Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
341
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВО АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / ДЕТИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / УРОК / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ИНВЕНТАРЬ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Русанова Светлана Николаевна

Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей затрудняют организацию занятий по физическому воспитанию, необходимых для развития ребенка. В связи с этим актуальной задачей является поиск подходов для развития физической активности детей с РАС. Значительным развивающим потенциалом обладают подвижные игры, так как игровая деятельность является естественной формой деятельности ребенка, выступает инструментом познания им окружающей среды и мира. Целью исследования является обоснование эффективности применения подвижных игр в физическом воспитании детей с расстройствами аутистического спектра. В результате экспериментальной проверки эффективности воздействия разработанной методики комплекса подвижных игр у детей с расстройствами аутического спектра наблюдалась положительная динамика. В статье также приводится описание комплекса упражнений для физического развития детей с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Русанова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MOBILE GAMES FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL ACTIVITY OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Autism Spectrum Disorders (ASD) in children make it difficult to organize physical education classes necessary for the development of the child. The search for approaches for the development of physical activity in children with ASD is an urgent task. Mobile games have a significant developmental potential, since game activity is a natural form of a child's activity, acts as a tool for understanding the environment and the world. The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of the use of outdoor games in the physical education of children with autism spectrum disorders. As a result of experimental verification of the effectiveness of the impact of the developed methodology of the complex of outdoor games in children with autism spectrum disorders, a positive trend was observed. The article also provides a description of a set of exercises for the physical development of children with ASD.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Здоровьесберегающие технологии

85

УДК 376.3

DOI: 10.25688/2076-9091.2022.47.3.8 Светлана Николаевна Русанова

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия Rusanovasn@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2345-8690

Применение подвижных игр для развития физической активности детей с расстройствами аутистического спектра

Аннотация. Расстройства аутистического спектра (РАС) у детей затрудняют организацию занятий по физическому воспитанию, необходимых для развития ребенка. В связи с этим актуальной задачей является поиск подходов для развития физической активности детей с РАС. Значительным развивающим потенциалом обладают подвижные игры, так как игровая деятельность является естественной формой деятельности ребенка, выступает инструментом познания им окружающей среды и мира. Целью исследования является обоснование эффективности применения подвижных игр в физическом воспитании детей с расстройствами аутистического спектра. В результате экспериментальной проверки эффективности воздействия разработанной методики комплекса подвижных игр у детей с расстройствами аутического спектра наблюдалась положительная динамика. В статье также приводится описание комплекса упражнений для физического развития детей с РАС.

Ключевые слова: расстройство аутического спектра, дети, подвижные игры, урок, комплекс упражнений, инвентарь, методика

UDC 376.3

DOI: 10.25688/2076-9091.2022.47.3.8

Svetlana Nikolaevna Rusanova

Moscow City University, Moscow, Russia Rusanovasn@mgpu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2345-8690

The use of mobile games for the development of physical activity of children with autism spectrum disorders

Abstract. Autism Spectrum Disorders (ASD) in children make it difficult to organize physical education classes necessary for the development of the child. The search for approaches for the development of physical activity in children with ASD is an urgent task. Mobile games have a significant developmental potential, since game activity is a natural form of a child's activity, acts as a tool for understanding the environment and the world. The purpose of the study is to substantiate the effectiveness of the use of outdoor games

© Русанова С. Н., 2022

in the physical education of children with autism spectrum disorders. As a result of experimental verification of the effectiveness of the impact of the developed methodology of the complex of outdoor games in children with autism spectrum disorders, a positive trend was observed. The article also provides a description of a set of exercises for the physical development of children with ASD.

Keywords: autism spectrum disorder, children, outdoor games, lesson, set of exercises, inventory, methodology

Введение

По данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), у 1 ребенка из 100 наблюдается расстройство аутистического спектра [2].

Важность социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) ставит перед обществом новые задачи, которые надо решать быстро и качественно, создавая детям комфортные условия для их дальнейшего развития. Одной из важных форм развития детей является физическая активность, качество которой не только способствует физическому развитию, но и определяет качество социализации [12, 13].

Для решения задачи физического воспитания детей с РАС необходима планомерная, долгосрочная, и систематическая работа, основанная на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и специфики протекания заболевания [9], где основная роль будет отводиться ребенку и его отношению к занятиям и способности к преодолению многочисленных трудностей, с которыми он будет сталкиваться. Качество физического воспитания детей с РАС имеет значение с различных точек зрения. Для улучшения общего состояния здоровья и формирования элементарных двигательных навыков, для повышения количества контактов с внешним миром и содействия социализации, при успешном включении ребенка в программы физического развития возможно достижение спортивных результатов, что положительно влияет на самовосприятие ребенка и способствует его более успешной интеграции в общество. Расстройства аутического спектра проявляются в ограничении возможностей взаимодействия с внешним миром, поэтому поиск путей для обеспечения контактов с окружением является важной задачей педагога и родителей. В системе физического воспитания возможно подобрать значительный арсенал средств, подходящих особенностям психического состояния детей с РАС. Подвижные игры обладают значительным развивающим потенциалом, так как игровая деятельность является естественной формой деятельности ребенка, выступает инструментом познания окружающей среды и мира [10, 14].

Ценность подвижных игр заключается в использовании в них естественных движений человека (ходьба, бег, прыжки, метания, ловля и др.), которые в различных сочетаниях способствуют не только комплексному физическому

развитию [5, 14], но и создают непринужденные социальные ситуации рефлексии внешних стимулов, моделирования и чувства достижения.

Значимость физической активности детей с расстройствами аутистическо-го спектра в целом, и подвижных игр в частности, подчеркивается в многочисленных трудах таких известных педагогов и психологов, как Н. П. Аникеева, З. М. Богуславская, Л. С. Выготский, О. Е. Дудник, Е. О. Смирнова, А. П. Усова [1, 3, 4, 6, 8]. Ученые едины во мнении, что подвижные игры — это всегда творческая деятельность, в них воплощена естественная потребность ребенка в движении, что в игре реализуется потребность принятия самостоятельного решения. Подвижные спортивные игры позволяют ребенку постепенно знакомиться с окружающей его действительностью путем простейшего игрового моделирования. В игровой форме облегчается задача ощущения и восприятия ребенком целостной картины мира, адаптации к нему и к дальнейшей интеграции в социальную среду.

Разработка методик физического воспитания с помощью подвижных игр не является сложной задачей, поскольку РАС редко сопровождаются физическими расстройствами. В основном РАС связаны с нетипичной системой восприятия и обработки информации, с особенностями мыслительной деятельности и социального поведения, у детей с РАС часто возникают проблемы с речью и общением [7]. Обучение подвижным играм и включение их в программу развития ребенка невозможно без обращения к речевому инструктированию — демонстрация элементов игры, действенное стимулирование к моделированию движений создает более комфортную среду взаимодействия ребенка и педагога, а следовательно, их взаимодействие станет более эффективным. Повторение движений и элементов игры постепенно развивает способность действовать самостоятельно не только во время занятий, но и в иных ситуациях повседневной жизни.

Наше исследование проводилось с целью обоснования эффективности применения подвижных игр в физическом воспитании детей с расстройствами аутистического спектра. На основании данных исследования мы разработали игровой комплекс физических упражнений для повышения эффективности занятий в детских группах, а также для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Материалы и методы исследования

Программа развития физической активности с помощью подвижных игр рассчитана на три месяца. В течение этого периода при трехразовых занятиях в неделю (45 мин.) проводилось исследование контрольной и экспериментальной групп занимающихся с последующей оценкой полученных результатов.

В исследовании принимали участие дети с расстройствами аутистического спектра, которые были разделены на две группы по результатам тестирования, педагогического наблюдения схожих физических качеств.

1-я группа (контрольная) — 15 детей, выполнявших в ходе исследования стандартные упражнения по программе ФГОС ОВЗ АООП 8.2 [11].

2-я группа (экспериментальная) — 15 детей, выполнявших в ходе исследования стандартные упражнения по программе ФГОС ОВЗ АООП 8.2 посредством подвижных игр. В данной группе также был введен фактор дополнительных самостоятельных занятий в домашних условиях под контролем родителей с последующей оценкой качества выполнения ранее изученных упражнений, социального взаимодействия и вхождения ребенка в детский коллектив.

Комплексное обследование занимающихся проводилось перед началом исследования и после его завершения и подразумевало анализ результатов: челночный бег (3 х 10 м); три кувырка вперед; метание теннисного мяча на дальность; метание теннисного мяча на точность; ведение мяча.

Кроме того, у детей с расстройствами аутистического спектра, принимавших участие в нашем исследовании, наблюдались двигательные нарушения с дистонией мышечного тонуса, которые проявлялись в общей неловкости, слабости кистей рук, неспособности выполнять многие движения, поэтому для улучшения двигательной активности подбирались несложные физические упражнения с определенной мышечной нагрузкой.

При проведении занятий необходимо соблюдать алгоритм выполнения упражнений. Обязательным условием начала занятий было выяснение поведенческих и социальных особенностей ребенка, уровня развития его коммуникативных способностей. Данные получались на основе беседы с родителями и наблюдения. По результатам собеседования выстраивалась стратегия взаимодействия: для некоторых детей объяснения строились с использованием словесных методов обучения, демонстрации и показа, рассказа и беседы, инструктирования; для другой группы детей возможным было использование лишь наглядного метода без прямого словесного обращения к ребенку.

Подготовительный этап подразумевал создание психологической среды, где педагоги выясняли особенности детей, их пристрастия и страхи, пытались оценить уровень возможностей ребенка со слов родителей, подбирали методы для взаимодействия, коллегиально принимали решения индивидуальной коррекционной помощи каждому ребенку и на основе полученных данных разрабатывали общие положения. С помощью родителей педагоги ежедневно выясняли весь маршрут ребенка, давали консультации, при необходимости вносили изменения, и дети постепенно включались в режимные моменты и принимали предъявляемые к ним требования.

Для создания социальных рамок взаимодействия педагогический коллектив, организовывавший занятия, выстраивал единую линию поведения с учетом требований, предъявляемых к ребенку с расстройствами аутического спектра,

формируя тем самым у них уверенность и спокойствие. Это способствовало созданию комфортной и развивающей среды для объединения и установления доверительных отношений всех участников процесса, помогало детям постепенно справиться со своими особенностями, извлекало ребенка из его внутреннего мира, раскрывая его сильные стороны, показывая образец поведения и эмоционального восприятия, обучая его новым ощущениям, способствовало гармонизации его отношений с миром. Благодаря стимуляции коммуникации, общения возникали доверительные отношения между занимающимися и педагогами. В результате дети с РАС начинали более интенсивно общаться и выражать свои желания, у них проявлялся интерес к познанию, активизировались социальные навыки, улучшались навыки самообслуживания, что помогало им выйти на новый уровень развития. Взрослые на протяжении занятий сопровождали ребенка и помогали ему, направляя его действия, корректируя поведение и эмоциональные реакции для более быстрой адаптации в детском коллективе. Сама ситуация обучения подвижным играм способствовала выражению детьми своих потребностей, помогала вызвать на контакт другого ребенка, а педагог предъявлял образец поведения во время игры, находясь в поле зрения ребенка. Постепенно дети стали свободнее принимать пугающие их ранее ситуации, формировать стереотипы действий, а количество травмирующих тревожных ситуаций начало сокращаться. Потребность в помощи взрослых со временем также сокращалась, и ребенок смог запоминать алгоритм последующих действий для самостоятельного выполнения.

При систематических занятиях физическими упражнениями на подготовительном этапе двигательная активность сформировала у детей физическую базу для дальнейших занятий, что способствовало расслаблению, снятию у них стресса, определению возможности почувствовать себя безопасно в новой среде, развитию умений различать и контролировать свои эмоции (радость, огорчение, злость, успешность). Во время занятий с детьми взрослые пользовались самыми простыми фразами и озвучивали все свои действия при выполнении упражнений, способствуя тем самым формированию речи ребенка. Именно на этом этапе нами были предложены различные развивающие подвижные игры, которые оказывали на детей положительное воздействие. В начале игры детям объяснялись правила игры, показывались и проговаривались выполняемые им действия. Все негативные реакции, возникающие в процессе игры, были непродолжительными, дети уже могли спокойно проводить время в одном коллективе, при этом еще не контактируя и избегая друг друга.

На этапе систематических занятий при выполнении базового комплекса отслеживался также и социальный эффект: в процессе регулярных занятий дети научились взаимодействовать в коллективе, они стали смелее, охотнее учавствовали в занятиях, и постепенно помощь взрослых стала минимальной. Для формирования привычки к групповому взаимодействию со сверстниками мы создавали на занятиях звуковой фон (шум городских улиц, громкие голоса,

пение птиц, плеск воды и т. д.), чтобы помочь детям научиться не пугаться незнакомых звуков, являющихся частью любой ситуации повседневности. Сопровождение тренировочных занятий музыкальными аудиосказками формировало у детей умение вслушиваться в неречевые звуки, развивая тем самым память, внимание, координацию движений, умение ждать своей очереди для выполнения упражнений. Чтобы ребенок во время проведения игры не чувствовал излишнего давления, педагог находился от него на расстоянии полусогнутой руки и как бы в тени, но в поле его зрения, практически незаметно для ребенка. Текст произносился ровным, спокойным голосом без интонации и резких движений, сохраняя безопасную для ребенка психологическую дистанцию. На этом этапе важно было установить эмоциональный контакт и дать ребенку почувствовать себя в безопасности рядом с незнакомым взрослым, поэтому игры необходимо повторять ежедневно в неизменном порядке, в четко, без импровизаций, организованном комплексе физических упражнений. Участие родителей в данном процессе обязательно, для этого мы предлагаем ряд обучающих сессий для родителей. При определении игр для детей с расстройствами аутического спектра педагоги обращали внимание на способность детей во время игры регулярно выражать положительные эмоции, и особенно при взаимодействии со взрослыми.

В комплекс игровых приемов включались коррекционные упражнения, направленные на развитие двигательных навыков, общих движений, мелкой моторики, улучшая тем самым психофизическое состояние детей. Для развития координации движения мы использовали спортивный инвентарь «Черепаха» (наполненная водой) и играли в игру «Мы плывем». В начале игры ребенку предлагалось лечь на воду на живот, затем на спину, а взрослый, покачивая его с разной интенсивностью, произносил такие слова: «Море, море, тихое, а теперь пришла волна и качает нас она». В процессе игры ребенку предлагалось изменить положение тела (лежа - стоя), сопровождая словами: «Море, море нас качало, а теперь я постою. Ровно, ровно я стою, равновесие держу», где педагог страховал ребенка, помогая встать и удерживать равновесие, чтобы в дальнейшем он смог самостоятельно выполнить данное действие. Детям это упражнение нравилось, оно использовалось для формирования целенаправленных действий общей моторики, внимания, памяти и укрепления физической формы.

Для формирования взаимодействия с другими детьми предлагалась игра эстафета «Пройди препятствие, собери мячики». В спортивном зале выстраивалась полоса препятствий, состоящая из спортивного инвентаря: мат, мягкие модули (кубы, бруски, подушки), дорожки «Топотошки» с нарисованными следами рук и ног и корзина с массажными мячами. В начале использовался один элемент эстафеты, где дети учились правильному выполнению упражнения. С каждым последующим занятием добавлялся следующий элемент эстафеты. Таким образом, у детей с расстройствами аутического спектра формировалась взаимная поддержка и согласованность действий.

На ориентировку в частях тела, внимание, целенаправленные движения и координацию рук проводились физкультминутки с музыкальным сопровождением.

Для коррекции мелкой моторики детям предлагались игры с песком, крупами, бусинками, пазлами, мозаикой, пластилином, карандашами, шнуровками. Сначала в игру был привлечен один ребенок, затем подключали постепенно по одному ребенку, пока не была задействована целая группа, формируя правило соблюдения очередности, взаимодействия и общения детей в группе. В игре «Поймай жучка» детям давали по пластмассовому пинцету, чтобы из коробки выловить жучков и приклеить их на листок, результат подсчитывался вместе с педагогом. В игре «Лохматый пес» взрослый был водящим, сидел на корточках и закрывал нос руками, а другой взрослый читал стихотворение: «Пес, пес, как живешь, в лохматых лапах прячешь нос. Подойдем к нему поближе, поглядим, что же выйдет». Дети с педагогом подходили к сидящему взрослому и пытались его разбудить, он вставал и ловил детей со словами «гав, гав», детям очень нравилась игра, они хотели сами участвовать в роли водящего.

К концу исследования дети спокойно могли находиться в группе, играли парами и все вместе бегали. Родителям было объяснено, что самое главное в физическом развитии детей — это игровая деятельность ребенка, его взаимодействие со сверстниками, умение самостоятельно выполнять физические действия.

Также было проведено несколько открытых уроков, на которых родители вовлекались в совместную игровую деятельность с детьми.

Таблица 1

Комплексы упражнений для контрольной и экспериментальной групп

Комплекс упражнений для контрольной группы Комплекс упражнений для экспериментальной группы

1. Определение частей тела 1. Определение частей тела

2. ОРУ в движении и на месте 2. ОРУ в движении и на месте

3. Упражнения с мячом, «поймай мяч» 3. Упражнения с мячом, «поймай мяч»

4. Прыжки по буквам 4. Прыжки по буквам

5. Упражнения с гантелями 5. Упражнения с гантелями

6. Упражнения с набивным мячом 6. Упражнения с набивным мячом

7. Упражнения махи ногами (стоя с опорой и без) 7. Упражнения махи ногами (стоя с опорой и без)

8. Разные техники бега 8. Разные техники бега

9. ОФП 9. ОФП

10. Упражнения на формирование навыка правильной осанки 10. Упражнения на формирование навыка правильной осанки

11. Упражнения на внимание 11. Упражнения на внимание

12. Упражнения на дыхание, расслабление 12. Упражнения на дыхание, расслабление

13. Подвижные игры: «Мы плывем»; «Пройди препятствие, собери мячики»; «Поймай жучка»; «Лохматый пес»

В ходе исследования анализу были подвергнуты следующие показатели: координация движений, скорость, сила, ловкость, быстрота, полученные на основании тестов (челночный бег 3 х 10 м, сек.; три кувырка вперед, сек.; метание мяча на дальность, м; метание мяча на точность, м; ведение мяча, сек.). Статистическая обработка данных была выполнена с использованием пакета прикладных статистических программ ^-критерия Манна - Уитни. Различия считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты исследования

Для контроля за изменением состояния обучающихся с расстройством аутического спектра нами был проведен анализ физического развития в течение исследования.

На начало эксперимента показатели физического состояния детей с расстройством аутического спектра в контрольной и экспериментальной группах практически не отличались и соответствовали должным возрастным нормам (табл. 2).

Таблица 2

Показатели физического развития детей (М ± т)

№ Группы Рост, см Масса тела, кг Р

1 Контрольная группа 131,66 ± 0,21 37,06 ± 0,19 Р > 0,05

2 Экспериментальная группа 133,26 ± 0,26 36,06 ± 0,21 Р > 0,05

В таблице 3 представлены обобщенные результаты физического развития детей с расстройствами аутического спектра на констатирующем этапе эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 3

Обобщенные результаты физического развития

Группы Уровни физического развития

Высокий Средний Низкий

Контрольная группа - 26,66 % (4) 73,33 % (11)

Экспериментальная группа - 6,66 % (1) 93,33 % (14)

Во время занятия проводился контроль общего самочувствия занимающихся, оценивался уровень нагрузки на их организм. В результате проверки эффективности воздействия разработанной методики комплекса подвижных игр у детей с расстройствами аутического спектра в ходе педагогического эксперимента установлено, что в экспериментальной группе (ЭК) наблюдалась положительная динамика физического развития детей с расстройствами аутического спектра 66,66 % (10 человек) — высокий уровень развития, 26,66 % (4 человека) — средний уровень развития и 6,66 % (1 человек) — низкий

уровень развития, в контрольной же группе (КГ) изменений не наблюдалось (р < 0,05) (табл. 4).

Таблица 4

Обобщенные результаты физического развития детей с расстройствами аутического спектра

Группы Уровни физического развития

Высокий Средний Низкий

Контрольная группа - 33,66 % (5) 66,66 % (10)

Экспериментальная группа 60 % (9) 26,66 % (4) 6,66 % (1)

В челночном беге получены положительные результаты у ЭГ после применения подвижных игровых видов спорта — 93 % (14 человек) показали средний уровень физического развития, 6,66 % (1 человек) — низкий уровень по сравнению с КГ, где 20 % (3 человека) показали средний уровень физического развития и 80 % (10 человек) — низкий уровень, что находится в зоне незначимости (р < 0,05). А при выполнении упражнения «три кувырка» в ЭГ 93,33 % (14 человек) продемонстрировали низкий уровень физического развития) и только 6,66 % (1 человек) показал средний уровень, по сравнению с КГ (р < 0,05).

После выполнения упражнения «метание мяча на дальность и точность» методом статической обработки и в ЭГ и КГ существенных изменений не было выявлено (р < 0,05).

При выполнении упражнения «ведение мяча» в ЭГ 93,33 % (14 обследуемых) показали средний уровень физического развития и 6,66 % (1 человек) — низкий. После эксперимента в КГ 13,33 % (2 человека) показали средний уровень физического развития, а 86,66 % (13 обследуемых) — низкий.

Итоговые результаты физического развития детей с расстройствами аути-стического спектра после эксперимента представлены в таблице 5.

Таблица 5

Итоговые результаты физического развития детей с расстройствами аутистического спектра после эксперимента

Контрольная Экспериментальная

№ Вид упражнения группа группа

и эмп Р и эмп Р

1 Челночный бег 3 х 10 м 112,5 Р < 0,05 29,5 Р < 0,01

2 Три кувырка вперед 73,5 Р < 0,05 107 Р < 0,05

3 Метание мяча на дальность 91,5 Р < 0,05 110 Р < 0,05

4 Метание мяча на точность 93 Р < 0,05 90,5 Р < 0,05

5 Ведение мяча 94,0 Р < 0,05 14 Р < 0,01

Родители подтверждают улучшение общего самочувствия своих детей, речевых навыков, повышение мотивации к регулярным занятиям физическими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

упражнениями, как самостоятельно, так и в детском коллективе, и особенно желание повторить изученные упражнения в домашних условиях.

Выводы

Таким образом, на основе исследования и апробации комплекса упражнений с применением подвижных игр очевидно, что эффективность разработанных методик применения подвижных игр в процессе занятий физической культурой свидетельствует об улучшении функционального состояния их организма, является статически достоверной: показатели улучшения общего состояния испытуемых выше по сравнению с данными, полученными в контрольной группе. Наблюдение и опросы родителей свидетельствуют, что занятия физическими упражнениями с элементами подвижных игр способствуют не только физическому развитию детей, но и адаптации и социализации в обществе, выводя тем самым их на новый уровень развития.

Список источников

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: книга для воспитателя. М.: Просвещение, 2018. 72 с.

2. Аутизм [Электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders

3. Богословская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста: книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М: Смысл; Эксмо, 2004. 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).

5. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми / пер. с англ. В. Дегтяревой; науч. ред. С. Анисимова. 2-е изд. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 272 с.

6. Дудник О. Е. Влияние занятий по адаптивной физической культуре на психомоторное развитие детей с расстройствами аутического спектра // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции / под ред. Г. В. Бугаева, О. Н. Савинковой. Воронеж: Научная книга, 2017. С. 428-430.

7. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей: пособие по практической психологии. М.: Линка -пресс, 2018. 218 с.

8. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. 96 с.

9. Придатченко М. В., Веселова П. В. Игра в социальном развитии инвалидов // Инвалиды - Инвалидность - Инвалидизация: мат-лы Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: Научно-исследовательский социологический центр, 2018. С. 515-518.

Здоровьесберегающие технологии

95

10. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами артистического спектра [Электронный ресурс] // Реестр основных общеобразовательных программ. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/12697e0dbba130f8b0cb592ee447ca27.pdf

11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с ограниченными возможностями. Приложение № 8. Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутического спектра [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/70862366/47c0c676c4eea47d6f8dd080df4 a487f/#friends

12. Гавриш Т. А., Мазурова Н. В. Повышение уровня социализации детей с РАС: психолого-педагогическая программа // International Journal of Medicine and Psychology. Учредители: ИП Клюева М. М. Т. 4. № 5. С. 113-118.

13. Морозова, М. А., Налобина А. Н. Обоснование методики обучения катанию на коньках детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Физкультурное образование Сибири. 2015. Т. 33. № 1. С. 68-73.

14. Мусралинова А. Х., Стоцкая Е. С. , Налобина А. Н. Оценка физической подготовленности юных футболистов с общими расстройствами поведения и психическими нарушениями // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта: мат-лы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Омск, 19-20 февраля 2019 года / Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск, 2019. С. 178-185.

References

1. Anikeeva N. P. Game education: A book for an educator. M.: Enlightenment, 2018.

72 p.

2. Autism [Electronic resource] // Official website of the World Health Organization. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders

3. Bogoslovskaya Z. M., Smirnova E. O. Educational games for children of primary school age: A book for a kindergarten teacher. M.: Enlightenment, 1991. 207 p.

4. Vygotsky L. S. Psychology of child development. M: Sense; Eksmo, 2004. 512 s. (Series "Library of World Psychology").

5. Delaney T. The development of basic skills in children with autism: An effective method of play activities with special children / Translated from English by V. Degtyareva; Scientific ed. by S. Anisimov. 2nd ed. Yekaterinburg: Rama Publishing, 2016. 272 p.

6. Dudnik O. E. The influence of adaptive physical culture classes on the psychomotor development of children with autism spectrum disorders // Physical culture, sport and health in modern society. Collection of scientific articles of the All-Russian full-time and part-time scientific and practical conference with international participation / Edited by G. V. Bugaev, O. N. Savinkova. Voronezh: Scientific Book, 2017. Р. 428-430.

7. Martsinkovskaya T. D. Diagnostics of mental development of children: A manual on practical psychology. M.: Link-press, 2018. 218 p.

8. Usova A. P. The role of play in the upbringing of children / Edited by A. V. Zaporo-zhets. M.: Enlightenment, 1976. 96 p.

9. Pridatchenko M. V., Veselova P. V. Game in the social development of the disabled // Disabled - Disability - Disability. Materials of the international scientific and practical conference. Nizhny Novgorod: Scientific Research Sociological Center, 2018. Р. 515-518.

10. An approximate adapted basic educational program for preschool education of children of early and preschool age with autism spectrum disorders [Electronic resource] // Register of basic general education programs. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/ files/12697e0dbba130f8b0cb592ee447ca27.pdf

11. Federal State educational standard of general education for students with disabilities. Appendix № 8. Requirements for OOP NOO of students with autism spectrum disorders [Electronic resource] // Garant. URL: http://base.garant.ru/70862366/47c0c676c4eea47d6f8 dd080df4a487f/#friends.

12. Gavrish T. A., Mazurova N. V. Increasing the level of socialization of children with ASD: psychological and pedagogical program // International Journal of Medicine and Psychology. Founders: I P Klyueva M. M. Vol. 4. № 5. P. 113-118.

13. Morozova M. A., Nalobina A. N. Justification of the methodology for teaching ice skating to preschool children with early childhood autism // Physical education of Siberia. 2015. Vol. 33. № 1. S. 68-73.

14. Musralinova A. Kh., Stotskaya E. S., Nalobina A. N. Assessment of the physical fitness of young football players with general behavioral disorders and mental disorders // Actual problems of adaptive physical culture and sports: Materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Omsk, 2019, February 19-20 / Siberian State University of Physical Culture and Sports. Omsk, 2019. S. 178-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.