ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Научная статья
УДК 159.923.2
https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66
Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью
Виктория Д. Вороная*, Евгений А. Проненко
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация * [email protected]
Аннотация
Введение. Проблема адаптации студентов-первокурсников к учебному коллективу и деятельности остается актуальной ввиду малой разработанности. Еще меньше данная проблема рассматривается во взаимосвязи со смысложизненными ориентациями личности, жизненной позицией личности. Целью исследования выступает изучение особенностей адаптированности первокурсников в связи с жизненной позицией личности, онтологической уверенностью и смысложизненными ориентациями. Новизна заключается в том, что впервые была проанализирована связь адаптации с жизненной позицией личности и онтологической уверенностью. Методы. В исследовании приняли участие 109 студентов-первокурсников двух университетов г. Ростова-на-Дону. Методиками выступили: «Адаптированность студентов в ВУЗе» (Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев), опросник «Жизненная позиция личности» (ЖПЛ) (Д. А. Леонтьев), психометрическая методика «Онтологическая уверенность» (ОУ(ПМ)) (Н. В. Коптева). Результаты. Были обнаружены значимые положительные корреляции между общей осмысленностью жизни и уровнем адаптированности, между общей онтологической уверенностью и уровнем адаптированности. Наиболее значимые корреляции со шкалой адаптации к учебной группе получены со следующим шкалами: «Процесс жизни» методики СЖО, «Гармония с жизнью» методики ЖПЛ, «Витальные контакты с миром» методики ОУ(ПМ). Для шкалы адаптации к учебной деятельности значимые корреляции получены со шкалами «Цель в жизни» и «Локус контроля - Я» методики СЖО. В Обсуждении результатов отмечается согласованность полученных закономерностей с существующими исследованиями адаптации студентов в связи со смысложизненными ориентациями, что подтверждает важность воздействия на смысловую сферу студентов в образовательном процессе.
Ключевые слова
адаптация первокурсников, адаптированность студентов, уровень адаптации, онтологическая уверенность, смысложизненные ориентации, осмысленность жизни, жизненная позиция личности
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Для цитирования
Вороная, В. Д., Проненко, Е. А. (2022). Адаптация студентов-первокурсников высших учебных заведений: смысловые аспекты и связь с онтологической уверенностью. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(6), 52-66. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66
Research article
UDC 159.9.072.43
https://d0i.0rg/l 0.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66
Adaptation of first-year students in higher education: meaning aspects and relation to ontological security
Victoria D. Voronaya*, Evgeny A. Pronenko
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation * [email protected]
Abstract
Introduction. The problem of meaning aspects in first-year students' adaptation to the university still relevant, because it is not well studied. The aim of the research is to study the peculiarities of first-year students' adaptability in connection with the personality life position, ontological security and meaning of life orientations. Novelty of the research lies in exploring the connection between ontological security, personality life position and adaptability. Methods. 109 first-year students participated in the research. We used «Method of Research of Students Adaptability in the Higher Educational Establishment» (T. D. Dubovitskaya, A. V. Krylova), "Test of meaning-life orientations" (MLO) (D. A. Leontiev), "Personality life position" (PLP) (D. A. Leontiev), psychometric method "Ontological security" (OS(PM)) (N. V. Kopteva). Results. Significant positive correlations were found between general meaningfulness of life, general ontological security and level of adaptability. The most significant medium strength correlations with the scale «Adaptation to the study group» were obtained with the following scales: "Process of life" of the MLO, "Harmony with Life" of the PLP methodology, "Vital contacts with the world" of the OS(PM). For the scale «Adaptation to the educational activity» medium strength significant correlations were obtained with the "Purpose in life" and "Locus of control - Self scales. In the Discussion we indicate the consistency of our results with the available results. It confirms the importance of using meaningful education methods.
Keywords
adaptation of first-year students, adaptability of students, adaptation level, ontological security, life-meaning orientations, meaningfulness of life, life position
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
For citation
Voronaya, V. D., Pronenko, E. A. (2022). Adaptation of first-year students in higher education: meaning aspects and relation to ontological security. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectology, 5(6), 52-66. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-6-52-66
Введение
Проблема адаптации студентов-первокурсников, как приведение основных параметров их социальных и личностных характеристик в соответствие с принципиально новыми условиями университетской среды (Намазов, Евсеев, Кушелев, 2018), требует глубокого смыслового анализа. С трудностями встречается значительная часть студентов (Ketrish et al., 2017) при этом основы непрерывного самообразования, самовоспитания и самосовершенствования, понимания личностной значимости обучения, постановки собственных целей и задач обучения закладываются именно в первый год обучения (Зеленцова, 2016). Анализ смысложизненных ориентации студентов-первокурсников, их жизненной позиции и аспектов онтологической уверенности позволит обратиться к внутреннему, субъектному плану восприятия и прохождения процесса адаптации.
Жизненная позиция личности
Под жизненной позицией личности понимается отношение личности к собственной жизни, ко всему тому, что связывает субъективное начало с объективным. Саморегулируемая активность субъекта и рефлексивность к собственному бытию формируют факультативное отношение «личности как сознательного самоопределяющегося субъекта к тому в себе и собственной жизни, что протекает непроизвольно, будучи обусловлено внешними и внутренними факторами» (Леонтьев, Шильманская, 2019, с. 91), и отношением субъекта к объектному в себе. Деятельное, субъектное отношение личности к себе дает необходимую основу для возможностей управления жизнью и деятельностью. Осознанность как первый компонент жизненной позиции личности позволяет человеку выделять себя из потока жизни; а активность - оперировать выделенным «Я», произвольно влияя на воплощение планов, вмешиваться в течение жизни.
Д. А. Леонтьев (2019) выделяет четыре типа жизненной позиции личности: действенная, характеризующаяся высокой осознанностью и активностью, способствующая личностному развитию и преображению; импульсивная, сочетающая высокую активность и сниженную осознанность и побуждающая индивида к хаотичной поисковой активности; созерцательная, сочетающая высокую осознанность и низкую активность (субъективная невозможность воздействия на события жизни ввиду экстернального локуса контроля, неуверенности в себе); и страдательная позиция, сочетающая отсутствие как осознанности, так и активности, отражающаяся в пассивной подчиненности обстоятельствам. Развитие экзистенциальных механизмов свободы и ответственности, индивидуальные особенности смыслового уровня регуляции определяют ведущую позицию (Леонтьев, Шильманская, 2019).
Исследования мотивированности студентов в зависимости от личностной значимости процесса обучения (Bailey, Phillips, 2016) указывают, что студенты, которые были мотивированы к учебе внутренними мотивационными факторами, имели более высокие академические успехи, скорость адаптации и показатели психологического благополучия. Авторы также связывают отсутствие мотивации с низким уровнем осознанности жизни.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Смысложизненные ориентации
Осмысленность жизни, выступая энергетической характеристикой смысловой сферы, мерой устойчивости направленности деятельности личности на определенный смысл (Гафарова, Павлова, Ракова, 2010), прямым образом влияет на успешность в различных типах деятельности, в том числе на процесс адаптации студентов-первокурсников (Гафарова и др., 2010; Шкилев, 2006). Выражающие стремления личности, в том числе стремление найти смысл жизни как мотивационную силу, потребности, степень и направления самовыражения, смысложизненные ориентации важны для анализа (Шкилев, 2006). Д. А. Леонтьевым (2019) отмечается, что наличие актуальных смыслов выступает побуждающим к деятельности фактором. Автор отмечает «отрицательную корреляцию осмысленности жизни со шкалой депрессии ММР1» (Леонтьев, 2019, с. 205).
Леонтьевым (2000), в результате адаптации методики «Цель в жизни» (Д. Крамбо, Л. Махолик), выделены следующие аспекты смысложизненных ориентаций и их интерпретации:
7. Цели в жизни. Анализируется степень присутствия в жизни человека целей и планов на будущее, придающих существованию временную перспективу, вектор и направленность, а также осмысленность каждодневному существованию, и онтологическая значимость жизни;
2. Процесс жизни (интерес и эмоциональная насыщенность). Он связан с восприятием самим человеком каждодневной жизни как интересной, эмоционально насыщенной и значимой, получением удовольствия от каждодневного общения и проживания моментов;
3. Результативность жизни (удовлетворенность самореализацией) отражает восприятие продуктивности и ощущение осмысленности прожитой жизни, вектор отношения к прошлому опыту.
Цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией, связывающиеся Д. А. Леонтьевым с будущим, настоящим и прошлым, выступают ключевыми источниками смысла в жизнедеятельности индивида.
4. Локус контроля-Я. Данная шкала отсылает к самоотношению и уверенности в собственных силах, к осознанию свободы выбора и возможности построить жизнь соответственно внутренней структуре.
5. Локус контроля - жизнь (управляемость жизни) отражает веру в возможность влиять на течение хода жизни, путем принятия решений и их воплощения, «общее мировоззренческие убеждение» в возможности контроля.
Таким образом, рассмотрение осмысленности жизни в разрезе временного контекста и контекста управляемости позволит обратиться к внутреннему контексту личности студентов.
Онтологическая уверенность
Теоретическая концепция онтологической уверенности-неуверенности оформляется в трудах Р. Лэйнга, разобранных в исследованиях Н. В. Коптевой, и апеллирует к «переживанию человеком себя в мире» (Коптева, 2009а). Она связывается с экзистенциальной потребностью в связи с миром и людьми (Коптева, 2009Ь), и потому интересны её взаимосвязи с уровнем адаптированности студентов.
Бытие-в-мире, включающее «Я» и «Не-Я», разграниченные «телом», но не столько физическим, сколько деятельно-смысловым, через деяния в которых проявляется «ментальное Я», включает концепт онтологической уверенности (Коптева, 2010). Онтологическая уверенность
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
предполагает переживание человеком уверенности в своем бытии (Коптева, 2010), наличие источника ресурсов, неких опор бытия, которые позволяют человеку чувствовать свою причастность к миру и его переживание вместе с переживанием себя как независимой и свободно выбирающей личности. То есть, это восприятие целостности бытия себя в мире и мира в себе, «единоприродности», уверенность в самовосприятии, когда «личность себя воспринимает "вместе с остальными", "как у себя дома" в этом мире» (Коптева, 2009а, с. 1) и «твердо стоит обеими ногами на земле» (там же). Личность с высокой онтологической уверенностью характеризуется восприятием себя как подлинной, ценной, других - как достойных доверия, природные процессы - как надежные, вещи - как неизменные (Коптева, 2010). Онтологическая уверенность предполагает отношение к другим людям и объективным частям реальности «как к себе», распространение на другое или другого позитивных смыслов, приписываемых себе (Коптева, 2009Ь). Целостное, «воплощенное Я» имеет опоры в себе и мире, сохраняя автономию и одновременно связанность с миром (Коптева, 2014).
Онтологическая неуверенность будет проявляться в восприятии отчужденности собственной личности от себя, в отсутствии ощущения себя как личности живой, реальной, цельной, что может привести к формированию сначала «невоплощенного Я», а затем «расколотого Я», переживающего нехватку целостности бытия и разобщенности с миром и людьми вокруг (Коптева, 2009Ь). Нехватка ценности, отрицание привязанностей к миру и ощущение опасности, исходящей от него, характеризует онтологически неуверенную личность (Коптева, 2010). К тому же, человек воспринимает себя рискованно отличающимся от остального мира, переживает собственную невоплощенность в теле - то есть, переживает внутренние «расколы Я», отделяющие его самовосприятие и переходящие в «ложное Я», которому передается право взаимодействия с миром. Личностям с повышенным «ложным Я» характерны низкие уровни личностной автономии (Коптева, 2010). Невоплощенность также связывают с невозможностью понять, как выжить в мире, ибо повышенный уровень экзистенциальной тревоги, порождаемый непониманием опасностей и устройства мира, растрачивает энергию, вынуждая личностей расщепляться и переходить к «ложным Я». Онтологически неуверенный тип личности «представляет собой "несчастное сознание", никак не проявляет себя, ему остается только наблюдать за тем, как "ложное Я" ведет жизнь в разделяемом с другими мире» (Коптева, 2014, с. 195). Таким образом, личность, неподлинно существующая, терзаемая внутренней пустотой, разобщенная, под властью ролей и масок будет выражать крайний полюс выраженности «ложного Я». Однако отмечается, что определенный уровень представленности в пространстве «ложного Я» характерен и для «обычных» людей (там же).
Итак, онтологическая уверенность кратко может быть определена как переживание личностью себя и своего мира; она, к тому же, тесно коррелирует со смысложизненными ори-ентациями и осмысленностью жизни, что было доказано автором (Коптева, 2009Ь; Коптева, 2014). Близости конструктов СЖО и ОУ как отношения к себе в мире, осмысленности жизни, показали корреляции интегральных шкал общей ОУ и осмысленности жизни; к тому же, близки шкалы автономии в ОУ и локуса контроля в СЖО (Коптева, 2014).
Интерес к данной методике и ее связи с адаптированностью лежит в онтологической уникальности данного подхода, а также в аспекте, связанном с интересом к людям и причастностью к ним, в удовольствии от общения и проявления в диалогическом бытии как адаптивного ресурса.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Методы
Цель настоящего исследования заключается в изучении особенностей адаптированно-сти студентов-первокурсников (преимущественно гуманитарного профиля) в связи с жизненной позицией личности, аспектами онтологической уверенности и смысложизненными ориентациями.
Нами выделены следующие гипотезы исследования:
1. Адаптированность к учебной деятельности и учебной группе выше у студентов-первокурсников, имеющих более высокие показатели общего уровня онтологической уверенности, чем у студентов, имеющих более низкие показатели общего уровня онтологической уверенности;
2. Адаптированность к учебной деятельности и учебной группе в университете выше у студентов-первокурсников, имеющих более высокие показатели по шкале осмысленности жизни и иным шкалам методики «Тест Смысложизненных ориентаций», чем у студентов, имеющих более низкий уровень по соответствующим параметрам;
3. Более высокий уровень адаптированности к учебной деятельности и учебной группе будет проявляться у студентов-первокурсников, имеющих более высокие показатели по шкалам осознанности жизни, гармонии с жизнью и активности жизненной позиции методики «Жизненная позиция личности».
Объектом исследования выступила адаптированность студентов-первокурсников высших учебных заведений, обучающихся на направлениях гуманитарного профиля.
Предметом исследования выступила взаимосвязь адаптированности студентов-первокурсников с уровнем онтологической уверенности и смысловыми аспектами личности.
Выборка
В исследовании добровольно приняли участие 109 студентов-первокурсников высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону (ЮФУ (35 студентов, 32 %) - и ДГТУ (74 студента, 68 %), обучающихся преимущественно на гуманитарных и психолого-педагогических специальностях. Средний возраст испытуемых - 17,8 лет, возрастной диапазон от 16 до 20 лет. Пол испытуемых: 101 девушек (93%) и 8 юношей (7%) (что, помимо прочего, отражает ограничения данного исследования). Сбор информации по анкетам и опросникам проводился с 29.11.2022 по 02.12.2022 на платформе Google Forms. Данный период времени был выбран с учетом снижения аффективной напряженности студентов, повышения включенности в образовательный процесс и возможности рефлексивно обратиться к пережитому опыту.
Методики исследования
Методика «Адаптированность студентов в ВУЗе» (Т. Д. Дубовицкая, А. В. Крылова).
Для изучения общей картины адаптированности студентов была выбрана данная методика ввиду компактности и рассмотрения адаптации как к учебной деятельности, так и к учебной группе. Трудности адаптации к культурно-образовательной среде университета проанализированы и скомпонованы авторами в анкету, состоящую из 16 суждений, по отношению к которым студенты отмечают степень своего согласия (Дубовицкая, Крылова, 2010). Ощущение комфорта, нахождение общего языка с одногруппниками, способность обращаться к ним за помощью будет отражена в высоких показателях по шкале адаптированности к учебной группе, и, напротив, отстраненность, прикрытие ложной персоналией, отсутствие желания
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сближаться с группой - о низких. Приспособленность к учебной деятельности отражается в понимании и своевременном освоении учебных предметов, самопроявлении в учебной деятельности и готовности сотрудничать с преподавателями.
Таким образом, методика позволяет оценить актуальное состояние студента, принятие им коллектива и учебной ситуации, а также личностное отношение к началу процесса обучения. Методика «Жизненная позиция личности» (Д. А. Леонтьев) Опросник «Жизненная позиция личности» (Леонтьев, Шильманская, 2019) включает 12 утверждений, скомпонованных в 3 шкалы: гармония с жизнью - эмоционально-оценочный компонент, осознанность жизни - когнитивный, и активная жизненная позиция, иначе - субъ-ектность, отражает деятельный компонент. Высокие показатели по шкале «гармония с жизнью» свидетельствуют о восприятии соответствия проживаемой жизни сущности субъекта, низкие - о восприятии неадекватности объективно проживаемого и субъектного. Высокие показатели по шкале «осознанность жизни» отражают развитый уровень рефлексии, понимания субъектом своих побуждений и целей; низкие же, напротив, слабое восприятие и анализ происходящих с личностью процессов. И, наконец, «активность жизненной позиции», как указывается Леонтьевым и Шильмановской (2019), разделяет полюса вопроса «Я живу или жизнь меня живет?» (с. 97), связываясь с локусом контроля.
Таким образом, включение данной методики позволит обратиться к восприятию студентами собственной жизненной позиции, к анализу проявляемой активности, сформированной осознанности и актуальной или подавленной гармонии с жизнью и их влияния на уровень адаптированности.
Методика «Тест смысложизненных ориентации» (Д. А. Леонтьев) Методика является адаптацией методики «Цель в жизни» Д. Крамбо и Л. Махолика и включает 20 вопросов с общим началом, но разнонаправленными продолжениями, по отношению к которым человек выражает степень согласия или несогласия. Данная методика позволяет обратиться к шести субшкалам, позволяющим оценить источники нахождения человеком смысла в собственной жизни. Высчитывается показатель общей осмысленности жизни, разделенный на пять субшкал: «процесс жизни», «цель в жизни», «результативность жизни», «локус контроля - я» и «локус контроля - жизнь», описанные выше.
По шкале «Цель в жизни» важно принимать во внимание крайности - низкие показатели могут говорить как об отсутствии целей, так и о жизни «сегодняшним днем», а высокие - об избыточной мечтательности без опоры в настоящем либо же действительно о высокой осознанности. Крайними полюсами шкалы «Процесс жизни» выступают гедонизм и неудовлетворенность жизнью. Низкие баллы по шкале «Результативность жизни» отражают негативное отношение к прожитому опыту. Низкие баллы по шкале «Локус контроля - Я» отражают неверие в себя и пассивность по отношению к судьбе, а по шкале «Локус контроля - Жизнь» - определенный фатализм и нежелание загадывать что-либо на будущее.
Таким образом, включение данной методики в инструментарий необходимо для описания смысловой сферы студентов и поиска возможностей актуализировать их адаптационные ресурсы, опираясь на нее.
Методика «Онтологическая уверенность» (ОУ(ПМ)) (Н. В. Коптева) Психометрическая методика включает в себя 30 пунктов, разделенных на четыре шкалы: автономия (связанная с локализацией контроля и отражающая переживание человеком себя в качестве независимой, но причастной к миру личности); витальные контакты с миром
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
(удовлетворенность и гармония с жизнью, восприятие мира надежным); витальные контакты с людьми (интерес к ним в целом, причастность к коллективу, удовольствие от взаимодействия); и «ложное Я», экстраполирующая фактор онтологической неуверенности и связанные с ней разрывы восприятия себя и мира, переживания отчужденности.
Таким образом, в контексте данного исследования методика позволит обратиться к общим и частным показателям онтологической уверенности как переживания личностной автономии и связей с людьми и миром (Коптева, 2014), собственного Я как единства телесного и ментального, как систему опор, как «интеграцию в единое целое элементов бытия-в-мире» (Коптева, 2014, с. 200).
Обработка результатов исследования проводилась в программе IBM SPSS Statistics версии 26. Нормальность распределения проверялась с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Математическая обработка данных проводилась коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Результаты
«Жизненная позиция личности»
Шкала «Адаптация к учебной группе» имеет положительную корреляцию средней силы (0,519) со шкалой «Гармония с жизнью» методики «Жизненная позиция личности» при р < 0,01 (табл. 1).
Таблица 1 Корреляции шкал метолик «Алаптированность стулентов в ВУЗе» и аЖизненная позиция личности»
Адаптация к учебной группе Адаптация к учебе
ЖПА: гармония ,519** ,477**
ЖПЛ: осознанность 274** ,224*
ЖПЛ: активность ,280** ,365**
Примечание, корреляции значимы при р <0,01.
Можно сказать, что чем более развит эмоционально-оценочный компонент жизненной позиции и соответствие реально проживаемого студентами опыта их ожиданиям, тем легче и лучше происходит процесс адаптации к учебной группе.
Шкала «Адаптация к учебной деятельности» и «Гармония с жизнью» имеют положительную корреляцию средней силы (0,477) при р < 0,01. Получается, что чем более актуально для студента восприятие происходящего студенческого опыта как целостного, своего, аутентичного и адекватного представлениям, тем проще происходит адаптация к учебной деятельности.
Корреляция шкал «Адаптация к учебной деятельности» и «Активность жизненной позиции» имеет слабую силу (0,365) при р < 0,01, однако, можно отметить, что внутренний локус контроля, готовность встречаться с ошибками и готовность к изменениям могут повышать адаптивный ресурс.
Слабые корреляции получены для шкал «Адаптация к учебной группе» и «Активность жизненной позиции» (сила составляет 0,280 при р < 0,013).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Согласно нашим результатам, шкалы «Осознанность жизни» и «Адаптация к учебной деятельности» имеют слабую корреляцию (0,274) при р < 0,014.
Шкалы «Осознанность жизни» и «Адаптация к учебной группе» также имеют слабую корреляцию (0,224) при р = 0,019.
Подводя итог, можно сказать, что студенты, имеющие деятельностное, субъектное отношение к самим себе, внутренне готовые к изменениям, ощущающие свою жизнь и свой опыт как действительно происходящий с ними и ценный, адаптируются к учебе проще, чем студенты пассивные, разочарованные и боящиеся изменений.
«Тест смысложизненных ориентации»
Шкалы «Процесс жизни» и «Адаптация к учебной группе» имеют положительную корреляцию средней силы (0,553) при уровне статистической значимости р < 0,01 (табл. 2).
Таблица 2 Корреляции шкал методик «Адаптированность студентов в ВУЗе и «Тест смысложизненных ориентаций»
Адаптация к учебной группе Адаптация к учебе
СЖО: ,45 Г* ,45 Г*
осмысленность
СЖО: цель в жизни ,426** ,529**
СЖО: процесс ,553** ,447**
жизни
СЖО:
результативность ,48 Г* ,48 Г*
жизни
СЖО: локус ,503** ,522**
контроля - Я
СЖО: локус ,446** ,451**
контроля-жизнь
Примечание, корреляции значимы при р <0,01.
Можно сказать, что при восприятии студентом момента студенчества как особого времени, значимого для дальнейшей жизни взаимодействия с коллективом и окружением, при понимании важности людей вокруг и важности построения конструктивного взаимодействия с ними процесс адаптации происходит легче.
Шкалы «Процесс жизни» и «Адаптация к учебе» также имеют положительную корреляцию средней силы (0,447) при р < 0,01.
Шкалы «Цель в жизни» и «Адаптация к учебе» имеют положительную корреляцию средней силы (0,529) при р < 0,01. Таким образом, наличие конкретной цели обучения, понимание, за какими результатами студенты поступают в ВУЗ, позволяют быстрее включиться в учебный процесс.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Шкалы «Локус контроля-Я» и «Адаптация к учебной деятельности» имеют положительную корреляцию средней силы (0,503) при р < 0,01. Шкалы «Локус контроля - Я» и «Адаптация к учебной группе» имеют положительную корреляцию средней силы (0,522) при р < 0,01. Можно сказать, что осознание собственной возможности повлиять на ход событий, принятие ответственности за решения и свободу выбора повышают шансы успешной адаптации.
Шкалы «Локус контроля-жизнь» и «Адаптация к учебной группе» также имеют положительную корреляцию средней силы (0,446) при р < 0,01. Шкалы «Локус контроля-жизнь» и «Адаптация к учебной деятельности» имеют положительную корреляцию средней силы (0,451) при р < 0,01. Можно сказать, что чем у студента выше вера в возможность влияния на течение хода жизни путем принятия решений и их воплощения, тем гармоничнее будет проходить адаптация к студенческой жизни.
Шкала «Результативность жизни» имеет положительную корреляцию средней силы (0,481) при р < 0,01 со шкалами «Адаптация к учебной группе» и «Адаптация к учебной деятельности». Можно предположить, что отсутствие активного недовольства к собственному прошлому, самопринятие, и готовность двигаться и развиваться в новой среде будут способствовать адаптированности студента.
Шкала «Осмысленность жизни» имеет положительную корреляцию средней силы (0,451) при р < 0,01 со шкалами «Адаптация к учебной группе» и «Адаптация к учебной деятельности». То есть, общая рефлексивность, переживание онтологической значимости своей жизни и связей с миром, наличие целей и вера в возможность их воплощения позволяют активнее проявляться и приспосабливаться к новым условиям.
«Онтологическая уверенность»
Шкалы «Адаптация к учебной группе» и «Витальные контакты с миром» имеют положительную корреляцию средней силы (0,524) при р < 0,01 (табл. 3).
Таблица 3 Корреляции метоАИки «Алаптированность стулентов в ВУЗе» и «Онтологическая уверенность»
Адаптация к учебной группе Адаптация к учебе
ОУ: общая ,473** ,450**
ОУ: контакты ,524** ,442**
с миром
ОУ: контакты ,416** ,315**
с людьми
ОУ: автономия ,333** ,439**
ОУ: ложное Я -,354** -,306**
Примечание: корреляции значимы при р <0,01.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Таким образом, переживание мира как надежного, безопасного, ощущение себя и своей воплощенности в нем способствует лучшему установлению значимых связей с сокурсниками.
Шкалы «Адаптация к учебной группе» и «Витальные контакты с людьми» имеют положительную корреляцию средней силы (0,416) при р < 0,01. Чем более актуально переживание студентом причастности к коллективу, получение удовольствия от межличностных контактов, тем выше адаптированность студента.
Шкалы «Адаптация к учебной деятельности» и «Витальные контакты с миром» имеют положительную корреляцию средней силы (0,442) при р < 0,01. Удовлетворенность миром и восприятие его как надежного, таким образом, способствуют лучшей адаптированное™ студентов.
Шкалы «Адаптация к учебной деятельности» и «Автономия» имеют положительную корреляцию средней силы (0,439) при р < 0,01. Можно сказать, что лучшей адаптированно-сти к учебе соответствует интернальный локус контроля, принятие на себя ответственности за успехи в учебе, получаемый опыт, доверие к себе и своим знаниям и опыту.
Шкала «Общая онтологическая уверенность» имеет положительную корреляцию средней силы (0,473) при р < 0,01 со шкалой «Адаптация к учебной группе». Шкала «Общая онтологическая уверенность» имеет положительную корреляцию средней силы (0,450) при р < 0,01 со шкалой «Адаптация к учебной деятельности». Можно сказать, что, по крайней мере в данной выборке, студенты, имеющие систему опор в самих себе и мире, переживающие причастность к миру (в нашем случае - университету, своему положению, новым обстоятельствам) и воспринимающие ее какличностно значимую, при этом осознающие себя как свободный к выбору независимый субъект, действительно имеют больший адаптационный потенциал, поэтому имеет смысл обращаться к смысловым аспектам обучения и формирования личности, начиная с младшего возраста, и продолжать воздействие на смысловые и онтологические сферы студентов в рамках университета.
Шкалы «Адаптация к учебной деятельности» и «Витальные контакты с людьми» имеют слабую положительную корреляцию (0,315) при р < 0,01.
Шкалы «Адаптация к учебной группе» и «Автономия» имеют слабую положительную корреляцию (0,333) при р < 0,01.
Шкала «Ложное Я» имеет слабую отрицательную корреляцию со шкалой «Адаптация к учебной группе» (-0,354) при р < 0,01. Шкала «Ложное Я» имеет слабую отрицательную корреляцию со шкалой «Адаптация к учебной деятельности» (-0,306) при р < 0,011. Можно сказать, что чем выше у студента ощущение разобщенности между собой и миром, отстраненность от коллектива и деятельности, невоплощенность, прибегание к «расколу» своей личности и отыгрывание в коллективе ложный ролей, несмотря на все свои усилия, тем труднее происходит адаптация.
Итак, чем более актуально для студента восприятие реальности в рамках онтологической уверенности, проявление свойственным себе образом в коллективе и учебе, тем легче будет проходить процесс адаптации.
Таким образом, при анализе результатов подтвердились первая и вторая гипотезы исследования, указывающие на значимую положительную корреляцию адаптации к коллективу и учебной деятельности и уровня онтологической уверенности, адаптации и осмысленности жизни (и иных шкал методики СЖО). Третья гипотеза подтвердилась частично, поскольку значимые корреляции были обнаружены только для шкалы «Гармония с жизнью» методики ЖПЛ, что требует дальнейших исследований.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
Обсуждение результатов
На связь уровня социально-психологической адаптации студентов и осмысленности жизни указывает ряд исследований (Гафарова и др., 2010; Шкилев, 2016). С. В. Шкилевым (2006) было выделено, что показатель осмысленности жизни является значимым ядром, прямым образом влияющим на успешность адаптации. Н. В. Гафарова и соавторы (2010), обращаясь к сравнительному анализу групп студентов с низким и высоким уровнем адаптации к учебе, приходят к следующим выводам: высокой адаптации покровительствуют высокий уровень осмысленности жизни и средний уровень субъективного контроля над ней, а студентам с низкой адаптированностью - низкий уровень субъективного контроля и осмысленности жизни. Авторами также изучались связи адаптированности и соматизации (Гафарова и др., 2010). Данные результаты согласуются с полученными нами.
К важности понимания целей обучения обращаются А. А. Ог^ е1 а1. (2018), указывающие на снижение уровня мотивации и мотивационные трудности, связанные с экстернальным локусом контроля студентов, нежеланием принимать на себя ответственность, непониманием конкретных целей и результатов обучения, особенно в контексте изучения общеобразовательных или повторяющихся дисциплин, и е1 а1. (2021) указывают на содействие адаптации первокурсников к обучению в ВУЗе высокого уровня самоконтроля и на влияние самоконтроля и ответственности на повышение адаптивных ресурсов.
Т. I. Мопа51уг5кауа, N. Р. Мескес1еуа и А. V. Ка1Бига указывают на влияние удовлетворенности студента своим студенческим опытом на адаптацию. Так, студенты, удовлетворенные студенческой жизнью, быстрее адаптируются к университетской среде и образовательному процессу, и, напротив, при диссонансе темпы адаптации медленнее и труднее (Мопа51угекауа, МесЬ/ес^а, Ка1зига, 2019). Данные результаты можно сопоставить с выделенной нами корреляцией фактора «Гармония» методики «Жизненная позиция личности», указывающего на подобную связь.
Таким образом, данное исследование является вкладом в понимание смысловой сферы студентов-первокурсников. Особое внимание в полученных результатах уделено аспектам, описываемым в шкалах методики СЖО «Процесс жизни», «Цель жизни» и «Локус контроля - Я», методики ОУ (ПМ) «Витальные контакты с миром» и «Автономия»; методики ЖПЛ «Гармония с жизнью». Это подчеркивает необходимость апелляции к воздействию на смысловую сферу студентов (и, возможно, даже абитуриентов) в образовательном процессе. Также важно обратиться к дальнейшему изучению и практическому приложению аспектов онтологической уверенности студентов.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках деятельности студенческого научного общества «Психология смысла: поиск, развитие, реализация». Авторы выражают признательность участникам, а также студентам-первокурсникам, принявшим участие в исследовании.
Литература
Гафарова, Н. В., Павлова, Е. В., Ракова, Е. К. (2010). Смысловые механизмы психической адаптации к профессии у студентов первого курса. Психологический вестник Уральского государственного университета, 9, 27-35.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Дубовицкая, Т. Д., Крылова, А. В. (2010). Методика исследования адаптированности студентов в вузе. Психологическая наука и образование, 2.
Зеленцова, Е. В. (2016). Проблемы адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении (на примере Дальневосточного ГАУ). Общество: социология, психология, педагогика, 4, 107-109.
Коптева, Н. В. (2014). Онтологическая уверенность: Конструкт, диагностические методики, перспективы исследования. Известия Тульского Государственного Университета. Гуманитарные Науки, 4-1, 193-202.
Коптева, Н. В. (2010). Онтологическая уверенность и психологическая суверенность. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки, 3, 15-22.
Коптева, Н. В. (2009а). Онтологическая уверенность и самоотношение. Вестник Забайкальского Государственного Университета, 5, 110-117.
Коптева, Н. В. (2009b). Онтологическая уверенность как характеристика самосознания. Сибирский педагогический Журнал, 2, 393-405.
Леонтьев, Д. А. (2019). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл.
Леонтьев, Д. А. (2000). Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). Москва: Смысл.
Леонтьев, Д. А., Шильманская, А. Е. (2019). Жизненная позиция личности: от теории к опе-рационализации. Вопросы Психологии, 7, 90-100.
Намазов, А. К., Евсеев, В. В., Кушелев, С. А. (2018). Актуальные проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. В: Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры. Сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (С. 290-292). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Ш кил ев, С. В. (2006). Смысложизненные ориентации как фактор социально-психологической адаптации студентов в процессе обучения в вузе. Курск: Курский государственный университет.
Bailey, Т. Н., Phillips, L. J. (2016). The influence of motivation and adaptation on students' subjective well-being, meaning in life and academic performance. Higher Education Research 8i Development, 35(2), 201-216.
Ketrish, E. V., Andryukhina, Т. V., Tret'yakova, N. V. et al. (2017). On the problem of first year student's adaptation to the learning process in a university. Journal of Fundamental and Applied Sciences, 9(7S).
Li, J-B., Wang, Y-S., Sun, Y. et al. (2021). Individual and interpersonal correlates of changes in col-
https://
doi.org/10.1007/sl 2144-021 -01693-9
Monastyrskaya, Т. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019), 333 (pp. 477-482). https://doi. org/10.2991 /hssnpp-19.2019.90
Orlov, A. A., Pazukhina, S. V., Yakushin, A. V. et al. (2018). A study of first-year students' adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology of Russia: State of Art, 77(1), 71-84.
PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY
References
Bailey, T. H., Phillips, L. J. (2016). The influence of motivation and adaptation on students' subjective well-being, meaning in life and academic performance. Higher Education Research & Development, 35(2), 201-216.
Dubovitskaya, T. D., Krylova, A. V. (2010). Method of Research of Students Adaptability in the Higher Educational Establishment. Psychological Science and Education, 2. (In Russ.).
Gafarova, N. V., Pavlova, E. V., Rakova, E. K. (2010). Meaningful mechanisms of mental adaptation to the profession in first-year students. Psychological Bulletin of Ural State University, (9), 27-35. (In Russ.).
Ketrish, E. V., Andryukhina, T. V., Tret'yakova, N. V. et al. (2017). On the problem of first year student's adaptation to the learning process in a university. Journal of Fundamental and Applied Sciences, 9(7S).
Kopteva, N. V. (2014). Ontological security: concept, diagnostic techniques, research perspectives. Proceedings of Tula State University. Humanities, 4-1, 193-202. (In Russ.).
Kopteva, N. V. (2010). Ontological confidence and psychological sovereignty. Bulletin of Moscow State Regional University. Series: psychological sciences, 3, 15-22. (In Russ.).
Kopteva, N. V. (2009a). Ontological security and self-attitude. Transbaikal State University Journal, 5, 110-117. (In Russ.).
Kopteva, N. V. (2009b). Ontological security as an attribute of one's self-consciousness. Siberian Pedagogical Journal, 2, 393-405. (In Russ.).
Leontiev, D. A. (2019). Psychology of Meaning: The Nature, Structure and Dynamics of Meaningful Reality. Moscow: Smysl. (In Russ.).
Leontiev, D. A. (2000). Life Meaning Orientation Test (LMO). Moscow: Smysl. (In Russ.).
Leontiev, D. A., Shilmanskaya, A. E. (2019). Personal life position: making theoretical notions operational. Voprosy psikhologii, 7, 90-100. (In Russ.).
Li, J-B., Wang, Y-S., Sun, Y. et al. (2021). Individual and interpersonal correlates of changes in col-
https://
doi.org/10.1007/sl 2144-021-01693-9
Monastyrskaya, T. I., Medvedeva, N. P., Katsura, A. V. (2019). Retrospective Assessment and Proposals for the Adaptation of the First Year Students. In: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. Proceedings of the Internation Conference on "Humanities and Social Sciences: Novations, Problems, Prospects" (HSSNPP 2019), 333 (pp. 477-482). https://doi. org/10.2991 /hssnpp-19.2019.90
Namazov, A. K, Evseev, V. V., Kushelev, S. A. (2018). Actual problems of adaptation of first-year students to the conditions of study in the university. In: Strategic directions of reforming the higher education system of physical culture. Collection of scientific papers of the V All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation (pp. 290-292). St. Petersburg: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. (In Russ.).
Orlov, A. A., Pazukhina, S. V., Yakushin, A. V. et al. (2018). A study of first-year students' adaptation difficulties as the basis to promote their personal development in university education. Psychology of Russia: State of Art, 77(1), 71-84.
Shkilev, S. V. (2006). Meaningful orientations as a factor of socio-psychological adaptation of students in the process of university education. Kursk: Kursk State University. (In Russ.).
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Zelentsova, Е. V. (2016). The problems of first year students' adaptation in a higher school (case study of Far Eastern State University of Agriculture). Society: sociology, psychology, pedagogy, 4, 107-109. (In Russ.).
Информация об авторах Виктория Дмитриевна Вороная - студентка 4 года обучения по направлению «Клиническая психология», Академия психологии и педагогики ЮФУ, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid. org/0000-0002-9984-2245
Евгений Александрович Проненко - доцент кафедры общей и педагогической психологии, Академия психологии и педагогики ЮФУ, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid. org/0000-0002-6032-6059
Author Information
Victoria Dmitrievna Voronaya - fourth-year student of the "Clinical Psychology" direction, Academy of Psychology and Pedagogy of SFU, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid.ora/0000-0002-9984-2245 Evgeny Aleksandrovich Pronenko - Associate Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology, Academy of Psychology and Pedagogy of SFU, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: [email protected]: ORCID: https://orcid. ora/0000-0002-6032-6059
Информация о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.