Научная статья на тему 'Административная должность даруга в средневековом Дагестане'

Административная должность даруга в средневековом Дагестане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
360
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАРУГА / БАСКАК / НАМЕСТНИК / СТАТУС / ГАЗИ-КУМУХСКОЕ ШАМХАЛЬСТВО / ХАНСТВО / ДАГЕСТАН / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / DARUGA / BASKAC / VICEROY / STATUS / GHAZI-KUMUKH SHAMKHALATE / KHANATE / DAGESTAN / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курбанов Ахмед Джабраилович, Каяев Микдад Ильясович

Для управления отдельными областями в монгольском государстве использовался институт наместников даруга, который просуществовал во многих землях и после распада осколков некогда единого государства. В обязанности этих административных работников входил контроль над переписью покоренного населения, раскладка повинностей, сбор налогов и др. В Дагестане эта административная должность получила распространение в первой половине XIII в. и просуществовала вплоть до XVIII в. На основании сообщений дагестанских исторических сочинений, а также иных источников в исследовании прослеживается эволюция правового статуса и полномочий данного должностного лица. Значительное место в статье занимает перевод, анализ и интерпретация материалов, собранных дагестанским просветителем Али Каяевым, изданных ранее на лакском языке. Отдельной составляющей исследования является тема происхождения самого термина «даруга», где предлагается иная, в отличие от устоявшейся в исторической науке, версия. В основе системы наместничества, по предположению авторов, лежали среднеазиатские традиции государственного управления, которые были заимствованы и в новых условиях отражали интересы господствующей монгольской элиты. При этом бесспорно и влияние исламских советников на создание этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE POSITION DARUGA IN MEDIEVAL DAGESTAN

The institution of viceroys daruga was used to manage certain areas in the Mongolian state. It existed in many lands and after the collapse of fragments of the once unified state. The duties of these administrative workers included monitoring the census of the sub-indigenous population, laying out the duties, collecting taxes, etc. This administrative position spread in the first half of the 13th century in Dagestan and existed until the 18th century. Evolution of legal status and evolution of authority of the official is traceable based on the messages of Dagestan historical works and other sources. The translation, analysis and interpretation of materials collected by the Dagestan enlightener Ali Kayayev take significant place in the article. They were previously published in Laksky language. The origin of the term “daruga” is a separate component of the study, where the different version in historical science is offered. Based on the authors' assumption, the authoritarian system, was based on the Central Asian traditions of government, which were borrowed, and in the new conditions they reflected the interests of the ruling Mongol elite. At the same time, the influence of Islamic advisers on the creation of this system is indisputable.

Текст научной работы на тему «Административная должность даруга в средневековом Дагестане»

УДК 94:325.11 DOI 10.23683/0321-3056-2019-3-44-53

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДОЛЖНОСТЬ ДАРУГА В СРЕДНЕВЕКОВОМ ДАГЕСТАНЕ

© 2019 г А.Д. Курбанов а, М.И. Каяев а

а Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

Курбанов Ахмед Джабраилович -доктор исторических наук, доцент, профессор,

кафедра отечественной истории, Дагестанский государственный университет, ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000, Россия. E-mail: [email protected]

Каяев Микдад Ильясович -

студент, исторический факультет, Дагестанский государственный университет, ул. Гаджиева, 43а, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367000, Россия

Для управления отдельными областями в монгольском государстве использовался институт наместников даруга, который просуществовал во многих землях и после распада осколков некогда единого государства. В обязанности этих административных работников входил контроль над переписью покоренного населения, раскладка повинностей, сбор налогов и др. В Дагестане эта административная должность получила распространение в первой половине XIII в. и просуществовала вплоть до XVIII в. На основании сообщений дагестанских исторических сочинений, а также иных источников в исследовании прослеживается эволюция правового статуса и полномочий данного должностного лица. Значительное место в статье занимает перевод, анализ и интерпретация материалов, собранных дагестанским просветителем Али Каяевым, изданных ранее на лакском языке.

Отдельной составляющей исследования является тема происхождения самого термина «даруга», где предлагается иная, в отличие от устоявшейся в исторической науке, версия. В основе системы наместничества, по предположению авторов, лежали среднеазиатские традиции государственного управления, которые были заимствованы и в новых условиях отражали интересы господствующей монгольской элиты. При этом бесспорно и влияние исламских советников на создание этой системы.

Ключевые слова: даруга, баскак, наместник, статус, Гази-Кумухское шамхальство, ханство, Дагестан, Северный Кавказ.

В начале XIII в. в глубинах Азии образовалось монгольское государство во главе с ее основателем Темуджином (Чингис-ханом), сыгравшее значительную роль в истории народов Евразии. В довольно короткий промежуток оно объединило под своей властью многочисленные народы, превратившись в одно из крупнейших государств эпохи средневековья с центром в Каракоруме.

По мере присоединения новых территорий Чингис-хан и его потомки были заинтересованы в контроле над завоеванными странами и народами, вследствие чего ими назначались ответственные за охрану общественного порядка и сбора дани. Последние - представители ханской власти на местах - известны под титулом даруга или баскак. География распространения титулов

обширна - от Китая на востоке и до Кавказа и Восточной Европы на западе.

В исторической литературе утвердилось мнение, что данный титул имеет монгольское происхождение, и таким образом уже исключалась возможность поиска его корня в других языках. Однако социально-политические термины тюрко-монгольских документов имеют в том числе и иные корни. В частности, исследователь-тюрколог А.А. Сатыбалов отмечал, что эти термины «...эпохи феодализма изучались без привлечения языков народов северо-восточного Кавказа, в которых сохранились интересные данные, расширяющие наши представления» [1, с. 180].

Цель данного исследования - проследить происхождение титула даруга, правовой статус

и полномочия должностного лица с данным титулом в Дагестане, а также время его (титула) возможного проникновения.

Как уже было отмечено, в исторической литературе утвердилось мнение, что данный термин монгольский по своему происхождению [25] daruraci=daruya+суффикс а, где daruya=daru (давить)+уа, т. е. даругачи, это - «подавляющий неповиновение»; таким образом, в функции да-ругачи входил контроль за исполнением приказов и распоряжений монгольской власти на завоеванных территориях. В русских летописях этот термин фиксируется в нескольких вариантах - «даруга/дарога/дорога». Тюркским синонимом ему является слово «баскак», в корне которого лежит тюркское слово «bas», что означает «подавлять» [6, с. 161]. Но среди исследователей нет единого мнения и в вопросе тождества этих терминов. В частности, С.А. Маслова считает, что «соотношение должностей баскаков и даруг - принципиальный вопрос для понимания системы власти монголов в покоренных странах» [4, с. 23; 7, с. 81].

К числу сторонников того, что титулы даруга и баскак - это разные институты монгольской власти, можно отнести С.А. Маслову, И.Н. Березина, Г.С. Саблукова, А.Н. Насонова [4, 8-10], к числу проводивших между этими терминами знак равенства - Б.Д. Грекова, А.Ю. Якубовского, А.П. Григорьева, Р.Ю. Почекаева и И.Н. Почекае-ву, И.Х. Камалова [11-14].

Наиболее ранние упоминания этого титула в монгольских источниках относятся к событиям 1214 и 1215 гг. В первом случае - в связи с подготовкой Чингис-ханом военного похода в Китай и назначением монгола Амбагая из клана Бургудай даругачи катапультных работ всех округов [4, с. 24; 15, р. 237-255]. Во втором -назначение Чингис-ханом даругачи в Северном Китае Джафара, выходца из Средней Азии, после взятия Пекина [6, с. 31-32], и третьем (возможно, относящемся к 1213 г.) - назначение уйгура Юй-линь Темура «главным даругачи Хонана и других областей» [4, с. 24; 15, р. 237-255].

В последующем данный титул упоминается в монгольских источниках в связи с событиями в Средней Азии, и обусловлено это также назначением монгольских наместников-даругачи в завоеванных городах и регионах [16, с. 189].

О перечисленных выше назначениях прежде всего сообщается в источниках «Сокровенное сказание» и «Хроника Юань-ши» [17]. Однако нельзя не принимать во внимание, что они по-

явились позднее сообщаемых в них назначений. К тому же в «Юань-ши» широко используются некитайские имена, названия местностей, должностей и бытовых реалий некитайских народов [17, с. 17].

В обязанности даругачи/баскаков входил контроль над переписью покоренного населения, раскладка повинностей, которые включали в себя набор в войска, сбор налогов, доставку их ко двору правителя и обеспечение ямской службы [10, с. 14]. Следует иметь в виду, что на Руси даругачи/баскаки в свою очередь делились на «великих» и «простых» [18, с. 71], что не исключает подобного и в других частях Империи.

Любопытные сведения о функциях даруга-чи/баскаков приводит Плано Карпини: «Баша-фов (баскаков. — А.К., М.К.), или наместников, своих они ставят в земле тех, кому позволяют вернуться (местные владетели, которым монголы разрешили вернуться в свои владения. — А.К., М.К.); как вождям, так и другим подобает повиноваться их мановению, и если люди какого-нибудь города или земли не делают того, что они хотят, то эти башафы возражают им, что они не верны татарам, и таким образом разрушают их город и землю, а людей, которые в ней находятся, убивают при помощи сильного отряда татар, которые приходят без ведома жителей по приказу того правителя, которому повинуется упомянутая земля, и внезапно бросаются на них» [19, с. 16].

При анализе данного сообщения нетрудно заметить, что автор явно смешал вооруженные силы как самих даругачи/баскаков, так и карательные отряды, присылаемые по их просьбе из метрополии. Но эта ошибка знаменитого путешественника не меняет сути нашего понимания двухуровневой системы управления монгольской державы, в которой имелись как местный вассал, так и контролирующий его даруга-чи/баскак, в обязанности которого входило беспрекословное выполнение общеимперских мероприятий [20, с. 157].

Двухуровневая система управления монголов на завоеванных территориях была создана при деятельном участии советников Чингисхана - китайца Елюй Чу-цая и Махмуда ал-Хорезми. Первый из них сумел убедить Чингис-хана создать систему государственного профессионального управления, с чем тот согласился, и «оставил его около [себя] для советов» [21, с. 73]. Но при этом он не упускал из виду вопрос и о действенности контроля над многочислен-

ными чиновниками империи. В разрешении этой проблемы Чингис-хан нашел опору в лице советников, принадлежащих исламской традиции государственного управления, в большинстве своем выходцев из Хорезма. Как известно, в государстве хорезмшахов одной из главных проблем было сохранение контроля центральной власти над многочисленными, недавно завоеванными землями, где продолжали править местные династии, признававшие над собой власть Хорезмшахов-Ануштегинов, которые в своей политической практике широко использовали институт заложничества. Монголы после завоевания Средней Азии широко применяли подобную практику на первых этапах завоевания, в том числе и при покорении русских земель. Сведения об этом содержатся как в русских летописях, так и в специальных исследованиях [10, с. 31; 22, с. 370].

Созданная монголами система даруга-чи/баскаков стала эффективным способом контроля над чиновниками и феодалами на местах. В ее основе лежали среднеазиатские традиции государственного управления, которые в новых условиях отражали интересы господствующей монгольской элиты. При этом бесспорно и влияние исламских советников на создание этой системы. Неслучайно и то, что первым советником Чингис-хана в деле управления покорёнными осёдлыми территориями станет известный в источниках Махмуд Яловач [20, с. 157-158]. Из анализа первого состава даругачи/баскаков видно, что он в основном набирался «из сартауль-ских людей» [23], уйгуров [24, с. 176-177], принявших ислам еще в 920 г., а вместе с ним и среднеазиатские традиции управления.

Известно также, что монгольская письменность и канцелярская практика были созданы уйгурами и вводились с помощью уйгурских чиновников и писцов [25, с. 64], следовательно, сам термин «даруга» в монгольский язык мог попасть из уйгурского, к тому же, тюркское окончание термина на «чи», явно свидетельствует об этом.

Известный исследователь Г.А. Фёдоров-Давыдов также придерживается мнения, что система «даругачи/баскаков существовала в Средней Азии еще в домонгольское время» [26, с. 30].

Историк А.П. Григорьев, справедливо ставя знак равенства между терминами «баскак» и «даруга», считает, что они «были мусульманскими купцами-откупщиками, видимо, персами по происхождению» [12, с. 24].

Исследователь А. Каяев в 1934 г. высказал осторожное предположение о трансформации этого термина в статье «Даруга. [Дарувгъа]. Монгольский даруга. [Мангъул дарувгъа]» [27, с. 147]. Эта статья содержит и другую ценную информацию, поэтому приводим ее текст без сокращений.

«Монголы времен правления династии Чингизидов назначали в отдельные области своих наместников, которых именовали даруга. Лакские ханы в старину подобным же образом назначали своих наместников в отдельных селах Кюры [28] и в самой Лакии [29]. Этих наместников также называли даругой. К примеру, в селении Хосрех [30] ханы назначали даругу, происходившего из сословия ханских рабов [31]. При этом он наделялся очень большими полномочиями и правами. Возможно, слово "даруга" видоизменилось от слова "дар-агъа". В переводе с персидского слово "дар" означает "дом", а слово "агъа" в переводе с тюркского -"господин", "хозяин". Значит, термин "дар-агъа" надо понимать в значении "управляющий делами господского (ханского) дома". Даруга чинили насилие над населением бедных сел и особенно над раятами [32] селения Хосрех не меньше, чем ханы, а порой в своих притеснениях и в гнете превосходили их» [27, c. 147].

В подтверждение предположения А. Каяева обратимся к русско-персидскому словарю, где «царский двор» или «хозяйство» переводится как «darbar» [33, c. 123]. Таким образом, версия исследователя о трансформации термина «дару-га» выглядит более убедительнее. К тому же нельзя исключать и следующие обстоятельства:

1. В рамках алтайской языковой семьи лингвисты чётко выделяют три основные группы языков: тунгусо-маньчжурские, монгольские и тюркские. Известно, что к XI в. различия между ними были уже значительными, хотя всё еще сохранялись следы общей лексики. Специалисты отмечают, что существовали еще племена смешанного происхождения, выбиравшие себе язык, принадлежащий к той или иной из вышеперечисленных групп. При этом они сохраняли в своих подразделениях второй язык. Так, например, исследователь Шан Юэ, опираясь на данные китайских источников, сообщает о монгольских и монголоизированных тюркских племенах, принадлежащих к группе дунху-шивэй [34, c. 353]. Из текста «Сокровенного сказания» также видно, что между монголами и обитавшими с ними рядом тюрко-язычными племена-

ми языкового барьера практически не было, или они, по крайней мере, были двуязычны [35, с. 17]. Ярким подтверждением данного положения является эпизод, произошедший во время разведывательного похода монгольских полководцев Джэбэ и Субэдэя. Во время встречи монгольских туменов с объединенным войском аланов и кипчаков (половцев) в степях Северного Кавказа монголы предложили тюрко-язычным кипчакам покинуть своих союзников в обмен на безопасность и часть добычи. Кипчаки после недолгих переговоров, убежденные, что они и монголы составляют один народ, предали своих союзников и ушли в свои кочевья [36, с. 26].

2. Как уже было указано, идея создания обширной и разветвлённой системы даруга-чи/баскаки, а также методы и средства управления на завоеванных территориях исходили от исламских советников монгольской элиты, впрочем, сами эти советники были в основном тюркско-персидского происхождения. В этом случае нет ничего удивительного в том, что тюркско-персидско-исламская терминология социально-политической жизни широко распространилась в системе государственного устройства и управления монгольской империи.

Сказанное выше, на наш взгляд, позволяет поставить под сомнение утвердившееся в историографии мнение о происхождении термина «даруга» из монгольского языка.

Одним из самых ранних письменных упоминаний титула даруга применительно к Дагестану следует считать сообщение из «Дербенд-наме» о назначении Харуном ар-Рашидом правителя Дербента Хафса б. Омара. Халиф, благословляя его на новую должность, дает ему следующее наставление: «Бойся Бога и ходи [в мечеть] совершать пятничные молитвы. Ничего не предпринимай, не посоветовавшись. Все дела Дер-бенда в твоих руках; если ты совершишь предательство, станешь нерадив в борьбе с неверными или будешь угнетать народ, я даю право народу Дербенда свергнуть тебя. Я поручил Аб-ду-л-Малику б. Аглабу быть надзирателем (на-зир) над тобой. Я назначил его командующим войском (сар-лашкар) и даруга, так как он наш верный человек» [37, с. 40, 63].

Заметим, что «Дербенд-наме» датирует это событие 796 г., а между тем термин «даруга» мог появиться в Дагестане не раньше XIII в. На это обстоятельство обратил внимание еще В.Ф. Ми-норский. По его мнению, название местных должностей в данном источнике явно позднего

происхождения [38, с. 165]. Историческое сочинение «Дербенд-наме», принадлежащее перу Мухаммеда Аваби Акташи, по мнению В.В. Бар-тольда, было составлено в конце XVII в. по поручению дагестанского князя Чупан-бека [39, с. 475]. Автор «Дербенд-наме», применяя термин «даруга» к событиям 796 г. в Дербенте, видимо, исходил из реалий современного ему общества, когда этот термин был уже широко известен и занимал почетное место в системе феодальной иерархии Гази-Кумухского шамхальства. По нашему мнению, появление этого титула и связанных с ним полномочий в шамхальстве относится ко времени утверждения власти монголов в регионе в 30-40-х гг. XIII в. Не исключено и назначение даруга/баскака в качестве наместника в Дагестане для осуществления контроля прежде всего за деятельностью шамхала.

Упоминается данный термин и в связи с походом Тимура в конце XIV в. на селения [области] Дарга [40, с. 59-60]. По мнению ряда исследователей, название дарг^а/даргалу даргинцев имеет «географическое или политико-экономическое значение» и восходит к «тат. Да-руга или диал. Даргуа « пристав или надсмотрщик» [41-43].

Следующее его упоминание мы встречаем в труде А. Олеария, который в 1636 г. в составе дипломатической миссии был отправлен в Персию. Обратный путь проходил по маршруту Шемаха, Дербент, Тарки, Терки. Находясь в Тарках, он встречался там с должностным лицом, который именуется «даруга (или начальник) города Тарку» [44, с. 121].

На функционирование должности даруга на равнинных землях Гази-Кумухского шамхаль-ства одним из первых в дагестанской историографии обратил внимание А. Каяев. Исследователь сообщает: «Селение Тарки (Таргъу), расположенное рядом с Махачкалой, в старину кумыки называли Азайни. Лаки также называли это селение Азайни или Азайми. Наименование селения Таргъу похоже на слово "таргъа". Термин "таргъа-даргъа" во времена монгольского владычества применялся по отношению к значимому правителю (х!аким) в ранге губернатора. По моему мнению, название селения Азайни сменилось на Таргъу под влиянием термина "таргъа-даргъа"» [45, с. 237-238]. Б.Г. Малачиханов также считает, что название селения «Таргу» относится к разряду слов, принадлежащих тюркско-монгольской культуре, представляя из себя вариант монгольского слова «даруга» [46, с. 199].

По наблюдениям А.А. Сатыбалова, «названия кумыкского сел. Дорголи, аула сел. Таргъу «Дорголи-аул» расшифровываются в системе монгольского языка [1, с. 188]. В сел. Дорголи, видимо, жил сам Дорго (начальник), или селение облагалось данью в пользу Дорго. Основанием для второго предположения послужили, по А.А. Сатыбалову, данные доклада Сословно-поземельной комиссии царского правительства от 7 июля 1913 г. «Согласно докладу, сравнительно недавно мугалы Закатальского округа, помимо уплаты малжагата (малжагат - известная доля урожая зерна) и кесамата (определенного количества хлеба, вносимого ежегодно независимо от урожая) платили ещё даргалуг с каждого дыма или сохи в пользу бекского управляющего, отмеривающего малджахат. Следовательно, в Закаталах крестьяне со своим беком общались через посредство этого дарга + лык, по типу бий + лик» [1, с. 188].

Проживание в Дорголи указанного должностного лица исследователь объясняет следующими историческими фактами: «Аулы селения Таргъу расположены на склоне возвышенности в следующем порядке: на самом верху - двор шамхала, ниже - Чагъар-авул, т.е. аул крепостных крестьян шамхала. Ниже чагъаров и выше остальных аулов был расположен аул, называемый Дорго-ли-аул. Нам кажется, что расположение Дорго-ли-аула выше всех остальных аулов и ниже двора шамхала и его чагъаров говорит о том, что до переезда шамхала и их чагъаров в XVI веке из Кази-Кумуха, селением Таргъу управлял дарга (даргу или дорго) золо-тоордынского периода, а после переезда шамха-лов и их чагъаров, дорго (даргу) играл подчиненную роль, роль сборщика дани и надсмотрщика над аулами, расположенными ниже Чагъар-аула шамхала» [1, с. 188-189].

Небезынтересно, что термин «дорго» в несколько иной замаскированной форме встречается в одном из источников по истории Дагестана [47, 48]. Он сообщает о вооруженном столкновении андийцев [49] с баклуляльским [50] князем Турулавом, в ходе которого последний был убит. Наше внимание к источнику продиктовано исключительно из-за титула правителя Анди, который в нем приводится в следующей форме: «Амир области Андал, султан Али-бек, титулованный как дорга-нуцал, прозванный шамхалом» [48, а 37]. Как видим, в данном тексте к одному лицу прилагаются несколько титулов, что требует объяснения. Титулы амир, сул-

тан традиционно применяются к феодальным владетелям Дагестана, они широко известны, что избавляет нас от комментариев. Кроме того, в двойном титуле дорга-нуцал в первой его части «дорга», безусловно, видится измененный на местной основе титул даруга или дорго, как его дает А. А. Сатыбалов. Вторая часть титула «нуцал» в переводе с аварского означает князь, владелец [51, а 362]. Мы предполагаем, что титул «дорга-нуцал» носили правители Андии в период ее нахождения в составе Гази-Кумухского шамхальства. Приставка же «шам-хал» к титулу Али-бека может означать, что он и его предки вели свое происхождение из владетельного дома шамхалов. В период возвышения Гази-Кумухского шамхальства, согласно хронике «Тарих Дагестан», андийцы платили шамхалу восемь бурок и одного быка ежегодно. Можно предположить, что именно в этот период в Ан-дии обосновались представители рода гази-кумухских шамхалов, подобно тому, как это было в Гидатле, Андалале, Шиназе [52, а 117] и других регионах Дагестана.

На то, что в андийских селах проживают выходцы из шамхальского дома, обращали внимание исследователи Д.-М. Шихалиев [53, а 15], Е. М. Шиллинг [54, л. 101], Х. М. Хашаев [55, с. 137]. Это подтверждается и тем фактом, что в конце данной рукописи имеются две приписки. Первая из них гласит: «Я переписал это с собственноручной записи Ахмад-хана б. Пир-Мухаммада б. Хачи б. Умара - сына эмира Ну-рава, сына султана Али-бега, называемого дор-га-нуцалом, обосновавшегося в Андии, а проживающего в селении Верхний Гагатль; [записи], которую он написал в тысяча двести тридцать первом году по хиджре», соответствует 1815-1816 гг. Вторая запись сообщает: «Языком наших предков, начиная от Султан-Али-бега и до Хаджику, был язык равнины. Хаджику [первым] заговорил на андийском языке. Что же касается наших предков [живших] до Султан-Али-бега, то они говорили на языке своих дедов-арабов. Это соответствует тому, что написал Пир-Мухаммад б. Хачи» [47, с. 130-131].

Известный дагестанский этнограф М.А. Агларов отмечает, что в XVIII в. андийцы уже не управлялись выходцами из рода шамха-лов, но он считался одним из самых почетных родов в Андии [48, с. 153].

С. Ш. Гаджиева сообщает, что в этот род входят следующие группы: 1. Даргалал (Дорга-лал); 2. Мирзалал; 3. Дибирилал; 4. Дулдулал;

5. Казаналипал; 6. Ункалал; 7. Рашитханилал; 8. Изалал. Дарга, который дал свое имя первой группе, по примерному подсчету старейших андийцев, жил в начале XVIII в. [56, с. 135].

Историк Г. Д. Даниялов отмечает, что еще в конце XIX в. среди андийцев были люди, претендовавшие на происхождение от шамхалов и предъявлявшие царской администрации свои родословные, доходящие до начала XVII в. [57, с. 31-32]. Отзвуки былого функционирования должности даруги, на наш взгляд, сохранились в Анди в названии квартальных исполнителей «доргъахъол» [58, с. 170].

Весьма интересное предание о должности даруга в сел. Кая Аштикулинского наибства [59] содержит рукопись неизвестного автора «Обычаи и нравы Дагестана» [60]. Предание гласит: «...596 лет тому назад из Алеппо в Дагестан перешел один богатый человек, называвшийся Шариф-беком. Он избрал своим местом жительства селение Кая, в котором в то время находилось до 300 дворов. Впоследствии Шариф-бек за свои личные качества был избран дару-гой/сельский начальник/. Шариф-бек за свой счет обнес селение Кая каменной стеной с двумя широкими воротами, затем, постепенно забирая в свои руки власть, стал выступать против соседних ханов.» [61, с. 12].

Приведенное предание явно несет в себе черты легендарного характера. Дату появления да-руги в сел. Кая надо понимать как просто «незапамятно давние времена». Сведения же о вооруженной борьбе даруги с «ханами» содержат в своей основе глухие, замаскированные временем отзвуки вооруженного противостояния местной феодальной знати и ставленника монголов - даругачи/баскака.

Интересно отметить, что титул «даруга» и связанные с ним полномочия сохранились в Дагестане вплоть до XIX в. Сведения об этом содержатся в работе А. Каяева [45]. Хотя в основном они датируются XIX в., но, по нашему мнению, они отражают положение даруги в более ранний исторический период. Термину «даруга» в этой работе посвящены три статьи - «Подати селения Хосрех [Хъусращияса магъала]», «Да-руга [Даругъа]» и «Доходы даруги [Даругъанал дахуйру]».

Учитывая, что перечисленные выше статьи посвящены теме сбора налогов и связанным с соответствующей должностью полномочиями, мы сочли возможным опустить часть дублируемого текста.

В статье «Даруга [Даругъа]» автор проводит параллель, сравнивая полномочия даруги с полномочиями современных наместников и губернаторов.

Заслуживает внимания и замечание А. Каяе-ва о том, что «.беки, зажиточные люди (ава-дантал) и раяты - все должны были быть покорны даруге. Прежде чем приступить к сельскохозяйственным работам на своих полях, они должны были начать и закончить их на земельных наделах, принадлежащих даруге, то есть начать пахоту и сев, закончить сбор урожая, и заготовку сена в хозяйстве даруги. По его приказу также заготавливалось сено и масло для хозяйства хана. И только после этого они могли приступить к работе на своей земле. В результате хозяйствам хосрехцев наносился тяжелый урон: они не успевали вовремя закончить сельскохозяйственные работы на своих полях, заготовить сено и другие продукты на зиму. Хан по прибытии в Хосрех останавливался только в доме даруги. Однако для его угощения съестные припасы (каччан) [62] - вино, хлеб, мясо, сыр и другие продукты - собирались со всего селения. К хурджинам с принесенными припасами никто не имел права прикоснуться, пока жена даруги не открывала их.

Горы на территории ханства, расположенные в стороне Хосреха, находились под управлением даруги. Он отдавал их в аренду различным лицам. Он же обеспечивал поддержание порядка и закона во время аренды этих гор. Люди, прибывшие в горы из различных областей для содержания скота, находились под покровительством даруги. Он обязан был обеспечить их защиту и пресекать кражи и угон скота» [45, с. 259-260].

В этом тексте в сообщении о подчинении беков и состоятельных поселян (авадантал) власти даруги, на наш взгляд, сохранились косвенные указания на былую двухуровневую систему управления, в которой имелись как местный вассал, так и контролирующий его даругачи-баскак.

Статья «Подати селения Хосрех [Хъусра-щилса магъала] детализирует размеры подата-тей в пользу хана и даруги: «На жителях селения Хосрех [Хъусращи] следующая подать [магъала]: с каждого дома селения в пользу хана два дят!ла [63] сыра и один дят!ал масла. С каждых двух домов по одному паласу [ххют[] [64].

Паласы принимались строго по размеру. Если размер паласа не соответствовал стандарту [дуциндара], его не принимали.

Во время правления Чолак Сурхай-хана [65] для сбора паласов в Хосрех приезжали Карат Шаринский [66] и Данд Тюхчарский [67].

Кроме податей хану хосрехцы вносили подати и даруге [даругъа]. С каждого дома селения даруге вносилось два с половиной ссалу [68] зерна. Также раяты Хосреха были обязаны выполнять все сельскохозяйственные работы на землях даруги: пахать, сеять и собирать урожай, один раз в году были обязаны выходить на сенокос в пользу даруги. Ни один стебель сена не заносился в селение, пока из каждого дома арба с сеном не доставлялась в хозяйство даруги. Тех, кто противился выходить на работу в хозяйство даруги, ханские рабы, избивая палками, выгоняли в поле. К тем, кто отказывался вносить подати даруге, применяли силу.

Ханские рабы податями не облагались. В их обязанности входил только контроль над работой раятов. Хан, приезжая в Хосрех, останавливался только в доме даруги. Для угощения хана съестные припасы (каччан) собирали со всех домов селения: глиняные кувшины [къукъу] с бузой [кици] и медовыми напитками [мачча], масло, сыры и другие продукты...» [45, с. 4-5].

Статья «Доходы даруги [Даругъанал дахуйру]» наиболее информативна. В ней сообщается «.часто ненасытный и алчный даруга прогуливаясь по улочкам селения с железной палицей в руках, наводил страх на раятов, приговаривая: "Пусть убережет Всевышний Аллах того, кто попадет под неё и кого она раздавит"» [45, с. 104-105].

Когда до хана доходили известия о неповиновении хосрехцев, он немедленно обрушивал на них угрозы, пугая наказанием. Вот одно из характерных писем с угрозами хана, обращенное к джамаату сел. Хосрех: «К джамаату селения Хосрех! По какой причине вы отказываетесь повиноваться своему даруге? Неужели вы захотели сложить с себя барщину (в тексте бигар-шигар)» [69]. «Это станет возможным, если невозможное станет возможным. С таким положением дел я не согласен. Кроме этого, если вы не будете повиноваться, я подвергну вас такой каре, о которой никогда до сих пор не было слышно. Пока не поздно, сделайте так, чтобы я до завтра услышал хорошие вести - к вам прибудет мой человек. Вассалам» [70].

Даруга обладал не только большими полномочиями, но и пользовался неограниченным доверием правителя. Ханы доверяли ему аренду гор и обеспечение там порядка во время выпаса скота.

Так, например, один барановод из Кайтага, удовлетворенный хорошим содержанием своего скота и порядком на пастбищах, написал благодарственное письмо даруге, по имени Шейх-Али, следующего содержания: «От нуждающегося в милости Всевышнего Аллаха Хаджи-Мухаммада из Дибгаши [71] своему любимому кунаку и доверенному другу даруге Шейх-Али и его семье и близким - мир. И после мира я сообщаю, что ко мне прибыл мой брат Али, который находился на горных пастбищах вместе со скотом. Он мне поведал о том, что наш скот содержится привольно и находится в безопасности. Этим известием я был очень доволен. Пусть и тобой будет доволен Всевышний Аллах! Мой друг Шейх-Али! Я поручаю Аллаху сохранность своих овец и чабанов, находящихся вместе с ними, и все остальное. Затем все это я поручаю тебе. Моя просьба - присмотри за ними, обезопась их от злых людей и от тех, кто может причинить им вред. Пока мы живы, не забудутся твои благодеяния. Вассалам» [45, с. 104-105].

С распадом монгольской империи система даругачи/баскаков также подверглась существенным изменениям. Это было связано с практикой применения этой системы на местах. По мере становления и укрепления власти различных чингисидских династий в своих улусах, происходит слияние монгольского управленческого элемента и местных феодалов в единое целое. На местах ханы стремились сокращать долю имперского центра и тем более долю других чингисидов и тем самым обособляться от империи и устраивать собственное государство с системой управления налогообложения. Начало этого процесса стало заметно уже в первой половине XIII в., но в разных частях монгольской державы он имел свои специфические особенности. Например в Китае, с воцарением династии Юань, институт даругачи/баскаков был ликвидирован. Здесь был востребован опыт управленцев, восходящий к богатым традициям государственного управления Китая. На Руси этот институт прекратил свое существование в XIV в. В Иране, Азербайджане и в Дагестане он с различными модификациями лег в основу местной феодальной системы налогообложения. Здесь должность даруги фигурирует вплоть до первой половины XIX в., функция которой заключается в основном в контроле за работой райятов, сбором налогов и доставкой их ко двору местного правителя.

Литература и примечания

1. Сатыбалов А.А. Социально-политические термины тюрко-язычных документов эпохи феодализма в некоторых языках северо-восточного Кавказа // Ученые записки ИИЯЛ. Махачкала, 1958. Т. 5. С. 186-195.

2. Ковалевский О.М. Монгольско-русско-французский словарь. Казань : Тип. Казанского ун-та, 1849. Т. III. С. 1546-2690.

3. Cleaves F.W. Daruga and Gerege // Harvard Journal of Asiatic Studies. 1953. № 16. P. 237-259.

4. Маслова С.А. Даруги и баскаки: соотношение должностей // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2014. № 4 (58). С. 23-36.

5. Маслова С.А. Монгольская администрация на завоеванных землях: даруги и баскаки // Исторический вестн. Монгольское завоевание и Русь. 2014. Т. X. (157). С. 80-110.

6. Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») // Факсимиле ксилографа / пер. с кит., введ., комм. и прилож. Н.Ц. Мункуева. М.: ГРВЛ, 1975. 288 с.

7. Маслова С.А. Институты ордынской власти над Русью (баскаки, даруги, послы) : дис. ... канд. ист. наук. М., 2015. 154 с.

8. Березин И.Н. Очерк внутреннего устройства Улуса Джучиева // Тр. восточного отделения Императорского Археологического об-ва. СПб., 1864. Ч. 8.

9. Саблуков Г.С. Очерк внутреннего устройства Кипчакского царства. Казань : Типо-лит. ун-та, 1895. 60 с.

10. Насонов А.Н. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. 178 с.

11. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1950. 505 с.

12. Григорьев А.П. Собрание ханских ярлыков русским митрополитам. СПб. : Изд-во С. -Петерб. унта, 2004. 276 с.

13. Почекаев Р.Ю., Почекаева И.Н. Властительницы Евразии. История и мифы о правительницах тюрко-монгольских государств XIII - XIX вв. СПб. : Евразия, 2012. 383 с.

14. Камалов И.Х. Золотая Орда и русский улус (татарское влияние на Россию) / пер. с турец. И.М. Миргалеев; отв. ред. А.В. Аксанов. Казань : Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 304 с.

15. Endicott-West E. Mongolian rule in China. Local administration in the Yuan Dynasty. Cambridge, Massachusetts, 1989.

16. Козин С. А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongol un niruca tobèj an. Юань чао би ши : монгольский обыденный сборник. М.; Л. : Изд-во Акад. наук, 1941. 620 с.

17. Храпачевский Р.П. Золотая Орда в источниках. Китайские и монгольские источники. М. : Наука, 2009. Т. III. 336 с.

18. Горский А.А. Утверждение власти монгольской империи над Русью: Региональные особенности // Исторический вестн. Монгольское завоевание и Русь. 2014. Т. 10 (157). С. 60-82.

19. Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М. : Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. 272 с.

20. Храпачевский Р. П. Военная держава Чингисхана. М. : АСТ, ЛЮКС, 2005. 557 с.

21. Сун Цзыжэнь. Стела на пути духа Его превосходительства чжун-шу лина Елюй [Чу-цая] // Мунку-ев Н. Ц. Китайский источник о первых монгольских ханах. М. : Наука, 1965. 224 с.

22. Полное собрание русских летописей. Л., 19261928. Т. I. 379 с.

23. Сартаулы (сарты) - общее наименование части коренного населения Средней Азии в XV -XIX вв. До 1917 г. название «сарт» употребляли по отношению к оседлым узбекам и отчасти равнинным таджикам. Слово «сарт» не встречается в источниках домонгольского периода. Оно впервые стало употребляться монголами, которые называли этим именем всех мусульман без какого-либо различия.

24. Хартог Лео де. Чингис-хан. Завоеватель мира. М. : АСТ, Олимп, 2007. 286 с.

25. Вашари И. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 1. С. 56-70.

26. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М. : Изд-во МГУ, 1973. 181 с.

27. Къаяев А. Лакку маз ва тарих. (Каяев А. Лакский язык и история). М. : Наука, 2006. 550 с.

28. Кюра [лезгин. Куьере] - историко-географическая область в Южном Дагестане. Расположена на землях, лежащих между р. Самур на юге и областью Табасаран на севере. Территориально в целом соответствует современным Курахскому, Сулейман-Стальскому и частично Хивскому районам Дагестана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Лакия (лакс. Лак, Лакрал к!ану, Лакрал била-ят) - наименование этнотерритории лаков в Нагорном Дагестане. Кумух и Вачи являются двумя административными центрами Лакии, которая состоит из Лакского и Кулинского районов.

30. Хосрех - сел. в Кулинском районе РД. Должность даруги помимо селения Хосрех зафиксирована и в сел. Кая Лакского района РД.

31. Сословие лагов (рабов) в Лакии было неоднородно и подразделялось на две группы: лагов ханских

и узденских. Ханские лаги наделялись правителями полицейскими и административными функциями.

32. Раяты - податное сословие - жители феодальных владений Дагестана. Сословие раятов в Лакии формировалось, с одной стороны, за счет пленных лагов (рабов), которых феодалы сажали на землю, с другой - путем закабаления разными способами свободных общинников.

33. Восканян Г.А. Русско-персидский словарь. М. : АСТ, Восток-Запад, 2008. 876 с.

34. Шан Юэ. Очерки истории Китая. С древности до «опиумных войн». М. : Восточная лит-ра, 1959. 579 с.

35. Кара Д. Книги монгольских кочевников. М. : Наука, ГРВЛ, 1974. 229 с.

36. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884. Т. 1. 558 с.

37. Оразаев Г.М.-Р. Дербент-наме. (Румянцевский список). Введ. в период, комм. // Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М. -Р. Дагестанские исторические сочинения. М. : Наука, 1993. С. 6-65.

38. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербен-да X - XI вв. М. : Восточная лит-ра, 1963. 270 с.

39. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении Дербенд-наме: сочинения. М., 1973. Т. 8. С. 460-480.

40. Багомедов М.Р. Топонимика Дарга: структур-но-сементический аспект. Махачкала : Изд-во ДАГГУ, 2013. 347 с.

41. Ган К.Ф. Опыт объяснения кавказских географических названий // Сб. статей и материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1909. Вып. 40. Отдел третий. С. 1-164.

42. Дирр А.М. Современные названия кавказских племен // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1909. Вып. 40. Отдел третий. С. 1-28.

43. Гусейнов Г.-Р.А.-К. Монгольский термин да-руга в постзолотоордынском контексте политической истории Дагестана и Северного Кавказа // Средневековые тюрко-татарские государства. 2017. № 9. С. 78-82.

44. Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII - XVIII вв. Махачкала : Даг. кн. изд-во, 1992. 301 с.

45. Къаяев А. Лакку мазрал ва тарихал материал-лу. (Каяев А. Материалы по лакскому языку и истории). Махачкала : Наука ДНЦ, 2010. 488 с.

46. Малачиханов Б.Г. К вопросу о хазарском Се-мендере в Дагестане // УЗ ИИЯЛ. Даг. ФАН СССР. Махачкала, 1965. Т. 14. С. 175-205.

47. Агларов М.А., Айтберов Т.М. «Повествование об Али-беге Андийском и его победе над князем Ту-рулавом б. Али-Ханом Баклулальским» как источник

по истории Дагестана XVII века // Общественный строй союзов сельских общин Дагестана в XVIII -нач. XIX в. Махачкала : Изд-во ИИЯЛ Даг. ФАН СССР, 1981. С. 121-134.

48. Агларов МА. Андийцы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала : Юпитер, 2002. 304 с.

49. Андийцы (экзоэтнонимы андийцы, андал, ан-дии, самоназвание гъваннал) - народ на западе Дагестана. Селения андийцев расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу.

50. Баклулал (бакълъулал) в переводе с аварского означает - живущие на солнечной стороне горы. Так называют жителей некоторых сел. Гумбетовского района РД.

51. Саидов М. Аварско-русский словарь. М. : Советская энциклопедия, 1967. 806 с.

52. Айтберов Т.М. Об общественном строе ру-тульцев (конца XVI - начала XVII в.) // Советская этнография. 1981. № 6. С. 112-118.

53. Шихалиев Д.-М. Рассказ кумыка о кумыках. Махачкала : Даг. кн. изд-во, 1993. 140 с.

54. Шиллинг Е. М. Очерки по этнографии андийцев // АИЭ. 1948. Д. 7629.

55. Хашаев Х. М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М. : Изд-во АН СССР, 1961. 263 с.

56. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. М. : Наука, 1985. 360 с.

57. Даниялов Г. Д. Классовая борьба в Дагестане во второй половине XIX - начале XX вв. Махачкала, 1970. 293 с.

58. Агларов М.А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - нач. XIX в. М. : Наука, 1988. 243 с.

59. Селение Кая (лак. Ч!яйми) расположено в Ку-линском районе РД.

60. Обычаи и нравы Дагестана // Центральный государственный исторический архив Грузии. Ф. 545. Д. 3288.

61. Абдулмажидов Р.С. Заметки анонимного автора о Дагестане второй половины XIX в. // ACTA HISTORICA: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию. 2018. Т. I, № 2. С. 7-13.

62. Каччан - лакское слово, практически вышедшее из употребления. Применялось в значении «провизия», «съестные продукты».

63. ДятИал - распространенная в Дагестане мера веса для масла, сыра, меда и шерсти. Один дятЬл равен 3 кг.

64. Ххют! - это слово употребляется в лакском языке в значениях «грубый домотканый ковер небольшого размера» и «палас».

65. Чолак-Сурхай-хан (1672-1748 гг.) - правитель Гази-Кумухского ханства. Один из главных органи-

заторов сопротивления дагестанских народов агрессивным устремлением шахского Ирана в первой половине XVIII в.

66. Карат Шаринский - сподвижник и полководец Сурхай-хана I.

67. Данд Тюхчарский - сын атабека Абдуллы Тюхчарского, воспитателя Сурхай-хана I. Позже Данд возглавил личную дружину хана.

68. Ссалу - примерно 6 кг зерна.

69. Бигар - это всякие повинности работой, налагаемые правителями и владетелями на крестьян, для

нужд государства. Постройка крепостей и зданий, доставка строительных материалов, прокладка дорог, полевые работы на пашнях и т. д. Шигар - работа без поденной платы. Выражение документа «бигар-шигар» - обычный прием персидской литературной традиции, передавать одно понятие при помощи двух аллитерирующих слов-синонимов.

70. По нашему мнению, автором этого письма является последний правитель Гази-Кумухского ханства - Агалар. Умер в 1858 г.

71. Дибгаши - селение в Дахадаевском районе РД.

Поступила в редакцию 17 сентября 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.