КАЗИКУМУХСКОЕ ХАНСТВО В XVIII ВЕКЕ: АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
_______________________392 ®2012 Магомедов И.А.
_________Дагестанский государственный университет
Статья посвящена исследованию устройства Казикумуха - одного из значительных и влиятельных государственных образований Дагестана в XVIII в. Показана структура феодального сословия, особенности феодальной иерархии, степень влияния Казикумухского ханства на политическую жизнь Кавказа XVIII в.
The author of the article researches Kazikumukh government system, one of the significant and influential Dagestan state formations in the 18th century. He shows the structure of the feudal estate, peculiarities of the feudal hierarchy, the degree of Kazikumukh khanate influence on the political life of the Caucasus in the 18th century.
Ключевые слова: халклавчи, кат, катнил кунисри, симирдар, лаг.
Keywords: khalklavchi, kat, katnil kounisri, simirdar, lag.
Во второй половине XVI в. Казикумухское шамхальство начало обнаруживать тенденции к распаду на мелкие удельные владения. С развитием «феодальных отношений власть шамхалов постепенно ослабевала и приводила к децентрализации, - пишет А. Д. Курбанов. - Так, в
XVI в. титул шамхала уже не был наследственным. Шамхальство передавалось по старшинству в роде на собрании беков, мурз и «лучших» узденей» [9. С. 107].
«По мере того как шамхапы удаляли свою резиденцию с гор к побережью моря, власть их в среднем Дагестане ослабла и, наконец, совершенно утратилась», - отмечает В. Г. Гаджиев [5. С. 100].
Финальным актом распада шамхапьства можно считать «изгнание» Сурхай-шамхапа из Гази-Кумуха. Считается, что столкновение между силами гази-кумухцев и отрядом сопровождения шамхапа и его семьи произошло после того, как эскорт проехал Цудахар, недалеко от селения Куба, руководил оппозицией халклавчи (хапкьпавчи) Апи-бек, сам происходивший из шамхапьского тухума. Само историческое событие историками оценивается по-разному. А. Комаров, который первым констатирует это событие (А-К. Бакиханов лишь вскользь упоминает о том, что Гази-Кумух отложился от шамхалов [1. С. 121]), говорит об образовании сильной партии, стремившейся к совершенному уничтожению шамхапьской власти, ничего не сообщая о характере начавшихся действий. Сацц Габиев рассматривает эти события в морально-этической плоскости. Причиной изгнания, по его мнению, послужило недовольство гордых свободолюбивых узденей, пренебрежение своей древней столицей шамхапами, проводивших только лето в Гази-Кумухе, а зимой уезжавших в Тарки [3. С. 38-39]. Он придает ангишамхапьскому движению классовый народный характер, сам акт изгнания шамхалов он воспринимал
как победу демократической партии, а в установленном после них строе вццел демократическую республику [3. С. 38-39, 93], где власть халклавчи ограничена народными избранниками - старейшинами и кадием.
В. Гаджиев считал, что «на самом же деле шамхал в Кумух не был допущен усилиями партии родственника шамхала Алибека, человека известного во всем Дагестане», которого «документы русского происхождения именуют... не иначе, как «гази-кумухский князь» и который претендовал на правление гази-кумухским владением». «Стало быть, никак нельзя это событие связывать с классовой борьбой лично свободных узденей и полагать, что изгнание шамхала произошло в итоге внутриклассовой борьбы. И уж совершенно неверно... представлять Алибека и его сторонников “демократической партией”», - заключал ученый [4. С. 43].
После изгнания шамхалов, официально высшим органом управления государством считалось всеобщее народное собрание - кат (кьат1). Но фактическими обладателями власти были народные старейшины катнил кунисри (кьат1нил хъунисри - старейшины собрания или совет старейшин). Ими выбирался халклавчи, который становился главой государства в военное время, одновременно руководя вооруженными силами.
Поскольку всенародное собрание (кат) собиралось нерегулярно, при необходимости решить наиболее общие вопросы - объявление войны или мира, защиты отечества в случае внезапного нападения врага, атак»® некоторые общехозяйственные проблемы -ответственность на себя брал совет старейшин (катнил кунисри). Вопрос необходимости созыва всенародного собрания (кьаг1 бат1ин) также решали народные старейшины (катнил кунисри - кьат1нил хъунисри). Причем решение, принимаемое на всенародном собрании, всегда или почти всегда соответствовало тому, к которому стремились народные старейшины (катнил кунисри).
«При выборах совета народных старейшин (катнил кунисри) выдвижение кандидатов на эти места также исходило от глав сильных, авторитетных тухумов. Остальные же могли только принять эти кандидатуры, других прав у них не было», - утверждает Али Каяев [7. С. 6]. Несколько гази-кумухских высокопоставленных домов (хъуни къатри) практически узурпировали места в нем и, по существу, сделали свою власть наследственной, что подкрепляет версию того, что правление, установленное в Гази-Кумухе после отрешения шамхалов, представляло собой олигархическую республику.
Сама этимология слова «халклавчи» до сих пор вызывает споры. А.-К. Бакиханов, первым введший этот термин в научный оборот, пишет кокловчи, Комаров - хахлавчи, в пояснении же написано халкьлавчи, как производное от арабского халкь - народ и лакского лавай, которое им переводится как высший, превосходный [8. С. 6].
Но, надо отметить, что уже Гасан Алкадари пишет халклафчи: «...Гази-Кумухское общество не стало звать к себе этих шамхалов и начало по соглашению назначать для себя правителя из их родственников, оставшихся в Гази-Кумухе. Выбранному таким образом правителю они дали титул «халклафчи». (Значение этого слова на гази-кумухском языке главарь народа)».
Самым привилегированным классом-тухумом (т. е. классом, представленным одним тухумом) являлись симирдары - феодалы, занимавшие высшую ступень иерархической лестницы. Слово симирдары (или симирдалы), согласно Али Каяеву, образовалось от слова цуму -прекрасный, благородный, чистый. «Цимирдал - это изменившееся от цумуртал слово. Слово цумуртал означает благородные, чистые [люди], т. е. чистые ханы, люди шамхальского происхождения. Чистые же означает, что к ним ни с материнской, ни с отцовской стороны никогда не были примешаны уздени (свободные) и лаги (рабы)», - поясняет Каяев [6. С. 357].
«В старину, - пишет он далее, - ханы и их тухумы были благородными (цумусса), а остальной народ в сравнении с ними низким [по происхождению] (кьюсса или кьювкьусса)» [6. С. 358-359].
Симирдары - это те, из кого выбирали в свое время шамхалов, а в рассматриваемый период - халклавчи. Вполне справедливое выражение «беками становились дети шамхалов, не получившие достоинства шамхалов» [9. С. 109] дает нам возможность соединить титул «симирдары» с более знакомым титулом «беки» (баг, баги). Но, по всей вероятности, этот класс несколько шире сословия симирдаров, поскольку бекские фамилии могли вести начало не только от рода шамхалов, но и от древних, наиболее знатных родовых фамилий, которые впоследствии превратились в привилегированное сословие. Симирдары и беки были владельцами больших земельных владений, гор (т. е. летних пастбищ), которые приносили им немало доходов.
Категорией привилегированного сословия являются также чанки (ч1анк1у, ч1анк1ри) - лица, происходящие от неравного брака, например, симирдара (или бека) с неравной себе по общественному положению женщиной, узденкой, представительницей лагского сословия или раяткой [6. С. 375]. Таким образом, переход из беков в чанки был осуществим, но обратно -очень редко.
По сообщению А.-К. Бакиханова, уцмий Кайтагский Хан-Мухаммед, сын уцмия Султан Ахмеда, «определил разницу между терминами эмир и джанкой» [1. С. 109]. Однако, надо думать, что разница эта существовала изначально, а уцмий только лишь сформулировал ее. Чанки не пользовались привилегиями своего отца, но были выше сословия своей матери. Об этом свидетельствует сообщение А. Г. Булатовой: «Каждому беку и бике, «чистых с обеих сторон» (т. е. когда оба их родителя были бекского сословия), арчинцы давали ежегодно по три коровы; тем, кто был «чист» только со стороны отца - по корове» [2. С. 91].
Следующим по важности сословием было высшее духовенство. Кадии не только осуществляли руководство духовной жизнью Лакии, в их руках находилась и судебная власть. «В этой стране (шамхапьстве) закон (а этот закон - начертание Аллаха), -говорит по этому поводу турецкий путешественник Эвпия Чепеби, - находится в руках мусульманских богословов» [10. С. 106].
Большое влияние на политику Лакии имели уздени, среди которых отдельную позицию занимали «хъуни къатри». Несмотря на то что они по своему происхождению не относились к «благородному» сословию, их роль в общественной жизни была немалой. «’’Хъуни къатри” - это состоятельные слои узденства, накопившие в своих руках значительные богатства. Эти уздени стояли близко к знати и не несли никаких повинностей в пользу кого бы то ни было» [2. С. 88], - пишет А. Г. Булатова. Влияние этих домов усилилось после распада шамхальства, так как в результате этого события вырос вес «выборного» органа катнил кунисри, на который «хъуни къатри», будучи по сословному положению близкими к большинству населения -узденам, имели решающее влияние.
К зависимым сословиям в Лакии относились лаги (рабы) и раяты. Первоначально источником рабства были пленные. Но рабство в горах не получило широкого распространения. А. Г. Булатова считает, что причина этого - наличие небольших площадей удобной для обработки земли, ограничивавшей возможности использования рабского труда в хозяйстве [2.
С. 93]. Лагов могли заставить работать на себя или продать. Освобождались лаги довольно быстро, но оскорбительный ярлык сохранялся за ними долго. Кроме того, они не получали право избирать и быть избранным. Считалось
позорным породниться с лагами даже узденям. Но экономическая независимость, приобретаемая ими за выкуп (оплатой или отработкой определенного срока на хозяина), давала им возможность устроить свою жизнь так, как позволяли природные способности. Позднее, с формированием ханства, в лакском обществе начали выделяться ханские и узденские лаги. Ханские лаги, составившие ханский аппарат принуждения, стали дополнительным источником эксплуатации так или иначе зависимых слоев населения, особенно раятов. Но в рассматриваемом историческом периоде они еще не составляли аппарата принуждения.
Самым подавленным сословием были раяты. И это, несмотря на то, что во многом они считались сословием, приравненным к узденям [6. С. 324]. Раятами называли жителей некоторых селений Лакии, которые должны были вносить определенную ренту ханам и выполнять некоторые работы для ханского дома [2. С. 93].
Российские власти их приравнивали к крепостным. Али Каяев производит слово «раят» от арабского слова пастырь, покровитель, попечитель и его производного - подданные. Но в лакском языке, пишет он, слово «раят» употребляют в другом смысле и оно означает население, которое ежегодно выплачивает дань ханам, багам (бекам) или другим землевладельцам, а также в году один-два раза выходят работать на них [6. С. 304-305]. Раятами могут быть группы людей и целые селения.
А. Г. Булатова указывает два пути возникновения раятов: «за счет пленных лагов, которых ханы сажали на землю, с другой - путем закабаления разными способами свободных общинников [2. С. 94]. А. Каяев рассматривает этот вопрос шире:
1. В прошлом правители и правительства считали себя владетелями земли и отдавали ее только тем, кто признавал дань, наложенную на них. И те, которые не имели земли для поселения и посева, вынуждены были идти на кабальные условия.
2. Жители малоземельных селений, зависевшие от правителей, т. е. ханов, шамхалов, за отдаваемые им земли давали дань и налоги.
3. Иной раз деспотичные ханы, шамхалы облагали слабые селения данью и налогами. А когда нужно было, выводили работать на себя.
4. В годы лихолетья некоторые селения, доведенные грабежами и разбоем до отчаяния, сами соглашались стать раятскими и платить дань, чтобы их защитили.
Таким образом, Казикумухское ханство, несмотря на существовавшие формальные атрибуты демократии, было типичным для Дагестана феодальным владением со всеми необходимыми элементами, системой управления и социальными отношениями.
Примечания
1. Бакиханов А. Гюлистан-и Ирам. Баку : Элм, 1991. 2. Булатова А. Г. Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - начало XX вв.). Махачкала,2000. 3. Габиев С. И. Лаки, их прошлое и быт. Махачкала : Риасофт, 2002. 4. Гаджиев В. Г. Предисловие // Избранные труды. Махачкала, 2001. 5. Гаджиев В. Г. Сочинение И. Гербера «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящихся». М. : Наука, 1979. 6. Каяев А. Лакский язык и история. М. : Наука, 2006. 7. Каяев А. Материалы по истории лакского народа // РФ ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1642. 8. Комаров А.
В. Казикумухские и кюринские ханы. Сборник сведений о кавказских горцах. Т. II. 9. Курбанов А. Д. Государственные образования лаков в средневековье. Махачкала, 2006. 10. Эвлия Челеби. Книга путешествий (Извлечение турецкого путешественника
XVII в.). Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья. Вып. 2. М., 1979.
Статья поступила в редакцию 26.07.2012 г.