Научная статья на тему 'СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ'

СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никандрова Наталья Петровна

В статье обосновано влияние смысловой стороны направленности личности на формирование ее профессионального выбора, реализацию этого выбора, и, как следствие, на качество профессиональной подготовки студентов в вузе. Раскрыта мысль: именно содержательная компонента направленности личности обусловливает активность личности, а от осмысления жизни зависит степень активности личности на достижение жизненных целей, на формирование и корректировку смысложизненных ориентаций. Для выявления смысложизненных ориентаций первокурсников проведено эмпирическое исследование с использованием теста «СЖО» Д. А. Леонтьева. Исследование показало, что общий показатель осмысленности жизни у большинства респондентов-первокурсников находится на уровне средних значений. Для студентов, у которых смысложизненные ориентации сформированы на недостаточном уровне (по 30 % у мужчин и женщин), предложены способы формирования и стабилизации смысловой сферы личности при осуществлении профессионального обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SEMANTIC SIDE OF THE PERSONALITY OF FIRST-YEAR STUDENTS

The article substantiates the influence of the semantic side of a person's orientation on the formation of her professional choice, the implementation of this choice, and, as a result, on the quality of professional training of students at a university. The idea is revealed: it is the content component of the orientation of the individual that determines the activity of the individual, and the degree of activity of the individual to achieve life goals, to form and correct meaningful life orientations depends on the comprehension of life. An empirical study was carried out using D. A. Leontiev’s “SJO” test to identify the life-meaning orientations of first-year students. The study showed that the overall indicator of meaningfulness of life for the majority of first-year respondents is at the level of average values. For students whose life-meaning orientations are formed at an insufficient level (30 % each for men and women), methods are proposed for the formation and stabilization of the semantic sphere of a personality in the course of professional training at a university.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ»

Н. П. Никандрова

УДК 378.1:159.9.07

СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

довременные первокурсники - это выпускники общеобразовательных школ, которые осуществили свой профессиональный выбор. Этот профессиональный выбор складывается в результате многих влияний, в том числе и в процессе целенаправленной профориентацион-ной работы в общеобразовательной школе. Однако такая работа в школе выполняет в основном информационную роль: она предоставляет школьникам сведения о системе профессионального образования, о рынке труда, о сферах занятости и др. Благодаря профориентацион-ной работе школьники выявляют свои склонности к той или иной профессии, что ориентирует выпускников на выбор профессии в соответствии с их интересами. Но интересы имеют свойство меняться, и «неустойчивость интересов ведет к случайному (необоснованному) выбору профессии» [22].

Кроме того, не все абитуриенты самостоятельно делают свой профессиональный выбор, основываясь на мнении родителей, учителей или друзей - по данным исследований таких респондентов около 18 % [2]. Выбор абитуриента может быть обусловлен какими-то случайными причинами (красивый фасад вуза, более низкие баллы по ЕГЭ, близкое расположение к дому и т. д.). Это подтверждается исследованиями И. И. Харченко и Н. М. Арсентьевой, О. А. Андриенко, Е. Р. Алимовой и Е. А. Филимоновой, В. И. Филоненко и др.

Проблема формирования профессионального выбора остается актуальной и в период обучения студентов в образовательных организациях высшего образования. В исследовании В. И. Филоненко и др. получены данные о том,

что «чем сильнее влияние родителей на профессиональный выбор детей, тем ниже эффективность образовательной деятельности последних» [20, с. 294]. Кроме того, преподаватели вузов сталкиваются с тем, что студенты могут потерять интерес к профессии в процессе обучения, что, соответственно, сказывается на их учебных результатах. Такие студенты обычно после прохождения производственной практики понимают, что их субъективные представления о выбранной профессии и реальная работа данного профессионала существенно различаются. Таким образом, в процессе вузовского обучения у студентов происходит «некоторая переоценка совершенного профессионального выбора» [20, с. 292]. По данным межрегионального исследования студентов 23 вузов РФ и их филиалов (В. И. Филоненко и др.) от 6 % до 14 % студентов разочаровываются в выбранной специальности. А это значит, что эти выпускники уже не пойдут работать по полученной ими профессии.

Таким образом, более точное понимание механизмов профессионального выбора будет способствовать его более эффективной реализации, что, в конечном счете, скажется на качестве профессиональной подготовки.

Рассмотрим психологические механизмы профессионального выбора. Мы поддерживаем мнение авторов о том, что «отношение к профессии определяется не только и не столько психофизиологическими и характерологическими особенностями, а мировоззрением, основу которого составляет направленность личности, мотивы труда и жизненные ценности» [22, с. 100].

Направленность личности включает потребности, мотивы, интересы и цели личности как субъекта деятельности. Ранее мы выделяли два компонента направленности личности: содержательный и субъектно-деятельностный. Содержательный компонент направленности (потребности, мотивы, интересы) влияет на активность личности, и степень этой активности, по нашему мнению, зависит от степени удовлетворения «психологической потребности осмысления жизни» [17, с. 189]. Именно эта психологи-

ческая потребность осмысления становится базой для выбора каких-либо жизненных целей, которые составляют основу субъектно-деятель-ностной компоненты направленности личности. Именно смысловая сфера личности, по нашему мнению, является наиболее значимой при формировании профессионального выбора.

Проблема смысла в отечественной психологии берет свои истоки от культурно-исторической теории Л. С. Выготского в трактовке «вершинной психологии», когда достижение смысла как духовности возводит личность на высшую ступень психического развития. В современной отечественной науке проблема психологии смысла связана, в первую очередь, с именем Д. А. Леонтьева, который работает в рамках деятельностного подхода таких ученых, как С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. Б. Г. Ананьев, Л. С. Запорожец, Б. В. Зейгар-ник, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин.

А. Н. Леонтьев определял личность как систему личностных смыслов [11]. А личностный смысл, по А. Н. Леонтьеву, есть субъективное «отношение к значениям» всех предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, все, что окружает человека, имеет знаковую оболочку - значение, которое закреплено в культуре. Именно культурные значения определяют смысловую сферу личности. Но смысл порождается не значениями, а жизненной ситуацией, в которую попадает личность. Смысл -это субъективные представления личности обо всем, что ее окружает. Устойчивые системы личностных смыслов складываются в смысловые образования, которые и образуют картину мира личности.

Смысловые образования, по Е. З. Басиной, могут существовать на трех иерархических уровнях смысловой сферы:

1) «общие смысловые ориентации» - система доминирующих ценностей, мотивов, самосознание, мировоззрение);

2) «частные смысловые образования» - мотивы, смысловые установки, чувства;

3) «актуальные смысловые содержания» -(демонстрация личностного смысла) [17, с. 188].

Н. Н. Королева выделила функции смысловых образований в картине мира личности:

«репрезентативную (представление жизненного мира субъекту), интерпретативную (структурирование, интерпретация жизненных явлений и событий), регулятивную (регуляция поведения человека в жизненных ситуациях) и инте-гративную (обеспечение целостности картины мира)». [8, с. 8-9]. Все эти функции, по нашему мнению, взаимосвязаны и представляют собой иерархическую систему. На наш взгляд, наиболее важная функция смысловых образований - это именно регуляция поведения личности. То есть человек всегда совершает те или иные поступки, исходя из собственного личностного смысла. Это соотносится с тремя «плоскостями существования смысла» по Д. А. Леонтьеву.

Д. А. Леонтьев описывает три «плоскости существования смысла»: жизненный смысл, личностный смысл и деятельностный аспект. Жизненный смысл, или «онтологический аспект смысла», выражает объективные отношения между личностью и окружающим миром. Это объективная характеристика места окружающих событий и действий самого субъекта в жизни самого субъекта. Личностный смысл, или «феноменологический аспект смысла», определяет значимость объектов окружающего мира для личности, их связь с потребностями и мотивами. Деятельностный аспект, или «субстратный аспект смысла», обеспечивают регуляцию поведения человека в соответствии с «логикой жизненной необходимости» [12, с. 101-102].

В психологии смысл жизни, по А. А. Бода-леву, - самая большая субъективно значимая ценность, которая отражена в сознании и переживаниях личности и является регулятором поведения. Жизнь всегда объективно имеет смысл, поскольку у человека всегда есть какие-либо устремления. Но этот смысл, по Д. А. Леонтьеву, «может не осознаваться до самой смерти». Хотя особенности социализации и воспитания, жизненные ситуации и возрастные кризисы постепенно «ведут» человека к осознанию смысла и к формированию смысложизненной Я-концепции личности.

По определению Т. Слотиной, смысло-жизненная концепция личности - это «индиви-

дуальная обобщенная система взглядов на цели, процесс и результат своей жизни, в основе которой лежат ценности и потребности, отношения и конструкты конкретной личности» [18, с. 5].

Эта смысложизненная концепция в более или менее определенном виде начинает проявляться в подростковом возрасте, а к началу юности у молодых людей формируются смы-сложизненные ориентации, на основе которых они осуществляют свой профессиональный выбор и поступают в образовательные организации. По мнению А Г. Хайбулаевой, именно самоопределение личности в целях жизни и их ценности для себя и является показателем сфор-мированности смысловой сферы [21, с. 61-62]. Но исследования показывают, что система смы-сложизненных ориентаций полностью сформирована примерно у 30 % старшеклассников, а 39 % юношей и девушек еще не осмыслили свою жизненную позицию, у остальных респондентов юношеского возраста данная система находится на стадии формирования.

В процессе обучения в вузе субъективные представления студентов о выбранной профессии (личностный смысл) изменяются либо уточняются, что способствует корректировке и смысложизненных ориентаций, направляя их на «профессиональное видение мира будущей специальности» [21, с. 66]. Это, в свою очередь, отражается и на поведении личности.

Несмотря на большое количество исследований смысложизненных ориентаций студентов, проблема готовности студентов вузов к продолжению профессиональной деятельности по выбранной специальности остается весьма актуальной. Поэтому нашей целью явилось выяснение факторов осмысленности жизни (сформированности смысловой сферы) у студентов нашего вуза для более адресного формирования профессионального поведения будущих специалистов.

Для изучения смысложизненных ориента-ций нами проведено исследование студентов-первокурсников Сибирского государственного университета путей сообщения, обучающихся по специальности «Таможенное дело». Мы ис-

пользовали Тест Д. А. Леонтьева «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО), который позволяет оценить источник смысла жизни. Тест содержит пары противоположных утверждений, которые показывают факторы осмысленности жизни - наличие целей жизни, удовлетворение при достижении поставленных целей и уверенность в своей способности к постановке целей и их реализации. Указанные факторы выражены в общем показателе осмысленности жизни, а также в шкалах, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контро-ля-жизнь) [19].

Выборка составила 65 человек, из них 39 женщин и 26 мужчин. Исследование проводилось с использованием гугл-форм. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике «СЖО» Д. Леонтьева

Назва- Количество чел. по уровням показателей

№ ние шкалы Низкий Средний Высокий

м ж м ж м ж

1 Цели 16 38 68 44 16 18

в жизни % % % % % %

2 Процесс 50 35 17 41 34 20

жизни % % % % % %

3 Резуль-

татив- 16 33 68 46 16 23

ность % % % % % %

жизни

4 Локус контроля Я 16 % 23 % 68 % 53 % 16 % 23 %

5 Локус кон- 16 30 50 48 34 23

троля - % % % % % %

жизнь

6 Общий показатель ОЖ 33 % 30 % 34 % 48 % 34 % 20 %

Как видим из таблицы 1, общий показатель осмысленности жизни (ОЖ) у большин-

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

ства респондентов выражен на среднем и высоком уровнях (по 68 % у мужчин и женщин). Однако только у одной трети мужчин (34 %) результаты находятся на среднем уровне. Остальные две трети поровну распределены на высоком и низком уровнях. При этом у половины мужчин с выявленной низкой (либо высокой) общей осмысленностью жизни по всем субшкалам также низкий (либо высокий) уровень.

Рассмотрим отдельные субшкалы осмысленности жизни. По шкале «Цели жизни» большинство всех тестируемых показали средние результаты (68 % мужчин, 44 % женщин). Это свидетельствует о том, что эти испытуемые имеют цели жизни в будущем, которые направляют их жизнь. Но в этой выборке выявлены респонденты и с низким уровнем по этой шкале (16 % мужчин и 38 % женщин).

По шкале «Процесс жизни» большинство женщин (61 %) показали средние и высокие баллы, что иллюстрирует восприятие респондентами своей жизни как интересной и наполненной смыслом. У половины мужчин выявлен низкий уровень по шкале - это признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

По шкале «Результативность жизни» мы выявили степень осмысленности и продуктивности прожитого отрезка жизненного пути. Большинство респондентов (68 % мужчин, 46 % женщин) удовлетворены самореализацией на среднем уровне, и на высоком уровне - 16 % и 23 % респондентов, соответственно. Это может быть показателем удовлетворения от того, что студенты поступили туда, куда хотели. И, наоборот, у 33 % женщин и 16 % мужчин выражена неудовлетворенность самореализацией.

По шкале «Локус контроля - Я» мы видим, насколько человек ощущает себя хозяином своей жизни. Средние и высокие баллы по этому параметру выявлены у 84 % мужчин и 76 % женщин, то есть большинство испытуемых представляют себя достаточно сильной личностью, чтобы выстроить свою жизнь в соответствии с поставленными и осмысленными целями. Но в нашей выборке представлены респонденты (16 % мужчин и 23 % женщин), которые не верят в свои собственные силы.

По шкале «Локус контроля - жизнь» мы получили данные по управляемости жизни. Большинство респондентов убеждены, что они могут самостоятельно принимать решения и воплощать их в жизнь. Однако 16 % мужчин и 30 % женщин с низкими баллами убеждены в том, что человек не может контролировать свою жизнь, что «свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее» [19].

Таким образом, общий показатель осмысленности жизни у большинства респондентов-первокурсников находится на уровне средних значений, что согласуется с исследованиями О. Н. Ладнюк, О. А. Андриенко (Казахстан), И. И. Рифицкой (Белоруссия), Н. В. Андроновой и В. С. Чибиркина, Н. В. Головешкиной (с соавторами), Т. Н. Князевой (с соавторами), А. Р. Гайнановой и др. То есть большинство первокурсников имеют достаточно сформированное представление о смысле жизни, которое реализуется в смысложизненных ориента-циях. Указанные студенты способны ставить перед собой цели, уверены в своих силах и получают удовлетворение от их достижения.

Однако нельзя оставлять без внимания и тех студентов, у которых смысложизненные ориентации сформированы на недостаточном уровне (30 % мужчин и 30 % женщин). Смы-сложизненные ориентации формируются и стабилизируются в непосредственном общении и взаимодействии с другими людьми, когда личность осознает свои ценности и смыслы и соотносит их с ценностями и смыслами значимых других людей. В процессе профессионального обучения в вузе механизмом формирования смысложизненных ориентаций выступают «диалоговый стиль общения и развитие рефлексивных способностей» обучаемых [21, с. 65], то есть процесс передачи и принятия знаний должен включать смысловую нагрузку, демонстрировать отношение к профессиональным ценностям.

Т. Д. Скуднова и И. Б. Серикова предложили программу по формированию рефлексивных способностей студентов-психологов и развитию смысловой сферы их личности, посколь-

ку именно «в процессе рефлексивной деятельности студентов может «рождаться» смысл обучения» [16, с. 188]. Авторы в качестве средств осуществления своей программы указывают «методы развития субъектности студентов и антропные технологии актуализации эго-со-стояний с элементами самоанализа, организации рефлексивной деятельности, ролевого проигрывания, Я-высказывания, реализация которых требует от студента активной вербальной включенности» [16, с. 188].

Осознание студентами своих смыслов и ценностей может проявляться в таком процессе, как самораскрытие. «Самораскрытие личности - процесс, в результате которого у индивида формируется комплекс знаний и представлений о своих способностях, возможностях их реализации с учетом условий внешней среды» [14, с. 111]. Процесс самораскрытия может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное самораскрытие осуществляется в непосредственном взаимодействии между людьми, опосредованное - при помощи «информационно-коммуникационных технологий». Самораскрытие играет особую роль в установлении и поддержании доверительных взаимоотношений между людьми, оказывает положительное влияние на «преодоление стрессов, депрессий, социальной тревожности и др. В этом контексте важно, что профессиональная подготовка в вузе построена на взаимодействии, на определенных взаимоотношениях обучающихся между собой, с преподавателями» [14, с. 112]. Именно преподаватели могут демонстрировать характеристики самораскрытия при взаимодействии со студентами и обеспечивать при этом «положительную обратную связь». Одним из таких средств является использование педагогами при решении учебных задач диалогических форм взаимодействия со студентами, когда обучающиеся будут иметь возможность устно или письменно рассказать о своих интересах и потребностях, представить свое мнение при обсуждении вопросов профессиональной тематики. «Содействует самораскрытию обмен профессиональным опытом, информацией об особенностях осуществления

профессиональной деятельности в конкретных образовательных организациях» [14, с. 115]. Р. О. Агавелян и др. используют в практике работы «приглашение магистрантов на занятия к бакалаврам первого курса для выступлений с представлением себя, своей профессиональной деятельности» [14, с. 115]. В нашей педагогической деятельности мы практикуем приглашение на учебные занятия первокурсников выпускников-психологов нашего вуза, которые делятся со студентами своими профессиональными достижениями.

Образовательная среда вуза также может предоставлять условия для развития смысловой сферы личности. Исследование А. Р. Гайнано-вой показало, что студенты, которые занимаются волонтерской деятельностью, считают, что «их жизнь продуктивна, интересна, наполнена смыслом», хотя их «цели не имеют долгосрочной временной перспективы», возможно в связи с особенностями студенческого возраста [5, с. 171]. Таким образом, в вузе возможно создание психолого-педагогических условий для формирования смысложизненных ори-ентаций и профессиональной направленности личности студентов.

Итак, смысловая сторона направленности личности студентов является наиболее значимой для формирования будущего профессионала. Именно реализация психологической потребности осмысления определяет выбор жизненных целей и их воплощение, а смысло-жизненные ориентации являются показателем сформированности смысловой сферы личности. Корректировка и уточнение смысложиз-ненных ориентаций студентов при обучении в вузе имеет профессиональную направленность. Основными механизмами формирования смы-сложизненных ориентаций являются диалоговый стиль обучения и общения, организация процесса самораскрытия, обмен профессиональным опытом, развитие рефлексивных способностей, в том числе и с использованием ан-тропных технологий. Кроме того, значимым является создание в вузе условий для саморазвития студентов в учебной и внеучебной деятельности, чтобы студенты были обеспечены

многоплановыми смысловыми взаимодействиями и имели возможность взаимообмена своими смыслами и ценностями, их присвоением и накоплением.

АННОТАЦИЯ

В статье обосновано влияние смысловой стороны направленности личности на формирование ее профессионального выбора, реализацию этого выбора, и, как следствие, на качество профессиональной подготовки студентов в вузе. Именно содержательная компонента направленности личности обусловливает активность личности, а от осмысления жизни зависит степень активности личности на достижение жизненных целей, на формирование и корректировку смысложизненных ориентации. Для выявления смысложизненных ориентации первокурсников проведено эмпирическое исследование с использованием теста «СЖО» Д. А. Леонтьева. Исследование показало, что общий показатель осмысленности жизни у большинства респондентов-первокурсников находится на уровне средних значений. Для студентов, у которых смысложизненные ориентации сформированы на недостаточном уровне (по 30 % у мужчин и женщин), предложены способы формирования и стабилизации смысловой сферы личности при осуществлении профессионального обучения в вузе.

Ключевые слова: профессиональный выбор, направленность личности, личностные смыслы, смысловые образования, смысл жизни, смысложизненные ориентации, направления развития смысловой сферы личности.

SUMMARY

The article substantiates the influence of the semantic side of a person's orientation on the formation of her professional choice, the implementation of this choice, and, as a result, on the quality of professional training of students at a university. It is the content component of the orientation of the individual that determines the activity of the individual, and the degree of activity of the individual to achieve life goals, to form and correct meaningful life orientations depends on the comprehension of life. An empirical study was carried out using D. A. Leontiev's "SJO" test to

identify the life-meaning orientations of first-year students. The study showed that the overall indicator of meaningfulness of life for the majority of first-year respondents is at the level of average values. For students whose life-meaning orientations are formed at an insufficient level (30 % each for men and women), methods are proposed for the formation and stabilization of the semantic sphere of a personality in the course of professional training at a university.

Key words: professional choice, orientation of the personality, personal meanings, semantic formations, meaning of life, meaningful life orientations, directions of development of the semantic sphere of the personality.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Н. Н. Динамики смысложизненных ориентаций студентов вуза // Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность: сборник статей Международной научно-практической конференции. -М., 2016. - С. 21-26.

2. Алимова Е. Р., Филимонова Е. А. Особенности профессиональной мотивации обучающихся и абитуриентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // International scientific review. - 2019. - № 1 (41). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professio-nalnoy-motivatsii-obuchayuschihsya-i-abiturien-tov-pedagogicheskogo-vuza.

3. Андриенко О. А. К проблеме смысложизненных ориентаций современных студентов // Kazakhstan Science Journal. - 2020. - Т. 3. -№ 3 (16). - С. 72-79.

4. Андронова Н. В., Чибиркин В. С. Особенности смысложизненных ориентаций студентов // XLVII Огарёвские чтения: материалы научной конференции: 3-х частях. - Ч. 3. -Саранск, 2019. - С. 128-134.

5. Гайнанова А. Р. Ценностно-смысловая сфера молодежи, занимающейся волонтерской деятельностью // Настоящее будущее. Актуальные проблемы и тенденции в сфере психического здоровья: сборник материалов Всероссийского форума специалистов помогающих профессий с международным участием. Обще-

российская общественная организация «Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига». - Новосибирск, 2020. - С. 169-171

6. Головешкина Н. В., Головешкин И. Д., Шевелева А. В. Смысложизненные ориентации студентов разных вузов // Психология XXI века: Современные тенденции развития науки и практики в психологии: сборник материалов XIV международной научно-практической конференции. - СПб., 2018. - С. 7-11

7. Князева Т. Н., Масалимова А. Р., Батю-та М. Б. Особенности ценностных и смысло-жизненных ориентаций студентов - будущих педагогов // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 31.

8. Королева Н. Н. Смысловые образования в картине мира личности: дисс. канд. психол. наук. - СПб: 1998. - 194 с.

9. Кузнецова Ю. М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности: автореферат дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 24 с.

10. Ладцюк О. Н. Динамика смысложиз-ненных ориентаций студентов в период обучения в вузе // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Брянск, 2021. - С. 52-58.

11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

12. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл; 2003. - 487 с.

13. Никандрова Н. П. Изучение направленности личности студентов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам LIII междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд.-во «СибАК», 2015. - № 6 (52). - С. 68-74.

14. Омельченко Е. А., Чурекова Т. М., Пальяра С. М., Агавелян Р. О. Сравнение особенностей самораскрытия студентов очной и заочной форм обучения в процессе профессиональной подготовки // Science for Education Today. - Новосибирск: НГПУ. - 2020. - Т. 10. -№ 4. - С. 109-123.

15. Рифицкая И. И. Смысложизненные ориентации студенческой молодежи // Психология в системе социально-производственных отношений: материалы Международной научно-практической конференции. - Красноярск, 2018. - С. 42-45.

16. Скуднова Т. Д., Серикова И. Б. Проблема смысла в науке и психолого-педагогическом образовании // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - № 2. - С. 186-189.

17. Слотина Т. В. Психология личности: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

18. Слотина Т. В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков: автореф. дисс. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - СПб., 2003. - 21 с. - URL: http:// iibis.gnpbu.ru/Aief 2002/Slotina T V 2002.pdf.

19. Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева. - URL: https://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznen-nye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev.

20. Филоненко В. И., Мосиенко О. С., Магранов А. С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (по материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.) [Электронный ресурс] // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. - 2020. - № 1. - С. 283-301. -URL: https://vo.hse.ru/issue/view/1095.

21. Хайбулаева А. Г. Проблема ценносных и смысложизненных ориентаций молодежи в психологических исследованиях: монография. -Махачкала: АЛЕФ, 2020. - 102 с.

22. Харченко И. И., Арсентьева Н. М. Парадоксы профессиональной ориентации молодежи: что в приоритете - интересы и самореализация или потребности экономики [Электронный ресурс] // Социодинамика. - 2019. -№ 12. - С. 86-102. - URL: https://nbpublish. com/library_read_article.php?id=31800.

23. Церковникова Н. Г. Смысложизнен-ные ориентации современных студентов // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы IV Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2021. - С. 79-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.