Составляя эти варианты, ученики находят тог, который был задуман учителем.
Третья группа включает задачи, в которых операция перебора производится несколько раз и по отношению к разного рода объектам. Например, три компаньона одной фирмы хранят ценные бумаги в сейфе, на котором три замка. Они хотят распределить между собой ключи от замков так, чтобы сейф мог открываться только в присутствии хотя бы двух компаньонов. Как это можно сделать?[3]
Сначала перебирают все возможные случаи распределения ключей. Каждому компаньону можно дать по одному ключу, или по два разных ключа или по три.
Предположим, что у каждого компаньона по три разных ключа. Тогда сейф сможет открыть каждый компаньон, а это не соответствует условию.
Дадим каждому компаньону по два разных ключа. Первому - 1 и 2 ключи, второму- 1 и 3 ключи, третьему - 2 и 3 ключи. Проверим, когда придут два компаньона смогут ли они открыть сейф. Рассматриваются все возможные случаи.
Могут прийти первый и второй компаньоны, у них будут все ключи (1 и 2,
1 и 3). Могут прийти первый и третий компаньоны, у них тоже будут все ключи (1 и 2,
2 и 3). Наконец, могут прийти второй и третий компаньоны, у них тоже будут все ключи (1 и 3. 2 и 3).
Таким образом, чтобы найти ответ в этой задаче, нужно выполнить операцию перебора несколько раз.
В начальном курсе математики должны быть использованы все основные комбина-
торные задачи, которые встречаются в среднем и старшем звене, но уровень сложности должен быть приближен к начатьному курсу математики.
Особый интерес у учащихся начальной школы вызывают задачи комбинаторного характера которые решаются с помощью граф-дерева или ориентированного графа. Система обучения, в приоритетах которой на первое место выдвигаются методы нетрадиционной передачи готового знания, а овладение основными методиками математической деятельности, самостоятельное «открытие» учащимися свойств и отношений реального мира способствует формированию активной познавательной позиции. Комбинаторные упражнения, благодаря своему разнообразию, а следовательно, большим развивающим возможностям, интересному' и необычному содержанию вносят в урок математики элемент занимательности, создают тем самым благоприятный психологический климат. Помимо этого их систематическое использование в наибольшей степени способствует развитию вариативности мышления младших школьников [1].
1. Ежов И. И., Скороходов А. В., Я дрен ко М. И. Элементы комбинаторики. М., 1977.
2. Стойлова Л.П. Способы решения комбинаторных задач // Нач. шк. 1994. № 1.
3. Фшштова Е.П. Развитие мышления младших школьников. М., 2001.
4. Фуринов В.П. Развивающее обучение. М., 2000.
Поступила в редакцию 20.05.2003.
АДЕКВАТНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ УЧИТЕЛЯ
И.И. Белякова, Н.И. Боровская
Содержание образования является важнейшим условием качества подготовки современного специалиста. Сам принцип непрерывного образования специатиста в условиях современного мира предполагает поиск-проблем и их решений, часто определяется
требованиями повседневности как в области образования, так и в других сферах жизни.
Основное внимание в повышении квалификации учителя часто уделяется операциональной сфере профессионализма: профессиональным способам работы, приемам.
умениям, техникам и т. д. Это необходимо с точки зрения повышения результативности труда, совершенствования необходимых приемов и навыков преподавания. Однако при всей важности этих проблем содержание образования, его качественное наполнение должно иметь приоритетное значение. Проблема повышения квалификации не может рассматриваться вне контекста интересов личности самого учителя и интересов личности учащегося. Поэтому оно должно включать в себя, по меньшей мере, два направления: 1) профессиональные и личностные проблемы учителя, 2) весь комплекс проблем школы, с акцентом на личностные проблемы ученика.
Эволюция предполагает поднятие на качественно новый виток спирали развития. Эволюционирование образования зрелого человека, профессионала, дальнейшее повышение его квалификации должно осуществляться вместе с развитием его личности, которое предполагает изменения, связанные как с личностными смыслами, так и возрастными закономерностями личностного развития и этапом профессионального совершенствования, на котором находится специалист. Поэтому система повышения квалификации должна быть гибкой и адекватной индивидуальным личностным запросам учителя. Все это определяется потребностями человека.
Выдающийся психолог гуманистического направления А. Маслоу выделил высшие потребности, которые в той или иной степени присутствуют у человека. Наиболее значимыми среди них для процесса обучения и дальнейшей профессионализации учителя, с нашей точки зрения, являются познавательная потребность и потребность в самоактуализации. Развитие познавательной потребности у людей, работающих в сфере образования. достаточно очевидно. Потребность в самоактуализации присуща всем в различной степени, а по мнению А. Маслоу, она отмечена только у наиболее творческих людей и предполагает рост, развитие, самостоятельное самовыражение, активизацию всех возможностей личности человека (А. Маслоу, 1999). Стремление к высокому уровню профессионализма в своей профессии отталкивается от этой потребности. Ка-
ждому человеку необходимо реализовывать свою индивидуальность, свою собственную линию профессионального роста. Для того чтобы не испытывать проблем профессиональной деформации, учителю необходимо постоянно осуществлять профессиональное совершенствование и иметь широкий диапазон толерантности к проявлениям окружающей действительности, как внутри самой школьной среды, гак и в более широком контексте жизни человека в социуме, что обеспечивается в значительной степени развитием сознания человека. Необходимо иметь резерв способности к самоизменению. самосовершенствованию. Все это является важнейшим условием качества преподавания и базовым фактором всего процесса профессионализации специалиста. Поэтому необходимо предоставление творчески работающему профессионалу широкого диапазона возможностей выбора проблем, форм и методов повышения квалификации.
В широком смысле проблема повышения квалификации может быть рассмотрена с точки зрения получения знаний о мире, человеке, с целью широкой интеграции знания и проекции целостного знания в конкретную область как естественнонаучного (химию, физику, географию, биологию), так и гуманитарного направлений. Профессионал должен получать объем знаний как теоретического. так и прикладного характера. Обязательными, с нашей точки зрения, являются знания по философии и психологии, конкретному предмету преподавания. Важным направлением является группа собственно школьных проблем широкого спектра. Система повышения квалификации должна быть гибкой, непрерывной, опосредованной теми задачами и целями, которые стоят перед школой. Так, содержание проблем повышения квалификации определяется необходимостью гибко реагировать на реалии окружающего мира, такие как: экология, повышение интереса к предмету у учащихся, активизация мыслительной деятельности ученика, дифференциация по уровням знаний, работа с неуспевающими учениками, работа с одаренными школьниками, конкретные технологии преподавания, например, компьютерные технологии, взаимодействие учителя и ученика и многие другие. Коротко
остановимся на некоторых из них, например, использовании компьютера в учебном процессе, взаимодействии учителя и ученика, проблеме детской одаренности.
Условия компьютерного века, огромные возможности ЭВМ заставляют использовать информационные технологии как базовые при передаче информации. Возможности тестирования учащихся по конкретному предмету, скорость и качество обработки данных, широкие возможности программного обеспечения делают компьютер незаменимым в процессе преподавания на уроке. Кроме того, он позволяет осуществлять пошаговый контроль знаний учащегося, использовать аудио- и видеоинформацию, что позволяет учителю воздействовать на различные сенсорные каналы ученика и тем самым повышать качество восприятия информации. С помощью компьютера возможны различные формы дистанционного обучения с использованием интернета.
Не менее важной является проблема взаимодействия учителя и ученика. Личность человека проецируется в пространство межличностного взаимодействия, поэтому тема общения и взаимодействия в диаде «учитель - ученик» является важной и многоопределяющей. От эффективности этого взаимодействия нередко зависит результат обучения. Общение и взаимодействие в процессе обучения традиционно подразделяется на «дидактически-дисциплинарную» модель и «личностно-ориентированную». Приоритет при установке на гуманизацию и гу манитаризацию образования принадлежит личностно-ориен-тированному подходу, при котором учитель рассматривает учащегося как равного партнера по общению в процессе познания. Такой подход способствует росту личности самого учителя, но предъявляет требования к знанию психологии самого ребенка и особой позиции учителя, предполагающей у него развитие таких качеств как эмпатия, рефлексивность, умение встать на позицию ребенка и рассмотреть сигуацию с его точки зрения.
Другой интересной темой является работа с одаренными детьми. При этом важным является как обучение учителя работе с одаренными учащимися, так и знание особенностей творчески одаренного ребенка видов одаренности, методов выявления одаренных
детей, ознакомление с программами развития одаренных детей. В этом контексте интересна проблема развития способностей любого ребенка, с целью активизации его резервных возможностей в процессе обу чения, что также представляв! актуальную проблему школы, а также многие другие аспекты этой проблемы. Проблема детской одаренности, в свою очередь, как и другие темы, требует многоуровнего рассмотрения: от общетеоретических знаний до прикладных методик и программ обучения по выявлению и развитию детской одаренности. Все это также предполагает дифференциацию слушателей по уровню подготовленности, опыту и интересам в этой области. Тематика школьных проблем, которые могут быть использованы на курсах повышения квалификации учителя, богата и разнообразна.
Значительным недостатком существующей формы повышения квалификации является эпизодичность, которая не позволяет учителю систематически осуществлять свое профессиональное самосовершенствование. Важно учитывать инициативу в повышении квалификации, которая должна исходить от самих профессионалов, особенно при большом опыте работы и высоком уровне профессионального мастерства. Поиск путей совершенствования качества повышения квалификации заставляет искать различные подходы к решению этой проблемы. Одним из таких подходов является создание клубов по интересам как неформальной формы повышения квалификации учителей.
Профессиональное общение имеет важное значение, т. к. в процессе межличностного взаимодействия человек получает импульс, стимулирующий его на дальнейшее профессиональное, а возможно, и личностное совершенствование. Конкретный пример является очень эффективным средством дальнейшего личностною роста человека и профессионала. В процессе профессионального совершенствования происходит самореализация личностью своих потенциальных способностей, своих личностных устремлений, смыслов, жизненных целей. То есть, создание клубов является моделированием той среды, которая будет способствовать дальнейшему совершенствованию учителя. Природа мышления диалогична, поэтому важным
фактором развития является «коллективное мышление» членов клуба. На базе клубов возможно использование различных активных методов обучения, таких как групповая дискуссия, деловые игры и других, что позволит по ходу встреч, в процессе профессионального общения решать как проблемы, возникающие в школьной жизни, в образовательном процессе, так и в личной жизни учителя.
Клуб можно рассматривать как самораз-вивающуюся систему. Созданию атмосферы непринужденности может способствовать организация неформальных вечеров, встреч, чаепитий, различные экскурсии, беседы на различные темы, касающиеся мира, человека, его места в нем. проблем развития образования и различных его проблем, а также многие другие вопросы. Наличие профес-сионалов различных профилей позволит осуществлять междисциплинарные связи, осуществлять интеграцию знаний по ходу работы. Развитие общения в таких клубах позволит использовать их как постоянно действующую форму непрерывного образования, позволит решать многие проблемы учителя как профессиональные, так и личностные. Создание таких клубов возможно как на базе школ, так и межшкольных муниципальных учреждений.
В качестве других конкретных форм и методов повышения квалификации можно назвать: формирование групп по узко профессиональным интересам, по целям преподавания. предполагающим обмен мнениями по проблемам, использование игровых методов, деловых игр, круглых столов с привле-
чением различных специалистов. Возможно существование дифференциации на обязательные курсы и вариативные курсы по выбору. Важное значение имеют индивидуальные исследовательские формы обучения, наличие информации о библиографических новинках, новейших разработках не только в области образования, но и в других сферах человеческого деятельности, позволяющих учителю наполнить новым содержанием преподаваемый предмет. В качестве форм отчетности можно рекомендовать реферат по проблеме, разработку программы по конкретному курсу, индивидуальный исследовательский проект и др.
Таким образом, в процессе профессионализации сформировавшегося специшшста для повышения эффективности повышения его квазификации, важнейшим фактором является реализация творческих и познавательных потребностей и интересов самого профессионала. его личностный рост, владение им глубокой и разносторонней информацией о мире и о человеке как теоретического, так и прикладного характера, широким спектром узкоспециальных знаний по предмету. Не менее важными аспектами являются: связь с проблемами школы, интересами личности ребенка знание психологических особенностей, способностей, потребностей ребенка, а также использование в процессе повышения квалификации вариативных форм и методов получения информации, систематичность, реати-зация принципа непрерывности образования.
Поступила в редакцию 11.12.2002.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОТОРИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
Е.В. Малкина
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому, на протяжении всей жизни, мы пользуемся жестами, которые часто заменяют нам слова или дополняют их.
Исторический факт, что первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с