удк 342.7(091) ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРАВА
НА МАНИФЕСТАЦИИ В РОССИИ The Historical Development of the Law Concerning Demonstrations in Russia
Е. А. Мосолов - аспирант кафедры конституционного и административного права Омского юридического института
Е. A. Mosolov - Graduate Student of the Department of Constitutional and Administrative Law, Omsk Law Institute
Аннотация. Статья посвящена крайней необходимости конституционного права проведения общественных мероприятий гражданами Российской Федерации. Исторический аспект позволяет нам проследить развитие способа регулирования конституционного права проведения общественных мероприятий и уровня демократизации общества. Сегодня в нашем распоряжении имеется федеральный закон, принятый для четкого определения правовых норм Конституции Российской Федерации. Это является значительным шагом в регулировании конституционного права проведения общественных мероприятий в России.
Теория и история государства и права
The article is devoted to the of a constitutional right to carry out public events by citizens of Russian Federation. Historical aspect allows us to observe the way constitutional right to carry out public events is regulated and at the same time the scale of democratization of a society. Today we have federal law, which was legislated to define concretely the regulations of the constitution of Russian Federation. And it is a great step for regulating the constitutional right to carry out public events in Russia.
Ключевые слова: Конституция, публичное мероприятие с использованием транспортных средств, манифестации, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Сonstitution, a public event with the use of vehicles, demonstrations, meetings, rallies, demonstrations, marches and pickets.
Современный период развития Российской Федерации ознаменован масштабным реформированием экономических, политических, социальных и организационных основ общественной и государственной жизни. Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина - один из главных признаков правового государства. Он гарантирует прогрессивное и поступательное развитие российского общества.
Право проведения манифестаций является одним из способов реализации прав и свобод граждан, и в первую очередь политических. Свобода манифестаций - важный элемент правового статуса гражданина. Она представляет собой взаимосвязанное с другими правами и свободами субъективное право, позволяющее влиять на органы государственной власти и местного самоуправления путем формирования, согласования, а также выражения мнения граждан по различным вопросам жизни общества и государства.
В этом контексте весьма интересен вопрос об истории развития права на манифестации в нашей стране. Впервые данное право было закреплено в Именном высочайшем Указе Правительствующему сенату от 12 октября 1905 г. «Об установлении временных мер в дополнение действующих постановлениях о собраниях», Именном высочайшем Указе Правительствующему сенату от 4 марта 1906 г. «О временных правилах и собраниях», постановлении Временного правительства от 12 апреля 1917 г. «О собраниях и союзах».
После революционных потрясений 1917 г. право на осуществление манифестаций нашло
свое отражение на конституционном уровне. Так, в Конституции РСФСР от 10 июля 1918 г. говорилось о том, что, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты предоставляются все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.
Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г. также установила, что для обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний РСФСР, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п., предоставить в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения.
Конституция РСФСР от 21 января 1937 г. в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гарантировала гражданам свободу собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций.
Конституция РСФСР от 12 апреля 1978 г. в качестве обеспечения интереса народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гарантировала гражданам страны свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Осуществление этих политических свобод обеспечивалось предоставлением трудящимся и их организациям общественных зданий, улиц и площадей, широким распространением информации, возможностью использования печати, телевидения и радио. Эта Конституция, которая в начале 90-х годов XX в. трансформировалась в Конституцию Российской Федерации, определяла, что граждане Российской Федерации вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при усло-
вии предварительного уведомления властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. законодателем предпринимались попытки прямого правового регулирования этого права на территории Российской Федерации1.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации право на проведение публичных мероприятий регламентируется не только ст. 31 Конституции Российской Федерации 1993 г., но и нормами Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также законами субъектов Федерации. Этот федеральный закон сыграл решающую роль в развитии института публичных мероприятий. Он выгодно отличается от действовавшего до его принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» 1988 г., который предусматривал право органов исполнительной власти запрещать проведение митингов, шествий или демонстраций в случае, если их цели противоречили Конституции страны, равно как и конституциям ее субъектов, либо угрожали об-
щественному порядку и безопасности граждан. Между тем Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» такого права не предусматривает, устанавливая лишь перечень мест, где их проведение запрещено.
Таким образом, принятый Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не только ввел уведомительный порядок проведения публичных мероприятий, но и создал достаточно четкий механизм их реализации. Это не означает, что в нем не содержалось изъянов и пробелов, один из которых - неурегулированность проведения публичных мероприятий с использованием транспортных средств. Поэтому неслучайно законодатель 7 февраля 2011 г. внес в закон соответствующие поправки, согласно которым были ужесточены требования к организаторам публичных мероприятий, а также дополнена ст. 2, которая включает в себя виды манифестаций. В данной статье и нашли свое отражение публичные мероприятия с использованием транспортных средств, которые стали разновидностью такого публичного мероприятия, как шествие.
1 См., напр.: О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. ; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 нояб. 1991 г. ; О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования : указ Президента Рос. Федерации от 25 мая 1992 г № 524. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».