МЕДИЦИНА И ЗДОРОВЬЕ
УДК 615.825.4
Абдуллина Л.Р. студент 3 курса Вагапов Р.А. студент 3 курса Стерлитамакский филиал БашГУ Калимуллина В. Н. научный руководитель Россия, г. Стерлитамак
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ
ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема детской инвалидности. Наиболее распространённой формой считается детский церебральный паралич (ДЦП). Адаптивная физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме ребенка с ДЦП, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, детский церебральный паралич, оздоровительная физкультура.
Of particular relevance currently is the problem of childhood disability. The most common form is cerebral palsy (CP). Adaptive physical culture in all its manifestations should promote positive functional changes in the organism of the child with cerebral palsy, thereby forming the necessary motor coordination, physical qualities and abilities, aimed at the sustenance, development and improvement of the body.
Keywords: adaptive physical education, cerebral palsy, improving physical education.
Дефицит двигательной активности для больных детским церебральным параличом является одной из важных и, не в полной мере решенной, проблемой в адаптивной, оздоровительной физкультуре, восстановительной медицине, трудотерапии[5].
Анализ специальной литературы показывает, что почти все дети и подростки с ДЦП характеризуются такими составляющими дезадаптации, как высокая утомляемость, сниженный уровень интеллектуальной деятельности, снижение адаптации к психическим и психоэмоциональным нагрузкам.
В этой связи становится актуальной проблема расширения двигательной активности и снижение негативного влияния гиподинамии на больного ДЦП [1].
К основным задачам адаптивной физкультуры для детей с ДЦП относят развитие и совершенствование коммуникативных функций ребенка, формирование двигательных навыков и улучшение координации.
На ранних стадиях заболевания лечение направлено на улучшение мозгового кровообращения, на нормализацию метаболических процессов в нервной системе, на улучшение ликвородинамики и на активизацию сохранившихся структур головного мозга. На этом этапе заболевания предпочтение отдается лечебной физкультуре, массажу, физиолечению, медикаментозному лечению[4].
Для решения задачи формирования у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни была разработана программа «Адаптивная физкультура». Цель программы - обучение детей и подростков оздоровительным и профилактическим комплексам упражнений, а так же воспитание интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой.
При разработке этой программы учтены рекомендации письма Министерства образования и науки РФ от 30.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья».
Адаптивная физическая культура в школе — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ДЦП проводятся как групповые, так и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия направлены на нормализацию координации движений, равновесия. Длительность таких занятий составляет 30-40 минут. Групповые занятия направлены на социальную адаптацию детей, такие группы формируются без учета возраста и оптимальным количеством детей в группе считается 5-8 человек. [3].
Все физкультурные занятия, проводимые в школе адаптированы под индивидуальные психо-физические возможности обучающихся. Для детей с детским церебральным параличом проводятся активные прогулки на свежем воздухе, организуются Дни здоровья. Также школы сотрудничают с Всероссийским обществом инвалидов, организуются встречи с участниками параспартакиад, дети-инвалиды участвуют в областных соревнованиях для людей с ОВЗ [2].
В специализированных учреждениях адаптивная физкультура для детей с ДЦП представлена следующими формами работы:
1. Малоподвижные игры, которые применяются для тренировки координации и внимания.
2. Прикладные упражнения с элементами ходьбы, ползанья, бега. Такие упражнения развивают выносливость ребенка, воздействуют на
эмоциональное состояние ребенка, учат его правильному поведению.
3. Гимнастические упражнения, направленные на укрепление мышц, прямостояние и развития точности движений.
4. Одной из новейших форм занятия при ДЦП является адаптивная физкультура в сухом бассейне, который заполнен маленькими мягкими шариками. При контакте с ними происходит массаж тела и, кроме того, такие занятие развивают двигательную активность.
5. Танцевальные упражнения, направленные на совершенствование ритма движений и звуковое восприятие. Так же дети могут читать стихи и петь песни под музыкальное сопровождение.
Использование данных форм работы позволяет расширить двигательную активность детей, приобщить их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развить собственную активность, а также они способствуют формированию здорового образа жизни, физкультурному и спортивному воспитанию учащихся.
Адаптивная физическая культура для детей с ДЦП требует учета всех особенностей ребенка. Работать с такими ребятами должны высококвалифицированные специалисты в этой области. При регулярных и правильных занятиях адаптивной физкультурой дети с ДЦП делают большие успехи.
Использованные источники:
1. Детская инвалидность и инвалидность с детства как медико-социальная проблема. Л.В. Ващенко, А.А. Равлинко, О.Ф. Рубашная, Л.П. Бадогина, Н.И. Абатурова, П.Н. Попов. Днепропетровская государственная медицинская академия, Областная детская клиническая больница // Клиническая педиатрия (Украина). 2013. № 2 (11).
2. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография. Мн.: НИО, 2013. 232 с.
3. Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс]/ http://logoped-ryazan.ru/adaptive/
4. Яшкова, А. Н. Возрастная психология: учебное пособие / А. Н. Яшкова, Н. Ф. Сухарева; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2011. - 101 с.
5. Инклюзивное образование детей-инвалидов [Электронный ресурс]/http://inva.tv/index.php/2009-10-29-13-49-19/149-2010-01-29-15-11-18