Научная статья на тему 'Административная деликтность как угроза криминологической безопасности системы образования'

Административная деликтность как угроза криминологической безопасности системы образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЛИКТНОСТЬ / CRIMINOLOGICAL SECURITY / ADMINISTRATIVE OFFENSES / COUNTERACTION TO CRIME / EDUCATION SYSTEM / CRIMINOLOGICAL THREATS / ADMINISTRATIVE TORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

В исследовании рассматривается проблема криминологической защищенности системы образования. Одной из криминологических угроз выступает административная деликтность участников образовательных отношений. Автор представляет и анализирует данные официальной статистики об административных правонарушениях в сфере образования.The study addresses the problem of criminological security of the education system. One of the criminological threats is the administrative tort of participants in educational relations. The author presents and analyzes official statistics on administrative violations in the field of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административная деликтность как угроза криминологической безопасности системы образования»

УДК 343.97

Административная деликтность как угроза криминологической безопасности системы образования

Сидорова Екатерина Закариевна, Восточно-Сибирский институт МВД России, кандидат юридических наук

e-mail: ketrik6@mail.ru

В исследовании рассматривается проблема криминологической защищенности системы образования. Одной из криминологических угроз выступает административная деликтность участников образовательных отношений. Автор представляет и анализирует данные официальной статистики об административных правонарушениях в сфере образования.

Ключевые слова: криминологическая безопасность; административные правонарушения; противодействие преступности; система образования; криминологические угрозы; административная деликтность.

Administrative tort as a threat to the criminological security of the education system

Sidorova Ekaterina Zakarievna, East Siberian Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of Law

The study addresses the problem of criminological security of the education system. One of the criminological threats is the administrative tort of participants in educational relations. The author presents and analyzes official statistics on administrative violations in the field of education.

Key words: criminological security; administrative offenses; counteraction to crime; education system; criminological threats; administrative tort.

Одной из ключевых функций государства является защита социума, его ценностей и интересов от внешних и внутренних угроз. Отечественная система образования, являясь неотъемлемой частью общественной жизни и выступая в качестве одного из важнейших национальных интересов, подвергается в настоящее время различным негативным воздействиям. Целостность и стабильное развитие института образования находится в зависимости от возможности государства обеспечивать безопасность образовательной среды, в том числе безопасность криминологическую, то есть защищенность от различных криминологических угроз. Ключевыми криминологическими угрозами выступают преступность и коррупция, существующие в образовательной среде. Однако к прямым криминологическим опасностям относятся и иные, не менее значимые проблемы, требующие своего разрешения, в частности, административная деликтность участников образовательных отношений.

Если в обществе массово совершаются противоправные деяния (преступления, административные

правонарушения, гражданско-правовые деликты и так далее), это свидетельствует о существовании неразрешенных социальных проблем. Своим противоправным поведением члены общества выражают негативное отношение к принятым и действующим на территории государства законам и нормам поведения. Опасность административных правонарушений заключается в их тесной связи с преступлениями и криминогенной средой. Вместе с тем лица, совершающие административные правонарушения, не всегда становятся преступниками, но системность и антиобщественный характер их поведения формируют в обществе негативную асоциальную среду, которая способствует преодолению границ, отделяющих административное правонарушение от преступления. При этом, как справедливо отмечается правоведами, несвоевременность проведения предупреждения и профилактики административных правонарушений способствует совершению преступлений в дальней-шем1.

1 См.: Амельчаков И. Ф., Дорофеева Ж. П., Карагодин А. В. и др. Латентность как фактор, влияющий на рост админи-

Таблица 1

Результаты работы по выявлению и пресечению административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, а также в их отношении за период 2014-2018 гг.

2014 2015 2016 2017 2018

Составлено протоколов по линии несовершеннолетних 837 295 809 616 766 042 751 878 717316

темп прироста, % - -3,3 -5,4 -1,8 -4,6

Из них:

на несовершеннолетних 194 565 215 055 176 420 158 166 148719

удельный вес в общем числе, % 23,2 26,6 23,0 21,0 20,7

темп прироста, % - + 10,5 -18,0 -10,3 -6,0

на родителей и иных законных представителей 577 374 528 931 529474 534 929 507 620

удельный вес в общем числе, % 69,0 65,3 69,1 71,1 70,8

темп прироста, % - -8,4 +0,1 + 1,0 -5,1

на иныхлиц 65 356 65 630 60 148 58 783 60 977

удельный вес в общем числе, % 7,8 8,1 7,9 7,8 8,5

темп прироста, % - +0,4 -8,4 -2,3 +3,7

Одними из ключевых участников образовательных отношений являются обучающиеся: школьники, студенты, слушатели и многие иные категории. Согласно данным официальной статистики, около 70 % обучающихся являются школьниками, то есть лицами, не достигшими 18-летнего возраста1. В этой связи обратимся к анализу административных правонарушений, совершенных как несовершеннолетними, так и в отношении них.

Анализируя сведения о результатах работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними, а также в их отношении, можно заключить, что за последние годы сложилась тенденция к снижению общего количества зарегистрированных случаев составления протоколов по линии несовершеннолетних (табл. 1)2.

Вместе с тем такая закономерность больше характерна для самих несовершеннолетних. Среди родителей, законных представителей и иных лиц, одними из которых являются педагогические работники, такой тенденции не наблюдается. Нельзя не отметить, что

стративных деликтов в Российской Федерации // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 4. С. 7.

1 См.: Официальная статистика «Образование» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: ИИрБУ/минобрнауки.рф/тт^гу/ (дата обращения: 4 февраля 2020 г.); Открытые данные Министерства образования и науки Российской Федерации // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: ИПр://открытые-данные.миноб-рнауки.рф/opendata/ (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

2 См.: Состояние преступности за 2014-2018 годы // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской

Федерации. URL: ИПрБУ/мвд.рф/геро^Б (дата обращения:

4 февраля 2020 г.).

78 % протоколов об административных правонарушениях по линии несовершеннолетних составлены в отношении родителей, законных представителей и иных лиц. Именно поэтому, обращаясь к анализу криминологической защищенности системы образования, необходимо также анализировать структуру административных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних родителями (законными представителями) (табл. 2), а также структуру административных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних иными лицами (табл. 3)3.

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что в 84 % случаев привлечения к административной ответственности родителей последние несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению своих детей. В 42 % случаев административную ответственность несут должностные и юридические лица за продажу алкоголя и табака несовершеннолетним и в 27 % случаев - за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкоголя или одурманивающих веществ.

Говоря об административных правонарушениях в сфере образования, также необходимо отметить ежегодное увеличение количества случаев нарушения права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций (табл. 4)4.

3 См.: Состояние преступности за 2014-2018 годы // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации.

4 См.: Статистика «Административные правонарушения» // Агентство правовой информации. URL: ИПр://Б1а1.апи-пресс. рф (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

Таблица 2

Структура административных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних родителями (законными представителями) за период 2014-2016 гг.

2014 2015 2016

Количество административных правонарушений, совершенных родителями (законными представителями) в отношении несовершеннолетних 577 374 528 931 529 474

темп прироста, % - -8,4 +0,1

Из них:

неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению (часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ) 440 992 468 036 469 459

удельный вес в общем числе, % 76,4 88,5 88,7

темп прироста, % - +6,1 +0,3

вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкоголя (часть 2 статьи 6.10 КоАП РФ) 1 424 778 713

удельный вес в общем числе, % 0,2 0,1 0,1

темп прироста, % - -45,4 -8,4

вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (часть 2 статьи 6.23 КоАП РФ) 421 348 309

удельный вес в общем числе, % 0,07 0,07 0,06

темп прироста, % - -17,3 -11,2

за нахождение несовершеннолетнего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (статья 20.22 КоАП РФ) 44 147 41 496 41 598

удельный вес в общем числе, % 7,6 7,8 7,9

темп прироста, % - -6,0 +0,2

за нахождение несовершеннолетнего в запрещенных местах в ночное время без сопровождения родителей (статья 14.1 ФЗ от 24.07.1998 № 124-ФЗ) 86 559 16 067 15 801

удельный вес в общем числе, % 15,0 3,0 3,0

темп прироста, % - -81,4 -1,7

Таблица 3

Структура административных правонарушений, совершенных в отношении несовершеннолетних иными лицами за период 2014-2016 гг.

2014 2015 2016

Количество административных правонарушений, совершенных иными лицами в отношении несовершеннолетних 65 356 65 630 60 148

темп прироста, % - +0,4 -8,4

Из них:

вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкоголя или одурманивающих веществ (часть 1 статьи 6.10 КоАП РФ) 17 890 16 816 16 014

удельный вес в общем числе, % 27,4 25,6 26,6

темп прироста, % - -6,0 -4,8

вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (часть 1 статьи 6.23 КоАП РФ) 1 282 2 259 2 289

удельный вес в общем числе, % 2,0 3,4 3,8

темп прироста, % - +76,2 + 1,3

нарушение правил продажи алкоголя и табака (статьи 14.2, 14.16 КоАП РФ) 27 961 29 209 23 652

удельный вес в общем числе, % 42,8 44,5 39,3

темп прироста, % - +4,5 -19,0

Таблица 4

Количество нарушений права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций за период 2014-2017 гг. в Российской Федерации

2014 2015 2016 2017

Рассмотрено дел о нарушении права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций (статья 5.57 КоАП РФ) 391 544 499 915

темп прироста, % - +39,1 -8,3 +83,4

Подвергнуто наказанию за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций (статья 5.57 КоАП РФ) 208 306 321 591

темп прироста, % - +47,1 +4,9 +84,1

Таблица 5

Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, за период 2014-2018 гг. в Российской Федерации

2014 2015 2016 2017 2018

Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения 264 339 283 882 243 214 233 941 221 531

темп прироста, % - +7,4 -14,3 -3,8 -5,3

Количество выявленных несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность 35 271 36 006 31 790 23 572 22 490

темп прироста, % - +2,1 -11,7 -25,8 -4,6

Практически ежегодно увеличивается количество дел о нарушении обозначенного права в сфере образования. Так, если в 2013 г. их было 391, то в 2017 г. было рассмотрено уже 915 дел. Увеличивается и количество лиц, подвергнутых наказанию за совершение данного административного правонарушения: в 2013 г. число лиц, подвергнутых наказанию за нарушение права на образование, составляло 208, а в 2017 г. - 591.

Полученные данные свидетельствуют о негативной предкриминальной активности населения в сфере образования. Обозначенная негативная тенденция дает основания предполагать, что граждане готовы к совершению противоправных деяний в сфере образования, и криминологическая угроза существует.

Другой аспект административной ответственности затрагивает ответственность обучающихся. На примере ответственности несовершеннолетних отметим, что в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества подростков-правонарушителей, которые в силу своего возраста в большинстве случаев должны относиться к категории обучающихся (табл. 5)1.

1 См.: Состояние преступности за 2014-2018 годы // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской

Из анализа представленных данных можно заключить, что в среднем ежегодно около 250 тысяч несовершеннолетних совершают административные правонарушения, а около 30 тысяч несовершеннолетних ежегодно не привлекаются к ответственности в связи с недостижением возраста уголовной ответственности. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на тенденцию к снижению зарегистрированных случаев совершения представителями молодежи административных правонарушений. Считаем, что это связано с высоким уровнем их латентности. В научной литературе данному вопросу уделяется особое внимание2, и в этой связи есть все основания для того, чтобы рассматривать административную деликт-ность в качестве одной из угроз криминологической безопасности системы отечественного образования.

В завершение отметим, что в настоящее время российская система образования находится в состоянии реформирования и совершенствования. Период перемен всегда характеризуется некоторой уязвимо-

Федерации. URL: ИИрБ://мвд.рф/герог1Б (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

2 См.: Басарев Е. В. Выявление и пресечение милицией административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 65.

стью и нуждается в дополнительных мерах защиты. Защищенность образовательной среды от угроз криминологического характера зависит от множества факторов, одним из которых является борьба с криминологическими угрозами. Административная деликтность участников образовательных отношений, выступая угрозой криминологической безопасности образования, в отличие от преступности, не имеет повышенной общественной опасности. Однако опасность административных правонарушений кроется в том, что они являются предвестником более серьезных противоправных деяний. Отказ от профилактики административных правонарушений, совершаемых в сфере образования, может привести к возрастанию показателей преступности участников образовательных отношений. Уделяя должное внимание предупреждению административных правонарушений, можно не только снизить уровень преступности и коррупции в образовательной среде, но и повысить уровень криминологической защищенности системы образования в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Амельчаков И. Ф. Латентность как фактор, влияющий на рост административных деликтов в Российской Федерации / И. Ф. Амельчаков, Ж. П. Дорофеева, А. В. Карагодин, В. Н. Самсонов // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 4. - С. 6-9.

2. Басарев Е. Ф. Выявление и пресечение милицией административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности: дис. ... канд. юрид. наук / Е. Ф. Басарев. - Москва: ВНИИ МВД России, 2002. - 240 с.

3. Открытые данные Министерства образования и науки Российской Федерации // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: Ы1:р://открытые-данные.минобрнау-ки.рф/opendata/ (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

4. Официальная статистика «Образование» // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: httpsy/минобрнауки. рф/ministry/ (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

5. Состояние преступности за 2014-2018 годы // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: https://мвд.рф/reports (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

6. Статистика «Административные правонарушения» // Агентство правовой информации. - URL: http://stat.апи-пресс.рф/ (дата обращения: 4 февраля 2020 г.).

Bibliograficheskij spisok

1. Amel'chakov I. F. Latentnost' kak faktor, vliyayushchij na rost administrativnyh deliktov v Rossijskoj Federacii /

I. F. Amel'chakov, ZH. P. Dorofeeva, A. V. Karagodin, V. N. Samsonov // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'-nosti. - 2016. - № 4. - S. 6-9.

2. Basarev E. F. Vyyavlenie i presechenie miliciej administrativnyh pravonarushenij v sfere

predprinimatel'skoj deyatel'nosti: dis. ... kand. yurid. nauk / E. F. Basarev. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2002. -240 c.

3. Otkrytye dannye Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. - URL: http:// otkrytye-dannye.minobrnauki.rf/opendata/ (data obrashcheniya: 4 fevralya 2020 g.).

4. Oficial'naya statistika «Obrazovanie» // Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. - URL: https://minobrnauki.rf/ministry/ (data obrashcheniya: 4 fevralya 2020 g.).

5. Sostoyanie prestupnosti za 2014-2018 gody // Oficial'nyj sajt Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. - URL: https://mvd.rf/reports (data obrashcheniya: 4 fevralya 2020 g.).

6. Statistika «Administrativnye pravonarusheniya» // Agentstvo pravovoj informacii. - URL: http://stat.api-press.rf/ (data obrashcheniya: 4 fevralya 2020 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.