Научная статья на тему 'АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
736
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дадашева Фатима Шахгусейновна, Малышев Роман Александрович

В данной статье рассматриваются возможности адаптивной физической культуры в социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура является сравнительно новым и активно развивающимся методом помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Существуют различные способы внедрения такой физической культуры в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья: специализированные образовательные учреждения, санаторные и профилактические центры, дополнительные групповые занятия, индивидуальные методики и другое. Активное участие в подобных оздоровительных мероприятиях с похожими и здоровыми людьми поможет молодежи с ограниченными возможностями принять себя и понять, что общество их замечает. Такая интеграция является эффективным способом социализации и знакомства различных представителей общества друг с другом. Необходимо и далее развивать данную сферу общественной жизни для более комфортного существования людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дадашева Фатима Шахгусейновна, Малышев Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A WAY OF SOCIALIZATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

This article discusses the possibilities of adaptive physical culture in the socialization of young people with disabilities. Adaptive physical culture is a relatively new and actively developing method of helping people with disabilities. There are various ways to introduce such physical culture into the lives of people with health problems: specialized educational institutions, sanatorium and preventive centers, additional group classes, individual methods, and more. Active participation in such social events with similar and healthy people will help young people with disabilities to accept themselves and understand that society accepts them. Such integration is an effective way of socialization and acquaintance of various members of society with each other. It is necessary to further develop this sphere of public life for a more comfortable existence of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AS A WAY OF SOCIALIZATION FOR PEOPLE WITH DISABILITIES

Дадашева Фатима Шахгусейновна

студент

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

Северный Арктический федеральный университет

имени М. В. Ломоносова г. Архангельск, Россия Dadasheva Fatima Shakhguseynova

student

Higher school of social sciences and humanities and international communication Northern arctic federal university named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Научный руководитель: Малышев Роман Александрович

старший преподаватель кафедра физической культуры Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

Северный Арктический федеральный университет

имени М. В. Ломоносова Scientific adviser: Malyshev Roman Alexandrovich senior lecturer department of physical culture

Higher school of social sciences and humanities and international communication Northern arctic federal university named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности адаптивной физической культуры в социализации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Адаптивная физическая культура является сравнительно новым и активно развивающимся методом помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Существуют различные способы внедрения такой физической культуры в жизни людей с отклонениями в состоянии здоровья: специализированные образовательные учреждения, санаторные и профилактические центры, дополнительные групповые занятия, индивидуальные методики и другое. Активное участие в подобных оздоровительных мероприятиях с похожими и здоровыми людьми поможет молодежи с ограниченными возможностями принять себя и понять, что общество их замечает. Такая интеграция является эффективным способом социализации и знакомства различных представи-телей общества друг с другом. Необходимо и далее развивать данную сферу общест-венной жизни для более комфортного существования людей с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract. This article discusses the possibilities of adaptive physical culture in the socialization of young people with disabilities. Adaptive physical culture is a relatively new and actively developing method of helping people with disabilities. There are various ways to introduce such physical culture into the lives of people with health problems: specialized educational institutions, sanatorium and preventive centers, additional group classes, individual methods, and more. Active participation in such social events with similar and healthy people will help young people with disabilities to accept themselves and understand that society accepts them. Such integration is an effective way of socialization and acquaintance of various members of society with each other. It is necessary to further develop this sphere of public life for a more comfortable existence of people with disabilities.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура; социализация; ресоциализация; молодежь; здоровье.

Keywords: adaptive physical culture; socialization; resocialization; young people; health.

В современном мире существует множество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и у каждого индивидуальная причина данного недуга. Рост инвалидности населения всего мира тесно связан, прежде всего, с производственными процессами, авариями, природными катаклизмами, катастрофами, военными конфликтами, экологическими проблемами и другими причинами. Также травму можно получить, еще находясь в утробе матери, при рождении и в дальнейшей жизни. В результате таких несчастных случаев многие молодые люди и не только теряют на определенное время или навсегда былую работоспособность и состояние здоровья. Новые вынужденные условия существования ухудшают их ментальное и физическое качество жизни, в результате чего им требуется реабилитация и ресоциали-зация. Все это одинаково усложняет жизненный процесс молодых людей, которые считают себя не такими, как сверстники из-за приобретенных проблем со здоровьем. Поэтому необходимо принять соответствующие меры для облегчения жизни таких людей и их внедрения в общественную деятельность, чем, собственно, и занимается адаптивная физическая культура.

Наиболее активной и эффективной мерой защиты инвалидов является их реабилитация и социальная адаптация с помощью средств физической культуры и спорта. Адаптивная физическая культура - это вид физической культуры, ориентированный на человека с отклонениями в состоянии здоровья. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты:

- по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоя-нии здоровья к жизни;

- оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции;

- это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и другие) с помощью физических упражнений, естественно- средовых и гигиенических факторов.

Адаптивное физическое воспитание является организованным видом физической культуры, охватывающим длительный период жизни человека. Этот вид дея-

тельности - обязательная дисциплина во всех видах образовательных коррекцион-ных учреждений, которая развивает и воспитывает в молодых людях любовь к своему телу и внимание к состоянию здоровья. Эта двигательная активность способ-ствует формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни, разви-тию уверенности в себе и своих силах, повышению уровня социализации и приспособления к условиям жизни [2, с. 62]. Одной из целей общества в отношении социализации молодежи с ограниченными возможностями здоровья должно стать создание специального регулируемого физкультурного и спортивного движения с адаптивной, образовательной, воспитательной и коррекционной направленнос-тями подготовки. Также, при этом, стоит уделить особое внимание созданию стандартов обучению методик адаптивной физической культуры [5, с. 1].

Как уже отмечалось ранее, занятия адаптивной физической культурой способ-ны помочь молодежи социализироваться и чувствовать себя обычными членами общества, которым, на равных условиях доступно образование, досуг, работа и личностное развитие. Для этого существуют различного рода специалисты по адаптивной физической культуре высшего и среднего профессионального образования, которые имеют компетенцию работать с людьми с отклонениями в состоянии здоровья и способствуют их социализации. Такого рода специалисты работают в различных государственных и негосударственных учреждениях, где проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают и тренируются как молодые, так и другого возраста люди с ограниченными возможностями состояния здоровья. Следовательно, они получают доступ не только к профессиональному восстановлению и поддержания своего состояния здоровья, но к общению со специалистами и людьми с похожими проблемами. Для молодежи особо актуальными являются специальные коррекционные образовательные учреждения: дошкольные, школьные, высшие и другие, также различные физ-культурно-оздоровительные и реабилитационные центры, санатории, спортивные школы, спортивные клубы и многое другое, где они могут взаимодействовать с другими людьми и проходить лечение [1, с. 16]. Таким образом, адаптивная физическая культура способствует реабилитации, социализации или ресоциализации молодежи с отклонениями в состоянии здоровья, она поднимает их качество и уровень жизни, помогает приспособиться к новым условиям существования.

Однако не всегда люди с проблемами со здоровьем имеют доступ к государственной помощи и профессиональной поддержке. Это, прежде всего, связанно с территориальной отдаленностью и небольшим количеством реабилитационных центров, материальными и иными проблемами инвалидов. Для обеспечения равного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья к занятиям адаптивной физической культурой, необходимо создание специализированных государственных учреждений, например, школ адаптивной физической культуры. Также возможно развитие различных программ адаптивной физической культуры, создание форумов и секций. Необходимо в свою очередь привлечь научных деятелей к исследованиям в области адаптивной физической культуры для создания наиболее благоприятных и эффективных условий взаимодействий и помощи людям с ограниченными во-можностями здоровья.

Важно понимать, что занятия адаптивной физической культурой требуют больших физических и психоэмоциональных усилий и необходимо понимать итог данного труда. Основным критерием адаптивной физической культуры является ее нацеленность на результат, то есть она обеспечивает благоприятное существование человека внутри общества и помогает молодежи с ограниченным здоровьем социализироваться. Адаптивная физическая культура может подготавливать к какой-либо деятельности или способствовать чему-либо, например, лечению заболеваний и восстановлению прежних функций организма, утраченных вследствие болезни, травм и иных причин. Основная потребность общества - здоровое и жизнедеятельное сосуществование всех граждан. Адаптивная физическая культура помогает прийти к этому людям с ограниченными возможностями [3, с. 252].

Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупные области знания - физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику. Однако она способна не только к интеграции научных дисциплин, но и людей. С помощью психологической и физической поддержки специалистов молодые люди с ограниченными возможностями имеют шанс влиться в общество, найти свое место и быть принятыми. Необходимо серьезно подходить не только к состоянию физического здо-ровья молодежи с ограниченными возможностями, но и к психичес-кому, помогая им адаптироваться в учебных заведения и в социуме.

Основным социальным принципом адаптивной физической культуры является принцип помощи персонально каждой личности. Потому что, чем более интегрирована молодежь с ограниченными возможностями в общественную жизнь и отношения, тем выше становится интеллектуальный потенциал общества. Принцип гуманизма в адаптивной физической культуре - создание равноправных условий на занятиях физическими упражнениями; признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных недостатков, отставания в развитии, характерологических особенностей. Также это сугубо индивидуальное совершенствование, которое должно раскрывать индивидуальные физические и прочие возможности человека. Гуманистические отношения к инвалидам необходимо развивать во всех сферах жизни, им особенно нужна поддержка государства.

Одной из проблем адаптивной физической культуры является то, что ее недооценивают как нуждающиеся в ней инвалиды, так и государство. Этой сфере деятельности уделяется недостаточное количество внимания специалистов в области здравоохранения и физического воспитания. Также всегда следует иметь в виду индивидуальную работу с каждым инвалидом, особенной подход и специальную приспо-собленную к занятиям спортивную инфраструктуру, которая имеется не везде. Таким образом, необходимо рассмотреть возможности и достижения адап-тивной физической культуры, создать или приспособить под нужды инвалидов спортивные пло-щадки, расширить их возможности в участии в олимпиадах и тур-нирах [1, с. 20]. В России уже более 15 лет существует Паралимпийское движение, а также действует федерация физической культуры и спорта инвалидов России и Паралимпийский комитет. Наиболее активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в республиках Башкирия, Коми, Татария, Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Сверд-

ловской, Челя-бинской областях; городах Москве и Санкт-Петербурге [4, с. 152].

Таким образом, адаптивная физическая культура способна помочь молодежи с ограниченными возможностями в социализации. Это возможно сделать с помощью двигательной активности в различных учреждениях (дошкольных, школь-ных, средних, высших), в оздоровительных центрах и спортивных секциях, также в различных спортивных клубах. Физическая активность, которая происходит внутри какого-то общества, тренирует не только биологические функции организма, но и способствует развитию социальной и психической адаптации, приспосабливает личность к условиям окружающей среды, налаживает общение с другими членами общества: похо-жими и отличающимися.

Литература

1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура в России становление, развитие, перспективы // Ученые записки университета Лесгафта. 2006. № 19. С. 15-21.

2. Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Агеев А. В. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации // МНКО. 2016. № 3 (58). С. 61-63.

3. Митрохин Е. А., Антонов А. А. Адаптивная физическая культура и спорт // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2019. Т. 5. С. 251-255.

4. Шеина Л. А., Бровиков Д. В. Адаптивная физическая культура в России // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 151-152.

5. Воронов Н.А. Адаптивная физическая культура и здоровье // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 32-34 URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2018/09/Voronov.pdf (дата обращения: 28.05.2022).

References

1. Evseev S. P. Adaptive physical culture in Russia formation, development, prospects // Scientific notes of Lesgaft University. 2006. No. 19. pp. 15-21.

2. Litvina G. A., Kulchitsky V. E., Ageev A. V. Adaptive physical culture as a means of physical rehabilitation and social adaptation // MNKO. 2016. № 3 (58). pp. 61-63.

3. Mitrokhin E. A., Antonov A. A. Adaptive physical culture and sport // Interexpo Geo-Siberia. 2019. Vol. 5. pp. 251-255.

4. Sheina L. A., Brovikov D. V. Adaptive physical culture in Russia //Problems and prospects of education development in Russia. 2014. No. 31. pp. 151-152.

5. Voronov N.A. Adaptive physical culture and health // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2018. No. 8. pp. 32-34 URL: http://intjournal.ru/wp-content/uploads/2018/09/Voronov.pdf (accessed: 05.28.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.