Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
административно-правовая ответственность / информационные технологии / цифровая техника / ЭВМ / правонарушение / объективная сторона правонарушения / субъект правонарушения / административное право / административное преследование / administrative legal responsibility / information technology / digital technology / computer / offense / objective side offense / subject of offense / administrative law / administrative prosecution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мочалов Н.А.

В рамках данной научной статьи разработана правовая характеристика административной ответственности за правонарушения, которые совершаются при помощи информационных технологий, цифровой техники и электронно-вычислительных машин. Исследована законодательная база, устанавливающая административную ответственность за правонарушения, совершенные с использованием информационных технологий. Проанализирована основная проблематика, выделившаяся в административном праве касательно правонарушений, совершенных с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мочалов Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR INFORMATION OFFENSES

Within the framework of this scientific article, the legal characteristics of administrative responsibility for offenses that are committed with the help of information technology, digital technology and electronic computers have been developed. The legislative framework establishing administrative responsibility for offenses committed with the use of information technologies is investigated. The article analyzes the main problems that have emerged in administrative law regarding offenses committed using information technology.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

УДК 342.95

Мочалов Н.А.

студент магистратуры, 3 курс юридического факультета Ульяновский государственный университет (г. Ульяновск, Россия)

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация: в рамках данной научной статьи разработана правовая характеристика административной ответственности за правонарушения, которые совершаются при помощи информационных технологий, цифровой техники и электронно-вычислительных машин. Исследована законодательная база, устанавливающая административную ответственность за правонарушения, совершенные с использованием информационных технологий. Проанализирована основная проблематика, выделившаяся в административном праве касательно правонарушений, совершенных с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: административно-правовая ответственность, информационные технологии, цифровая техника, ЭВМ, правонарушение, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, административное право, административное преследование.

Современное общество все больше зависит от информационных технологий и электронной связи. Технологический прогресс привел к созданию новых возможностей для общения, информационного взаимодействия и коммерции. Однако, с развитием Интернета, возникли и новые проблемы, связанные с правомерностью использования информации и защитой личных данных. В связи с этим, вопрос административной ответственности за правонарушения в информационной сфере стал предметом интереса исследователей и юристов. Правовое регулирование правонарушений в информационной сфере в России осуществляется на основе Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако, существуют проблемы в правовом регулировании правонарушений в информационной сфере, на которые необходимо обратить внимание и рассмотреть более подробно.

В Российской Федерации административная ответственность за правонарушения в информационной сфере регулируется КоАП РФ. В настоящее время, наиболее распространенными видами правонарушений в информационной сфере являются распространение незаконной информации, нарушение правил рассылки сообщений, нарушение правил работы с использованием электронной почты и т.д.

Составы правонарушений в области информации и связи предусмотрены в главе 13 КоАП РФ, но не ограничиваются только этой главой, к таким правонарушениям можно отнести и иные составы.

Существует ряд особенностей в правовом регулировании отношений, возникающих в интернет-пространстве. В первую очередь, это связано с неопределенностью местоположения участников интернет-отношений. Сообщения в сети могут передаваться между лицами, которые находятся в разных странах, что приводит к возникновению проблем в применении норм права соответствующих государств. В таком случае, организаторы могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение обязанностей по распространению информации в интернете.

Кроме того, идентификация участников интернет-отношений является сложной задачей, так как сеть предоставляет пользователям возможность оставаться анонимными. Это создает благоприятную среду для совершения противоправных действий.

Также, интернет-пространство предоставляет большие технические возможности для совершения электронных действий. Например, органы государственной власти обязаны размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, и за нарушение данной обязанности виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Таким образом, правовое регулирование отношений в интернете является сложной задачей, которая требует дальнейшего улучшения. Необходимо разрабатывать новые механизмы и инструменты для борьбы с противоправными действиями в интернете, а также усиливать координацию международных организаций в этой области.

Нарушение порядка распространения информации, содержащей призывы к экстремизму или терроризму (ст. 20.3 КоАП РФ). Это правонарушение состоит в распространении информации, содержащей призывы к экстремизму или терроризму, изготовление или хранение такой информации с целью ее распространения. Штраф за это правонарушение может составлять от 50 000 до 300 000 рублей.

Следует иметь ввиду, что согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Верховного Суда РФ от 17.07.2017 № 5-АД17-33 объявление о сбыте запрещенной символики, в котором она скрыта и указано, что отсутствует цель пропаганды запрещенной символики не образует состав административного правонарушения. Верховный Суд РФ указал следующее: «Изложенное позволяет поставить под сомнение вывод сотрудников полиции и судебных инстанций о том, что Ульяновым К.В. осуществлялось публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, учитывая при этом, что привлекаемым к административной ответственности лицом и его защитником эти выводы сотрудников полиции и судебных инстанций отрицались, напротив, указывалось на то, что ретуширование основного символа на изображении предмета, предлагаемого к продаже, сопровождаемое вышеприведенной предупредительной надписью в тексте объявления, свидетельствует о предпринятых Ульяновым К.В. мерах по недопущению публичной демонстрации нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ России и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.»

Представляется, что данная правовая позиция применима не ко всем подобным случаям. В каждом деле суду следует установить, являлось ли целью

совершения деяния пропаганда запрещенной символики. Одно только формальное указание на отсутствие цели пропаганды может являться основанием для злоупотребления со стороны злоумышленников.

Распространение заведомо ложной информации о лице, совершившем общественно опасное деяние (ст. 20.29 КоАП РФ). Это правонарушение состоит в распространении заведомо ложной информации о лице, совершившем общественно опасное деяние. Штраф за это правонарушение может составлять от 1 500 до 3 000 рублей.

Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" вопрос о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, преступлением, предусмотренным статьями 280, 280.1 или 282 УК РФ, либо административным правонарушением (статья 20.29 КоАП РФ), должен разрешаться в зависимости от направленности умысла лица, распространяющего указанные материалы.

В случае, когда лицо распространяет экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, с намерением побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, либо с целью возбудить ненависть либо вражду, унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, то содеянное при наличии необходимых условий должно влечь уголовную ответственность по статьям 280, 280.1 или 282 УК РФ.

Не является преступлением, предусмотренным статьями 280, 280.1 или 282 УК РФ, высказывание суждений и умозаключений, использующих факты межнациональных, межконфессиональных или иных социальных отношений в

научных или политических дискуссиях и текстах и не связанных с реализацией намерения побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, либо с преследованием цели возбудить ненависть либо вражду, а равно унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.

При свершении объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ отсутствуют указанный умысел.

Часть 1.1 статьи 6.13 КоАП РФ предусматривает административное наказание за пропаганду наркотических и иных подобных средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для физических и юридических лиц.

Санкция указанной нормы предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, на юридических лиц - от одного миллиона до одного миллиона пятисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, составляет один год и исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №2 4 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022) суды общей юрисдикции РФ признают виновными в совершении правонарушения по ч. 1.1 ст. 6.13 КоАП РФ лиц, разметивших на своих страницах в социальных

сетях «ВКонтакте» и подобных изображений наркотических средств, при этом судами указывается на то обстоятельство, что страницы правонарушителей были доступны для неопределённого круга лиц.

Нарушение авторских и смежных прав при использовании объектов авторского права и смежных прав (ст. 7.12 КоАП РФ). Это правонарушение состоит в нарушении прав авторов при использовании их произведений без их согласия. Штраф за это правонарушение может составлять от 5 000 до 50 000 рублей.

Следует учитывать, что согласно позиции судов РФ деяния, не образуют состав правонарушения, если отсутствует цель извлечения прибыли. Так, например, Воронежский областной суд в решении от 16.05.2017 по делу № 787/2017 указал, что материалы дела не позволяют сделать вывод об осуществлении ООО "С... " предпринимательской деятельности и извлечении дохода в результате трансляции телеканала МУЗ-ТВ без заключения лицензионного договора с Российским авторским обществом.

Трансляция телеканала в помещении кафе сама по себе не может свидетельствовать о цели извлечения дохода по мотиву придания большей привлекательности месту общественного питания, поскольку данная цель является обязательным элементом объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, и подлежит доказыванию наряду с нарушением авторских прав.

Нарушение правил проведения лотерей и иных азартных игр (ст. 14.1.1 КоАП РФ). Это правонарушение состоит в нарушении правил проведения лотерей и иных азартных игр, проводимых в Интернете. Штраф за это правонарушение может составлять от 800 000 до 1 000 000 с конфискацией имущества рублей. При этом ответственность наступает только для юридических лиц. Аналогичные деяния для физических лиц охватываются составом преступления, предусмотренным ст. 171.2 УК РФ.

Нарушение правил в информационной сфере может иметь различную степень общественной опасности и наказание за правонарушение должно быть

пропорциональным. Кроме того, правовую ответственность несут не только физические, но и юридические лица, в том числе организации, предоставляющие услуги в сфере информационных технологий.

Важно отметить, что в случае нарушения правил обработки персональных данных, нарушения правил работы с использованием электронной почты, средств связи или информационно-телекоммуникационной сети, а также распространения информации, содержащей призывы к экстремизму или терроризму, может быть наложено не только административное взыскание, но и уголовное наказание.

При рассмотрении дел о правонарушениях в информационной сфере, часто возникают споры о том, является ли определенное действие правомерным или незаконным. Судебная практика показывает, что суды обращают внимание на такие вопросы, как наличие умысла, характер информации, способы ее распространения и т.д.

Приведенная выше характеристика отдельных составов правонарушений позволяет сделать вывод, что одним критериев характеристики объективной стороны правонарушения является способ распространения информации. Так, в случае если информация распространяется для неограниченного круга лиц, которые потенциально могут увидеть эту информацию, такие деяния образуют состав правонарушения, иные способы, которые предполагают ограниченное взаимодействие с конкретным пользователем информации не образуют состав правонарушения. Из данного толковая норм права усматривается определенная правовая проблема.

Социальные сети и иные сервисы распространения информации предусматривают ограничение распространяемой информации для неопределенного круга лиц (закрытые страницы). При этом, чтоб получить доступ к этой информации, необходимо подать соответствующую заявку на доступ. Часто численность людей в таких сообществах достигает миллиона и более, при этом распространение информации на таких страницах не образует состав правонарушения с признаком неопределенного круга лиц, так как круг

определен пользователями, получившими доступ. Данное обстоятельство помогает злоумышленникам действовать в обход закона с противоправной целью, ограничивая доступ к информации только в тех целях, чтобы исключить административное наказание, при этом реальный отбор среди кандидатов лиц, имеющих право потреблять определенный вид информации не ведется. Доступ на такие страницы могут получить несовершеннолетние.

Данный правовой пробел в законодательном регулировании препятствует привлечению ответственных к наказанию, при этом распространение на таких страницах запрещенных материалов представляет реальную общественную опасность.

В связи с этим, представляется, что необходимо внести в действующее правовое регулирование законодательные изменения, предусматривающие квалификацию деяний по статьям КоАП РФ с неопределенным кругом лиц независимо от того, органичен доступ к информации или нет, если при этом распространение ведется на значительную часть граждан.

Также одной из проблем является отсутствие четкого определения понятия "информационная сфера" в законодательстве Российской Федерации применительно к административным правоотношениям.

Согласно Указа Президента РФ от 24.12.2014 № 808 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Основ государственной культурной политики" информационная среда - совокупность средств массовой информации, радио- и телевещание, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", распространяемые с их помощью текстовые и визуальные материалы, информация, а также созданные и создаваемые цифровые архивы, библиотеки, оцифрованные музейные фонды.

Применение данного термина может приводить к неоднозначности при его толковании и правовой коллизии. Так, согласно данному определению в информационную среду не входят программы для ЭВМ, используемые для социального и иного взаимодействия такие как Telegram, WhatsApp и т.п.

Более того, законодательство не устанавливает круг субъектов, подлежащих ответственности за правонарушения в информационной сфере, что может приводить к проблемам в правоприменительной практике при установлении вины.

Другой проблемой является недостаточно жесткий режим ответственности за правонарушения в информационной сфере и проблемы с административным преследованием.

Таким образом, административная ответственность за правонарушения в информационной сфере регулируется КоАП РФ. Однако, учитывая быстрые темпы развития технологий и изменения в информационной сфере, необходимо постоянно обновлять законодательство и адаптировать его к новым условиям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. ст. 1.;

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.;

3. Головачева М.В. Ответственность за распространение незаконной информации в сети Интернет / М.В. Головачева // Юрист. 2015. № 5 (12). - С. 44-47.;

4. Зайцева О.С. Информационно-правовые аспекты защиты персональных данных / О.С. Зайцева // Электронный журнал "Кодекс". 2017. № 7 (124). - С. 8-12.;

5. Кузнецова И.С. Административная ответственность за нарушение законодательства о персональных данных / И.С. Кузнецова // Бизнес и право. 2017. № 10. - С. 56-60;

6. Стрельцова Л.М. Защита чести и достоинства в интернете / Л.М. Стрельцова // Профессиональный юрист. 2016. № 3 (23). - С. 39-43.

Mochalov N.A.

Ulyanovsk State University (Ulyanovsk, Russia)

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR INFORMATION OFFENSES

Abstract: within the framework of this scientific article, the legal characteristics of administrative responsibility for offenses that are committed with the help of information technology, digital technology and electronic computers have been developed. The legislative framework establishing administrative responsibility for offenses committed with the use of information technologies is investigated. The article analyzes the main problems that have emerged in administrative law regarding offenses committed using information technology.

Keywords: administrative legal responsibility, information technology, digital technology, computer, offense, objective side offense, subject of offense, administrative law, administrative prosecution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.