УДК 342.95
Урусова Вероника Анатольевна
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА БЕЗБИЛЕТНЫЙ ПРОЕЗД В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Аннотация: в статье рассматривается вопрос правового регулирования такого административного правонарушения как безбилетный проезд в общественном транспорте в г. Москве. Предмет исследования - общественные отношения между перевозчиком и пассажиром, между государством и пассажиром общественного транспорта, складывающиеся по поводу перевозки, а также по поводу безбилетного проезда. Определяется ряд должностных лиц, в компетенцию которых входит выявление подобного рода правонарушений. Была проанализирована статистика количества правонарушений, размеров административного штрафа за данное правонарушение в Москве, произведено сравнение размеров штрафа в Москве и других городах-миллионниках. Ключевые слова: административное право, общественный транспорт, безбилетный проезд, административный штраф, бесплатный (льготный) проезд, контролёр, доставление.
(МГЮА) Институт частного права Россия, Москва [email protected] Urusova Veronika Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Private Law Institute Russia, Moscow
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR STOWAWAY TRAVEL IN PUBLIC TRANSPORT IN THE CITY OF MOSCOW Annotation: the article deals with the issue of legal regulation of such an administrative offense as stowaway travel in public transport in Moscow. The subject of the study is the public relations between the carrier and the passenger, between the state and the passenger of public transport, which are developing regarding transportation, as well as about stowaway travel. A number of officials are identified whose competence includes the identification of such offenses. The statistics of the number of offenses and the size of the administrative fine for this offense in Moscow were analyzed, and the size of the fine in Moscow and other million-plus cities was compared.
Key words: administrative law, public transport, stowaway, administrative fine, free (preferential) travel, controller, delivery.
Самым распространённым правонарушением, связанным с пользованием метрополитеном и наземным транспортом в г. Москве, является безбилетный проезд пассажиров. Под безбилетным проездом понимается проход по проездному билету, банковской карте, иного средства электронного платежа, с которых не были списаны поездки либо денежные средства. Также безбилетным считается проезд лиц, имеющих льготные (социальные) проездные билеты, но не приложивших их к валидатору; проезд по карте москвича или по социальной карте Московской области без предоставления документа, удостоверяющего право на льготу, после изъявления требования уполномоченного на это должностного лица (пассажир обязан иметь при себе этот документ) [1]; проезд по проездному билету или социальной карты, срок действия которой истёк; проезд по ранее использованному и на момент проезда недействующему проездному билету; проезд по поддельным или не принадлежащих лицу документам, проездным билетам, социальным и
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
льготным картам; проезд пассажира, отказавшегося предъявлять проездной билет. Исключением из этих правил является проезд детей до 7 лет, сопровождающих инвалидов I группы, детей-инвалидов.
Здесь возникает вопрос о правомерности и разумности наложения административной ответственности за безбилетный проезд на лиц, которые уже имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте. Так, в соответствии с правилами пользования, пассажир, имеющий право на бесплатный (льготный) проезд обязан при входе приложить проездной билет (социальную карту) к валидатору. Здесь момент прикладывания проездного билета (социальной карты) признаётся фактом реализации права на бесплатный проезд, т. е. прикладывание билета к валидатору приравнивается к оплате проезда банковской картой, транспортной картой и любым иным способом. Все эти действия влекут за собой единое последствие — регистрацию поездки. В противном случае, лицо, не приложившее проездной билет к считывающему устройству, считается не воспользовавшимся своей льготой, т. е. безбилетным пассажиром [2].
При проезде на общественном транспорте в Москве действует правило «одно погашение проездного билета = один проход для поездки в одном направлении» [2]. Стоит обратить внимание на то, что после кратковременного выхода из транспорта на остановке (например, для того, чтобы пропустить выходящих пассажиров) не возникает обязанности вновь валидировать проездной билет, так как поездка в одном направлении не была окончена. Такой проезд не будет считаться безбилетным.
Стоит отметить, что при невозможности дальнейшего следования транспортного средства общественного пользования по техническим причинам или при дорожно-транспортном происшествии пассажир не должен вновь оплачивать проезд при условии, что берет был валидирован в вышедшем из строя автобусе, трамвае и т.д. В этом случае водителем неисправного
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
транспортного средства выполняется пересадка пассажиров на следующий по тому же либо иному маршруту автобус, трамвай и т.д. [2].
Задача выявления безбилетных пассажиров в наземном транспорте в Москве лежит на ГУП «Мосгортранс» и ГКУ «Организатор перевозок». Важно отметить, что выписывать штраф безбилетным пассажирам имеют право только контролёры ГКУ «Организатор перевозок» [4]. Контролёры ГУП «Мосгортранс» правомочием на назначение штрафов не обладают, их обязанностями признаётся выявление безбилетного пассажира, требование оплаты проезда, а в случае отказа от оплаты - требование покинуть наземное транспортное средство на следующем остановочном пункте (исключение - лица до 16 лет при отсутствии совершеннолетнего сопровождающего). Также они имеют право изъятия льготного проездного билета в двух случаях: если он не принадлежит пассажиру или если истёк срок его действия (контролёры ГКУ «Организатор перевозок» этим правом не обладают) [2].
Если уполномоченным контролёром был обнаружен факт того, что проезд не был оплачен, он имеет право требовать предъявления документа, удостоверяющего личность, для оформления постановления по делу об административном правонарушении (копия постановления выдаётся лицу под роспись либо направляется по почте).
В случае, когда пассажир не имеет документа, удостоверяющего его личность, контролёр имеет право на содействие органов полиции. Существует такой обеспечительный механизм как доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется [3, с. 9].
Осуществлять доставление имеют право должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования
транспортом, при выявлении административных правонарушении на транспорте - в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) или в иное служебное помещение [5]. Таким органом является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы [6]. ГКУ «Организатор перевозок» не является таковым органом, следовательно, его должностные лица не имеют права осуществлять принудительное доставление пассажиров в отделение полиции. Лишь с согласия пассажира контролёры могут проследовать с ним в отделение полиции для установления личности. В случае отказа пассажира предъявить документ, удостоверяющий личность, контролёры могут лишь вызвать сотрудников полиции [7].
Важно отметить, что штраф может быть выписан только при физическом наличии паспорта - основного документа, удостоверяющего личность и гражданство [7]. Не допускается назначение административного штрафа по фотографии паспорта. Указом Президента РФ от 18 сентября 2023 г. № 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, с использованием информационных технологий» установлена возможность приравнивания предъявления сведений о документах, выданных государственными органами, находящихся на электронном носителе к предъявлению этих документов. Перечень случаев, в которых может применяться это правило, устанавливается Правительством РФ при согласовании с Федеральной службой безопасности Российской Федерации [8]. На данный момент случай с взысканием административного штрафа за безбилетный проезд в этот перечень не входит [9,
Срок уплаты административного штрафа за безбилетный проезд - 60 дней, отсчет дней начинается со дня вступления в силу вышеуказанного постановления. Может быть установлена отсрочка или рассрочка, в этом случае истечением срока уплаты штрафа считается дата истечения отсрочки или
с. 5].
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
рассрочки (помимо этого, Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации установлены исключения) [10, с. 4-15]. В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок, на правонарушителя накладывается обязанность выплатить административный штраф в двукратном размере. Пассажир может подать жалобу по выписанному постановлению в течении 10 дней со дня получения его копии [6]. Оплата проезда является обязательной даже в случае уплаты штрафа [1].
В соответствии с первоначальной редакцией Кодекса города Москвы об административных правонарушениях размер административного штрафа за безбилетный проезд в наземном транспорте составлял 100 рублей. С 01.06.2011 г. размер штрафа увеличился до 1000 рублей, а с 31.05.2023 г. - до 2000 рублей [4]. Сравнив размер административного штрафа за аналогичное правонарушение в других городах, можно сделать вывод о завышенном размере наказания. Так, например, в Санкт-Петербурге штраф составляет 500 рублей, в Казани - 300 рублей, в Екатеринбурге - 100 рублей.
Обратимся к статистике: за 2021 год контролёрами было выявлено более 250 000 лиц, совершивших безбилетный проезд. Общая сумма штрафов составила 250 миллионов рублей. В 2022 году число лиц, получивших административный штраф за безбилетный проезд, составило 412 000 (включая 125 000 фактов проезда в метро). За прошедший 2023 год число выявленных правонарушителей увеличилось до 630 000 человек. Стоит отметить, что увеличение количества обнаруженных правонарушителей связан с увеличением масштабов контроля за соблюдением правил пользования транспортом в Москве (в 2023 году было проверено на 3 миллиона больше билетов чем в предыдущем).
За январь 2024 года уполномоченными должностными лицами было выявлено более 47 000 недобросовестных пассажиров.
Список литературы:
1. Федеральный закон "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.2007 N 259-ФЗ (последняя редакция) // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Правил пользования наземным городским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве» от 02.09.2008 № 797-ПП (с изм.) // СПС КонсультантПлюс.
3. Студеникина М.С. Законодательное обеспечение борьбы с административными правонарушениями // Административная ответственность / под ред. А.Л. Бачило. М., 2001. С. 18.
4. Закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 (ред. от 27.09.2023) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 69, 12.12.2007.
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 года N 32-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», март 2011 г., № 13.
7. Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2267 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца и описания бланка паспорта гражданина Российской Федераци // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2024, N 1 (часть I), ст. 163.
8. Указ Президента РФ от 18.09.2023 N 695 «О представлении сведений, содержащихся в документах, удостоверяющих личность гражданина
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции
Российской Федерации, с использованием информационных технологий» // «Собрание законодательства РФ», 25.09.2023, N 39, ст. 7012.
9. Маслянова Л.А., Чих Н.В. О правовом регулировании деятельности метрополитенов в России // Cyberleninka URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/o-pravovom-regulirovanii-deyatelnosti-metropolitenov-v-rossii - С. 5.
10. Стахов А.И., Ландерсон Н.В. Публичная администрация в России: понятие, система и структура // Административное право и процесс. 2021. N 10. С. 4 - 15.