Научная статья на тему 'АДАПТИВНЫЙ СПОРТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

АДАПТИВНЫЙ СПОРТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВРОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗОРГАНИЗАЦИЯ / ЛИЦА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / ДЕТИ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / АДАПТИВНЫЙ СПОРТ / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Воробьев С.А., Набойченко Е.С.

Цель исследования - анализ возможностей адаптивного спорта в преодолении неврологической дезорганизации у лиц с РАС и интеллектуальными нарушениями. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 33 респондента (31 мать и два отца), воспитывающие детей в возрасте от 7 до 12 лет с РАС и интеллектуальными нарушениями. Также в исследовании приняли участие дети с расстройством аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями. Результаты исследования и выводы. На основе проведенного эксперимента разработаны практические рекомендации по привлечению таких детей к занятиям адаптивной физической культурой и возможности их социальной адаптации через спорт. Авторы приходят к выводу, что вовлечение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями в адаптивный спорт формирует положительную динамику не только в процессе социализации таких детей, но и взаимодействии ребенка и родителей, а также преодолении неврологических проблем, имеющихся у детей с расстройством аутистического спектра. Занятия адаптивным спортом существенно повышают уровень доверия ребенка к окружающему миру и позволяют преодолеть неврологическую дезорганизацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Воробьев С.А., Набойченко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE SPORTS AS A WAY OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER AND INTELLECTUAL DISABILITIES

Objective of the study was to analyze the possibilities of adaptive sports in overcoming neurological disorganization in people with autism spectrum disorder and intellectual disabilities. Methods and structure of the study. The experiment involved 33 respondents (31 mothers and two fathers) raising children aged 7 to 12 with ASD and intellectual disabilities. The study also involved children with autism spectrum disorder (ASD) and intellectual disabilities. Results and conclusions. On the basis of the experiment, practical recommendations have been developed for attracting such children to adaptive physical culture and the possibility of their social adaptation through sports. The authors come to the conclusion that the involvement of children with autism spectrum disorder and intellectual disabilities in adaptive sports creates positive dynamics not only in the process of socialization of such children, but also in the interaction of the child and parents, as well as overcoming neurological problems that children with autism spectrum disorder have. Adaptive sports significantly increase the level of a child's trust in the world around him and allow him to overcome neurological disorganization.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНЫЙ СПОРТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

АДАПТИВНЫМ СПОРТ КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

УДК/UDC 159.97

Поступила в редакцию 19.07.2023 г.

Информация для связи с автором: skorobey64@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Воробьев1 Доктор психологических наук, профессор Е.С. Набойченко2 1Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

2Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург

ADAPTIVE SPORTS AS A WAY OF SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER AND INTELLECTUAL DISABILITIES

PhD, Associate Professor S.A. Vorobev1 Dr. Psych., Professor E.S. Naboychenko2 1Saint-Petersburg scientific-research institute for physical culture, St. Petersburg 2Urals State Medical University, Yekaterinburg

Аннотация

Цель исследования - анализ возможностей адаптивного спорта в преодолении неврологической дезорганизации у лиц с РАС и интеллектуальными нарушениями.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 33 респондента (31 мать и два отца), воспитывающие детей в возрасте от 7 до 12 лет с РАС и интеллектуальными нарушениями. Также в исследовании приняли участие дети с расстройством аутистического спектра (РАС) и интеллектуальными нарушениями.

Результаты исследования и выводы. На основе проведенного эксперимента разработаны практические рекомендации по привлечению таких детей к занятиям адаптивной физической культурой и возможности их социальной адаптации через спорт. Авторы приходят к выводу, что вовлечение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями в адаптивный спорт формирует положительную динамику не только в процессе социализации таких детей, но и взаимодействии ребенка и родителей, а также преодолении неврологических проблем, имеющихся у детей с расстройством аутистического спектра. Занятия адаптивным спортом существенно повышают уровень доверия ребенка к окружающему миру и позволяют преодолеть неврологическую дезорганизацию.

Ключевые слова: неврологическая дезорганизация, лица с интеллектуальными нарушениями, дети с расстройством аутистического спектра, адаптивный спорт, адаптивная физическая культура.

Abstract

Objective of the study was to analyze the possibilities of adaptive sports in overcoming neurological disorganization in people with autism spectrum disorder and intellectual disabilities.

Methods and structure of the study. The experiment involved 33 respondents (31 mothers and two fathers) raising children aged 7 to 12 with ASD and intellectual disabilities. The study also involved children with autism spectrum disorder (ASD) and intellectual disabilities.

Results and conclusions. On the basis of the experiment, practical recommendations have been developed for attracting such children to adaptive physical culture and the possibility of their social adaptation through sports. The authors come to the conclusion that the involvement of children with autism spectrum disorder and intellectual disabilities in adaptive sports creates positive dynamics not only in the process of socialization of such children, but also in the interaction of the child and parents, as well as overcoming neurological problems that children with autism spectrum disorder have. Adaptive sports significantly increase the level of a child's trust in the world around him and allow him to overcome neurological disorganization.

Keywords: neurological disorganization, persons with intellectual disabilities, children with autism spectrum disorder, adaptive sports, adaptive physical culture.

Введение. Психологическое состояние родителей, воспитывающих ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями, характер их отношения к состоянию ребенка и их установки неразрывно связаны с тем, как к себе будет относиться и сам ребенок. Родитель является свидетелем того, как ребенок растет, именно родитель осуществляет воспитание, ухаживает за ребенком, закладывает установки и ценности ребенка. Воспитание ребенка с РАС накладывает отпечаток на родителя, так как необходимость постоянного наблюдения за эмоциональной сферой и состоянием здоровья ребенка, регулярно возникающие трудности на социально-бытовом уровне, вопросы педагогического характера и многие другие аспекты неврологической дезорганизации ребенка требуют повышенного внимания со стороны родителя. Это предъявляет повышенные требования к психическим ресурсам родите-

лей, погружает их в хроническое состояние стресса, что является потенциально угрожающим психическому благополучию не только родителей, но и ребенка.

Все это подводит к тому, что необходима помощь спортивного психолога в работе с такими детьми, которая должна быть направлена как на самого ребенка, так и на его родителей, для поддержания оптимального психологического состояния семьи. В таком случае результат работы будет охватывать не только отдельные аспекты психического функционирования ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями, как например, когнитивную сферу, но и будет способствовать реализации индивидуальных потребностей и интересов ребенка, способствовать преодолению неврологических проблем, гармоничному развитию его личности и реализации его психических потребностей.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями адаптивная физическая культура является одним из способов успешной социализации в обществе. Очень важно, чтобы к адаптивному спорту привлекался не только ребенок, но и создавались условия для семейного спорта. Вместе с родителем ребенку с РАС и интеллектуальными нарушениями гораздо проще пройти все этапы социализации и стать полноценным членом общества. В последние годы дети с РАС и интеллектуальными нарушениями активно участвуют в адаптивном спорте, и опора на их физические и психические особенности и возможности позволяет быстрее и эффективнее социализироваться. Адаптивный спорт для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями позволяет таким детям с ментальными проблемами помимо адаптации еще и решить проблемы неврологического характера.

Цель исследования - анализ возможностей адаптивного спорта в преодолении неврологической дезорганизации у детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 33 родителя (31 мать и два отца) и 33 ребенка в возрасте от 7 до 12 лет с РАС и легкими интеллектуальными нарушениями. Даны практические рекомендации по привлечению таких детей к занятиям адаптивной физической культурой и возможности их социальной адаптации через спорт.

Из 33 родителей в рамках опросника АСВ у 12 были выявлены негармоничные типы воспитания, при этом в рамках этой части выборки были выявлены только три типа негармонического воспитания - доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение и гипопротекция.

Результаты исследования и их обсуждение. Неврологическая дезорганизация - в рамках определения предполагает наличие функциональной дезадаптации регуляторных рефлекторных механизмов нервной системы, которое включает в себя неврологическую дезорганизацию соответствующего уровня или конкретной системы [3].

Важным фактором является также учет наличия этих ко-морбидных патологий, их степени тяжести и то, какие сферы жизни ребенка они задевают, какого вовлечения родителя требуют в ребенка и как родителем воспринимаются.

Одной из основных рекомендаций для родителей детей с РАС и интеллектуальными нарушениями является активное вовлечение таких детей в занятия адаптивной физической культурой. При этом важно учитывать следующие психические особенности при расстройстве аутистического спектра:

- психоэмоциональное состояние ребенка, особенности его психики: дети с РАС показывают большую замкнутость в сравнении с другими группами детей (синдромом Дауна и интеллектуальными нарушениями), и потребуется больше времени для их вовлечения в адаптивный спорт, или, наоборот, они могут быть гиперактивными, и такую активность придется тщательно корректировать, направляя в полезное для психологического развития ребенка русло;

- физические возможности ребенка: дети с РАС и интеллектуальными нарушениями более скованны, не всегда способны себя полноценно контролировать, и одна из задач адаптивной физической культуры для них - научить их управлять своим телом;

- психоэмоциональный климат в семье: важно, чтобы родители были активными участниками не только социально-психологической адаптации детей с РАС и интеллектуальными нарушениями, но и привлекали их к участию в адаптивном спорте, начиная с дошкольного возраста. Дети с РАС и неврологической дезорганизацией являются более замкнутыми, осторожными, менее коммуникабельными (в отличие от двух других групп детей), и поэтому вовлечение таких детей в адаптивный спорт должно проходить вместе с родителями. В этом случае дети с РАС смогут раньше встроиться в про-

цесс занятия спортом, и адаптация к спортивным условиям будет несоизмеримо выше.

Таким образом, при работе с семьей, воспитывающей ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями, спортивный психолог должен выделять два направления:

1) работа непосредственно с ребенком - с неврологической дезорганизацией и дезадаптацией;

2) работа с родителями - их установками, индивидуально-личностными особенностями, характером взаимоотношений с аутистическим ребенком.

Стратегии работы с детьми, имеющими нарушения такого характера, являются хорошо проработанными такими авторами, как А. В. Семенович, А. В. Цветков, Л. С. Цветкова, и все предполагают применение методов нейропсихологической коррекции. В первую очередь требуется упомянуть метод замещающего онтогенеза - комплексный подход к коррекции нарушений развития высших психических функций. Воздействием на сенсо-моторный уровень функционирования достигается не столько коррекция существующих дефицитов ВПФ, сколько закладывается фундамент для беспрепятственного формирования высших психических функций. Путем применения специфических двигательных, дыхательных и глазодвигательных упражнений достигается укрепление корково-подкорковых и межполушарных функциональных связей, что способствует улучшению функционирования первого и второго функционального блоков головного мозга, а также межполушарного взаимодействия [1].

Говоря о работе с родителями, отметим определенный разрыв между актуальной проблемой и представленной теоретической базой. Для того, чтобы составить первичные представления о распространенности проблемных установок к воспитанию детей аутистического спектра, был использован опросник «Анализ семейных взаимоотношений».

Доминирующая гиперпротекция как стиль воспитания характеризуется высоким объемом внимания к ребенку с аутистиче-скими проблемами и его потребностям, однако сопровождается множественными ограничениями и запретами. В ходе воспитания в таком ключе у ребенка с аутистическим расстройством не формируется самостоятельность [2]. Именно через вовлечение ребенка с РАС и интеллектуальными нарушениями в адаптивный спорт позволяет формировать в ребенке чувство самостоятельности, ответственности. Адаптивный спорт позволяет давать все больше самостоятельности в принятии решений ребенку с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Формирующаяся самостоятельность в спорте постепенно распространяется на всю жизнь ребенка.

Эмоциональное отвержение - родители в отношении ребенка могут оставаться эмоционально холодными, даже при условии удовлетворения объективных потребностей ребенка.

Гипопротекция - ребенок в определенной мере предоставлен самому себе, родители проявляют слабый интерес к нему и преувеличивают его самостоятельность. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов [4].

Распределение типов родительских отношений в семье, где воспитывали детей с РАС и интеллектуальными нарушениями, было следующим: доминирующая гиперпротекция занимает 42% от всего объема родителей, 16% продемонстрировали гипопротекцию, еще 42% демонстрировали такой тип дисфункциональных отношений, как эмоциональное отвержение. При этом не было выявлено таких типов, как потворствующая гиперпротекция и жестокое обращение родителей с детьми. Важно отметить, что среди родителей, имеющих детей с РАС и интеллектуальными нарушениями и вовлеченных в адаптивный спорт, уровень гиперпротекции существенно ниже, чем среди семей, где дети не вовлечены в занятия адаптивной физической культурой.

74

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | ОсЬЬег

Данное распределение подводит к тому, что структура дез-адаптивных отношений между родителем и ребенком с РАС и интеллектуальными нарушениями может скрывать за собой как проявляющиеся внешне аспекты, так и исключительно внутреннюю динамику, как в ситуации эмоционального отвержения [5].

Вовлечение детей с РАС и интеллектуальными нарушениями в занятия адаптивной физической культурой создает положительную динамику не только в процессе социализации таких детей, но и взаимодействия ребенка и родителей. Не только внешняя, но и внутренняя комплаентность родителя процессу социальной адаптации ребенка через спорт существенно повышается, возрастает уровень доверия ребенка родителю, а через это - к окружающему миру, так как часто для таких детей родители становятся одним из основных проводников во внешний мир.

Вывод. Вовлечение детей с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями в занятия адаптивной физической культурой позволяет существенно повысить возможности ребенка в социализации, а также преодолении его нервно-психических проблем.

По итогам проведенного исследования семьи, в которых дети с РАС и интеллектуальными нарушениями активно вовлечены в адаптивный спорт, показали существенно более высокие результаты по взаимодействию в процессе социализации, и более низкие - по гиперпротекции со стороны родителей. Это позволяет сделать вывод об однозначной пользе адаптивного спорта в процессе социализации детей с РАС и интеллектуальными нарушениями.

Литература

1. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова // Изд. 6-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. - 349 с. (Серия «Психологический практикум»).

2. Ковязина М.С. Нейропсихологический анализ патологии мозолистого тела / М.С. Ковязина. - М.: Генезис, 2016. - 178 с.

3. Могельницкий А.С. Неврологическая дезорганизация и способы ее коррекции / А.С. Могельницкий, А.С. Иванова, С.О. Пилявский // Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб., 2022. - С. 59-62.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А.В. Семенович. - М., 2017. - 474 с.

5. Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская // Изд. 4-е. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.

References

1. Istratova O.N. Praktikum po detskoy psikhokorrektsii: igry, uprazhneni-ya, tekhniki [Workshop on children's psycho-correction: games, exercises, techniques]. 6th ed. Rostov-on-Don: Feniks publ., 2021. 349 p. (Series "Psychological workshop").

2. Kovyazina M.S. Neyropsikhologicheskiy analiz patologii mozolistogo tela [Neuropsychological analysis of the pathology of the corpus cal-losum]. Moscow: Genezis publ., 2016. 178 p.

3. Mogelnitsky A.S., Ivanova A.S., Pilyavsky S.O. Nevrologicheskaya dez-organizatsiya i sposoby yeye korrektsii [Neurological disorganization and ways of its correction]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. St. Petersburg, 2022. pp. 59-62.

4. Semenovich A.V. Neyropsikhologicheskaya korrektsiya v detskom voz-raste. Metod zameshchayushchego ontogeneza [Neuropsychological correction in childhood. Method of replacement ontogenesis]. Moscow, 2017. 474 p.

5. Chomskaya E.D. Neyropsikhologiya [Neuropsychology]. 4th ed. St. Petersburg: Piter publ., 2015. 46 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

МОНИТОРИНГ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ БОЕВЫМ ИСКУССТВОМ КАРАТЭ

Соискатель А.Г. Байхаджиев1

'Московский государственный университет спорта и туризма, Москва

УДМ^С 796.8

Ключевые слова: боевое искусство, каратэ, функциональное состояние, тренировочные занятия.

Цель исследования - оценить функциональное состояние и определить отстающие компоненты подготовленности у подростков 10-14 лет, занимающихся боевым искусством каратэ в течение годичного тренировочного цикла.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе боевого клуба «Спарта» (г. Смоленск) с октября 2021 по сентябрь 2022 гг. Для мониторинга функциональной подготовленности применялся комплекс тестовых испытаний (PWC170, МПК, гарвардский степ-тест), которые отражают особенности деятельности систем организма в процессе выполнения физической нагрузки. В процессе исследования было выполнено три среза: октябрь, апрель, сентябрь. Полученные результаты позволили определить отстающие стороны функциональной подготовленности подростков 1014 лет, занимающихся боевым искусством каратэ в течение годичного тренировочного цикла.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты проведенных исследований показывают, что у спортсменов 10 и 14 лет в каратэ происходит незначительное увеличение показателей PWC170 в процессе годичного тренировочного цикла на 30,7±5,8 и 31,5±6,1 кГм/мин, соответственно (р>0,05). Показатели PWC170 достоверно выше у спортсменов 14 лет, которые обуславливаются морфологическими перестройками организма (р<0,05). В начале (апрель) и конце (сентябрь)

MONITORING OF THE FUNCTIONAL STATE OF ADOLESCENTS IN THE PROCESS OF LESSONS IN THE MARTIAL ART OF KARATE

Applicant A.G. Baykhadzhiev1

'Moscow State University of Sport and Tourism, Moscow

Поступила в редакцию 20.08.2023 г.

соревновательного периода годичного тренировочного цикла показатели МПК у спортсменов 14 лет, занимающихся каратэ, достоверно превышают результаты спортсменов 10 лет на 9,9±0,7 и 7,8±0,6 мл/мин/кг, соответственно (р<0,05). Результаты проведения гарвардского степ-теста показали, что в процессе годичного тренировочного цикла, как у спортсменов 10, так и 14 лет, занимающихся каратэ, происходит незначительное увеличение показателей на 4,5±0,3 и 4,8±0,4 у.е. (р>0,05). У спортсменов 14 лет, занимающихся каратэ, показатели гарвардского степ-теста незначительно превышают показатели у спортсменов 10 лет (р>0,05).

Вывод. Установлено, что у спортсменов 10-14 лет, занимающихся каратэ, в процессе годичного тренировочного цикла показатели функциональной подготовленности имеют тенденцию к незначительному улучшению. Многие показатели между спортсменами 10 и 14 лет практически не отличаются друг от друга, что свидетельствует о низкой эффективности применяемых тренировочных средств в процессе многолетней подготовки.

Литература

1. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования, морфобиомеханический подход: научно-методическое пособие / В.П. Губа. - М.: Советский спорт, 2012. - 383 с.

2. Масягина Н.В. История и теория физической культуры. Технологии физического воспитания: учебное пособие / Н.В. Масягина, Э.А. Зюрин, Л.В. Тарасова, А.В. Гадалов, Е.Н. Петрук. - Владимир, 2019. - 292 с.

Информация для связи с автором: vbe-067@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.