Научная статья на тему 'СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЦЕННОСТЯМИ'

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЦЕННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
816
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА / ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яровова Татьяна Викторовна, Калинкина Вероника Владимировна

Статья посвящена личностной сфере студенческой молодежи. Описано исследование, в котором рассматривается мотивационно-ценностная ориентация человека, в частности такие понятия как смысложизненные ориентации и значимые ценности. Данные психологические параметры исследуются у студентов высших учебных заведений, проводится сравнение и поиск различий между представителями разных полов и разных этапов обучения (первый и последний курс). Выделены иерархии ценностей в жизни молодых людей. Особое внимание уделяется определению жизненных ценностей, имеющих взаимосвязь с осмысленностью жизни студентов. Используемый метод исследования - психологическое тестирование, математический анализ результатов тестирования. На основе статистических методов обработки данных сделаны выводы о характеристиках ценностной сферы обучающихся в вузах, описано различие ценностей у представителей молодых студентов и студентов выпускного курса. Выбор такой выборки для участия в исследовании обусловлен гипотезой о различии иерархий ценностей и различном характере взаимосвязи с уровнем осмысленности жизни и с возможностью определения смысла жизни у студентов в начале и конце обучения в вузе. Полученные результаты могут быть учтены при индивидуальном подходе к работе со студенческой молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Яровова Татьяна Викторовна, Калинкина Вероника Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PURPOSE-IN-LIFE AND ITS RELATION WITH VALUES

The article is devoted to the personal sphere of the student youth and describes the study of the motivational-value orientation of a person. In particular, such concepts as life-meaning orientations and significant values. These psychological parameters are studied among students of higher educational institutions, a comparison is made and the search for differences between representatives of different genders and different stages of education (first and last course) is carried out. The hierarchies of values in the life of young people are highlighted. Particular attention is paid to the definition of life values that are interconnected with the meaningfulness of students’ life. The used methods in research are psychological testing and mathematical analysis of testing results. Based on statistical methods of data processing, conclusions are drawn about the characteristics of the value sphere of students in universities, the difference in values among representatives of young students and graduate students is described. The choice of such a sample for participation in the study is due to the hypothesis about the difference in the hierarchies of values and the different nature of the relationship with the level of meaningfulness of life and with the ability to determine the meaning of life among students at the beginning and end of their studies at the university. The results obtained can be taken into account in an individual approach to work with student youth.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЦЕННОСТЯМИ»

Смысложизненные ориентации студентов и их взаимосвязь с ценностями

Яровова Татьяна Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя МИЭП, доцент кафедры управления инновациями Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России E-mail: t.yarovova@odin.mgimo.ru

Калинкина Вероника Владимировна,

соискатель, специалист по учебно-методической работе кафедры управления инновациями Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России E-mail: v.kalinkina@odin.mgimo.ru

Статья посвящена личностной сфере студенческой молодежи. Описано исследование, в котором рассматривается мотивационно-ценностная ориентация человека, в частности такие понятия как смысложизненные ориентации и значимые ценности. Данные психологические параметры исследуются у студентов высших учебных заведений, проводится сравнение и поиск различий между представителями разных полов и разных этапов обучения (первый и последний курс). Выделены иерархии ценностей в жизни молодых людей. Особое внимание уделяется определению жизненных ценностей, имеющих взаимосвязь с осмысленностью жизни студентов. Используемый метод исследования - психологическое тестирование, математический анализ результатов тестирования. На основе статистических методов обработки данных сделаны выводы о характеристиках ценностной сферы обучающихся в вузах, описано различие ценностей у представителей молодых студентов и студентов выпускного курса. Выбор такой выборки для участия в исследовании обусловлен гипотезой о различии иерархий ценностей и различном характере взаимосвязи с уровнем осмысленности жизни и с возможностью определения смысла жизни у студентов в начале и конце обучения в вузе. Полученные результаты могут быть учтены при индивидуальном подходе к работе со студенческой молодежью.

Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера, значимые ценности, смысложизненные ориентации, осмысленность жизни, студенты.

Современный порядок жизни называют новым термином - VUCA- мир. Эта аббревиатура означает: нестабильность, высокий темп перемен (volatility), неопределенность (uncertainty), сложность (complexity) и неоднозначность (ambiguity) сегодняшнего мира. Современный мир становится все более взаимосвязанным и в то же время многовариантным, меняются нравственные и жизненные ценности человека. В быстроменяющемся, многосоставном и непредсказуемом мире все сложнее иметь определенные жизненные ориентиры, стремится к реализации одной главной цели. Определение смысложизненной ориентации является одним из факторов приспособления к современной жизни.

Жизненные ценности в разной степени меняются на протяжении всей жизни, однако первое определение жизненного ориентира происходит в юношеском (или же другими словами студенческом) возрасте. Первичное распределение ценностей в особую личную иерархию происходит именно в этом возрасте. Во многом это определяет дальнейшее развитие мира в целом, ведь именно сегодняшние студенты - те, кто строит будущее и формирует принципы устройства будущего мира. Этим обусловлено повышенное внимание к изучению молодежи, как одной из наиболее активных составляющих общества, к ее ценностно-мотивационной сфере. В то же время одним изучением ценностей молодежи нельзя охарактеризовать и предсказать развитие мира в будущем. Та степень насколько осознаются жизненный процесс, мотивы и ценности играет немаловажную роль в развитии человека, а в последствии развитии общества.

В исследовании была поставлена задача изучения психологических и мотивационно-ценностных характеристик студенческой молодежи. Для реализации идеи исследования были использованы инструменты психологического тестирования, результаты которого могут демонстрировать иерархию тех или иных ценностей по важности. Также была использована методика определяющая уровень осмысленности жизни и смысложизнен-ные ориентации.

Методика исследования. Исследование включало проведение двух психологических тестирований. Первый тест направлен на определение уровня осмысленности жизни, локуса контроля жизненного процесса, а также направленности жизни молодых людей. Данный тест разработан автором концепции смысложизненных ориентаций (СЖО), отечественным психологом Д.А. Леонтьевым. Тест и концепция СЖО были разработаны на основе зарубежного тестирования «Цель в жизни»

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Дж. Крамбо и Л. Махолика. И тот и другой тест берут за основу теорию стремления к смыслу и ло-готерапии В. Франкла. Согласно работам смысло-жизненные ориентации (СЖО) представляют связанные между собой направленности личности, жизненные цели, осмысленность выборов, удовлетворенность и ответственное отношение к жизнедеятельности [1].

Смысложизненные ориентации возможно рассмотреть в двух аспектах:

первый - это те сферы жизни, в которых субъект с наибольшей вероятностью может найти смысл жизни (очень часто это пересекается с ценностями, которые личность считает важными для себя); второй - это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Тест СЖО Д.А. Леонтьева измеряет локус управляемости жизни, общий уровень осмысленности жизни и направленность на сегодняшний, вчерашний или следующий день [2].

Второй используемый в исследовании тест -Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД) Е.Б. Фанталовой [3]. Результаты данного теста показывают наличие внутренних конфликтов (когда в жизни не хватает определённой ценности) и внутренних вакуумов (при переизбытке определённой ценности в жизни). В тесте используется измерение важности 12 общечеловеческих ценностей. (1. Активная, деятельная жизнь; 2. Здоровье (физическое и психическое); 3. Интересная работа; 4. Красота природы и искусства; 5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 7. Наличие хороших и верных друзей; 8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений); 9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие); 10. Свобода как независимость в поступках и действиях; 11. Счастливая семейная жизнь; 12. Творчество (возможность творческой деятельности)[3]. Среди этих ценностей был выделен рейтинг важности, что стало основой для построения иерархии ценностей лично-

сти. Таким образом была изучена мотивационно-ценностная сфера опрошенных, под которой понимается вся совокупность мотивов, интересов и целей человека [4].

С помощью использования двух методик были охарактеризованы ценности современной молодежи, а также установлены взаимосвязи мотивов-ценностей и осмысленности жизни у молодого поколения. Исследование показало разнообразность связи осмысленности жизни и важных ценностей у представителей разного пола и у студентов разных курсов.

Выборка исследуемых. Для участия в исследовании были отобраны студенты различных университетов Москвы. Выборки составляли студенты на начальном этапе обучения (1 курс) и завершающие получение высшего образования (студенты выпускного курса), представители обоих полов (более 120 человек).

Такой набор выборок представился интересным по причине сравнения студентов, которые только недавно перешли к новому статусу от статуса школьника и которые являются частью студенческой молодежи не первый год. Предполагается, что такое сравнение демонстрирует изменение смысловой и мотивационной сферы у молодых людей в течение обучения в вузе.

Также исследование описывает разницу иерархий ценностей у юношей и девушек, различие в оценивании важности конкретных ценностей (например, «Дружба» или «Семья).

Исследование иерархий ценностей. Тестирование с оцениванием важности 12 общечеловеческих ценностей позволило подсчитать рейтинг той или иной ценности у представителей выборок. Рейтинг ценностей студентов-первокурсников представлены в таблице 1. Рейтинг присваивался через подсчет частоты предпочтения данной ценности другой (при оценке важности в жизни). После присваивания рейтинга у двух выборок среди первокурсников (выборка юношей и выборка девушек), производился статистический анализ различия рейтингов. Для поиска значимых различий использовался статистический критерий и-Манна Уитни.

Таблица 1. Рейтинг ценностей у первого курса (у первого курса найдены достоверные различия в важности ценности ДРУЗЬЯ (по критерию Манна-Уитни р=0,050)

Ценность в порядке значимости по убыванию Юноши 1 курс Балл ценности (частота предпочтений) у юношей 1 курса Девушки 1 курс Балл ценности (частота предпочтений) у девушек 1 курса

1 Друзья 8,13 Семья 7,63

2 Семья 7,56 Друзья 7,13

3 Любовь 7,36 Уверенность 6,50

4 Познание 5,80 Любовь 6,43

5 Свобода 5,70 Здоровье и Свобода 5,93

6 Уверенность 5,46 Свобода и Здоровье 5,93

7 Здоровье 5,36 Познание 5,43

8 Деньги 4,83 Творчество 5,33

Окончание

Ценность в порядке значимости по убыванию Юноши 1 курс Балл ценности (частота предпочтений) у юношей 1 курса Девушки 1 курс Балл ценности (частота предпочтений) у девушек 1 курса

9 Интересная работа 4,60 Интересная работа 4,63

10 Творчество 4,20 Деньги 4,20

11 Активная жизнь 4,10 Активная жизнь 3,70

12 Красота 2,83 Красота 3,03

По таблице видим, что список ведущих ценностей (занимающих первые места) во многом повторяется у представителей различных полов. У представителей женского пола на первом месте стоит ценность «Семья», на втором «Друзья». У юношей - наоборот. Это значит, что юноши чаще выбирали ценность «Друзья» при сравнении с другими 11 ценностями. О достоверных различиях мы можем говорить по результату статистического анализа, который показал значимость различий при оценке важности ценности «Друзья». Данные показатели позволяют говорить о большем влиянии круга общения (друзей) на молодых людей в сравнении с девушками.

Таблица 2. Рейтинг ценностей у выпускного курса (по критерию Манна - Уитни различие по ценности ДРУЗЬЯ близко к значимому (р=0,081), достоверных же различий нет)

Ценность в порядке значимости по убыванию Юноши Балл ценности Девушки Балл ценности

1 Семья 7,70 Семья 8,06

2 Любовь и Друзья 7,35 Любовь 7,93

3 Друзья и Любовь 7,35 Здоровье 7,50

4 Здоровье 6,48 Друзья 6,13

5 Деньги 5,64 Деньги 5,86

6 Уверенность 5,61 Свобода 5,56

7 Свобода 5,54 Уверенность 5,43

8 Интересная работа 5,06 Познание 5,33

9 Познание 4,96 Интересная работа 4,53

10 Активная жизнь 4,19 Активная жизнь 4,00

11 Творчество 4,00 Творчество 3,50

12 Красота 1,67 Красота 1,80

Рейтинг ценностей студентов выпускных курсов представлены в таблице 2. Первое место иерархии ценностей у этой выборки (и у юношей, и у девушек) стала ценность «Счастливая семейная жизнь». Математический анализ не обнаружил достоверных различий в показателях разных полов, что на контрасте с найденным различием у первокурсников может говорить о приравнива-

нии важности друзей в жизни юношей и девушек к моменту окончания университета.

Рейтинги ценностей студентов-первокурсников и студентов выпускных курсов представлены в таблице 3. В ней можно наглядно увидеть изменения иерархии ценностей у студенческой молодежи от начала обучения в университете до окончания. Статистический анализ показал достоверные различия в важности ценностей: «Здоровье», «Красота природы и искусства» и «Материальное положение». К окончанию университета молодежь ценит хорошее физическое состояние и отсутствие болезней больше, чем выйдя из стен школы (третье место в иерархии у выпускных курсов против шестого у первокурсников). Материальное положение аналогично имеют более значимое место в жизни студента выпускного курса в сравнении с первокурсником (пятое место в иерархии у выпускника и десятое у первокурсника). Такое положение этой ценности в жизни можно объяснить тем фактом, что к окончанию университета обычно материальное обеспечение своей жизнедеятельности уже полностью ложится на плечи студента. Многие студенты уже имеют постоянное место работы и отдельно живут от родителей, поэтому роль денег в жизни осознается полнее. «Красота природы и искусства» демонстрирует различный уровень в значимости в жизни, однако на обеих ступенях обучения (и на 1, и на 4 курсе) занимает последнее место среди всех общечеловеческих ценностей.

Рейтинги ценностей студентов всех курсов у разных полов представлены в таблице 4. Статистический анализ иерархий девушек и юношей студенческого возраста показал значимость различий в той же ценности, что и в сравнении внутри выборки первокурсников - в ценности «Друзья».

Таблица 3. Рейтинг ценностей 1 и 4 курса (значимые различия в ценностях: здоровье (0,009), красота (0,013), деньги (0.019)

Ценность в порядке значимости по убыванию 1 курс Балл ценности 4 курс Балл ценности

1 Друзья 7,63 Семья 7,88

2 Семья 7,60 Любовь 7,63

3 Любовь 6,90 Здоровье 6,98

4 Уверенность 5,98 Друзья 6,75

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Окончание

Ценность в порядке значимости по убыванию 1 курс Балл ценности 4 курс Балл ценности

5 Свобода 5,80 Деньги 5,75

6 Здоровье 5,65 Свобода 5,55

7 Познание 5,61 Уверенность 5,52

8 Творчество 4,76 Познание 5,14

9 Интересная работа 4,61 Интересная работа 4,80

10 Деньги 4,51 Активная жизнь 4,09

11 Активная жизнь 3,90 Творчество 3,75

12 Красота 2,93 Красота 1,73

Таблица 4. Рейтинг ценностей юношей и девушек (значимые различия в ценности друзья (р=0,014) по критерию Манна -Уитни)

Ценность в порядке значимости по убыванию Юноши (1и 4 курс) Балл ценности Девушки (1 и 4 курс) Балл ценности

1 Друзья 7,73 Семья 7,85

2 Семья 7,63 Любовь 7,18

3 Любовь 7,36 Здоровье 6,71

4 Здоровье 5,93 Друзья 6,63

5 Свобода 5,62 Уверенность 5,96

6 Уверенность 5,54 Свобода 5,73

7 Познание 5,37 Познание 5,38

8 Деньги 5,24 Деньги 5,03

9 Интересная работа 4,83 Интересная работа 4,58

10 Активная жизнь 4,14 Творчество 4,41

11 Творчество 4,09 Активная жизнь 3,85

12 Красота 2,24 Красота 2,41

Менее значимые различия по результатам статистического анализа были найдены среди иерархий девушек разных курсов (таблица 5): «Здоровье» (р=0,035), «Красота» (р=0,049), «Деньги» (р=0,019) и «Творчество» (р=0,047). Сравнение иерархий ценностей девушек представлены в таблице 5. Как и в целом у студентов для девушек здоровье и материальное благополучие становится значимей к концу обучения. Возможность творить ^ и создавать (ценность «Творчество» уходит на мест нее значимое место.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о _

~ По итогам исследования иерархий ценно-

|э стей можно охарактеризовать мотивационно-

<3 ценностную сферу и ее изменение от первого к по-

следнему курсу обучения в вузе. Мужская половина студентов придает большую важность друзьям в жизни и это не меняется с годами. В целом система ценностей изменяется в вопросах материального состояния и здоровья. С возрастом физическое и материальное благополучие становятся более жизненно важными. Подход к жизни становится более прагматичным и ориентированным на те ценности, которые являются одними из предпосылок успешности (крепкое здоровье и деньги). При этом значение абстрактной, нематериальной ценности «Красота природы и искусства» снижается.

Таблица 5. Рейтинги ценностей девушек

Ценность в порядке значимости по убыванию 1 курс -только девушки Балл ценности (частота предпочтений) 4 курс -только девушки Балл ценности

1 Семья 7,63 Семья 8,06

2 Друзья 7,13 Любовь 7,93

3 Уверенность 6,50 Здоровье 7,50

4 Любовь 6,43 Друзья 6,13

5 Здоровье и Свобода 5,93 Деньги 5,86

6 Свобода и Здоровье 5,93 Свобода 5,56

7 Познание 5,43 Уверенность 5,43

8 Творчество 5,33 Познание 5,33

9 Интересная работа 4,63 Интересная работа 4,53

10 Деньги 4,20 Активная жизнь 4,00

11 Активная жизнь 3,70 Творчество 3,50

12 Красота 3,03 Красота 1,80

Исследование осмысленности жизни и взаимосвязь с ведущими ценностями. Для оценки взаимосвязи значимых ценностей и осмысленности жизни были использованы результаты тестирования смысложизненных ориентаций. Был проведен статистический анализ корреляции общего уровня осмысленности жизни и других шкал теста смысложизненных ориентаций с каждой из 12 общечеловеческих ценностей. Для обнаружения взаимосвязей был использован коэффициент Спирмена. Поиск корреляций производился внутри двух выборок: группа первокурсников, группа студентов последних курсов.

У первокурсников: Были обнаружены корреляции ценностей «Любовь» (прямая взаимосвязь), «Материальное благополучие» (обратная взаимосвязь) и «Свобода» (обратная взаимосвязь) с показателем общей осмысленности жизни. Одним из признаков осмысленности жизни является наличие внутреннего смысла личной жизнедеятельности. Обнаруженные корреляции позволяют говорить о большей осознанности у первокурсников, которые придают любви большую значимость и наоборот при повышении значимости денег в жизни у первокурсника - осмысленность жизни снижается. Иными словами, у студентов первого курса, для которых любовь важнее денег в жизни, жизненная цель видится более ясной. Интересно, что со свободой также, как и с материальным благополучием, у первокурсников обратная связь. Это значит, чем значимей для студента свобода, тем меньше он осознает свою жизнь и видит определенную цель в ней.

У студентов выпускного курса: Были обнаружено большее количество значимых корреляций компонентов смысложизненных ориентаций с различными общечеловеческими ценностями. Самые сильные взаимосвязи обнаружены у ценностей «Материальное благополучие» (прямая взаимосвязь), «Свобода» (обратная взаимосвязь) и «Здоровье» (прямая взаимосвязь). Как видно из результатов статистического анализа Взаимоотношения между значимостью свободы и осмысленности жизни не меняются с возрастом. Как и у первого курса, к окончанию университета большая значимость свободы для студента означает трудности с определением смысла жизни и осознания смысла собственной жизнедеятельности. Однако есть изменения в роли денег в жизни и смысложизнен-ных ориентациях. На четвертом курсе большая значимость денег означает большее осознание жизни. Также именно с этой ценностью обнаружены корреляции с остальными компонентами смыс-ложизненных ориентаций: «Цель» (прямая связь), «Результат» (прямая) и «Локус контроля-жизнь» (прямая). Подобное изменение роли денег значит, что, если значимость денег высока для первокурсника - это мешает осмыслению смысла жизни, к четвертому курсу же включение ценности «Деньги» в лидирующие жизненные ценности способствует приданию смысла и осознанности жизни.

Отметим, что количество сильных корреляций (р<0,01 по критерию Спирмена) у четверокурсников больше, причем показатели смысла жизни оказываются связанными именно с теми ценностями, значение которых у четверокурсников выросло (по сравнению с первым курсом): здоровье и деньги.

Выводы. В результате анализа результатов психологического тестирования можно говорить о следующих характеристиках мотивационно-ценностной сферы студентов: мотивационная иерархия представителей разного пола существенно не отличаются. В отличие от первокурсников, которые только недавно получили новый статус

взрослого, у студентов, готовящихся к выпуску и получении диплома о высшем образовании, материальное состояние и здоровье играют важную роль в жизни. И подобное отношение к таким ценностям значит большую осознанность жизни у студентов последнего курса. В начале же обучения в вузе, чем большее значение денег, тем меньше осознание жизни и это может быть связано с трудностью определения смысла жизни. В исследовании также выделена интересная обратная взаимосвязь осмысленности жизни и свободы. Вне зависимости от этапа обучения и возраста - чем больше осознанность жизни, тем менее важна свобода.

Литература

1. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2006

2. Леонтьев, Д. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт / Д. Леонтьев // Мир психологии. - 2014. - № 1(77). -С. 104-117.)

3. Фанталова Е.Б. Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах: психометрическое исследование показателей. Методика // Мир психологии. Научно-методический журнал № 2 (66). М., 2011

4. Современный психологический словарь: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. - (Научный бестселлер). - ISBN 5938782147

5. Исаева, И.С. Профессиональное становление и смысложизненные ориентации студентов-психологов / И.С. Исаева, Е.А. Верескуно-ва // Психолого-педагогический поиск. -2021. - № 1(57). - С. 110-120. - DOI 10.37724/ RSU.2021.57.1.011.

6. Усубалиева, Ж.Ж. Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки / Ж.Ж. Усубалиева // Постулат. - 2020. -№ S11-2(61). - С. 8.

STUDENTS' PURPOSE-IN-LIFE AND ITS RELATION WITH VALUES

Yarovova T.V., Kalinkina V.V.

Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

The article is devoted to the personal sphere of the student youth and describes the study of the motivational-value orientation of a person. In particular, such concepts as life-meaning orientations and significant values. These psychological parameters are studied among students of higher educational institutions, a comparison is made and the search for differences between representatives of different genders and different stages of education (first and last course) is carried out. The hierarchies of values in the life of young people are highlighted. Particular attention is paid to the definition of life values that are interconnected with the meaningfulness of students' life. The used methods in research are psychological testing and mathematical analysis of testing results. Based on statistical methods of data processing, conclusions are drawn about the characteristics of the value sphere of students in universities, the difference in values among representatives of young students and graduate students is described. The choice of such a sample for partic-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

ipation in the study is due to the hypothesis about the difference in the hierarchies of values and the different nature of the relationship with the level of meaningfulness of life and with the ability to determine the meaning of life among students at the beginning and end of their studies at the university. The results obtained can be taken into account in an individual approach to work with student youth.

Keywords: motivational sphere, significant values, purpose-in-life, meaningfulness of life, students.

References

1. Leontiev D.A. Life-Meaning Orientation Test (LSS). 2nd ed. -M.: Smysl, 2006

2. Leont'ev, D. Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience / D. Leont'ev // World of psychology. -2014. - No. 1 (77). - S. 104-117.)

3. Fantalova EB The level of the ratio of value and accessibility in various spheres of life: psychometric study of indicators. Methodology // World of psychology. Scientific and methodical journal No. 2 (66). M., 2011

4. Modern psychological dictionary: textbook. manual for university students / ed. B.G. Meshcheryakova, V.P. Zinchenko. - St. Petersburg: Prime-Euroznak, 2006. - (Scientific bestseller). - ISBN 5938782147

5. Isaeva, IS Professional formation and life-meaning orientations of psychology students / IS Isaeva, EA Vereskunova // Psychological and pedagogical search. - 2021. - No. 1 (57). - S. 110120. - DOI 10.37724 / RSU.2021.57.1.011.

6. Usubalieva, J. Zh. Life-meaning orientations among students of different directions of training / Zh. Zh. Usubalieva // Postulate. -2020. - No. S11-2 (61). - S. 8.

o d

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.