было проведено 678 несанкционированных митингов, шествий, собраний, демонстраций, в которых приняло участие 175,5 тыс. чел. Наибольшую активность проявили жители Республики Дагестан (17 тыс. чел.), г. Санкт-Петербурга (13,3 тыс.), Республики Башкортостан (10 тыс.) и Чеченской Республики (9,7 тыс.).

Статистика о проведении санкционированных массовых акций на территории Российской Федерации в МВД России не предусмотрена.

Как уже нами отмечалось, в период с 8 января по 31 августа 2007 г. в 73 субъектах Российской Федерации состоялись 1292 акции протеста, в них 3частвовало 317,5 тыс. чел. Наибольшее количество акций протеста состоялось в Москве (66 — 3,1 тыс. чел.), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (52 — 3,6 тыс. чел.), Московской (46 — 7,2 тыс. чел.) и Новосибирской (42 — 5,3 тыс. чел.) областях.

В структуре массовых акций преобладают митинги (963), пикетирования (254), блокирования автомагистралей, дорог и улиц (53), собрания (13) и шествия (7). Предотвращены 7 попыток перекрытия автомагистралей, дорог и улиц, связанных с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Наибольшее количество акций блокирования состоялось в Амурской области (2 — 2,8 тыс. чел.). Для непосредственного участия в обеспечении общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях задействовано 46,8 тыс. сотрудников органов внутренних дел.

Библиографический список

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994.

2. Нудненко Л.А. Теоретические основы права граждан РФ на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирования // Журнал российского права. 2000. № 12.

3. Скуратов Ю.И. Свобода собраний, митингов и демонстраций // Советское государство и право. 1989. № 7. С. 35.

4. Гущин В.В. Демонстрации, шествия, митинги // Народный депутат. 1990. № 2.

5. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. М., 2001.

6. Кравцов В.М. Административно-правовая охрана общественного порядка при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991.

7. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.

8. Ларин В.В. Понятие административно-правовой охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий // Теория и практика совершенствования охраны общественного порядка. М., 1985.

9. Караханов Н.В. Управление горрайорганами внутренних дел при проведении массовых мероприятий. М., 1992.

10. Нечевин Д.К. Организация деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка при проведении массовых мероприятий // Предупреждение преступности и обеспечение безопасности в городах. М., 2001.

11. Алоян А.М., Эглит В.И. Правовое регулирование охраны общественного порядка при проведении 15 массовых мероприятий // Административно-правовые проблемы охраны общественного порядка. М., 1987.

12. Теория государства и права / под ред. А.М. Васильева. М., 1983.

13. Ковалев В.Т. Свобода собраний, митингов, шествий, демонстраций: проблемы законодательного регулирования // Самоуправление: теория и практика. М., 1991.

14. Лейст О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.

15. Евтихиев А.Ф. Основы советского административного права. Харьков, 1925.

16. Деятельность нарядов милиции по охране общественного порядка и безопасности в обычных и особых условиях. М., 1996.

17. Полянская И.С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

References

1. Kommentarii k Konstitutsii Rossiiskoi Federatsii. Pod red. B.N. Topornina, Iu.M. Baturina, R.G. Orekhova [Commentary to the Constitution of the Russian Federation. B.N. Topornin, Yu.M. Baturin, R.G. Orekhov (Eds.)]. M., 1994 [in Russian].

2. Nudnenko L.A. Teoreticheskie osnovy prava grazhdan RF na provedenie sobranii, mitingov, shestvii i piketirovaniia [Conceptual basis of Russian citizen's right to unions, meetings, marching and picketing]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian Law], 2000, no. 12 [in Russian].

3. Skuratov Yu.I. Svoboda sobranii, mitingov i demonstratsii [Freedom of meetings, rallies and demonstrations]. Sovetskoe gosudarstvo i pravo [Soviet State and Law], 1989, no. 7 [in Russian].

4. Gushchin V.V. Demonstratsii, shestviia, mitingi [Demonstrations, rallies and meetings]. Narodnyi deputat [People's Deputy], 1990, no. 2 [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Kommentarii k Kodeksu RSFSR ob administrativnykh pravonarusheniiakh. Pod red. I.I. Veremeenko, N.G. Salishchevoi, M.S. Studenikinoi [Commentary to the Administrative Offences Code of the RSFSR. I.I. Veremeenko, N.G. Salishcheva, M.S. Studenikina (Eds.)]. M., 2001 [in Russian].

6. Kravtsov V.M. Administrativno-pravovaia okhrana obshchestvennogoporiadkapriprovedenii sobranii, mitingov, ulichnykh shestvii i demonstratsii: dis. ... kand. iurid. nauk [Administrative and legal protection of public order at carrying out meetings, street processions and demonstrations: Candidate's of Law thesis]. M., 1991 [in Russian].

7. Sovetskii entsiklopedicheskii slovar' [Soviet encyclopedic dictionary]. M., 1989 [in Russian].

8. Larin V.V. Poniatie administrativno-pravovoi okhrany obshchestvennogo poriadka pri provedenii massovykh meropriiatii [Notion of administrative and legal protection of public order at carrying out mass events]. In: Teoriia i praktika sovershenstvovaniia okhrany obshchestvennogo poriadka [Theory and practice of improvement of protection of public order]. M., 1985 [in Russian].

9. Karakhanov N.V. Upravlenie gorraiorganami vnutrennikh del pri provedenii massovykh meropriiatii [Management of internal affairs ministries during mass events]. M., 1992 [in Russian].

10. Nechevin D.K. Organizatsiia deiatel'nosti organov vnutrennikh del po obespecheniiu pravoporiadka pri provedenii massovykh meropriiatii [Organization of activity of bodies of internal affairs on ensuring of law and order at carrying out mass events]. In: Preduprezhdenie prestupnosti i obespechenie bezopasnosti vgorodakh [Crime prevention and urban security]. M., 2001 [in Russian].

11. Aloyan A.M., Eglit V.I. Pravovoe regulirovanie okhrany obshchestvennogo poriadka pri provedenii 15 massovykh meropriiatii [Legal regulation of protection of public order at carrying out 15 mass events]. In: Administrativno-pravovye problemy okhrany obshchestvennogo poriadka [Administrative and legal problems of protection of public order]. M., 1987 [in Russian].

12. Teoriia gosudarstva i prava. Pod red. A.M. Vasil'eva [Theory of state and law. A.M. Vasiliev (Ed.)]. M., 1983 [in Russian].

13. Kovalev V.T. Svoboda sobranii, mitingov, shestvii, demonstratsii:problemy zakonodatel'nogo regulirovaniia [Freedom of meetings, marches, rallies, demonstrations: issues of legal regulation]. In: Samoupravlenie: teoriiaipraktika [Self-management: theory and practice]. M., 1991 [in Russian].

14. Leist O.E. Sanktsii i otvetstvennost' po sovetskomu pravu [Sanctions and responsibility according to the Soviet law]. M., 1981 [in Russian].

15. Evtikheev A.F. Osnovy sovetskogo administrativnogo prava [Foundations of Soviet administrative law]. Kharkov, 1925 [in Russian].

16. Deiatel'nost' nariadov militsii po okhrane obshchestvennogo poriadka i bezopasnosti v obychnykh i osobykh usloviiakh [The activities of police detachments to protect public order and security in ordinary and special conditions]. M., 1996 [in Russian].

17. Polyanskaya I.S. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie prava grazhdan Rossiiskoi Federatsii na provedenie sobranii, mitingov i demonstratsii, shestvii i piketirovaniia: Avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk [Constitutional and legal regulation of right of citizens of the Russian Federation on carrying out meetings, meetings and demonstrations, rallies and picketing: Author's Abstract of Candidate's of Law thesis]. M., 2005 [in Russian].

K.G. Prokofiev*

ON THE ISSUE OF CLASSIFICATION OF PUBLIC EVENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

In the article the issues of definition of notion «public event» are viewed, an attempt of their classification is made. Legislative definitions of «meeting», «demonstration», «march» are viewed; comparative analysis of definitions of scientists is carried out. Statistical data about carried out public events in the Russian Federation are presented.

Key words: administrative responsibility, rallies, marches, demonstrations, public events.

* Prokofiev Konstantin Georgievich ([email protected]), acting rector, Kurgan State University, bldg. 4, 63, Sovetskaya Street, Kurgan, 640020, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.