Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СРОЧНОЙ СЛУЖБЕ В АРМИИ'

АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СРОЧНОЙ СЛУЖБЕ В АРМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АРМИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мясникова Дарья Валерьевна

Данная статья посвящена теме адаптации военнослужащих. Данная тема актуальна тем, что число военнослужащих в российской армии увеличивается и не все могут самостоятельно справиться со сменой обстановки и окружения. Таким людям требуется помощь в процессе их адаптации и наблюдение психологов, чтобы не было процесса дезадаптированности и его проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СРОЧНОЙ СЛУЖБЕ В АРМИИ»



I

SCIENCE TIME

I

АДАПТАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К СРОЧНОЙ СЛУЖБЕ В АРМИИ

Мясникова Дарья Валерьевна, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти

E-mail: diimyasnikova@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена теме адаптации военнослужащих. Данная тема актуальна тем, что число военнослужащих в российской армии увеличивается и не все могут самостоятельно справиться со сменой обстановки и окружения. Таким людям требуется помощь в процессе их адаптации и наблюдение психологов, чтобы не было процесса дезадаптированности и его проявления.

Ключевые слова: адаптация, армия, психологическая адаптация.

Самое важное направление военного психолога является психологическое обеспечение адаптации молодых людей, проходящих службу, к армейской среде и условиям военной службы.

В психологии адаптация (от лат. adapto - приспособляю) рассматривается как процесс и результат активного приспособления индивида к условиям среды. То, насколько адаптирован военный, напрямую влияет на эффективность его профессиональной деятельности. Адаптация выступает как особенный вид социального поведения и деятельности человека и включает: усвоение военными общих норм, ценностей и условий новой среды, в которой они служат; включение во взаимоотношения в воинском коллективе, которые сложились (формальные и неформальные, индивидуальные и групповые); освоение и применение действия; освоение должностных обязанностей.

По мере того, как военный приспосабливается к военной службе, он начинает утверждаться в военном коллективе как личность, зарабатывает определённый статус, входит в него и становится его полноправным членом. Результатом адаптации становится установления равновесия между служебной средой и личностью военного. Таким образом получается сбалансированность в данной системе, включенность в деятельность и комфортное психологическое состояние.

1 SCIENCE TIME 1

Устойчивая психическая адаптация - есть уровень психической деятельности (комплекс регуляторных психических реакций), система отношений, определяющая адекватное условиям среды поведение личности, ее эффективное взаимодействие с воинской средой и успешную деятельность без значительного нервно-психического напряжения. При изменении привычных условий жизни происходит дезорганизация установившейся психической деятельности, регулирующей поведение человека в сложившихся условиях. Человеку необходимы новые психические реакции адекватные новым раздражителям.

Служба в армии, как правило, всегда сопровождается большой физической и моральной нагрузками. Также к этим нагрузкам можно добавить умение адаптироваться к разным видам ситуаций, изменение обстановки и окружающей среды.

Для прохождения военной службы по призыву в ряды армии набирается самое здоровый и крепкий контингент молодых людей страны. Это подразумевает, что служба может проходить как в мирных и обычных условиях, так и в экстремальных. Психологические и социально - психологические последствия воздействия экстремальных условий на проходящих службу молодых людей в современном представлении рассматривается в двух направлениях. Во - первых: влияние условий на боевую деятельность и, во -вторых: сохранение психического здоровья.

Каждый военный реагирует на воздействие экстремальных условий в зависимости от собственных конституциональных характеристик, разной восприимчивости к внешним, в том числе энерго-информационным воздействиям, этнической принадлежности, времени пребывания в зоне экстремальности, экологических и погодных условий мест постоянного проживания.

Немаловажную роль в процессе адаптации к службе составляет психологическая и психофизическая готовность. По этой причине для результативного выполнения задач в тяжелых условиях жизнедеятельности формирование личности военных так же не маловажно, чем целенаправленное формирование технического мастерства и физических качеств. Психофизическая подготовка обуславливается степенью развития требуемых психических и специальных физических качеств: сила, скорость, ловкость, стойкость, координация движений, устойчивость к нагрузкам и т.д.

Несмотря на то, что проблема адаптации военнослужащих к несению службы в обычных и экстремальных условиях интересна военной психологии, на данный момент отсутствует единое мнение по этому поводу.

Это приводит к тому, что определение и содержание процесса адаптации неоднозначны. Анализируя литературу можно сделать вывод, что повышение адаптации в экстремальных условиях рассматривается как адаптация личности к жизнедеятельности в стрессовой ситуации, основываясь на концепции общего адаптационного синдрома Г. Селье и экстремальных условий жизнедеятельности

1 SCIENCE TIME 1

личности В.И. Лебедева. Процесс адаптации подразумевает процесс развития психических реакций личности, системы отношений, адекватных предъявляемой средой требованиям к человеку.

Опираясь на системный подход в исследовании взаимодействия организма с внешней средой, работы отечественных и зарубежных специалистов в области психологии [1; 2; 3; 4; 11; 5; 6] можно узнать, что адаптация - это весьма универсальная способность человека, которая имеет внешние (моторные) и внутренние (личностно-психологические) проявления, структурно и функционально взаимодействующие, образуя в итоге единую способность адаптации. В различных психических состояниях (также и в экстремальных) создаются различные психомоторные подсистемы, которые считаются результатом реагирования на внешние воздействия. Психомоторика обеспечивает управление психическими процессами в тяжелых и напряженных условиях выполнения поставленных задач. По мере совершенствования моторной регуляции деятельности начинает формироваться управление более высокого уровня, которое обеспечивает нормальную и адекватную саморегуляцию в межличностных отношениях и деятельности [7; 8; 9; 10]. Таким образом это указывает на возможность целенаправленного развития качественных и количественных показателей адаптивных процессов.

В современной армии для того, чтобы можно было бороться с терроризмом и бандитизмом методика подготовки военнослужащих молодых людей требует проведения комплексных методик психодиагностики с целью определения их психофизических способностей несения службы в экстремальных условиях жизнедеятельно сти.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием на сегодняшний день единой научно-обоснованной концепции психологической адаптации военнослужащих к экстремальным условиям несения службы, которая может существенно повысить уровень успешности выполнения деятельности (эффективного выполнения боевых задач), а также сохранить здоровье наиболее полноценного мужского населения страны.

Литература:

1. Кузнецов О.Н, Лыткин В.М. Динамически-ситуативная акцентуация личности у участников локальных войн // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии: учебное пособие. - СПб., 1995. - С. 115-116.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. - 144 с.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. -М.: Политиздат, 1985. - 341 С.

4. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. -М.: Воениздат, 1991.

1 SCIENCE TIME 1

5. Теплов Б.М., Небылицин В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий // Вопр. психол. 1963. - № 5. - С. ЗЗ-47.

6. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. В серии «Руководство по физиологии». - М: Наука, 1979. - 704 с.

7. Клиническая психология / Сост. и общ. редакция Н.В. Тарабриной. -СПб.: Питер, 2000. - 352 с.

8. Куксова Н.А. Зависимость психологических и психопатологических реакций у участников боевых действий от личностно-типологических особенностей / Сборник научных работ СтГМА «Здоровье» (проблемы теории и практики). - Ставрополь СтГМА. - 2001.

9. Озеров Ф.П. Диагностика и развитие психомоторных способностей у курсантов образовательных учреждений МВД: автореферат дис. на соискание уч. степени канд. психол. наук. - 2001. - 165 с.

10. BleichA., A ttias J., Z inger Y. Psucho-neuro-physiological assessment of post-traumatic stress disorder using event-related potentials // Harefuah. - 1994. - Vol. 126, N. 9.

11. Martennick R.G. Differential effects of schock arousal on motor performance.// Perseption and Motor Skills. - 1969. - Vol. 29. - № 2. - P. 443-447.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.