Научная статья на тему 'Адаптивность: механизмы и прогнозирование психической адаптации матерей в процессе взросления детей с двигательной патологией'

Адаптивность: механизмы и прогнозирование психической адаптации матерей в процессе взросления детей с двигательной патологией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
442
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОСТЬ МАТЕРЕЙ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ АДАПТИВНОСТЬ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ-ПРЕОДОЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ «ВОСХОДЯЩЕГО РАВНОВЕСИЯ» / MECHANISM OF "ASCENDING BALANCE" / ADAPTABILITY OF MOTHERS / NEUROTIC DISORDERS / PERSONAL ADAPTABILITY / SUBJECTIVE ADAPTABILITY / ADAPTATION OVERCOMING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колпакова Людмила Михайловна

В статье изложена психодинамическая концепция адаптивности «восходящего равновесия». Адаптивность рассматривается как феномен адаптационных способностей личности в форме «личностной адаптивности» и «субъектной адаптивности», определяющий степень эффективности успешности адаптации матерей и сохранения психического здоровья в условиях актуальных проблем детей больных детским церебральным параличом. Показаны механизмы процесса адаптации, отображающие, с одной стороны характер пограничных психических расстройств как показателя положительной компенсации в процессе сохранения гомеостаза, а с другой самодетерминации в контексте процесса диалектического единства гомеостаза («приспособление») и гомиореза («преодоление»») на фоне сложившейся длительной фрустрирующей ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колпакова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes psychodynamic conception of ascending balance adaptability. Adaptability is considered as phenomenon of personal adaptation capability in form of personal adaptability and subjective adaptability, which defines efficiency of mothers' adaptation and preserving mental health in problematic conditions of children with infantile cerebral paralysis. Mechanisms of adaptation process, which show on one hand nature of boundary mental disorders as an indicator of positive compensation in process of homeostasis retaining, and on the other hand self-determination of personality in context of dialectic unity of homeostasis (adaptation) and homeorhesis (overcoming) in conditions of long frustrating situation.

Текст научной работы на тему «Адаптивность: механизмы и прогнозирование психической адаптации матерей в процессе взросления детей с двигательной патологией»

Литература:

1. Википедия-свободнаяэнциклопедия. Wikipedia® - зарегистрированная торговая марка Wikimedia Foundation, Inc., некоммерческая организация.

2. Горшунова Н.К. Инновационные технологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования.// Фундаментальные исследования. 2009. № 2 С. 86-88.

3. Дидактика и компетентность в профессиональной деятельности преподавателя медицинского вуза и колледжа.

Руководство для преподавателей. Под редакцией М.Г. Романцова, М.Ю. Ледванова, Т.В. Сологуб. Издательство "Академия Естествознания", 2010. Раздел 5. ISBN 978-5-91327-099-3

4. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. Европейский саммит, Лиссабон, март 2000 г., www. znanie.org/.../memorandum .html.

5. Нигматуллина И.А. Формирование готовности к обучению в течение всей жизни у будущих социальных работников. Автореф.канд.дисс. Казань, 2010, 22 с.

АДАПТИВНОСТЬ: МЕХАНИЗМЫ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МАТЕРЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗРОСЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Л.М. Колпакова

Встатьеизложенапсиходинамическаяконцепцияадаптивности« восходящего равновесия». Адаптивность рассматривается как феномен адаптационных способностей личности в форме «личностной адаптивности» и «субъектной адаптивности», определяющий степень эффективности успешности адаптации матерей и сохранения психического здоровья в условиях актуальных проблем детей больных детским церебральным параличом. Показаны механизмы процесса адаптации, отображающие, с одной стороны характер пограничных психических расстройств как показателя положительной компенсации в процессе сохранения гомеостаза, а с другой самодетерминации в контексте процесса диалектического единства гомеостаза («приспособление») и гомиореза («преодоление»») на фоне сложившейся длительной фрустрирующей ситуации.

Ключевые слова: адаптивность матерей, невротические нарушения, личностная адаптивность, субъектная адаптивность, приспособление-преодоление, механизм «восходящего равновесия».

Adaptability: mechanisms and prognosis of psychic adaptation of mothers of children with motor pathology in maturation process. The article describes psycho-dynamic conception of "ascending balance " adaptability. Adaptability is considered as phenomenon of personal adaptation capability in form of "personal adaptability" and "subjective adaptability", which defines efficiency of mothers' adaptation and preserving mental health in problematic conditions of children with infantile cerebral paralysis. Mechanisms of adaptation process, which show on one hand nature of boundary mental

disorders as an indicator ofpositive compensation in process of homeostasis retaining, and on the other hand — self-determination of personality in context of dialectic unity of homeostasis ("adaptation") and homeorhesis ("overcoming") in conditions of long frustrating situation.

Key words: adaptability of mothers, neurotic disorders, personal adaptability, subjective adaptability, adaptation — overcoming, mechanism of "ascending balance".

Оценка вероятности психической адаптации матерей, имеющих детей с двигательной патологий (детский церебральный паралич), а также прогнозирование поведения в условиях длительно травмирующей ситуации, является одной их актуальных проблем не только для современной социальной педагогики, социальной работы, но и психологии. Детский церебральный паралич (ДЦП) относится к наиболее распространенной патологии ЦНС у детей [11, 18]. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательных функций, но при данном заболевании страдает не только двигательная сфера, норечьиинтеллект. Решение проблем детей с данным заболеванием в настоящее время в Россииимеетхарактернедостаточности, особенно для подростков и молодых людей, даже при спастической дип-легии и гемипаретической формах ДЦП, чей прогноз относят к наиболее благоприятному [6, 16]. Эти проблемы, обусловленные медицинской реабилитацией и социально-педагогической адаптацией, в основном ложатся на семьи и, особенно на матерей, оказавшихся в психосоциальных условиях кардинально изменивших их жизнь и деятельность, практически в одиночестве.

На сегодняшний день в центре внимания исследователей, чаще всего, находятся дети с ДЦП, но практически отсутствуют научные исследования по изучению механизмов распространения

клиники пограничных психических расстройств, так же как и условий для конструктивных изменений личности у матерей, имеющих детей с двигательной патологией.

Надо отметить, в последнее время начался процесс переосмысления методологии подхода к изучению данной проблемы благодаря учету принципа взаимодополняемости и взаимовлияния, так как родители и дети представляют собой единую систему взаимодействия [4]. Тем не менее, на сегодняшний день только имеются немногочисленные исследования в центре внимания которых находятся матери детей-инвалидов [8], обусловленных «трудной жизненной ситуацией». «Трудная жизненная ситуация», согласно федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (№195-Ф3), это «ситуация, которая либо объективно нарушает жизнедеятельность..., либо субъективно воспринимается как сложная и не может быть преодолена самостоятельно» [2]. В то же время, остается малоизученным тот аспект проблемы, где предметом изучения были бы психические феномены в форме адаптационных способностей, тем более, где в качестве объекта выступали бы матери, имеющие детей с двигательной патологий.

В нашей работе была предпринята одна из первых попыток комплексного изучения динамики изменений пси-

хологических особенностей матерей, определяющих характер адаптации в ситуациях жизни и деятельности с детьми с двигательной патологией.

Главная цель работы разработать концепцию адаптивности, выявить механизмы формирования адаптивности у матерей в процессе взросления детей с двигательной патологией. Поскольку в современной психологии термин «адаптация» чрезвычайно широкое понятие, относящееся к любой живой саморегулируемой системе, мы выносим на обсуждение именно феномен «адаптивности», проявляемый на психологическом уровне в таких формах как «личностная адаптивность» и «субъектная адаптивность», которые можно рассматривать и как тип личности и как тип активности личности.

«Личностная» и «субъектная» адаптивность, представляющие собой разные формы проявления адаптивности как интегрального свойства личности, зависят от уровня развития личности в целом в единстве генетического, социального и психологического компонентов. В то же время, и «личностная» и «субъектная» адаптивность отличаются характером направленности и спецификой содержания основной функциональной задачи адаптации - достижение сбалансированности системы и оптимизации функционирования в проблемно-конфликтных жизненных ситуациях.

Адаптация, обусловленная функционированием системы на уровне «личностной адаптивности», направлена на сохранение функциональной устойчивости, типичного предсказуемого поведения в социальной системе и обеспечиваетсямеханизмамисоционор-

мированнойрегуляции,направленными нагомеостаз(« приспособление») сцелью сведения к минимуму поведенческих отклонений от социально заданных норм и требований. Например, в рамках «личностной адаптивности» психологические защиты и способы совладания в трудных ситуациях приводят к зависимости от внешних обстоятельств, что не противоречит данным некоторых исследований [15].

«Субъектная адаптивность» как динамическое образование, обусловленное индивидуализацией личности, являясь высшим уровнем организации функционирования системы личности, обеспечивает особенности процесса адаптации, выраженность и динамика которой связана со спецификой деятельности механизмов регуляции го-меостаза-гомеореза в определенные периоды времени. Уровень развития данного образования (свойства) определяет интервал изменений личности, ее поведения и деятельности, которые являются достаточными, но не максимальными, но благодаря которому возможна адаптация, обеспечивающая состояние равновесия в условиях повышенного воздействия психогенных факторов среды [1, 3,10, 12].

Можно предположить, что имеются существенные индивидуальные различия в выраженности психических характеристик, обусловленных разной спецификой деятельности механизмов «личностной» и «субъектной» адаптивности. Если на уровне «личностной адаптивности» функциональная устойчивость и поведенческие проявления обеспечиваются механизмомсоционормированногопорядка, то на уровне «субъектной адаптивности» механизмом «восходящего равновесия», рассматриваемого нами в контексте

принципа диалектического единства гомеостатических и гомеоретических тенденций личности (стремления к равновесию и изменению). «Восходящее равновесие» понимается нами как психологический механизм,деятельностькоторогонаправлена на регуляцию состояния функционального равновесия по восходящей траектории в динамике циклического перехода от состоянияфункциональногоравновесия к состоянию «неравновесного напряжения» [14] и снова к равновесному. Действие данного механизма тесно связано со способностями личности учитывать ситуационные изменения и собственные возможности, и опосредованно влияет на процесс ее самодетерминации. Представляется важным уточнить, что стремление личности к изменению и развитию (гомеорез), в отличие от адаптационных тенденций (гомеостаз) реализуются в моделях поведения континуума «приспособление-преодоление», которые квалифицируются ею самостоятельно и проявляются как стратегии совладания с возникающими трудностями в конкретных жизненных ситуациях и в которых она занимает позицию субъекта собственной жизни. Благодаря индивидуально-психологическим особенностям личности на уровне «субъектной адаптивности», определяется возможность адекватной регуляции функционального состояния за счет гибкого использования континуума «приспособление-преодоление», тем самым осуществляется расширенная ее эффективность в изменяющихся условиях внешней среды. Это обусловлено тем, что деятельность механизма «восходящего равновесия» включает особый заряд бифуркации (bifurcation - разветвление), направленный на изменение условий, деятельности и поведения с целью

добиться равновесия, но уже на другом уровне по восходящей траектории.

Выделенные два значения деятельности механизмов регуляции, обусловленных индивидуально-психологическими особенностями личности, квалифицируются нами как «нормативные» виды проявления адаптивных способностей, соответствующих тому или иному уровню развития личности. С этой точки зрения оценка воздействия негативных факторов среды на матерей, и эффективность ее деятельности становится возможной через оценку уровня развития психологических характеристик личности как механизмов регуляции, наиболее значимых для процесса адаптации.

Такой подход позволяет показать, что в динамике ситуационных и личностных изменений, у матерей могут проявляться возможности, обусловленные способностями не только приспосабливаться к изменяющимся условиям среды, но и преодолевать негативные воздействия стрессоров. При этом необходимо отметить что, чем более выражены способности уровня «субъектной адаптивности», тем выше вероятность эффективности деятельности и функционирования личности как развивающей системы в условиях проблемной ситуации. И наоборот, чем ниже способности уровня «субъектной адаптивности», но в то же время обнаруживаются характеристики уровня «личностной адаптивности», тем выше вероятность проявления большого числа симптомокомплексов, свидетельствующих о неблагополучии в психоэмоциональной сфере, что дает возможность с определенной степенью ожидания предполагать возникновение пограничных психических расстройств

[9]. Согласно "Руководству по психиатрии" под редакцией А.С.Тиганова [17] к пограничным психическим расстройствам относятся: невротические, тревожно-фобические неврастенические, обсессивно-компульсивные нарушения, истерические нарушения невротического уровня, расстройства личности.

Поскольку в современной психологии феномен адаптации рассматривается не только как процесс приспособления, но и как свойство, опосредствующее функциональную устойчивость к условиям внешней среды [5, 6, 13], то в качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: адаптивность это не только динамическое образование, отражающее способность систем организма к гомеостатическому функционированию, но и свойство личности, проявляющееся не только в способности создавать в процессуальном плане необходимую основу для успешного приспособления к изменяющимся условиям среды, но и выступать условием перехода от уровня «приспособления» к уровню «восходящего равновесия», опосредственно влияя на процесс самодетерминации личности.

Изложенные выше концептуальные положения были реализованы в плане исследования, который определил его лонгитюдный характер, а также использование достаточно объемного комплекса методических средств и психодиагностических методик. Это позволило осуществлять и проводить системно-структурный анализ проявлений адаптивности матерей в течение 4-лет, определяя источники развития адаптивности; факторы опосредующие деятельность механизмов регуляции; изменения характеристик адаптивности.

В результате исследований установлено, что в процессе адаптации к специфическим условиям взросления детей (младший школьный возраст -подростковый возраст) у матерей происходят структурные изменения личности, определяющие существенные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же свойств и состояний.

Выявлено, что у матерей («63,3%) происходит усиление невротической триады, усиление проявлений паттерна трудности с адаптацией, проявление реакций неврастенического паттерна, снижение порога толерантности к стрессу, что характерно для реакций тревожно-фобического паттерна. В то же время у части матерей («36,7%) обнаруживается функциональная устойчивость и адекватность поведения за счет усиления интеллектуальной переработки и индивидуализации в выборе способов решения возникающих проблем.

Выявлены внешние, так и внутренние условия проявлений адаптивности. К внешним относятся ситуации социальных отношений, обусловленные тяжестью дефекта детей, необходимостью длительного применения медицинской реабилитации и социально-педагогической адаптации. К внутренним относятся специфическая система субъективных отношений, обусловленная мотивационно-смысловой сферой, особенностями структурных характеристик самосознания личности (субъективного образа ситуации с ребенком-инвалидом -представлений, переживаний, рефлексивных оценок, отображающих отношения к себе, к себе через другого, к возможностям решения проблем и функциональному состоянию), психологическими механизмами защиты

и копингами совладания с трудными жизненными ситуациями.

Результаты анализа структурных компонентов адаптивности (моти-вационно-смыслового, рефлексивно-оценочного, когнитивно-репрезентативного и поведенческого), позволили сделать заключение о том, что чем значительнее выражена позиция "субъектной адаптивности" у матерей, тем более выражен уровень эффективного их функционирования в проблемно-конфликтных ситуациях, и наоборот, чем более фиксирована форма «личностной адаптивности», тем чаще проявляются тенденции отклонений в личностной сфере от нормы. Так, на основе сравнительного анализа в группах матерей с «личностной адаптивностью» по поведенческим характеристикам выявлено усиление психологических защит и неконструктивных копингов (p<0.05, p<0.01). Результаты корреляционного анализа показали, во-первых, что у матерей уровня «субъектной адаптивности» в динамике их функционирования в целом теснота связей между отдельными показателями свойств адаптивности представляет собой более целостную структуру в отличие от групп матерей с «личностной адаптивностью». Во-вторых, содержательная интерпретация полученных результатов на основе выделения плеяд по методу Вельдре, позволяет охарактеризовать структуру свойств личности у матерей уровня «субъектной адаптивности», как удовлетворяющую критерию индивидуализации. Так, в структуре свойств личности были выделены две плеяды, теснота связей в которых между параметрами соответствует уровням

р<0.01 и р<0.05. В одной из них, наиболее информативными оказались связи между показателями «активность», «автономность», и «инициативность», и интерпретируется как основные характеристики проявлений механизма «преодоление». Во второй плеяде - связи между параметрами «блокирование активности» и «рационализация», как факта проявления механизма «приспособление».

Анализ отдельных показателей в группах матерей с «личностной адаптивностью», показал, что проявление невротических симптомов равновесны тяжести переживаний и наиболее связаны с оценками сохранения текущего функционального состояния, сохранением личностной тревоги, хотя и понижением в динамике ситуативной тревоги. Полученные данные свидетельствуют о том, что стремление матерей использовать соционормированные способы адаптации («личностная адаптивность») носит компенсаторный характер, что подтвердилось анализом выбора способов психологической адаптации в процессе взросления детей.

Оценка динамики проявлений способностей адаптивности у матерей, имеющих детей с двигательной патологией проводилась на основе сопоставления комплекса показателей по психодиагностическим методикам, которые использовались в трех срезах (трех этапах). По характеру динамики выделенные этапы для анализа близки тем, что в свое время были представлены Г.Селье. Основная цель -выяснить интервал изменений условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация по типу

«восходящего равновесия». Были получены следующие результаты:

- на первом этапе: для всех матерей характерна ситуация эмоционального конфликта. В группах с «личностной адаптивностью» у матерей особо выделяются личностные характеристики, как: пониженная чувствительность к внешним воздействиям с относительно низкой отвле-каемостью на социальное окружение с проявлениями ригидности, циклотимии, повышенной слезливости, иррациональности, ухода от решения проблем, и пр. Ведущим компонентом в структуре адаптивности является рефлексивно-оценочная составляющая. В группе матерей с «субъектной адаптивностью» предохраняющим фактором выступает «интеллектуализации;

- на втором этапе в группах матерей намечаются изменения в сторону гипостенических проявлений, обусловленных ситуацией неопределенности будущего, переживаний, связанных с осознанием трудностей в поиске разрешения проблем. В группе матерей с «личностной адаптивностью» со склонностью к невротическим проявлениям продолжается хаотичный поиск выхода из трудной ситуации с целью вернуть утраченные социальные и психологические позиции; отмечается ухудшение функционального состояния, возрастание негативных эмоций, применение механизмов психологической защиты в форме адаптационных состояний по типу фрустрации (как компенсаторный механизм). У матерей с «субъектной адаптивностью» уровень эмоционального возбуждения снижается за счет изменений в характеристиках

самосознания, более осознанного включения в проблему, выбора конструктивных психологических защит и копингов совладания. Ведущим компонентом адаптивности является когнитивно-репрезентативная составляющая. Предохраняющим фактором выступает способность к социальному общению и возможность использования социальной поддержки;

- на третьем этапе: в группе матерей с «личностной адаптивностью» у большинства («67,9%) происходит понижение эмоционального возбуждения, но ухудшение функционирования за счет сужения мотивационно-потребностной сферы, усиления психологических защит, проявление стратегий беспомощности, сохранения зависимости от внешних оценок. В группе матерей с «субъектной адаптивностью» намечается оптимизация функционального состояния, преодоление ситуации неопределенности с ведущим мотивом - удержание завоеванных психологических позиций за счет конструктивной направленности на деятельность, активности, переживаний положительных эмоций, изменения в структуре отношений. Ведущим компонентом адаптивности является мотивационно-смысловая составляющая с усилением когнитивно-репрезентативной и поведенческой составляющих, что соответствует характеристикам «восходящего равновесия». В структуре индивидуально-психологических свойств (р<0.05 и р<0.01) выявлены: «активность», «эмоциональность-рациональность», «контроль», «потребность в социальном взаимодействии», «морально-нравственная компонента».

Обобщая основные результаты, необходимо отметить, что на разных этапах характеристики адаптивности у матерей, имеющих детей с двигательной патологией качественно неоднородны. В них отражаются различия в способах психической адаптации матерей к трудностям, связанных с неизлечимой болезнью детей, обусловленной двигательной патологией.

Как показал анализ наиболее конструктивное проявление адаптивности связано с проявлениями деятельности механизма «восходящего равновесия», который на индивидуальном уровне «запускает заряд» оптимальной мобилизации и эффективной перестройки функциональных систем обеспечения адаптации.

Анализ результатов исследований позволяет отметить следующее, что при оценке эффективности адаптации типов личности по основанию «личностной» и «субъектной» адаптивности необходимо учитывать два момента: один, при котором результаты деятельности и поведения сравниваются по «субъективному критерию успешности» на основе применения осознаннойрегуляциипсихологических защит и поведенческих стратегий, отражающих индивидуализацию; второй по «объективному критерию успешности» с учетом стремления личности свести к минимуму функциональные и поведенческие отклонения от социально заданных норм и требований. Следует подчеркнуть, что наибольшую эффективность по типу «восходящего равновесия» проявили матери с «субъектной адаптивностью», так как они использовали не только адаптивные способы (защитные меха-

низмы, совладающие копинги) по типу «приспособление», но и неадаптивные по типу «преодоление». Выявлено, что ведущим фактором, обеспечивающим «восходящее равновесие», является мотивационно-смысловая компонента адаптивности.

Эмпирические исследования позволили проиллюстрировать целый ряд закономерностей, подтверждающие концептуальные положения концепции «восходящего равновесия», что на наш взгляд,представляетотдельныйинтерес для исследований и профессионального консультирования.

Литература:

1. Анцыферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода / Л.И.Анцыферова //Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М.: Наука, 1990.

2. Бойко В.В. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России / В.В. Бойко, К.М. Оганян, О.И. Копытенкова. - СПб: Сударыня, 1999.

3. Волкова, Н.В. Особенности проявления психологической неустойчивости личности при преодолении критических ситуаций. Дисс...канд. психол.н. / Н.В. Волкова. - М., 2005.

4. Зиглер Э. Понимание умственной отсталости /Э.Зиннглер, З.Ходапп //Киев: Сфера. - 2001.

5. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Д.А.Леонтьев. -М.: Смысл, 2002.

6. Маклаков, А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях //Психологический журнал. -2001. - Т.22. -- С. 16-24.

7. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции:

На материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями: Дис... д-ра психол.наук / И.И. Мамайчук. - СПб., 2004.

8. Менделевич В.Д. Психологические особенности и реабилитация семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // В.Д.Менделевич, О.Л.Гончарова, З.М.Аминова //Методические рекомендации для специалистов. Казань. -2003.

9. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина, М., "МЕДпресс-информ", 2002.

10. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека /В.И.Моросанова // Психол.журн. 2002. Т.23. №6. С.5-17.

11. Окунева Г.Ю. Детский церебральный паралич как важнейшая причина детской инвалидности /Г.Ю.Оку-нева //Проблемы охраны материнства и детства в Перми, пути решения. Пермь, 1991.

12. Осницкий А.К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери

работы /А.К.Осницкий, Т.С.Чуйкова // Вопросы психологии. 1999. №1. С. 92-104.

13. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: Горбунок, 1992.

14. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний./А.О.Прохоров. -М.: Изд-во Институт психологии РАН»,

1998.

15. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции. /Г.С.Прыгин. - Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005.

16. Семенова К.А. Детские церебральные параличи / К.А. Семенова. - М: Медицина, 1968.

17. Тиганов А. С. Отечественная классификация психических болезней / А.С.Ти-ганов, А.В.Снежневский, Д.Д.Орловская и др. //Руководство по психиатрии: Под ред. А.С.Тиганова. В 2-х т.. Т.1. М.: Медицина,

1999.

18. Davis D.W. Review of cerebral palsy, part: Description, incidence and etiology / Davis D.W. //Neonatal - Ne tw. - 1997. -16.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Е.В. Голуб

В данной статье рассматривается влияние этнической идентичности на процессы социализации подростка в условиях полиэтнического региона, которым является Оренбургская область. Представлены некоторые результаты экспериментальной части исследования, в которых доказана роль этнической группы в формировании мотивов социально направленного поведения подростков.

Ключевые слова: этническая идентичность подростков, социализация, фактор, полиэтнический регион.

Ethnic identity as the factor of socialization of teenagers of polyethnic region.

This article examines the influence of ethnic identity on processes of socialization of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.