Научная статья на тему 'Происхождение термина «Шамхал»'

Происхождение термина «Шамхал» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
937
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / ШАМХАЛ / ВАЛИЙ / ПРАВИТЕЛЬ / ЭМИР / ШАХ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мусаев Сулейман Ахмедович

Рассматривается происхождение одного из самых сложных терминов в дагестанской историографии – «шамхал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Происхождение термина «Шамхал»»

УДК 94(470.67)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ШАМХАЛ»

© 2°1з Мусаев С.А.

Дагестанский государственный институт народного хозяйства

Рассматривается происхождение одного из самых сложных терминов в дагестанской историографии - «шамхал».

The article deals with the origin of "shamkhal", one of the most complex terms in Dagestan historiography.

Ключевые слова: Дагестан, шамхал, валий, правитель, эмир, шах. Keywords: Dagestan, shamkhal, valie, ruler, emir, shah.

О происхождении термина «шамхал», который считался валием (наместником) Дагестана, написано немало. Первыми сведениями в этом ряду надо назвать известные дагестанские хроники «Дербент-наме» и «Тарих Дагестан». «Правителем города Кумука стал сепахсалар (командующий) Абу-Муслима Шахбал, сын Абдаллаха, сына Абдал-Муталиба», - сказано в ней [15. С. 33, 57]. «Имя этого правителя было Шамхал. Он назван [так] в начале их переселения по имени деда, который родился в селении Хал, в одном из селений Шама, - как это принято называть новорожденного по имени места рождения», -утверждает хроника «Тарих Дагестан» [21. С. 100]. На адекватность имен -терминов Шахбал и Шамхал, хотя это и кажется очевидным, первым указал М. -А. М. Казембек, подчеркнув при этом, что обладатель этого титула является главным правителем Страны гор. «Пусть Масум, Эмир-Хамза и народы всего Дагестана от Гюрджистана до Дешт-и Кыпчака повинуются и будут подвластны Шахбалу - правителю Кумука». И далее: «Теперь шамхал -правитель Тарху, он из династии того Шахбала», - говорит он [15. С. 34].

Следом за древними хрониками эту мысль повторяет А. К. Бакиханов. «Он (т. е. знаменитый легендарный воитель за веру Абу-Муслим. - С.М) оставил здесь (в Кумухе) правителем Шахбала ибн

Абдаллаха ибн Касима ибн Абдаллаха ибн Аббаса (дядя Пророка Мухаммада» [2. С. 55-56]. Но уже чуть далее ученый видоизменяет информацию. «Он (эмир Чубан, сын Султан-Али-бека) оставил там владетелем одного из своих родственников по имени Шамхал, названного так по имени дяди, родившегося в области Шам (Сирии), в деревне Хал», - пишет он [2. С. 64].

Вероятно, к тому моменту, когда писались основополагающие сочинения дагестанской историографии «Тарих Дагестан» и «Дербент-наме», значение слова шахбал или шамхал было уже утеряно. Именно поэтому одни писали Шахбал, другие Шамхал, и многие полагали, что это не термин, а имя. Наоборот, стали полагать, что имя это (оно пишется и как Шах-Бал, и как Шах-Баал. - С.М.) «впоследствии превратилось в титул шамхала» [6. С. 5].

Тем не менее, сделано немало попыток расшифровать его. Первое толкование титула «шамхал», как мы уже отметили, связано с сирийской (Шам) деревней Хал. Эта версия довольно долго бытовала в научном обороте, пока арабист М.-С. Д. Саидов не пресек ее, сказав, что «имя Шамхал с этимологией Шам (Сирия) и Хал (название населенного пункта в Сирии) вызывает недоумение, так как если образовать от этих двух слов новое слово путем слияния их, то по законам арабского

языка получится не Шамхал, а Хал-аш-Шам» [18. С. 51].

Однако возражение М.-С. Д. Саидова было опровергнуто М. А. Полиевктовым еще до того, как оно было оглашено в печати: он пояснял, что слово это образовано не по типу арабских, а тюркских [17. С. 746]. По модели М. А. Полиевктова, «собственное имя, при его преемниках, обратилось в титул... (Шахбаал-шахмал-шамхал; как Карл-краль-король)» [17. С. 746].

Б. Г. Малачиханов полагал, что термин «шамхал» восходит к арабскому «шейх» (шуйух) - «старец», «старейшина рода» [11. С. 185], но предположение не нашло поддержки. Р. М. Магомедов допускал золотоордынское

происхождение «термина» [10. С. 145]. Правда, он не попытался подкрепить свою идею аргументацией.

Р. Г. Маршаев предполагает, что «термин «шамхал» можно объяснить от соединения двух слов»: арабского «шам» - Сирия и лакского аффикса «хъул», «хъал» и их производного «хал». По законам словообразования лакского языка аффикс «хъал» является показателем принадлежности лица к определенному роду, племени и месту. «Вероятно, и этимологизация термина «шамхал» связана с местными языковыми особенностями лакцев. «Шамхъал» в буквальном переводе с лакского языка значит «выходец из Шама (Сирия)», - утверждал он [12. С. 168; 13. С. 34].

А. Г. Булатова предлагает другую этимологию. «Нам думается,

возникновение термина «шамхал» может быть связано с приходом в Лакию арабов, которые на место прежних правителей назначили своих ставленников. Образоваться термин мог от слияния слова «Шам» (Сирия) с «ал» (народ), то есть шам-ал - народ из Шама, сирийцы. По тому же типу подобные слова нередко образуются в лакском языке, например, кур-ал (кюринцы), дарг-ал (даргинцы), гъуннал-ал (гунны) - название квартала в Кумухе. По-видимому, название шам-ал, данное лакцами новым иноземным правителям, чтобы отличить их от прежних, местных, затем перешло в

титул, а произношение с придыханием перед «ал» перешло это слово в «шамхал» [4. С. 56].

Х.-М. О. Хашаев и А. Р. Шихсаидов полагают, что исследуемый термин (как и титулы майсум и нуцал) местного происхождения. Согласно Х.-М. О. Хашаеву, Кумухское ханство во главе с шамхалами существовало давно, видимо, до появления в Дагестане арабов, и было одним из сильнейших» [19. С. 158]. Относительно версий этимологии им ничего не сказано. «Местное происхождение этих титулов вытекает также из учета того, что, во-первых, они нигде в другом месте, кроме Дагестана, неизвестны, а во-вторых, принятая в Дагестане иноземная терминология дошла до нас в неизменном виде (бек, амир, султан, хаким, нукер, мюрид, бекавул и т. д.)», - добавляет к сказанному А. Р. Шихсаидов [20. С. 132]. К. С. Кадыраджиев считает, что «шамхал» - это старотюркский социальный термин [7. С. 52-60].

Иную трактовку термина шамхал дает А. Д. Курбанов. Он полагает, что титул «шамхал» образован от слова шаххъал. «Окончание -хъал в лакском языке показывает принадлежность к кому-либо. Известно, что в XI в. ширваншах Фарибурз в письме к жителям Гумика, согласившимся принять ислам, обещал прислать к ним в качестве наместника некоего Адуда. Для лаков же, он был человеком шаха, что на лакском звучит как шах-хъал или шаху-хъал. От последнего варианта, скорее всего, и произошел титул шамхал».

Сопоставление шамхал и шавкал//шавхад окончательно убеждает А. Д. Курбанова в правдивости этой версии [8. С. 99]. И надо добавить, молодому ученому какое-то чутье подсказало географию происхождения термина.

Нами ранее было высказано предположение о связи между размещением иранцами своего гарнизона и построением города в Гумике [14. С. 4850]. А. Каяев считает, что в дальнейшем он стал кварталом Кумуха под название Кибади (Кьибади), впоследствии ставшим Ц1увади [15. С. 20; 9. С. 123-124]. Наше

предположение основывалось на связи между лакскими термином «симирдар» и размещением этого гарнизона в Кумухе.

Об иранском происхождении терминов лакского «цуму(чу)», кайтагского «уцуми», аварского «нуцал» и, возможно, табасаранского майсум говорит и И. Х. Абдуллаев [1. С. 221]. Но мы полагаем, что не только симирдар, цумучу, уцуми и т. д., но и термин шамхал имеет иранское происхождение. (Нельзя сказать, что никто из исследователей не догадался поискать в иранском лексиконе значение слова «шамхал» или «шахбал». Г. М.-Р. Оразаев замечает: «Интересно, что в переводе с персидского шахбал [«^ ^ или ^ (запись иранских слов наша - С.М.) - «маховое перо (у птиц)» [15. С. 57; 16. С. 87-88].)

Но дело в том, что лакский вариант (имени или термина) шамхал (по-лакски щамххала или щанххала) произошел не от слова шахбал, а от слова шахбала. Это слово складывается из двух составляющих шах («^ ) и бала (VI -высший, вышестоящий) и означает стоящий над шахами («^ VI -вышестоящий шах). Этого значения в персидско-русском словаре нет, хотя подобная комбинация есть [16. С. 87]. Иранист-литературовед, текстолог и лексикограф и один из составителей этого словаря Магомед-Нури Османович Османов подтвердил это. Следовательно, слово шахбала (или производное от него шахбал) иранского происхождения и никакого отношения к арабскому языку не имеет.

Мысль о том, что шамхалы были в Дагестане еще до арабов, не нова. В частности, А. Каяев считал, что «первый дагестанский шамхал был за 200-300 лет до мифического прихода Абу-Муслима» [5. С. 26]. Мы уже отмечали, что такого же мнения придерживался Х.-М. О. Хашаев.

Согласно «Дербент-наме», Абу-Мус-лим с войском завоевывал разные владения, обращал народ в ислам и везде ставил правителей [15. С. 33-34]. Этот сюжет явно напоминает предыдущий, в котором иранский правитель Ануширван делает то же самое. «Когда отец Кубад

дал [ему такое] дозволение», он начал строить города: Каркар, Кузбаз, Касиран. «В этих городах он оставил много людей...» [15. С. 19-20]. Такими словами передает «Дербент-наме» сообщение арабского историка Баладзори о том, что Хосров Ануширван «выбрал. царей и назначил их, предоставив каждому из них над отдельной областью» - владетеля Сарира, Филана, Табасарана, Лакза, Маската, Лирана, Бухха, Зирихгерана [3. С. 196-197]. Далее в «Дербент-наме» сообщается, что «он (Ануширван, а по Дербент-наме - Нуширван) построил город Кумуке и назначил [там] правителя из своего рода» [15. С. 20]. Как мы уже отмечали, ко времени написания дагестанских хроник значение слова шахбал (шахбала) было утеряно. Поэтому, чтобы подчеркнуть особое положение, которое занимает этот правитель, в хронике повторяется эта фраза: «Однако только правители Кумука - из рода Нуширвана» [15. С. 21]. Мы полагаем, что должность этого правителя и называлась «шахбала» (вышестоящий шах).

Арабы, которые позже покоряли Дагестан, сражались с неверными и уничтожали их. Так было и с «беками Кумука», которые «вели сражения, кровопролитные бои, потерпели поражения, многие кафиры приняли смерть» [2. С. 33]. Шахбала, вероятно, принял ислам и тем самым сохранил не только свою жизнь и жизнь многих своих подданных, но и привилегированное положение, которое он занимал до арабского завоевания. Автор, который не менее ста лет спустя отражал эти события, термин шахбала принял за имя.

Потомков назначенного Абу-Муслимом «старшим властителем всего Дагестана» [2. С. 33] шахбалы не устраивала генеалогия неофита, который только недавно перестал быть нечестивцем. Так был создан контаминированный текст, изложенный в древних хрониках «Дербент-наме» и «Тарих Дагестан», тем самым возникла «устойчивая литературная традиция и генеалогическая «легенда» шамхалов» [8. С. 85].

Таким образом, мы приходим к следующему ряду:

шахбала (термин) ^ Шахбала (имя) ^ шахмала ^ шамхала ^ шамхал,

шахбала (термин) ^ шахбал ^ Шахбал (имя) ^ шахмал ^ шамхал.

Таким образом, часть феодальной верхушки Дагестана имела иранское происхождение, хотя и приписывала себе саййидскую генеалогию [21. С. 99].

Установленное происхождение

термина шамхал не только согласовывается со многими известными утверждениями древних дагестанских хроник и ряда ученых, но и открывает возможности по-новому переосмыслить многие факты дагестанской

историографии.

Примечания

1. Абдуллаев И. Х. По следам одного иранизма в языках Кавказа // Ирано-дагестанские культурно-исторические связи (сборник докладов международной научной конференции). Махачкала, 2006. 2. Бакиханов А.-К.-А. Гюлистан-и Ирам. Баку, 1991. 3. Баладзори. Книга завоевания стран / перев. с араб. П. К. Жузе. Баку, 1927. 4. Булатова А. Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2000. 5. Замир Али (Каяев А.). Исторические очерки. Шамхалы // Советский Дагестан. 1990. №3. 6. Казикумухские и кюринские ханы // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 2. Тифлис, 1869. 7. Кадыраджиев К. С. Структура и генезис соционима «шамхал» // Социальная терминология в дагестанских языках. Махачкала, 1989. 8. Курбанов А. Д. Государственные образования лаков в средневековье. Махачкала, 2006. 9. Каяев Али. Лакский язык и история (Къаяев Аьли. Лакку маз ва тарих). Махачкала, 2006. 10. Магомедов Р. М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана XVIII-XIX в. Махачкала, 1957. 11. Малачиханов Б. Г. К вопросу о хазарском Семендере // УЗ ИИЯЛ. Т. XIV. Махачкала, 1965. 12. Маршаев Р. Г. О термине «шамхал» и резиденции шамхалов // УЗ ИИЯЛ. Т. V. Махачкала, 1958. 13. Маршаев Р. Г., Бутаев Б. Б. История лакцев. Махачкала, 1991. 14. Мусаев С. А., Курбанов А. Д., Каяев И. А. Эпоха Сурхай-хана I. Махачкала, 2011. 15. Оразаев Г. М.-Р., Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М. «Дербент-наме» (Румянцевский список) // Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. 16. Персидско-русский словарь. В 2-х томах / рук. Ю. А. Рубенчик. М., 1970. 17. Полиевктов М. А. Из истории северокавказских феодалов XVII в. // Академику Н. Я. Марру. Сборник статей. М.-Л., 1935. 18. Саидов М. С. О распространении Абумуслимом ислама в Дагестане. УЗ ИИЯЛ. Т. II. Махачкала, 1957. 19. Xашаев X.-М. О. Общественный строй Дагестана XIX в. М., 1961. 20. Шихсаидов А. Р.

Дагестан в X-XV вв. Махачкала, 1975. 21. Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г. М.-Р. «Тарих Дагестан» Мухаммадрафи // Дагестанские исторические сочинения. М., 1993.

Статья поступила в редакцию 23.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.