Научная статья на тему 'О декриминализации уклонения от военной и гражданской альтернативной службы (ст. 328 УК РФ)'

О декриминализации уклонения от военной и гражданской альтернативной службы (ст. 328 УК РФ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2437
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / УКЛОНЕНИЕ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов П. А.

В статье анализируются основания декриминализации ст. 328 Уголовного кодекса РФ, также приводятся доктринальное и судебное толкование данной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от военной службы и альтернативной гражданской службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The decriminalization of evasion of military and civilian alternative service (Art. 328 of the Criminal Code)

This article analyzes the grounds decriminalization of Art. 328 of the Criminal Code, also provides the doctrinal and judicial interpretation of the rule-tion, provides criminal penalties for evading military service and alternative civilian service.

Текст научной работы на тему «О декриминализации уклонения от военной и гражданской альтернативной службы (ст. 328 УК РФ)»

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

5.3. О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЫ (СТ. 328 УК РФ)

Филиппов П.А., кандидат юридических наук. Должность: доцент. Место работы: Московский государственный университет. Подразделение: кафедра уголовного права и криминологии. E-mail: pilippov@yandex.ru

Аннотация: В статье анализируются основания декриминализации cm. 328 Уголовного кодекса РФ, также приводятся доктринальное и судебное толкование данной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от военной службы и альтернативной гражданской службы.

Ключевые слова: уголовная ответственность, преступления против порядка управления, декриминализация, уклонение, военная служба, альтернативная гражданская служба.

THE DECRIMINALIZATION OF EVASION OF MILITARY AND CIVILIAN ALTERNATIVE SERVICE (ART. 328 OF THE CRIMINAL CODE)

Philipov P.A., PhD in Law. Position: Associate Professor. Place of employment: Moscow State University. Department: Chair of Criminal Law and Criminology. E-mail: pilippov@yandex.ru

Annotation: This article analyzes the grounds decriminalization of Art. 328 of the Criminal Code, also provides the doctrinal and judicial interpretation of the rule-tion, provides criminal penalties for evading military service and alternative civilian service.

Keywords: criminal responsibility, crimes against public order, de-criminalization, evasion, military service, alternative civilian service.

Ответственность за уклонение от прохождения военной службы имеет давнюю историческую традицию. Как указывают исследователи, впервые такая ответственность была законодательно сформулирована в Соборном Уложении 1645 г.1

Развернутая система уголовной ответственности была представлена в главе I «О преступлениях и проступках против постановлений о повинности военной службы» раздела VI «О преступлениях и проступках против постановлений и о повинностях государственных и земских» Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Указанная глава содержала отделение: «О уклонении от очереди рекрутской», которое предусматривало следующие виды уклонения от очереди рекрутской: умышленное нанесение себе увечий; умышленное нанесение увечий другому лицу; объявление себя больным; сокрытие от рекрутства иными способами 2.

После Октябрьской революции в связи проблема комплектования армии не исчезла. Первоначально новое государство предполагало формирование вооруженных сил на добровольной основе из наиболее сознательных представителей трудящихся и крестьян.

1 Хаиров Ю.И. Ответственность за уклонение от очередного призыва на военную службу по уголовному праву РФ. Дис.... канд.юрид.наук. Казань. 1994. С. 12.

2 Подробнее см.: Филиппов П.А. Преступления против порядка управления по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1845 г.). Вестник МГУ. Серия 11 Право. №3. 2014. С. 72-73

Однако данная идея потерпела полное фиаско. Уже 16 мая 1918 года ВЦИК РСФСР издает постановление «О принудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию»3. А в декабре 1918 года Совет рабочей и крестьянской обороне издает постановление «О дезертирстве»4. Однако данные меры не произвели ожидаемого эффекта. От мобилизации в 1918 - начале 1919 года уклонилось 917 250 человек5. В связи с этим Совет рабочей и крестьянской обороны 3 июня 1919 года издает постановление «О мерах к искоренению дезертирства»6, а постановлением от 13 декабря 1919 года предоставляет уездным комиссиям по борьбе с дезертирством права применять к укрывателям дезертиров те же самые наказания, что и к самим дезертирам7. В последующие два года принимаются Декрет ВЦИК от 8 апреля 1920 г. «О комиссиях по борьбе с дезертирством» и Декрет СНК, утвержденный ВЦИК 2 февраля 1921 г., «О борьбе с дезертирством»8. Указанными актами не исчерпывался весь объем изданных новой властью нормативных актов, регулирующих вопросы призыва на военную службу и прохождения военной службы9. Таким образом, к моменту принятия первого уголовного кодекса в РСФСР был накоплен серьезный опыт борьбы с преступлениями против вооруженных сил.

В УК РСФСР 1922 года всевозможные виды уклонения и дезертирства с военной службы были помещены в главу VII «Воинские преступления», а среди преступлений против порядка управления появился состав, который предусматривал ответственность за уклонение от воинской повинности (от. 81 УК РСФСР).

УК РСФСР редакции 1926 года первоначально полностью воспроизвел нормы 1922 года. Изменения в уголовном законе произошли в связи с принятием в феврале 1927 года Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо опасных для СССР опасных преступлениях против порядка управления). Данным Положением к категории особо опасных преступлений против порядка управления были отнесены: а) отказ или уклонение от призыва к отбыванию действительной военной службы (п. 18) и

б) уклонение от мобилизации в ряды Рабочее-Крестьянской Красной Армии (далее - РККА) или команд обслуживания фронта и тыла (п. 19)10.

До 1958 года в нормы об уголовной ответственности за уклонение от воинской службы вносились изменения в январе 1931 и апреле 1934 года.

С учетом указанных изменений к середине 30-х XX века в УК РСФСР сложилась следующая система уголовной ответственности за уклонение от воинской службы:

1) в части 2 главы 1 «Особо для Союза ССР опасные преступления против порядка управления»:

3 СУ 1918. №41. ст. 459

4 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РсФсР 1917-1952. Под ред. И.Т. Голякова. Госюриздат. М. 1953. С. 42

5 Рамазанов Г.Р. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (по материалам Республики Дагестан). Дис.. канд.юрид.наук. Махачкала. 2005. С. 67

6 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952. С. 47

7 Там же. С. 61

8 Там же. С. 69, 88

9 См.: История советского государства и права 1917-1947. Под ред. А.А. Герцензона. М. 1948. С. 209; Хаиров Ю.И. Указ. соч. С.

18-25

10 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952. С. 224

110

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиппов П.А.

а) уклонение от очередного призыва на действительную военную службу (от. 59-4);

б) уклонение лиц, зачисленных в тыловое ополчение, и лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, от призыва в военное время в части тылового ополчения и трудовые части (от. 59-5);

2) в граве 2 «Иные преступления против порядка управления»:

а) уклонение от опытных и поверочных мобилизаций (от. 66);

б) отказ или уклонение от обязательной военной службы допризывников или не состоящих в рядах РККА военнослужащих и военнообязанных запаса РККА (от. 68);

в) уклонение лиц, освобожденных от военной службы по религиозным убеждениям, и лиц, зачисленных в тыловое ополчение, от выполнения назначенных им общеполезных работ (от. 69);

3) в главе 9 «Преступления воинские»:

а) уклонение от призыва по мобилизации в ряды РККА и от дальнейших призывов для укомплектования РККА в составе военного времени (от. 193-10а).11

Данная система преступлений просуществовала до конца 1958 года.

Следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Несмотря на то, что законодатель отнес большую часть преступлений, связанных с уклонением от военной службы, к преступлениям против порядка управления, в научной литературе их таковыми не считали11 12. В Курсе советского уголовного права эти преступления рассматривались в разделе «Преступления против обороны СССР»13.

25 декабря 1958 года был принят Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления»14, которым были повышены санкции за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу до пяти лет лишения свободы (от. 17) и за уклонение от призыва по мобилизации до десяти лет лишения свободы или смертной казни (от. 18).

В УК РСФСР 196015 года уголовная ответственность уклонение от очередного призыва на действительную военную службу и за уклонение от призыва по мобилизации была предусмотрена в от. 80 - 81, которые текстуально полностью воспроизводили п. 17-18 Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и находились в разделе II «Иные государственные преступления» главы I «Государственные преступления» кодекса. Законом РСФСР от 25 июля 1962 года УК РСФСР был дополнен от.

198.1 «Уклонение военнообязанного от учебных сборов и воинского учета», которая была размещена в главе 9 УК РСФСР «Преступления против порядка управления» и предусматривала максимальное наказание до одного года лишения свободы16.

В действующем УК РФ уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы пре-

11 См.: Уголовный кодекс РСФСР. Официальный текст с изменениями на 1 января 1952 г. и с приложением постатейно-систематизированных материалов. Госюриздат. М. 1952.

12 См.: Меньшагин В.Д. Преступления против порядка управления. М. 1938.

13 Пионтковский А.А., Меньшагин В.Д., Чхиквадзе В.М. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т.2. Госюриздат. М. 1959. С. 606 и далее

14 Ведомости Верховного Совета СССР, 1959. №1. от. 8

15 Ведомости Верховного Совета СССР, 1960. №40. от. 591

16 Документ цитируется по электронной библиотеке норматив-

но-правовых актов СССР // http://www.libussr.ru/

дусмотрено в ст. 328, которая расположена в главе 32 «Преступления против порядка управления».

Подводя итог сделанному краткому обзору развития российского уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за уклонение от военной службы, необходимо констатировать, что в том или ином виде такая ответственность постоянно присутствовала в российском законодательстве с середины XVII века.

При этом, в научной литературе никогда серьезно не обсуждался вопрос о декриминализации данного преступления17. Полагаем, что сокращение вооруженных сил, их переход на преимущественно профессиональную основу и ряд других факторов являются предпосылками для серьезного изучения и обсуждения вопроса о декриминализации уголовной ответственности за уклонение от военной и альтернативной гражданской службы.

В теории уголовного права предложены разнообразные системы оснований криминализации/ декриминализации деяний18. Целиком разделяя высказанное ранее мнение, что «криминализация и пенализация, так же как и противоположные им процессы - декриминализации и депенализации, нередко охватываются более общим понятием - криминализации, понимаемой в широком смысле слова (так она трактуется и в настоящей работе)»19, полагаем, что перечень оснований является единым как для криминализации, так и для декриминализации. При этом сущностное наполнение этих оснований при криминализации и декриминализации будет различным.

В научной литературе были предложены разнообразные системы принципов и оснований криминализации.

Так, в работе «Основания уголовного запрета (криминализация и декриминализация)» авторами предложена следующая система принципов криминализации:

1) социальные и социально-психологические принципы криминализации, в число которых включается общественная опасность, относительная распространенность деяния, соразмерность положительных и отрицательных последствий и уголовно-правовая адекватность криминализации;

2) системно-правовые принципы криминализации, которые подразделяются на две группы: а) общеправовые принципы криминализации, в число которых включаются конституционная адекватность, непротиворечивости другим правовым нормам, международно-правовой необходимости и допустимости, процессуальной осуществимости преследования и б) уголовно-правовые принципы криминализации, в число которых включаются беспробельность закона и неиз-

17 Агаев Г.Ю. допускал декриминализацию преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, но не обосновывал данную точку зрения. См.: Агаев Г.Ю. Преступления против порядка управления (проблемы теории и практика применения законодательства. Дис... док. юр. наук. Санкт-Петербург. 2006. С. 80-81

18 В литературе нет единства в терминологии. Так одни авторы говорят о принципах криминализации (коллектив авторов Основания уголовного запрета. Отв. редакторы В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев), другие о факторах криминализации (проф. А.И. Коро-беев, В.И. Курлянский), третьи об основаниях криминализации (А.Д. Антонов, Крылов Г.В.). На наш взгляд, последний подход более точно отражает смысл, т.к. основанием в философской трактовке является существенная часть, отношение или условие, порождающее какое-нибудь явление.

19 Основания уголовного запрета (криминализация и декриминализация) Отв. редакторы В.Н. Кудрявцев, А.М. Яковлев. Наука. М. 1982. С. 18

111

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

быточность запрета, определенности и единства терминологии, полнота состава, соразмерность санкции и

20

экономии репрессии .

В.И. Курляндский различал две группы факторов криминализации: во-первых, это факторы, связанные с общественной опасностью деяния, и, во-вторых, факторы, не связанные с общественной опасностью, которые подразделяются на социальные факторы (распространенность деяния; уровень правосознания граждан; научно обоснованные данные о возможности повышения эффективности борьбы с деянием путем применения уголовно-правовых средств; возможность выявления деяния на основе средств и способов, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законом; вредность антисоциальных последствий), экономические факторы (объем материального ущерба, вредное воздействие на состояние трудовой дисциплины) и иные факторы (общеполитические мотивы, международные обязательства). Особенность системы этого автора выражается в том, что система является «открытой», т.е. не содержит исчерпывающий перечень факторов20 21.

Профессор Н.Ф. Кузнецова выделяла социальные (экономические, идеологические, политические, социально-психологические, нравственные и организационно-управленческие), социально-правовые (правовые традиции, правовая психология, состояние, динамика и структура преступности) и правовые (принципы права и правотворчества, действующая система права) факторы22.

Крыловым Г.В. была предложена система, состоящая из двух оснований декриминализации. Первое основание это общественная опасность, которую автор рассматривает традиционно с позиции ее характера и степени. Вторым основанием выступает целесообразность уголовно-правового запрета, которая включает экономическую целесообразность, социально-

психологические последствия криминализации, правосознание и нравственность, практическую возможность уголовно-правового регулирования23.

Профессор А.И. Коробеев предложил три группы оснований, влияющих на криминализацию: а) юридико-криминологические основания (степень общественной опасности, распространенность и типичность деяния, динамика деяний, возможность воздействия на деяния уголовно-правовыми средствами, возможности системы уголовной юстиции), б) социально-экономические основания (ущерб, отсутствие негативных последствий уголовно-правового запрета и наличие материальных ресурсов для его реализации), в) социальнопсихологические основания (уровень общественного правосознания и психологии, исторические традиции)24. С некоторыми изменениями эту систему воспроизвел Антонов А.Д.25

С учетом ранее проведенной работы различными учеными, обобщая их разработки, считаем возможным предложить следующую систему оснований для криминализации деяний26:

20 Там же. С. 215 - 242

21 Там же. С. 199-200

22 Там же. С. 202

23 Крылов Г.В. Проблемы декриминализации деяний в советском уголовном праве. Дисс... канд. юрид. наук. М. 1985. С. 90143

24 Цит. по Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации. Дис. канд. юрид. наук. М. 2001. С. 85-86.

25 Там же. С. 88 - 110.

26 Считаем, что систематизация оснований на группы представ-

ляет в большей мере теоретический интерес, котьорая не явля-

1) правовые традиции;

2) общественная опасность деяния;

3) распространенность и динамика деяния;

4) психологические (нравственные);

5) адекватность уголовно-правового запрета и экономия репрессии;

6) организационно-управленческие, в том числе процессуальные, возможности реализации уголовноправового запрета.

Определившись с основаниями криминализации, далее необходимо их рассмотреть в приложении к составу преступления, предусмотренного от. 328 УК РФ.

1. Правовые традиции были рассмотрены в начале статьи. Следует резюмировать, что длительное время существует устойчивая правовая традиция уголовного преследования лиц, уклоняющихся от несения воинской обязанности.

2. Общественная опасность деяния. На наш взгляд, является правильной точка зрения о том, что общественная опасность преступления определяется всеми признаками преступления, при этом ведущими для определения общественной опасности являются объективные признаки деяния27.

Следует обратить внимание, что в советской и современной научной и учебной литературе, как правило, общественная опасность рассматриваемого преступления специально не раскрывается28. Видимо предполагалось и предполагается очевидность общественной опасности уклонения от военной и альтернативной гражданской службы. С другой стороны, в литературе считают необходимым описать и указать общественную опасность, например, убийства, где она очевидна и вряд ли у кого вызывает сомнение29.

Попытку обосновать общественную опасность рассматриваемого деяния предпринял Г.Ф. Поленов. Он считал, что уклонение от учебных сборов и воинского учета представляют общественную опасность потому, что «мешает деятельности органов, ведущих учет во-еннообязанных...и тем самым наносит ущерб оборонным интересам и мероприятиям Советского государства», а также «ущерб...наносится порядку подготовки и переподготовки военнообязанных, нормальной дея-

ется предметом исследования настоящей статьи, требует самостоятельного и более углубленного изучения. В связи с указанными причинами в рамках настоящей статьи распределение оснований на группы не производится.

27 Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления// А.Н. Трайнин. Избранные произведения. М. С. 27; Кузнецова Н.Ф. Преступление и Преступность// Избранные труды. Юридический центр Пресс. Спб. 2003. С. 429-430.

28 См., например, Пионтковский А.А., Меньшагин В.Д., Чхиквадзе В.М. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т. 2. Госюриздат. М. 1959. С. 606-625; Курс советского уголовного права в шести томах. Часть Особенная. Т. VI. Наука. М. 1971. С. 291295; Курс советского уголовного права. Часть Особенная. Отв. редактор проф. Н.А. Беляев. Т. 4. Издательство Ленинградского университета. Ленинград. 1978. С. 521-524; Бажанов М.И., Ста-шис В.В. Преступления против порядка управления // Бажанов М.И. Избранные труды. Право. Харьков. 2012. С. 953 - 954; Курс уголовного права. Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Т. 5. Зерцало-М. Москва. 2002. С. 270-275; Полный курс уголовного права. Под ред. А.И. Коробеева. Т. 5. Юридический центр Пресс. Спб. 2008. С. 415- 421; Щербаков А.В. Преступления против порядка управления: научно практический комментарий к главе 32 УК. Юрилитинформ. М. 2001. С. 135-141; Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. Статут. М. 2012. С. 869-872; Агаев Г.А. Указ. соч. С. 217- 238; Ростов-на-Дону. С. 2002; Рамазанов Г.Р. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (по материалам Республики Дагестан). Дис. кан. юр. наук. Махачкала. С. 2005

29 См., например, Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. Статут. М. 2012. С. 26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

112

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Филиппов П.А.

тельности государственных органов, ведающих этой сферы»30.

Позднее попытки раскрыть общественную опасность уклонения от воинской службы предприняли в своих исследованиях Хаиров Ю.И., Маркелов В.А. и Карпенко М.В.

Ю.И. Хаиров в своей работе отмечал: «хотя уклонение от призыва на военную службу в конкретном единичном случае казалось бы, не может причинить существенного вреда интересам обороны, одна-

ко...массовое уклонение от призыва на военную службу, может существенно нарушить установленный порядок комплектования Вооруженных Сил личным составом»31. Маркелов В.А. не только поддержал такой подход, но и развил его. Так он указал: «характерными особенностями уклонения от военной службы: повышенная общественная опасность, заключающаяся в достаточной распространенности, постоянном росте таких общественно-опасных деяний при высоком уровне латентности.»32. М.В. Карпенко в качестве обоснования вредоносности деяния ссылается, что «в результате уклонения образуется штатная необеспеченность войсковых подразделений, снижается боеготовность и дисциплина частей, оголяется Государственная граница, создается (и реализуется) опасность хищений техники, оружия и боеприпасов»33. Однако данные обоснования общественной опасности, на наш взгляд, нельзя признать приемлемыми, так как его авторы проецируют опасность уклонения от военной службы как социального явления на конкретные, единичные преступления. Вместе с тем, общепризнанной позицией в доктрине уголовного права, закрепленной в от. 14 УК РФ, является то, что преступным является лишь такое деяние, которое по содержанию общественно опасно. Иными словами, каждое единичное деяние должно быть вредоносным и общественно опасным, а не их совокупность.

Далее необходимо проанализировать все подсистемы состава преступления на предмет наличия общественной опасности.

В качестве непосредственного объекта преступления, закрепленного в от. 328 УК РФ, чаще всего называется установленный порядок комплектования Вооруженных сил РФ и других воинских формирований, а также порядок реализации гражданами обязанности прохождения военной службы34. В настоящее время не вызывает сомнений, что объекту всегда в результате совершения преступного деяния наносится вред35. В литературе вред от рассматриваемого преступления характеризовался, как «ущерб делу обороны СССР»36 *, «ущерб оборонным интересам и мероприятиям Совет-

30 Поленов Г.Ф. Ответственность за преступления против порядка управления. Юридическая литература. М. 1966. С. 99-100

31 Хаиров Ю.И. Указ. соч. С. 58.

32 Маркелов В.А. Уклонение от военной службы (понятие, виды, предупреждение). Саратов. Дис... кан. юр. наук. С. 7-8

33 Карпенко М.В. Уголовная ответственность за уклонение от призыва на военную службу. Дис. кан. юр. наук. Ростов-на-Дону. 2002. С. 88

34 Курс уголовного права. Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Т. 5. С. 271; Карпенко М.В. Указ. соч. С. 88; Уголовное

право России. Часть Особенная. Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2004. С. 514; Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. С. 869;

35 Уголовное право. Общая часть. Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. Зерцало. М. 2004. С. 171

36 Меньшагин В.Д. Преступления против обороны СССР. Учеб-

ное пособие для слушателей ВЮА КА. РИО ВЮА КА. Москва.

1946. С. 22

37

ского государства» , «нарушается установленный порядок комплектования Вооруженных Сил, подрывается их боеготовность и, как следствие, обороноспособность страны»38. В большинстве же работ внимание на вреде от данного преступления не акцентируется39.

Изучение судебной практикой показывает, что в 14,7% уголовных дел суды указывают в приговорах на причинение вреда40. При этом причиняемый вред характеризуется судами по-разному. Так, в 46,66% дел суды указывают на нарушение установленного порядка комплектования Вооруженных сил, в 32,22% - на нарушение установленного порядка комплектования Вооруженных сил и причинение вреда обороноспособности РФ, в 13,33% - на вред (подрыв) обороноспособности и только лишь в 6,66% - на дезорганизацию органов государственной власти, осуществляющих призыв на военную службу.

Важно отметить, что ни в литературе, ни в судебных документах, даже когда вред от преступления указывается, то он не конкретизируется. Иными словами указание на вред носит сугубо абстрактный характер.

Если признать в качестве вреда ущерб обороноспособности государства и боеготовности Вооруженным силам, то возникает вопрос: существует ли ущерб в виде подрыва боеспособности Вооруженных сил и обороноспособности страны в тех случая, когда план по призыву на военную службу был полностью выполнен? Вред обороноспособности страны и боеспособности Вооруженным силам может быть нанесен, только тогда когда из-за большого числа уклонистов от военной службы существенно уменьшается штатная численность Вооруженных сил. Однако в данной ситуации такой вред причиняется не в ходе совершения конкретного преступления, а является вредом от негативного социального явления в целом, о чем уже говорили ранее. Также следует обратить внимание, что в последние годы Главное организационно-

мобилизационное управление Генерального штаба Вооруженных сил РФ все чаще докладывают о 100% выполнении плановых показателей по призыву граждан на военную службу41. Следовательно, комплектованию и боеготовности Вооруженных сил вред не наносится.

При определении вреда следует учитывать, что Вооруженные силы РФ формируются не только из призывников, а по смешанному принципу, т.е. по призыву и по контракту. Официальные представители Министерства обороны сообщали: «количество контрактников будет увеличиваться, и в конечном итоге нам оп-

37 Поленов Г.Ф. Указ. соч. С. 99

38 Маркелов. В.А. Указ. соч. С. 32

39 См., например: Курс уголовного права. Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Т. 5. С. 270-275; Уголовное право России. Особенная часть. Под ред. Ф.Р. Сундурова, М.В. Талан. С. 869872; Щербаков А.В. Указ. соч. С. 135-141

40 Приведенные в настоящей работе данные о судебной практике, если не указаны иного, основаны на изученной автором судебной практики. Автором было отобрано путем случайной выборки и изучено 611 решений судов различных уровней за 20102014 года, в том числе 1 решение Верховного Суда РФ и следующих субъектов РФ: Амурская область - 39, Калининградская область -6, Красноярский край - 71, Курганская область - 14, Ленинградская область - 11, Магаданская область - 9, Московская область - 84, Республика Башкортостан - 37, Республика Дагестан - 38, Республика Татарстан - 52, Саратовская область - 4, Санкт-Петербург - 4, Ставропольский край - 125, Хабаровский край - 70, Челябинская область - 46.

41 См. например, Итоги осеннего призыва 2010 и Круглый стол по итогам весеннего призыва граждан на военную службу (2013 г.) размешенные на официальном сайте Министерства обороны РФ: http://function.mil.ru

113

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

ределена цифра в 425 тыс.»42. Формирование Вооруженных сил в том числе по контракту существенно понижает вред обороноспособности государства и боеготовности Вооруженным силам.

Возможно в качестве вреда от уклонения от прохождения военной службы рассматривать те организационные и материальные затраты, которые понесут органы государственной власти, осуществляющие призыв на военную службу, для розыска и призыва лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу. Однако вряд ли имеется возможность четко или хотя бы примерно определить такие затраты в отношении конкретного уклониста.

Изложенные выше данные показывают, что непосредственный объект преступления, предусмотренный ст. 328 УК РФ, и причиняемый ему ущерб не обладают тем характером и той степенью общественной опасностью, которые необходимы для преступления.

Объективную сторону рассматриваемого преступления законодатель сформулировал в виде уклонения от призыва (от прохождения) на военную службу (от альтернативной гражданской службы).

Уклонение от прохождения военной службы, согласно п. 4-7 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 03 апреля 2008 г. №3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»43, может выражаться в следующем:

а) неявка без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, медицинское обследование по направлению призывной комиссии, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы;

б) самовольное оставление призывником сборного пункта до отправки его к месту прохождения военной службы;

в) получение призывником обманным путем освобождения от военной службы в результате симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана;

г) отказ призывника от получения повестки военного комиссариата или направления призывной комиссии под расписку.

Способами совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, в соответствии с разъяснениями вышеуказанного постановления Пленума Верховного суда РФ, являются, в частности, неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, самовольное оставление места работы (рабочего места), неявка в срок без уважительных причин на работу, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана.

Следует сразу отметить, что уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы в судебной практике встречается крайне редко. Так из всех

42 Итоги осеннего призыва 2011 года. Пресс-конференция начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника В. В. Смирнова// Официальный сайт Министерства обороны РФ: func-tion.mil.ru/news_page

43 Российская газета, №76, 09.04.2008

изученных нами дел только 0, 47% приходится на ч. 2 ст. 328 УК РФ.

По нашим подсчетам подавляющее большинство, а именно 81%, уклонений от призыва на военную службу, совершается путем неявки без уважительных причин по полученной повестке на мероприятия, связанные с призывом. Иными словами для рассматриваемого деяния характерна форма чистого бездействия. Уклонение в форме действий на практике выражается в следующем: а) самовольный уход (покидание) сборного пункта, военкомата, медицинской комиссии -3,86%; б) отказ от вручаемой повестки - 2,4%; в) предоставление фальшивых документов и справок - 1, 93%. Приведенные данные наглядно иллюстрируют, что для рассматриваемого деяния не характерны способы, связанные с насилием, обманом или иными отягчающими обстоятельствами/ способами.

Состав преступления, предусмотренный в ст. 328 УК РФ, сконструирован законодателем как формальный, следовательно, последствия в норме не указываются. Поэтому возможно говорить только об ущербе объекту, причиняемому в ходе совершения преступления. Данный вопрос был рассмотрен ранее в настоящей работе.

Кроме того, необходимо отметить, что для рассматриваемой категории преступлений не характерно наличие совокупности с другими преступлениями. Только в 1 деле, т.е. 0,16%, нам встретилась такая совокупность. Рецидива преступлений среди изученных дел нами обнаружен не был.

Подводя итог анализу общественной опасности содержащейся в объективной стороне ст. 328 УК РФ, следует констатировать, что ее степень и характер явно невысоки и недостаточны для характеризации деяния в качестве преступления.

Следующий элемент состава, на котором следует остановиться, это субъект преступления.

Лица виновные в совершении преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, в подавляющем большинстве впервые совершали преступление. Лишь в 3-х из изученных нами дел субъекты имели судимость. Вместе с тем 30% лиц виновных в совершении анализируемого преступления, ранее привлекались к административной ответственности.

Большая часть виновных, а именно 73,37%, положительно характеризуются по месту жительства, учебы, работы, 23,8% характеризуются удовлетворительно и только 2,83% виновных имеют отрицательные характеристики, в том числе они злоупотребляли спиртными напитками, вели аморальный образ жизни и т.д.

Образование лиц, совершивших уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, характеризуется следующими показателями: 32% имеют среднее общее образование, 30,8% -среднее специальное (профессиональное), 20,1% -неполное среднее, 8,3% - высшее, 7,1%- неполное среднее, по 0,7 - начальное профессиональное и начальное общее. На невысокий образовательный уровень указывали исследователи и ранее44. Однако в последние годы наблюдается повышение уровня образования лиц, совершивших анализируемое преступление.

Ряд исследователей отмечают, что половина современных призывников употребляют спиртные напитки, причем 12% регулярно, 8 употребляют наркотики45.

44 Маркелов В.А. Указ. соч. С. 48

45 Маркелов В.А. Указ. соч. С. 53

114

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиппов П.А.

Вместе с тем, среди изученных нами дел ни в одном решении не указано, что лица, совершившие преступление, состоят на учете у нарколога или психолога.

Среди других характеристик лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 328 УК РФ, следует указать на следующее. 64% лиц на момент совершения преступления официально не работали и/или не учились. Данный показатель сохраняется уже многие годы и был отмечен ранее Маркеловым В.А.46

Большая часть, а именно 83,7%, лиц в браке не состояли. Вместе с тем, 12,5% лиц имели детей.

Также характеризует субъекта тот, факт, что в 94,44% они признали свою вину в совершенном преступлении и дела в их отношении были рассмотрены в упрошенном порядке: без проведения судебного разбирательства либо в особом порядке.

Подводя итог характеристики субъекта, рассматриваемого преступления, следует сказать, что в целом такие лица характеризуются положительно.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется прямым умыслом. Данное положение не вызывает возражений ни у теоретиков, ни у практиков. В научной литературе неоднократно были исследованы мотивы уклонения от призыва на военную службу. Так, Хаиров Ю.И. указывает, что 36,36% осужденных за данное преступление легкомысленно и безразлично относились к воинской обязанности; 14,68% - тяжелое материальное положение в семье; 10,49% - нежелание потерять любимую девушку, положение в обществе, престижную работу4 . Таким образом, видно, что 61,53 % мотивов не являются низменными. В более поздних работах, авторы указывают, что 70% лиц, уклоняющихся от призыва, не столько боялись трудностей военной службы, сколько изначально негативно относились к ней48.

В заключении рассмотрения общественной опасности уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы, следует обратить внимание на наличие отягчающих и смягчающих обстоятельств. Ни в одном из изученных нами более 600 дел суды не обнаружили отягчающих обстоятельств. Смягчающие же обстоятельства установлены в 100% изученных дел. Чаще всего, более 73%, суды признавали смягчающими обстоятельствами раскаяние в содеянном (73,65%) и признание вины (73,15%). Среди других смягчающих обстоятельств суды признавали: активное способствование раскрытию и расследованию преступления (24,4%); совершение впервые преступления небольшой тяжести (17,34%); явка с повинной (16,2%); наличие на иждивении родственников или оказание материальной помощи родственникам (12,92%); молодой возраст виновных (11,45%); наличие постоянного места жительства (4,74%); состояние здоровья и/или наличие заболевания у виновного (3, 75%); беременность супруги (1, 14%); заболевание и/или инвалидность родителей (0,98%); отсутствие тяжких последствий (0,8%), наличие семьи: матери, бабушки, старшего брата и т.д. (0,8%); виновный является сиротой (0,32%); стечение тяжелых жизненных обстоятельств (0,16%).

46 Маркелов В.А. Указ. соч. С. 49

47 Хаиров Ю.И. Указ. соч. С. 117. Эти же цифры без ссылок на источник заимствования позднее были воспроизведены Амировой Р.Р. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика уклонения от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (по материалам Республики Дагестан). Дисс. канд. юрид. наук. Махачкала. 2006. С. 51

48 Маркелов В.А. Указ. соч. С. 58

Подводя итог такому основанию криминализации как общественная опасность преступления, следует признать, что при уклонении от прохождения военной и альтернативной гражданской службы она неявная, ее степень и характер крайне невысокий. На наш взгляд, такое основание для криминализации как общественная опасность отсутствует.

3. Распространенность и динамика преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, характеризуется следующими показателями. За последние годы зарегистрировано следующее количество преступлений: 1997 год - 1162; 1998 год - 1232; 1999 год - 1284; 2000 год - 1853; 2001 год - 178049; 2004 год - 215350, 2006 год - 1711; 2009 год - 977; 2011 год - 142851; 2013 год -85652 Таким образом пик зарегистрированных преступлений приходится на 2004 год, в последующие годы прослеживается тенденция уменьшения количества совершенных преступлений по ст. 328 УК РФ.

Помимо официальной статистики следует иметь ввиду, что официальные представители Министерства обороны РФ в последние годы сообщают о снижении числа уклонистов. Так по итогам весеннего призыва 2013 года Начальник ТОМУ Генерального штаба сообщил о снижении количества уклонистов на 18%53. Ранее это же должностное лицо по итогам весеннего призыва 2012 года сообщала о том, что число уклонившихся от призыва составило 7325 человек, а около

166,1 тыс. человек убыли к месту жительства (пребывания) без снятия с воинского учета или уклонились от получения повестки военного комиссариата. При этом это было на 18,4% меньше, чем осень 2011 года54. В осенний призыв 2010 года количество уклонившихся лиц составило 13 600 человек55. Таким образом, можно наблюдать устойчивую тенденцию по снижению количества лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу.

Косвенно данная тенденция подтверждается и независимыми опросами. Так всероссийские опросы ВЦИОМ «Вооруженные силы России: общественная оценка» показали следующее. За последние 5 лет россияне намного позитивнее стали относиться к службе в армии. Так, сегодня каждый второй респондент (53%) хотел бы, чтобы его ближайшие родственники служили, - эта доля возросла в полтора раза, по сравнению с результатами опроса 2010 года (36%). Представители сильной половины человечества должны отслужить в армии - к такому выводу пришло большинство наших сограждан (80%). При этом 42% респондентов уверены, что пройти службу в воору-

49 1997 - 2001 г. по книге Наумова А.В. Российское уголовное право Курс лекций. Т. 2. Особенная часть. М.: Юридическая литература. 2004. С. 753

50 Маркелов В.А. Уклонение от военной службы (понятие, виды, предупреждение): Дис... канд. юрид. наук. - Саратов. 2005. С. 4

51 2006, 2011 года по Преступность, национальная безопасность, бизнес. Под общ. ред. проф. А.И. Долговой. М. Российская криминологическая ассоциация. 2012. С. 638

52 2009, 2013 по Криминологическая ситуация и реагирование на нее. Под ред. проф. А.И. Долговой. М. Российская криминологическая ассоциация. 2014. С. 286

53 Круглый стол по итогам весеннего призыва граждан на воен-

ную службу, состоявшийся 01.08.2013 года в «РИА Новости»// Официальный сайт Министерства обороны РФ: func-

tion.mil.ru/news_page

54 Начальник ТОМУ Генерального штаба рассказал журналистам об особенностях осенний призывной кампании. Прессконференция 28.09.2012 г. // Официальный сайт Министерства обороны РФ: function.mil.ru/news_page

55 Итоги осеннего призыва-2010. Пресс-конференция начальника ТОМУ ГШ ВС РФ генерал-полковника В. Смирнова // Официальный сайт Министерства обороны РФ: function.mil.ru/news_page

115

6'2014

Пробелы в российском законодательстве

женных силах - дело чести для любого настоящего мужчины. В свою очередь, 38% участников опроса полагают, что военная служба - долг, который нужно отдать государству, даже если это идет вразрез с личными интересами. Радостно отметить значительное сокращение доли опрошенных, называющих службу в армии «бессмысленным занятием, которого нужно избегать» (с 25% в 2000 г. до 16% в 2014 г.)56.

Кроме того, выше приведенные цифры количества уклонистов в сопоставлении со статистикой преступления показывают, что к уголовной ответственности привлекаются далеко не все уклонисты. Например, уклонистов в 2010 году было более 13 тыс., а к уголовной ответственности в 2011 году было привлечено менее 1500 человек, т.е. примерно, можно говорить, что к ответственности был привлечен только каждый 10 уклонист. Данное положение дел нельзя назвать позитивным. Следует полностью поддержать точку зрения, высказанную профессором А.В. Наумовым о том, что неприменение уголовно-правовых норм оказывает негативное влияние на правосознание граждан, сводит на нет предупредительный эффект угрозы применения наказания в случае совершения лицом преступления57.

4. Психологические (нравственные) основания криминализации. Осенью 2011 года Фондом общественного мнения был проведен опрос «Проблема уклонения от военной службы». Среди прочего респондентам был задан вопрос о том, следует или не следует привлекать к уголовной ответственности тех, кто уклоняется от призыва на военную и альтернативную гражданскую службу. Население в целом ответило так: 52% ответили, что не следует привлекать к уголовной ответственности, 35% - следует, 13% - затруднились ответить58. Вместе с тем, этим же фондом в апреле 2014 года был проведен опрос «О положении дел в армии и срочной службе», который показал, что 49% относятся с осуждением к лицам, которые уклоняются от службы в армии, а 32% относятся к таким лицам с пониманием и сочувствием. В 2002 году ситуация была строго наоборот: 53% - относились с пониманием и сочувствием, а 35% - с осуждением59. Сопоставление этих результатов показывает, что население осуждает уклонение от военной службы, но возражает против привлечения таких лиц к уголовной ответственности. Следовательно, таких лиц возможно привлекать к административной ответственности.

Проведенное Г.А. Агаевым исследование показало, что с декриминализацией ст. 328 УК РФ согласны 33% из числа всех проанкетированных дознавателей60.

Отношение судей и судебной системы в целом к тому или иному преступлению, по нашему мнению, убедительно показывает анализ видов и размеров наказаний, назначаемых лицам, совершившим преступления. Результаты проведенного нами исследования показывает следующее. Самым распространенным видом наказания, назначаемого за совершения преступления, предусмотренного ст. 328 УК РФ, является штраф: назначен в 67% дел. Размеры штрафа, назначаемые судами, крайне разнообразны: от 2500 до 150 000 рублей. Вместе с тем, 51,79% назначенных

56 Пресс-выпуск №2572 от 29.04.2014 // wciom.ru

57 Наумов А.В. Применение уголовно-правовых норм. Волгоград. 1973. С. 22

58 Проблема уклонения от службы. Спецпроект ФОМ // fom.ru

59 О положении дел в армии и срочной службе. Служба в армии - «школа жизни» или потерянные годы? // fom.ru

60 Агаев Г.А. Указ. соч. С. 81

штрафов составляют от 2 500 до 10 000 рублей; 15,62% - от 12 000 до 20 000 рублей; 13,43% - от 20 800 до 40 000 рублей; 7,5% - от 50 000 до 150 000 рублей61. Назначение максимального размера штрафа, предусмотренного в ст. 328 УК РФ, нам не встретилось. В 4,5% случаях судами была предоставлена рассрочка по выплате штрафа. Следует обратить внимание, что в большей части рассрочка была предоставлена лицам, которым был назначен штраф в размере до 20 000 рублей.

Вторым по распространенности видом наказания является лишение свободы, оно было назначено в 27,33% дел. Максимальный срок наказания, предусмотренный ч. 1 ст. 328 УК РФ, составляет 2 года лишения свободы. Среди изученных дел нам не встретилось ни одного случая назначения максимального размера наказания. В трех случаях судами было назначено лишение свободы на срок 1 год и 6 месяцев. Большой частью суды назначают лишение свободы до 10 месяцев (53,29%). Лишение свободы от 1 года и выше составляет 46,71 % от всех назначенных случаев лишения свободы. Самым распространенным размером лишения свободы, назначаемых судами, является 1 год лишения свободы - 44,31% и 6 месяцев лишения свободы - 41,91%. При этом необходимо обратить внимание, что только в 4 случаях судами лишение свободы было назначено реально. Иными словами в 97,6% дел суд пришел к выводу о возможности исправления осужденных без реального отбывания наказания и постановил считать назначенное лишение свободы условным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исправительные и обязательные работы назначаются судами крайне редко: нами было обнаружено 4 приговора, где были назначены эти виды наказания. При этом судами не назначались максимальные размеры этих наказаний, предусмотренных в ст. 328 УК РФ. Кроме того, все наказания в виде исправительных работ было назначено условно.

Заканчивая анализ назначенных судом наказаний по рассматриваемой категории дел, следует указать, что в 46,32% суды возложили на осужденных дополнительные обязанности. Однако данные обязанности следует признать скорее формальными, т.к. в 45,22% от всех назначенных обязанностей составляет запрет на смену места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, а 38,86% - обязанность периодически являться в уголовно-правовую инспекцию.

Изложенное выше показывает, что уклонение от прохождения военной и гражданской альтернативной службы не имеет явных психологических и нравственных оснований для криминализации.

5. Адекватность уголовно-правового запрета и экономия репрессии подразумевает, что к криминализации следует прибегать «только в тех случаях, когда иных способов воздействия не существует, когда применение альтернативных методов социального реагирования, включая не связанную с применением уголовного наказания репрессию, является неэффективным»62.

В литературе уже обращалось внимание, что «виновный, уклонившийся от призыва на военную службу, и осужденный к любым видам наказаний, тем самым фактически добивается своей цели - не проходить во-

61 В 11,66 % приговоров, опубликованных на сайте ГАС РФ «Правосудие» (www.sudrf.ru), размер штрафа не указан.

62 Антонов А.Д. Указ соч. С. 92

116

ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ УКЛОНЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Филиппов П.А.

енную службу по призыву»63. Действительно, согласно подпункту «б» п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу граждане имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления64.

Кроме того, в судебной практике встречаются примеры, когда в качестве способа уклонения от прохождения военной службы виновные умышленно предоставляют поддельные справки об осуждении. Так, Т.Т. Акчанов предоставил в отдел Военного комиссариата Республики Башкортостан по г. Салават справки Са-лаватского городского суда о том, что он осужден за преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 111 УК РФ к 4 годам лишения свободы условно65. При этом такие случаи не единичны. Виновные предоставляли справки об осуждении по ст. 264, 209 и 131 УК РФ66.

Следует также обратить внимание на снижение количества лиц, призываемых на военную службу, указанного в таблице ниже, что также необходимо учесть при анализе адекватности уголовно-правового запрета.

Год Количество лиц прнзывяемыхв весенний пришв Количество лиц притывлемыхв осенний призыв Обще» количество лиц призываемых™ календарный год

2014 154 000 человек 154 000 человек

2013 153 200 человек 150 030 человек 303 230 человек

2012 155 570 человек 140 140 человек 295 "10 человек

2011 218 720 человек 135 850 человек 354 570 человек

2010 270 600 человек 278 821 человек 549 421 человек

2009 305560 человек 271 020 человек 576 580 человек

2008 133 200 человек 219 000 человек 352 200 человек

2007 133 500 человек 132 350 человек 265 850 человек

2006 124 550 человек 123 310 человек 24" 860 человек

2005 157 700 человек 140 900 человек 298 600 человек

2004 166 050 человек 176 393 человек 342 443 человек

2003 175 050 человек 175 806 человек 350 856 человек

2002 161 732 человек 174 215 человек 335 94" человек

2001 187 995 человек 194 824 человек 382 819 человек

2000 191 612 человек 191 651 человек 383 263 человек

1999 168 776 человек 204 914 человек 373 690 человек

1998 189 790 человек 158 512 человек 348 302 человек

1997 214 160 человек 188 402 человек 402 562 человек

хождения военной или альтернативной гражданской службы» «уголовная ответственность наступает в случае, если призывник таким образом намерен избежать возложения на него обязанности нести военную службу по призыву. Об этом могут свидетельствовать, в частности, неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в период очередного призыва либо в течение нескольких призывов подряд, неявка в военный комиссариат по истечении действия уважительной причины». Такое толкование привело к тому, что некоторые суды считают недостаточным однократной неявки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, при однократном вручении повестки . В связи с этим многие военные комиссариаты предпочитают вручать повестки неоднократно. Так в 35% изученных дел указывается, что повестки вручались неоднократно, в том числе в 16,5% вручалось 2 повестки, в 9% - 3 повестки, в 3% 4 повестки.

Произведенный анализ достаточно убедительно показал, что однозначные и явные основания криминализации уклонения от военной и альтернативной гражданской службы в настоящее время отсутствуют, в том числе отсутствует явная общественная опасность деяния необходимая для признания его преступлением. Оценка общества, работников правоохранительных органов и судебной системы большей части не совпадают с оценкой этого деяния данного в ст. 328 УК РФ. В связи с этим, считаем возможным декриминализировать преступление, предусмотренное в ст. 328 УК РФ, путем его перевода в разряд административных правонарушений.

Выше приведенные данные ставят под сомнение адекватность экономии уголовно-правового запрета

6. Организационно-управленческие, в том числе процессуальные, возможности реализации уголовноправового запрета, установленного ст. 328 УК РФ, характеризуются следующим. Во-первых, как уже указывалось выше, к уголовной ответственности привлекается лишь 10% уклонистов, что явно говорит об избирательности применения уголовного запрета и наличии проблем в его реализации.

Во-вторых, трудности организационно-

управленческих возможностей связаны с неоднозначной сложившейся судебной практикой в трактовке намерения уклонения от призыва. Согласно п. 4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 № 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от про-

63 Агаев Г.А. Указ. соч. С. 228

64 Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, №13, ст. 1475

65 См. Постановление Салаватского городского суда Республики Башкортостан №1-714/2010 от 13.10.2010 г. в отношении Акча-нова Т.Т. // ГАС РФ «Правосудие» (www.sudrf.ru)

66 См., например, постановления Салаватского городского суда Республики Башкортостан №1-628/201 от 08.10.2010 г., №1-217/2011 от 15.03.2011, приговор Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 09.03.2011 г. в отношении Евдокимова Д.А. // ГАС РФ «Правосудие» (www.sudrf.ru)

117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.