Научная статья на тему 'Административная и уголовная ответственность призывника'

Административная и уголовная ответственность призывника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2447
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беренштейн И. В.

Анализируя весь спектр административной и уголовной ответственности призывника в Вооруженные Силы РФ, следует сделать вывод, что если государство стабилизирует общественные отношение при привлечении призывников к административной и уголовной ответственности, то это приведёт к уменьшению правонарушений и преступлений, а также создаст условие для более оперативного реагирования государства на правонарушения и преступления с в области воинского учёта и призыва на военную службу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL RESPONSIBILITY OF THE RECRUIT

Analyzing the whole range of administrative and criminal responsibility of the recruits in the Russian Armed Forces, it must be concluded that if the state stabilizes the public attitude in attracting recruits to administrative and criminal responsibility, that this will lead to a reduction of offences and crimes, as well as create the condition for a more operative reaction of the state on offences and crimes in the field of military registration and enlistment for military service.

Текст научной работы на тему «Административная и уголовная ответственность призывника»

Беренштейн И.В.

Анализируя весь спектр административной и уголовной ответственности призывника в Вооруженные Силы РФ, следует сделать вывод, что если государство стабилизирует общественные отношение при привлечении призывников к административной и уголовной ответственности, то это приведёт к уменьшению правонарушений и преступлений, а также создаст условие для более оперативного реагирования государства на правонарушения и преступления с в области воинского учёта и призыва на военную службу.

ADMINISTRATIVE AND CRIMINAL RESPONSIBILITY OF THE RECRUIT

I.V. Berenstein

Analyzing the whole range of administrative and criminal responsibility of the recruits in the Russian Armed Forces, it must be concluded that if the state stabilizes the public attitude in attracting recruits to administrative and criminal responsibility, that this will lead to a reduction of offences and crimes, as well as create the condition for a more operative reaction of the state on offences and crimes in the field of military registration and enlistment for military service.

По данным главного военного прокурора РФ Сергея Фридинского на осень 2010 года было 200 тыс. призывников, которые получили повестку и должны были явиться в военкомат, но не явились, а тех, кому повестки не удалось вручить, кого не смогли найти и не смогли обеспечить явку -198 тыс. [1]. Таким образом, в России около 398 тыс. призывников, которые всячески избегают прохождение военной службы по призыву.

Следует иметь в виду, что избегание воинской обязанности в виде прохождения военной службы по призыву имеет две формы:

1) незаконное избегание от прохождения военной службы по призыву, то есть уклонение от военной службы;

2) Законное избегание от прохождения военной службы, то есть, имея основания

для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, призывник не реализует свою воинскую обязанность.

Исходя из изложенных форм избегания, данное исследование будет посвящено первой форме.

Как правовое явление призыв и военная служба по призыву очень специфичны. В отличие от добровольного поступления на военную службу, когда гражданин

рассматривает её как свое право, призыв, служба по призыву - это выполнение обязанности. Не добровольное, но и не принудительное. Нужно учесть, что обязанность не связана с неправомерным поведением (как обязанность возместить вред, уплатить штраф и т.п.), но её недобровольное осуществление не является принудительным [2].

Таким образом, за неисполнение соответствующих обязанностей призывник 40

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ПРАВО

привлекается к юридической ответственности, а именно к административной или уголовной.

Для начала проанализируем вопрос о привлечении призывника к административной ответственности. Административная ответственность, установленная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает ответственность не за уклонение от военной службы, а за неисполнение обязанностей по воинскому учёту.

Для начала следует разобраться в обязанностях, вытекающих из понятия «воинская обязанность». Согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» данное понятие включает в себя:

1) воинский учет;

2) обязательную подготовку к военной службе;

3) призыв на военную службу;

4) прохождение военной службы по призыву;

5) пребывание в запасе;

6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Исходя из вышеназванных обязанностей и соответственно не выполнение таких обязанностей, юридическую ответственность можно разделить на две группы.

Первая группа. Неисполнение обязанностей, вытекающих из воинского учёта. Согласно ст. 10 Закона «О воинской обязанности и военной службе», а также Положению по воинскому учёту, утверждённому Постановлением Правительства РФ от

- состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев,

- по месту их пребывания) в военном комиссариате;

- явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного

самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;

- при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, увольнении с альтернативной гражданской службы, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военноучетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;

- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания;

- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;

- бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

41

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ

Беренштейн И.В.

документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных;

- граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.

КоАП РФ [3] выделяет три состава административного правонарушения по поводу нарушения призывником норм административного права в области воинского учёта.

Статья 21.5 «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету», гласит, что неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, убытие на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, выезд из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учета, прибытие на новые место жительства либо место временного пребывания или возвращение в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет в установленный срок, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности,

места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования.

В свою очередь, УК РФ [4], а именно

ч. 1 ст. 328, устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы. За данное преступление установлены следующие виды наказания:

1) штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;

3) лишение свободы на срок до двух лет.

Если проанализировать эти два вышеуказанные состава, то можно сделать вывод, что своего рода происходит некая коллизия норм права - уголовного и административного. Суть данной коллизии заключается в том, что диспозиция ст.

21.5 КоАП РФ устанавливает основание административной ответственности при неявке призывника по вызову (повестке) военного комиссара. Так, согласно ч. 3 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане тоже вызываются повестками военного комиссариата. Таким образом, происходит неясность, когда же всё-таки имеет место быть, при неявке призывника по повестке военного комиссара, административное правонарушение или преступление. Официальное разъяснение на данный вопрос даёт Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2008 года № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонений от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы» [5]. Так, при отграничении уклонения от призыва на военную службу (часть 1 статьи 328 УК РФ) от неисполнения

42

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ПРАВО

гражданами обязанностей по воинскому учету (статья 21.5 КоАП РФ) судам следует устанавливать, с какой целью лицо не исполняет возложенные на него обязанности.

Если лицо, имея умысел на уклонение от призыва на военную службу, убывает на новое место жительства (место временного пребывания) или выезжает из Российской Федерации без снятия с воинского учета, а также прибывает на новое место жительства (место временного пребывания) или возвращается в Российскую Федерацию без постановки на воинский учет с целью избежать вручения ему под личную подпись повестки военного комиссариата о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, содеянное им следует квалифицировать по части 1 статьи 328 УК РФ.

То есть разграничением вышеназванных двух составов является субъективная сторона противоправного деяния, выражающейся в цели неявки призывника по повестке.

Следующий состав административного правонарушения установлен статьёй 21.6, которая гласит: «Уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии».

В предусмотренных законом случаях призыв на военную службу включает в себя не только обязанности граждан, установленные пунктами 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», но и другие обязанности, например прибытие призывника по направлению призывной комиссии в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания (пункт 4 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

При решении вопроса о том, является ли уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии преступлением, предусмотренным частью 1 статьи 328 УК РФ, или административным правонарушением (статья 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), судам следует устанавливать направленность умысла лица, уклоняющегося от этого мероприятия.

В случае, когда призывник не является на медицинское обследование с целью уклониться от призыва на военную службу, содеянное им должно влечь уголовную ответственность по части 1 статьи 328 УК РФ. Об этом может свидетельствовать, в частности, неявка без уважительных причин призывника в медицинскую организацию в течение срока очередного призыва на военную службу.

Третий, и последний, состав административного правонарушения устанавливает предусмотренный статьёй 21.7 административную ответственность за умышленную порчу или уничтожение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, либо небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату.

За все вышеуказанные административные правонарушения установлен одинаковый вид наказания. Это или предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Согласно статье 23.11 КоАП РФ рассматривать и, соответственно, назначать наказание по данным делам об административных правонарушениях будут военные комиссары субъектов Российской Федерации, районов, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов.

43

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЗЫВНИКА Беренштейн И.В.

Также не стоит забывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. На практике военные комиссары очень часто привлекают призывников к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 21.5 КоАП РФ, по истечении данного срока, ссылаясь на ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ. Военные комиссары часто трактуют административное правонарушение, предусмотренное ст. 21.5 КоАП РФ, как длящееся и, соответственно, исчисляют срок давности привлечения к административной ответственности со дня обнаружения данного правонарушения. Однако это ошибочное разъяснение. Официальное разъяснение установлено п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5. Так, срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Постараемся более досконально выяснить вопрос, связанный со сроком привлечения к административной ответственности за соответствующие административные правонарушения.

Так, если призывник не явился по повестке военного комиссара, то данный срок начинает течь с момента неявки призывника в определённое время и место на определённые в повестке мероприятия. Если призывник в определённых случаях не встал или не снялся с воинского учёта или не сообщил соответствующие сведения, установленные в диспозиции ст. 21.5 КоАП

РФ, то данный срок следует исчислять по истечении 14 суток, данных для исполнения соответствующей обязанности.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 21.6 КоАП РФ, является длящемся, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности применим в соответствии с

Что же касается состава правонарушения, предусмотренного ст. 21.7 КоАП РФ, то срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять по истечении 14 суток, данных для сообщения об утрате или порче военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Однако на практике военным комиссарам и призывникам очень сложно доказать дату потери или порчи соответствующих документов воинского учёта.

Процессуальная процедура привлечения к административной ответственности также включает в себя ряд аспектов.

Таким образом, согласно ст. 28.6 КоАП РФ административное наказание возможно наложить на призывника без составления протокола путём составления постановления - квитанции. Однако если призывник будет оспаривать событие административного правонарушения и (или) назначенное ему наказание либо отказываться от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения, то военный комиссар должен составить протокол об административном правонарушении. Соответственно, провести расследование и вынести по определённому делу соответствующее постановление по делу об административном правонарушении. Данное постановление может быть обжаловано призывником в течение 10 суток со дня получения копии поста

44

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ПРАВО

новления как в административном порядке, путём направления жалобы военному комиссару субъекта, так и в судебном порядке, путём направления жалобы в районный суд по месту нахождения военного комиссариата.

Не ясен вопрос и в той ситуации, когда привлекают призывника к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ за несообщение соответствующих сведений в военный комиссариат. Например, несообщение об изменении места работы или должности, образования, семейного положения или места жительства. В соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» и Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 г. № 719 «Об утверждении положения о воинском учёте» вышеуказанные сведения должны, соответственно, сообщаться организациями, где работает (учится) призывник, органами ЗАГСа или ФМС.

В случае, если по какой бы то ни было причине данные сведения вышеуказанными органами (организациями) не были сообщены военный комиссариат, то должен ли привлекаться призывник к административной ответственности? Толковать данную ситуацию можно тремя способами:

1) привлекать призывника к административной ответственности, мотивируя это тем, что он сам не поинтересовался о факте передаче данных сведений в военкомат;

2) привлекать к административной ответственности только должностных лиц, ответственных за несообщение данных сведений;

3) привлекать к административной ответственности одновременно и призывника, и должностных лиц, ответственных за несообщение данных сведений, так как ни кем в данном случае обязанность по воинскому учёту не выполнена.

На практике, как правило, военные комиссары используют первый способ.

Также имеют место и факты незаконного привлечения призывников к административной ответственности за правонарушения в области воинского учёта. Одним из самых распространённых нарушений в привлечении призывника к административной ответственности является нарушение срока давности привлечения к административной ответственности. Так, например, Решением Озёрского городского суда Челябинской области от 10.06.2011 года было отменено постановление начальника военного комиссариата о привлечении Спиридонова С.С. к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ («Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учёту»). Обжалуемым постановлением Спиридонов С.С. признан виновным в том, что в октябре 2003 года не явился в военкомат на заседание призывной комиссии, не имея уважительной причины. На основании ст. 21.5 КоАП РФ Спиридонову С.С. назначено наказание в виде штрафа в размере 250 руб. Основанием для отмены данного постановления явилось как раз нарушение срока давности привлечения к административной ответственности, который согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 2 месяца. А кроме того, согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Другим судебным решением Киржачс-кого районного суда Владимирской области от 24.11.2011 года было отменено постановление начальника военного комиссариата о привлечении Исаева С.А. к административной ответственности по ст.

45

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЗЫВНИКА Беренштейн И.В.

21.5 КоАП РФ. Основанием для отмены данного постановления явилось нарушение норм административного законодательства при составлении протокола и постановления об административном правонарушении. Так, судом установлено, что при привлечении к административной ответственности по ст.21.5 КоАП РФ Исаева С.А. ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении об административном правонарушении не установлены такие обстоятельства, как состоит и обязан ли состоять на воинском учете Исаев С.А., направлялись и вручались ли ему повестки военного комиссариата с указанием времени и места явки, имеется ли уважительная причина его неявки в военный комиссариат.

То есть при привлечении к административной ответственности не выясняются необходимые обстоятельства, имеющие значение для разрешения определённого дела.

Таким образом, военный комиссар, нарушая права призывников путём незаконного привлечения их к административной ответственности, косвенно формирует у призывников маргинальное правосознание к исполнению воинской обязанности. На мой взгляд, это также является фактором, способствующим в дальнейшем нарушению прав военнослужащих по призыву, так как, будучи призывниками они смирились с беззаконием в сфере военного администрирования.

При исследовании данного аспекта вопроса привлечения призывников к административной ответственности мною был проведён опрос среди призывников, привлекавшихся к административной ответственности за правонарушения в области воинского учёта. В ходе данного опроса я пришёл к выводу, что процедура привлечения к административной ответственности действительно нарушается (привлечение к ответственности неуполномоченным лицом, т.е. не военным комиссаром, а иным работником военкомата, иные процессуальные наруше

ния, которые в, частности, указаны мной выше, также имеют место быть). Если брать ситуацию по городу Нижний Тагил, то согласно данным, расположенным на официальном сайте города, в ходе призыва граждан на военную службу в октябре-декабре 2011 года к административной ответственности был привлечен

о привлечении к административной ответственности.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что в данной области военного администрирования есть проблемы, которые необходимо как можно быстрее решать.

Во-первых, необходимо повышать правовую грамотность среди призывного контингента, начиная со школьной скамьи. При постановке на воинский учёт или призыве на военную службу разъяснять не только обязанности, но и права.

Во-вторых, необходимо повышать правовую грамотность и среди органов военного администрирования с одновременным увеличением ответственности за нарушение законности при принятии ими решений. Повышать цензы при поступлении на службу в должности военного комиссара (наличие высшего юридического образования, стажа по юридической специальности, отсутствие наличия поступков, его порочащих, и т.д.)

Вторая группа. Уклонение от призыва на военную службу, влекущую привлечение призывника к уголовной ответственности, предусмотренной статьёй 328 УК РФ. Данная норма уголовного права состоит из двух частей. Первая часть предусматривает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы и наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати ме

46

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ПРАВО

сяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Вторая часть предусматривает уголовную ответственность за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, и наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

Непосредственным объектом данного преступления является установленный нормативно-правовыми актами порядок организации призыва на военную службу или прохождения альтернативной гражданской службы. Субъект

преступления специальный - физическое вменяемое лицо мужского пола, достигшее 18-летнего возраста, которое подлежит (подлежало) призыву на военную службу либо которому по его заявлению военная служба была заменена альтернативной гражданской службой и в отношении которого призывной комиссией было принято соответствующее решение. Фактически субъектом рассматриваемого преступления может быть лицо в возрасте от 18 до 29 лет [7].

Предел в 29 лет связан с тем, что данное преступление согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, так как максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. И поэтому в соответствии с п. а ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекло два года после совершения преступления небольшой тяжести. Также следует отметить, что данное преступление является длящимся. И поэтому окончание данного преступления наступит со дня отпадения оснований для призыва на военную службу или прохождения альтернативной гражданской служ

бы, то есть когда такому лицу исполнится 27 лет. Вот с этого момента и будет исчисляться срок привлечения к уголовной ответственности. Не стоит забывать, что применение сроков давности будет иметь место тогда, когда лицо не скрывается от органов следствия. На практике как раз все уклонисты заранее известны, не являются ни в органы следствия, ни в военные комиссариаты, следовательно, объявляются в розыск. Поэтому к такой категории граждан при достижении ими возраста 29 лет применение срока давности привлечения к уголовной ответственности применяться не должно. Данный срок приостанавливается и возобновляется с момента или задержания указанного лица или явки его с повинной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективная сторона данного состава преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла [8]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если деяние, формально похожее на преступление, совершается в виде косвенного умысла, небрежности или легкомыслия, то состава преступления не составляет. И данное деяние необходимо квалифицировать по соответствующим статьям КоАП РФ (21.5, 21.6).

Что же касается объективной стороны преступления, то она идентична составу административных правонарушений, предусмотренных статьей 21.5 КоАП РФ, а именно бездействие. Однако как исключение возможны случаи, когда призывник совершает преступления и активными действиями. Например, дача взятки должностным лицам военного комиссариата, призывной комиссии, комиссии по постановке на воинский учёт, медицинским работникам (членам военно-врачебной комиссии). Тогда уже призывник подлежит уголовной ответственности по совокупности (например, по ст. 291 УК РФ «Дача взятки»).

Возбуждение уголовного дела по статье 328 УК РФ находится в компетенции ор-

47

АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИЗЫВНИКА Беренштейн И.В.

ганов Следственного комитета Российской Федерации, находящихся в месте жительства призывника. Производство по данному уголовному делу осуществляется в форме предварительного следствия (п. а, п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Затем, после соблюдения уголовно-процессуальных процедур на этапе предварительного следствия и утверждения обвинительного заключения прокурором, уголовное дело направляется в районный суд. Хотя, как уже упоминалось ранее, преступление является преступлением небольшой тяжести, всё-таки судебное производство будет осуществляться районным судьёй согласно статье 31 УПК РФ [9].

В случае, если у призывника на момент привлечения его к уголовной ответственности возникнет основание для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу, Пленум Верховного Суда РФ рекомендует судам освобождать таких лиц от наказания в связи с изменением обстановки. Суд должен будет вынужден применить ст. 80.1 УК РФ и освободить призывника от наказания [10].

Размер назначенного наказания за такие преступления неоднозначны. Как показывает практика, суды применяют к подсудимым как реальный срок лишения свободы до одного года, так и условное лишение свободы. Иногда возможен и штраф.

Казалось бы, что к молодым людям призывного возраста необходимо при вынесении приговора руководствоваться принципом гуманности. Однако если подсудимому назначено наказание в виде условного лишения свободы, то при отбытии такого наказания, не связанного с лишением свободы, исправление осужденного не наступит. То есть, находясь на свободе, он тем самым продолжает реализовывать свое нежелание проходить военную или альтернативную службу. К тому же, даже после отбытия наказания осужденный имеет судимость и поэтому он как во время отбытия наказания и после, на время судимос

ти, опять освобождается от призыва на военную службу.

В связи с сокращением срока службы до одного года и возможностью реализации альтернативной гражданской службы число уклонистов от

прохождения военной службы не уменьшается, а, наоборот, увеличивается и на 01.01.2011 года составило 200 тыс. человек. Поэтому необходимо пересмотреть вопрос о привлечении призывника к уголовной и административной ответственности. В свою очередь, к уголовной ответственности привлекаются только около 20-30%. Почти что все назначенные наказания не связаны с реальным лишением свободы. Остальные от уголовной ответственности уходят. Впоследствии, как правило, таких призывников привлекают к административной ответственности.

Для решения оптимизации процедуры привлечения призывника к юридической ответственности следует избрать два пути развития данного правового института

Первый путь - либерального характера. Ввести административную ответственность за уклонение от военной службы в мирное время, а именно ужесточить административное наказание вплоть до административного ареста, а уголовную ответственность за уклонение от военной службы - в военное время. Одновременно повышать правовую грамотность должностных лиц, рассматривающих дела о соответствующих административных правонарушениях

Второй путь - оставить всё как есть, но для осужденных за преступление, предусмотренное ст. 328 УК РФ, необходимо делать исключения и призывать на службу в общем порядке. Тем самым призывники, уклоняющиеся от военной или альтернативной службы, должны понимать, что рано или поздно исполнить воинскую обязанность им придется, независимо от наличия судимости.

48

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ПРАВО

ЛИТЕРАТУРА

1. http: // svpre ssa.ru/ society/article/38982/Откройте! Военная полиция!

2. Д.Н. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Эксмо 2010 С. 92.

3. Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // (офиц. текст: по состоянию на 21 апр. 2011г.). М.: Юрайт, 2011.

4. Федеральный закон от 13 июня 1996г., № 63-ФЗ: офиц. текст: по состоянию на 07 марта 2011 г. - М.: Эксмо, 2011.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонений от призыва на военную службу и от

6. http://www.ntagil.org/bezopas/sluzba/mdex.php?SECTION_[D=1596/ Информация по итогам призыва граждан на военную службу в октябре-декабре 2011 года.

7. См.: Дьяков С.В. Комментарий к УК РФ. М.: Юрайт, 2008. С. 356.

8. См.: Дьяков С.В. Комментарий к УК РФ. М.: Юрайт, 2008. С. 358.

9. УПК РФ от 18 дек. 2001г., № 174-ФЗ: (офиц. текст: по состоянию на 01 мая. 2011 г.) М.: Экмос, 2011.

10. См.: Прибытков П.А. На армейской развилке // Российская газета. 2011. № 34. С. 9.

ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

49

ПРАВО

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРАВА Драхенберг Т.В.

Современное Российское государство, пережив период масштабных экономических преобразований, функционирует в эпоху ускоренных темпов развития рыночных отношений.

TOPICAL ISSUES OF FINANCIAL AND LEGAL DOCTRINE THROUGH THE PRISM OF THE THESIS, CHARACTERISTIC OF TELEOLOGICAL ASPECT OF THE RIGHT T.V. Drakhenberg

The modern Russian state, having survived the period of large-scale economic reforms, operates in the era of accelerated development of market relations.

Потребности Российского государства в повышении инвестиционной привлекательности российских, в том числе финансовых, рынков, рецепция зарубежного передового опыта в сфере финансов востребовали правового опосредования зарубежных правовых конструкций в рамках правового поля Российского государства, масштабного пересмотра и роста законодательного массива в финансовой сфере.

Подобные преобразования не могли не повлечь существенные трансформации в сфере финансового права, затронувшие различные его институты. Нельзя не отметить, что современный этап развития финансового права характеризует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.