Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
136
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руднева Нина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы сохранения водных биоресурсов. Цель данной публикации - показать необходимость обеспечения правопорядка в области использования и охраны водных биологических ресурсов, повышения эффективности применяемых к правонарушителям мер ответственности. Анализируется действующая практика привлечения к административной ответственности лиц за нарушение правил, регламентирующих рыболовство; специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта; правил охраны водных биологических ресурсов. По мнению автора, недопущение правонарушений правил пользования запасами рыбных и биологических ресурсов должно осуществляться не только одними карательными мерами. В связи с чем предлагается дополнить ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ пунктом 20 текстом следующего содержания: «В целях осуществления общеполезных мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству и охране водных биоресурсов, постановлением Правительства РФ устанавливаются меры поощрения для пользователей водных биоресурсов», что будет мотивировать граждан бережного к ним отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RULES OF FISHING AND PROTECTION OF AQUATIC BIOLOGICAL RESOURCES

The article deals with the conservation of aquatic biological resources. The purpose of this publication is to show the need to ensure law and order in the use and protection of aquatic biological resources, to increase the effectiveness of measures of responsibility applied to offenders. The current practice of bringing persons to administrative responsibility for violating the rules governing fishing; special regime of economic and other activities on the coastal strip of a water body, water protection zone of a water body is analyzed; rules for the protection of aquatic biological resources. According to the author, the prevention of violations of the rules for the use of fish and biological resources should be carried out not only by punitive measures. In this connection, it is proposed to supplement Article 2 of Federal Law No. 166-FZ dated 20.12.2004 with paragraph 20 with the following text: "In order to implement generally useful measures for the rational use, reproduction and protection of aquatic biological resources, the decree of the Government of the Russian Federation establishes incentive measures for users of aquatic biological resources", which will motivate citizens to treat them carefully.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ РЫБОЛОВСТВА И ОХРАНЫ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ

РЕСУРСОВ

Нина Ивановна Руднева

кандидат филологических наук, доцент заведующая кафедрой экономической безопасности и права

гиёпеуабЗ 63 @шай .ги Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы сохранения водных биоресурсов. Цель данной публикации - показать необходимость обеспечения правопорядка в области использования и охраны водных биологических ресурсов, повышения эффективности применяемых к правонарушителям мер ответственности. Анализируется действующая практика привлечения к административной ответственности лиц за нарушение правил, регламентирующих рыболовство; специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной полосе водного объекта, водоохраной зоны водного объекта; правил охраны водных биологических ресурсов. По мнению автора, недопущение правонарушений правил пользования запасами рыбных и биологических ресурсов должно осуществляться не только одними карательными мерами. В связи с чем предлагается дополнить ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ пунктом 20 текстом следующего содержания: «В целях осуществления общеполезных мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству и охране водных биоресурсов, постановлением Правительства

РФ устанавливаются меры поощрения для пользователей водных биоресурсов», что будет мотивировать граждан бережного к ним отношения.

Ключевые слова: водные биоресурсы, использование, охрана, административная ответственность.

Охрана водных объектов и обитающих в них живых организмов, контроль за соблюдением правил эксплуатации биологических водных ресурсов имеет большое значение как для сохранения среды обитания, так и для возможности пользоваться рыбными и другими ресурсами, которые играют как экономическую роль, так и являются важной составляющей продовольственного обеспечения.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Одним из принципов, закрепленных в ст. 2 Федерального закона от 2012.2004 № 166-ФЗ « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» [1], на которых основывается законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, является приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

На практике нередки случаи нарушения правил использования биологических ресурсов, «осуществление рыболовства осуществляется рядом негативных факторов, в т.ч. рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов» [2] .

Во внутренних водоемах Российской Федерации к 1 декабря 2021 года инспекторы рыбоохраны выявили около 84,2 тыс. нарушения законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания

[3].

В ходе проверки соблюдения Правил рыболовства по итогам контрольно-надзорной деятельности должностными лицами территориальных отделов рыбоохраны Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству за I квартал 2022 выявлено более 2,5 тыс. административных правонарушений [4].

Бесконтрольный вылов рыбы, использование биоресурсов ведет к их исчерпанию.

В связи с этим государству необходимо обеспечить их рациональное использование, охрану от незаконного посягательства на эти объекты животного мира.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 27.12.2004 №166-ФЗ лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поэтому актуальным является проблема обеспечения правопорядка в области использования и охраны водных биологических ресурсов, повышения эффективности применяемых к правонарушителям мер ответственности, применения других профилактических средств.

Законодательство Российской Федерации предусматривает широкий набор правовых средств, используемых для охраны водных биологических ресурсов. Среди них важное место занимает и административная ответственность. В настоящей публикации будет проанализирована административная практика привлечения лиц к административной ответственности по нескольким составам КоАП РФ.

02.01.2021 г. на реке «Солонка» Мордовского района Тамбовской области гражданин в нарушении ст. 29 «Б» Правил рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 г. №453, производил лов рыбы жерлицами в количестве 16 штук. За нарушение правил, регламентирующих рыболовство, данный гражданин 13 января 2021 г. по постановлению государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству РФ был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ и подвергнут штрафу в размере 2000 рублей.

За аналогичное правонарушение 13 января 2021 г. был подвергнут гражданин штрафу по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. Его неправомерные действия

состояли в том, что он 6.01.2021 г. на реке «Лесной Тамбов» в районе с. Подоскляй ниже «Солдатского моста» Рассказовского района Тамбовской области производил лов рыбы на зимовальной яме в запретные сроки.

В ходе проверки соблюдения специального режима хозяйственной деятельности в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе водоемов на территории Знаменского района Тамбовской области 21.05.2021 г. было установлено, что в прибрежной защитной зоне водоема произведена распашка части земельного участка, которая производилась трактористом -машинистом ИП КФХ. За данное правонарушение глава ИП КФХ был подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 8000 рублей по ч. 1 ст.8.42 КоАП РФ.

Бригада рабочих 15.01. 2021 г. сбрасывала грязный снег (соляно -песчаная смесь) с моста автодороги Тамбов -Котовск в р. Цна Тамбовского района Тамбовской области, что отрицательно влияет на естественную среду обитания водных биологических ресурсов. Этими действиями был нарушен пункт 2 статьи 47 Федерального закона от 20.12.2004 г. №166-ФЗ, согласно которому сброс в водные объекты рыб хозяйственного значения и рыб хозяйственные зоны загрязняющих веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыб хозяйственного значения не установлены, запрещается.

Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 8.33 КоАП РФ. Должностное лицо, виновное в его совершении, по постановлению государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тамбовской области от 20 января 2021 г. понесло наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.

В заключении следует отметить, что административная ответственность является наиболее распространенным видом юридической ответственности, выступая эффективным способом правовой защиты от противоправных посягательств в области биоресурсов. Вместе с тем, недопущение

правонарушений правил пользования запасами рыбных и биологических ресурсов должно осуществляться не только карательными мерами, но также созданием системы эффективного управления водными биологическими ресурсами, экономических и идеологических мер предупреждения. А поэтому, на наш взгляд, заслуживает поддержки предложение ряда ученых о необходимости дополнить ст. 2 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ пунктом 20 текстом следующего содержания: «В целях осуществления общеполезных мероприятий по рациональному использованию, воспроизводству и охране водных биоресурсов, постановлением Правительства РФ устанавливаются меры поощрения для пользователей водных биоресурсов» [5]. Это будет мотивировать граждан страны к бережному отношению к биоресурсам.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 2012.2004 № 166-ФЗ « О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» // СЗ РФ, 20.12.2004, № 52 (часть 1), ст. 5270/

2. Н.Г.Жаворонкова, Г.В. Выпханова. Актуальные проблемы совершенствования государственной политики и законодательства в сфере использования и охраны водных биологических ресурсов // Актуальные проблемы российского права.2017. №12 (85) декабрь. С.189.

3. Подведены предварительные итоги работы территориальных управлений Росрыболовства и обозначены задачи на 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fish.gov.ru/news/2021/12/16/podvedeny-pгedvaгitelпye-itogi-гaboty-teггitoгialпyh-upгavleпij-гosгybolovstva-i-obozпacheпy-zadachi-пa-2022-god/ (дата обращения:31.05.2022

4 В Московско-Окском территориальном управлении Росрыболовства подведены итоги работы за I квартал 2022 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fish.gov.ru/territorialnye-upravleniya/2022/04/22/v-

moskovsko-okskom-territorialnom-upravlenii-rosrybolovstva-podvedeny-itogi-raboty-za-i-kvartal-2022-goda/^aTa обращения: 31.05.2022 г.).

5. И.В.Панова, С.В. Синицина. Сравнительно-правовой анализ зарубежного и российского законодательства в области административно -правового регулирования правил рыболовства и охраны рыбных запасов // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Право. 2018.№4. С. 212-213.

UDC 342.9

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF THE RULES OF FISHING AND PROTECTION OF AQUATIC BIOLOGICAL

RESOURCES

Nina I. Rudneva

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Head of the Department of Economic Security and Law

rudneva6363@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article deals with the conservation of aquatic biological resources. The purpose of this publication is to show the need to ensure law and order in the use and protection of aquatic biological resources, to increase the effectiveness of measures of responsibility applied to offenders. The current practice of bringing persons to administrative responsibility for violating the rules governing fishing; special regime of economic and other activities on the coastal strip of a water body, water protection zone of a water body is analyzed; rules for the protection of aquatic biological resources. According to the author, the prevention of violations of the rules for the use of fish and biological resources should be carried out not only by punitive measures. In this connection, it is proposed to supplement Article 2 of Federal Law

No. 166-FZ dated 20.12.2004 with paragraph 20 with the following text: "In order to implement generally useful measures for the rational use, reproduction and protection of aquatic biological resources, the decree of the Government of the Russian Federation establishes incentive measures for users of aquatic biological resources", which will motivate citizens to treat them carefully.

Keywords: aquatic bioresources, use, protection, administrative responsibility.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.