Научная статья на тему 'Адекватные ответы современным террористическим вызовам и угрозам'

Адекватные ответы современным террористическим вызовам и угрозам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
170
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации / террористические вызовы и угрозы современности / социальная ответственность. / military personnel of the National Guard troops of the Russian Federation / terrorist challenges and threats of the present / social responsibility.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Николаевич Померлян, Алексей Николаевич Кононов, Олег Вячеславович Григорьев

Раскрывается характеристика террористических вызовов и угроз современности; формулируются задачи, стоящие перед руководством Российской Федерации по нейтрализации указанной опасности. Представляется новая силовая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии, которая была сформирована на основе внутренних войск МВД России в 2016 г. по Указу Президента Российской Федерации. Дана характеристика социальной ответственности, возложенной российским обществом на военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, по отражению террористических атак.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Александр Николаевич Померлян, Алексей Николаевич Кононов, Олег Вячеславович Григорьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVANCED RESPONSES TO MODERN TERRORISTIC CHALLENGES AND THREATS

The paper describes the terrorist challenges and threats of our time, and also reveals the tasks facing the leadership of the Russian Federation to neutralize this danger. A new power structure is being introduced — the Federal Service of the National Guard, which was formed on the basis of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2016 by decree of the President of the Russian Federation. The characteristic of social responsibility assigned by the Russian society to the soldiers of the National Guard troops of the Russian Federation to repel terrorist attacks.

Текст научной работы на тему «Адекватные ответы современным террористическим вызовам и угрозам»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10125

ББК 67 © А.Н. Померлян, А.Н. Кононов, О.В. Григорьев, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

АДЕКВАТНЫЕ ОТВЕТЫ СОВРЕМЕННЫМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ

Александр Николаевич Померлян, кандидат юридических наук, доцент

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2) E-mail: 3411208@mail.ru

Алексей Николаевич Кононов, кандидат педагогических наук

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2) E-mail: 3411208@mail.ru

Олег Вячеславович Григорьев, кандидат юридических наук, доцент

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2) E-mail: 3411208@mail.ru

Аннотация. Раскрывается характеристика террористических вызовов и угроз современности; формулируются задачи, стоящие перед руководством Российской Федерации по нейтрализации указанной опасности. Представляется новая силовая структура — Федеральная служба войск национальной гвардии, которая была сформирована на основе внутренних войск МВД России в 2016 г. по Указу Президента Российской Федерации. Дана характеристика социальной ответственности, возложенной российским обществом на военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, по отражению террористических атак.

Ключевые слова: военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации, террористические вызовы и угрозы современности, социальная ответственность.

ADVANCED RESPONSES TO MODERN TERRORISTIC CHALLENGES AND THREATS

Alexander N. Pomerlyan, candidate of juridical sciences, associate professor

Novosibirsk Military Institute named after army general I.K. Yakovleva National Guard troops of the Russian Federation (630114, Novosibirsk, ul. Klyuch-Kamyshenskoe plato, d. 6/2) E-mail: 3411208@mail.ru

Aleksej N. Kononov, candidate of pedagogical sciences

Novosibirsk Military Institute named after army general I.K. Yakovleva National Guard troops of the Russian Federation (630114, Novosibirsk, ul. Klyuch-Kamyshenskoe plato, d. 6/2) E-mail: 3411208@mail.ru

Oleg V. Grigoryev, candidate of juridical sciences, associate professor

Novosibirsk Military Institute named after army general I.K. Yakovleva National Guard troops of the Russian Federation (630114, Novosibirsk, ul. Klyuch-Kamyshenskoe plato, d. 6/2) E-mail: 3411208@mail.ru

Annotation. The paper describes the terrorist challenges and threats of our time, and also reveals the tasks facing the leadership of the Russian Federation to neutralize this danger. A new power structure is being introduced — the Federal Service of the National Guard, which was formed on the basis of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2016 by decree of the President of the Russian Federation. The characteristic of social responsibility assigned by the Russian society to the soldiers of the National Guard troops of the Russian Federation to repel terrorist attacks.

Keywords: military personnel of the National Guard troops of the Russian Federation, terrorist challenges and threats of the present, social responsibility.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Померлян А.Н., Кононов А.Н., Григорьев О.В. Адекватные ответы современным террористическим вызовам и угрозам. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(3):25-9.

Для Российской Федерации исторически сложившиеся вызовы и угрозы международного терроризма вышли на иной, качественно новый уровень. Международный терроризм XXI в. становится интернациональным и объединяется под флагами различных религиозно-политических формирований, иногда принимающих государственноподобные формы. Используя разветвленную финансовую сеть, паразитируя на священных для чувств верующих религиозных догмах, подобные террористические формирования вовлекают в свои ряды все новых и новых членов и, распространяя свое влияние, совершают террористические акты даже в тех регионах, которые ранее считались символами спокойствия и безопасности. Указанные террористические вызовы стали серьезным фактором, угрожающим национальной безопасности Российской Федерации (далее по тексту НБ).

Вопросы НБ для России актуализировались на рубеже XX-XXI вв., что во многом было обусловлено изменением геополитической картины мира, и, в частности, переходом от биполярной к многополярной мировой системе. При этом произошел пересмотр приоритетов в области НБ, что находит свое выражение в выделении ее новых аспектов, переосмыслении ее динамики. В российском обществе, находящемся в состоянии транзитивности, за последнее десятилетие сформировались новые требование и ожидания относительно уровня НБ, предполагающие необходимость его повышения. Необходимость усиления НБ детерминирована не только спецификой политического и экономического развития общества, а также вступлением общества в информационную стадию. В связи с этим особую значимость приобретает, в частности, антитеррористическая деятельность правоохранительных структур.

Для практического решения обозначенной проблемы необходимо расширение и углубление теоретического знания о ней. В основе теоретического знания о современных террористических угрозах и исходящих от террористических структур опасностях лежат теоретико-методологические основания их исследования.

Во избежание методологической инверсии представляется важным уточнение категориально-терминологического аппарата терроризма.

Итак, энциклопедический словарь определяет понятие «терроризм» (от латин. «terror» — страх, ужас) как преступные деяния лиц, направленные на то, чтобы подорвать авторитет законных органов власти, осложнить международные отношения, устроить политические и

экономические вымогательства у лидеров страны.

Терроризм подразделяют на: социальный терроризм; националистический терроризм; религиозный терроризм. Эти виды никогда не выступают автономно. Так, например националистический и религиозный терроризм зачастую представляют единый конгломерат, да еще и основанный на социальных идеях.

Исследователи указанных проблем в результате пришли к выводу об имеющихся отличиях в дефинициях понятий «террористическая угроза» и «опасность проведения террористических актов».

Различия заключаются в следующем:

1) «террористическая угроза» — это этап углубления взаимных расхождений, когда наличествует готовность террористов использовать силу для осуществления замыслов. «Опасность проведения террористических актов» понимается как период возникновения противоречий, и постепенного нарастания напряженности, время, когда боевики еще не решаются использовать для достижения целей силовые методы;

2) «террористическая угроза» включает в себя две составляющие: замысел и возможность проведения террористического акта, (нанесения ущерба), а «опасность проведения террористических актов», как правило, включает в себя только один из указанных компонентов;

3) «террористическая угроза» имеет конкретный адрес, что означает существование субъекта, на которого направлено воздействие террористов, а «опасность проведения террористических актов» выражается гипотетически.

В корреспонденции с имеющимися потенциальными террористическими угрозами государственной безопасности принято выделять ее структурные компоненты. Системный характер указанных угроз предполагает наличие определенной структуры.

В связи с этим террористические вызовы и угрозы необходимо исследовать с позиций системного подхода, что позволит рассмотреть данные вопросы целостно во взаимосвязи его составляющих. Указанный подход является одним из важнейших для получения научного знания в исследуемой теме. Он применяется во избежание односторонности, фрагментарности и субъективизма результатов научного исследования.

С позиций системного подхода в исследовании проблем антитеррористической деятельности функции государства в сфере обеспечения НБ рассматривают как открытую динамическую систему, вмещающую совокупность ее важнейших внутренних и внешних

взаимосвязей. Системный подход предполагает рассмотрение происходящих процессов в свободной со-циосистеме. Поскольку любой компонент системы существует в рамках окружающего мира, то важным является раскрытие закономерностей и специфики их взаимообусловленности.

Данный метод разрешает как проблемы изучения НБ в сфере борьбы с терроризмом, так и других подсистем НБ в их взаимосвязи, а также помогает выявить влияние на нее различных факторов внешней среды, как социальной, так и политической. Системный подход обуславливает необходимость реализации структурно-функционального анализа, что позволяет изучить состояние антитеррористической защищенности посредством рассмотрения конкретных ее видов.

Таким образом, на все правоохранительные структуры государства и на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту ФС ВНГ) в частности, возлагается огромная ответственность за поддержание правопорядка и защиту демократически-правовой государственности, прав и свобод граждан Российской Федерации от террористических вызовов современности, что обуславливает актуальность выбранной для исследования темы.

Актуальность определяется также необходимостью анализа содержания современного состояния антитеррористической безопасности России, возникающих проблем реализации государственной политики противодействия терроризму, а также необходимостью определения места и роли ФС ВНГ в противодействии терроризму.

Актуальность темы предопределила постановку научной задачи исследования — изучение и углубленный анализ роли и места ФС ВНГ в борьбе с терроризмом.

Отдельные аспекты деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в том числе и по вопросам борьбы с террористическими угрозами затронуты в работах различных авторов. Но, необходимо отметить, что полноценного научного исследования деятельности войск национальной гвардии по предотвращению и нейтрализации террористических вызовов и угроз до сего времени не проводилось.

Итак, весь современный мир, лишает покоя «взрыв» исламского терроризма. Причиной тому, послужило с одной стороны, то негативное психическое состояние, которое возникло у населения в исламских странах в ситуации тщетных ожиданий от европейского образа жизни, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям с одной стороны и призывами фундаменталистов вернуться к истокам, к архаичному укладу мусульманской жизни с другой.

Рост количества формирований террористической направленности и активность их противоправной деятельности стали результатом усиления международных разногласий и несогласованности по самым разным вопросам между акторами международной политики.

Все это происходит на фоне того, что экономика

большинства исламских стран сформирована на экспорте энергоносителей и интегрирована в экономику Запада. Режимы в этих странных зачастую авторитарны, коррумпированы, не видят для своих народов демократических преобразований. Население бесправно и необразованно.

Необходимо отметить, что лидерами подобных формирований часто становятся выходцы из обеспеченной части общества. Такие террористические вожди, имея хорошее образование, весьма осведомлены о современных западных ценностях, укладе жизни и их порой раздражает невозможность удовлетворить какие-то личные духовные и материальные потребности. Именно обеспеченные слои населения наиболее восприимчивы к идеям радикального ислама. Это идет в разрез со встречающимся в литературе мнением, что основа терроризма — это бедность населения стран являющихся очагами этой угрозы.

Разумеется, авторы не утверждают, что ислам как таковой является угрозой современному миру, но считают, что необходимо учитывать весь комплекс социально-экономических и политико-правовых факторов, обусловливающих развитие этого мирового феномена. Следует согласиться с мнением авторитетных авторов, полагающих, что «реальностью является то, что исламские страны приобретают всё больший вес, сам ислам постоянно обретает ряды новых сторонников, а исламские порядки получают всё большую значимость в современном быстро меняющемся мире. Причём исламские адепты появляются и в кварталах эмигрантов, и в традиционной западной среде, и в среде вполне респектабельных бизнесменов и интеллектуалов. Не учитывать эти факторы было бы непростительно не только в научно-академическом, но и в геополитическом и социально-экономическом аспектах»1.

В связи с этим, основной государственной целью российского руководства в рамках исследуемой темы становится отражение террористической агрессии, распространения и засилья чуждой коренным народам России идеологии. Для нейтрализации террористической деятельности, направленной на подрыв национальных ценностей необходимо, прежде всего, осознать их содержание и специфику. В условиях полиэтнического российского общества эта задача значительно усложняется, потому, что возникает проблема унификации субнациональных ценностей, в основе которых лежат этнический, расовый, религиозный, культурный и прочие критерии. В соответствии с этим формируются и субнациональные идентичности, являющиеся альтернативой национальной.

В этом основная причина кризиса национальных ценностей, и идентичности. Проблема формирования национальных ценностей возникла в России в 90-е годы ХХ века при переходе к диаметрально противоположной системе социальной организации и новому политическому режиму. В условиях внедрения прозападных образцов социокультурной жизни в русле процесса вестернизации произошло разрушение традиционных

ценностей отражающих основы русской культуры, что в целом обозначило кризис системы ценностей и, в частности, утрату национальных ценностей.

Не представляется возможным укрепление НБ России, если не получится отразить засилье человеконенавистнических догм, выпестованных на основе радикального исламизма. В этой связи, подлинным «щитом» террористическим угрозам, несомненно, является развитое гражданское общество, сплоченное демократическими идеалами и обладающее высокоразвитой правовой базой, открытой и справедливой судебной системой.

Это возможно только при условии триединства — личность, общество, государство, которое позволяет сберегать общественные блага. Эти положения должны и на практике отображаются в законах, регламентирующих сферу борьбы с терроризмом. Сопоставление компонентов НБ в сфере борьбы с террористическими вызовами и угрозами помогает установить основные политико-правовые позиции и на их базе вырабатывать ключевые решения.

Будет правильным анализировать антитеррористическую деятельность государства с точки зрения социально-деятельностного подхода и применительно к определенному виду деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности государства. Использование деятельностного подхода предусматривает антитеррористическую деятельность не отвлеченно, а в согласованности с определенной функцией государства, которая в определяющей степени устанавливает ее содержание. Основной посыл соци-ально-деятельностного подхода заключается в анализе активного субъекта системы антитеррористической безопасности во взаимосвязи и взаимодействии с другими субъектами. Именно благодаря таким контактам она складывается в функционале и обусловливает его.

Другая сторона социально-деятельностного подхода относительно системы государственных антитеррористических средств и методов исходит из глубокого анализа и реализации потенциалов деятельностного аспекта каждого ее субъекта такой деятельности. С такой позиции категория «деятельность» является фундаментальной.

В полном объеме деятельностный характер системы антитеррористической защищенности обнаруживается в ее функциональном строении, в котором возможно выделение элементов:

• нормативно-регулятивного, заключающегося в разработке и принятии нормативных документов и постановлений в данной области;

• организационно-управленческого, направленного на реализацию вынесенных постановлений;

• научно-прогностического, связанного с обобщением информации об обстановке в государстве и мире, нахождением национально-государственных интересов, рассмотрением системы террористических вызовов и угроз.

Таким образом, определяя проблемы формирова-

ния системы защиты от террористических вызовов и угроз современности, следует отметить ряд основополагающих моментов:

• антитеррористическая деятельность государства представляет собой многогранный объект исследования, исследовательская тактика может выстраиваться как в границах процессуального аспекта, так и фокусироваться на статичном изучении данного объекта. В соответствии с исследовательскими задачами возможно комплексное исследование указанной деятельности на основе сочетания и взаимодополнения различных научных подходов и методов;

• при позиционировании антитеррористической защищенности государства как системы следует учитывать возможность исследования ее системных компонентов в диалектической связи;

• исследование такой компоненты НБ как борьба с терроризмом, имеет теоретико-практическую значимость. Это обуславливает необходимость применения, как теоретических методов исследования, так и эмпирических, для получения соответствующих результатов.

Сочетание различных научных подходов и видов научного исследования (теоретические и эмпирические) позволит выявить специфику функционирования НБ на разных уровнях и в результате получить важную информацию, позволяющую сделать объективные и разносторонние выводы по вопросам противодействия терроризму в Российской Федерации.

По заявлению В.В. Путина, «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с терроризмом. Эта борьба за свободу, правду и справедливость. За жизнь людей и будущее всей цивилизации. Террористы получают деньги, оружие, накапливают силы, неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей. Сегодня мы вновь лицом к лицу столкнулись с разрушительной, варварской идеологией и не имеем права допустить, чтобы новоявленные мракобесы добились своих целей»2.

Международный терроризм уже фактически представляется третьей мировой войной, войной без воюющих государств, фронтов и четко обозначенных позиций3. Потому так важно оставить мелочные разногласия и единым фронтом выступить против этой «чумы XXI века». Пора уйти от политики двойных стандартов и перестать делить террористов на радикальных и «умеренных». Необходимо прекратить попытки использования экстремистов для достижения блоковых и национальных интересов.

Площадкой для объединения усилий заинтересованных в победе над террористами всех мастей должна стать Организация Объединенных Наций, а вопросы и возможные споры должны решаться на основе норм и принципов международного права.

Но, на сегодняшний день, наблюдаются только безосновательные упреки в адрес России в агрессивной политике и активизацию стран-партнеров блока

НАТО на границах Российской Федерации. Такие попытки сплочения военного альянса под лозунгом борьбы с «русским зверем» кроме сожаления об упущенном времени ничего не вызывают.

В России видят только основного геополитического соперника, а наши «западные партнеры» во всеуслышание говорят о необходимости сдерживания российской политики и не исключают открытого вооруженного конфликта. Проводятся постоянные попытки дестабилизировать экономическую и политическую ситуацию в Российской Федерации. Преследуется цель решить существующие международные проблемы, не учитывая, а порой и ущемляя интересы Российской Федерации.

На Россию оказывают давление по всем важным для жизни страны направлениям, направляя главные силы на понижение военно-экономических возможностей государства, стагнацию в стратегически значимых отраслях, замедление темпов развития научно-технической и технологической компоненты.

В сложившейся политической и экономической ситуации в России должна быть «по настоящему сильная и эффективная власть, нацеленная на переход к новым формам государственного управления, опирающаяся в своей деятельности на государственные структуры, способные корректно сдерживать, а при необходимости и жестко блокировать проявления различных социальных деструкций»4.

Принимая решение о создании ФС ВНГ на базе внутренних войск МВД России руководство страны имело замысел создать боеспособный орган, готовый противостоять террористическим и экстремистским вызовам современности. Таким образом, имеющие достаточный опыт борьбы с терроризмом внутренние войска передали своеобразную эстафету антитеррористической борьбы, созданной в 2016 г. ФС ВНГ.

Военнослужащие и сотрудники ФС ВНГ осознают все бремя возложенной на них ответственности. Так, положительным примером качественного выполнения поставленных задач может послужить участие ФС ВНГ в обеспечении государственной и общественной безопасности, поддержание правопорядка в период выборов Президента Российской Федерации и во время чемпионата мира по футболу, проходившего в нашей стране. И важно отметить, что в период проведения важнейших для жизни страны мероприятий вылазок террористов не допущено.

Борьба с терроризмом остаётся приоритетной задачей руководства Российской Федерации. Проведение точечных авиаударов, специальных мероприятий, адресных «зачисток» подразделениями специального назначения и разведки, воинских частей оперативного назначения. Результаты проводимых антитеррористических мероприятий (примером может послужить деятельность ВКС РФ в Сирии) говорят сами за себя и свидетельствуют о правильности выбранных форм и методов.

Руководство и личный состав ФС ВНГ понимают серьезность сложившейся обстановки и всю степень возложенной на них российским обществом ответственности за судьбу страны. Понимают, как важно не уронить высокоподнятое ВВ МВД знамя бескомпромиссной борьбы с терроризмом. Информационный центр ФС ВНГ Российской Федерации каждую неделю информирует об уничтожении инфраструктурных объектов, захвате оружия и боеприпасов, ликвидации лидеров боевиков. Так, по данным центра, только за несколько последних месяцев предотвращен не один десяток замышлявшихся террористами вылазок, убийств государственных, политических и религиозных деятелей и сотрудников правоохранительных структур, взрывов, диверсий, поджогов5.

Таким образом, ФС ВНГ РФ ежедневно ведет бескомпромиссную борьбу с террористическими вызовами и угрозами современности, поддерживают правопорядок и защищают демократически-правовую государственность, права и свободы граждан Российской Федерации.

1 Сигалов К.Е., Мукиенко И.Н. Возможности правовой антиципации на примере исламского финансового права // Пространство и Время. 2014. № 2(16). С. 116.

2 Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. 3 декабря 2015 г. Москва. Кремль. // Опубликовано на сайте rg.ru (Российская газета, мобильная версия) 3 декабря 2015 г.

3 См.: Лунеев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2005. С IV.

4 Григорьев О.В. Правовые реформы - ответ на вызов социальных деструкций // Административное и муниципальное право. 2011. № 8. С. 12-14.

5 См.: Байтимиров Р.К. Войска национальной гвардии: противодействие терроризму и экстремизму // Новая наука: От идеи к результату. 2017. № 1-1. С. 174-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.