Научная статья на тему 'Адаптация студентов первого курса специальности «Таможенное дело» к учебному процессу'

Адаптация студентов первого курса специальности «Таможенное дело» к учебному процессу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВА6 ЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немирова Гульзида Иксановна, Рожкова Юлия Владимировна, Попов Валерий Владимирович, Пьянзина Вера Анатольевна

Изложены проблемы адаптации студентов первого курса специальности «Таможенное дело» к учебному процессу. Результатом анализа исследований по проблеме явилось обоснование способов повышения успеваемости и мотивации к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Немирова Гульзида Иксановна, Рожкова Юлия Владимировна, Попов Валерий Владимирович, Пьянзина Вера Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов первого курса специальности «Таможенное дело» к учебному процессу»

Немирова Г.И., Рожкова Ю.В., Пьянзина В.А., Попов В.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО» К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ

Изложены проблемы адаптации студентов первого курса специальности «Таможенное дело» к учебному процессу. Результатом анализа исследований по проблеме явилось обоснование способов повышения успеваемости и мотивации к обучению.

Ключевые слова: успеваемость студентов, адаптация студентов, высшее образование, квалификационные требования, специалист таможенного дела.

В последние годы заметно усиливается общественный интерес к таможенной проблематике, вопросам таможенного регулирования экспортно-импортных операций. Принцип профессионализма, компетентности становится важным условием функционирования таможенной службы Российской Федерации. Сложный, многоаспектный характер таможенного дела требует как общей, так и специальной подготовки.

Актуальность и научная значимость проблем, освещаемых в данной статье, определяется комплексом методологических и практических задач, требующих решения в области таможенного дела, торгово-экономических отношений России с другими странами, разработки наиболее эффективного метода управления таможенными процедурами. Интеграция России в единый таможенный союз требует высококвалифицированных специалистов, знающих как законодательство своей страны, так и международное.

Мировой опыт развития высокоразвитых стран свидетельствует, что именно качественная подготовка кадров, внедрение инновационных технологий обеспечивает в перспективе эффективное решение важных государственных задач.

Вышеназванные факторы обусловливают необходимость взвешенного комплексного научно обоснованного подхода к подготовке специалистов таможенного дела. Квалификационные требования к специалисту таможенного дела включают приобретение знаний, умений, навыков: по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области таможенного дела, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, валютного регулирования; предупреждению и пресечению правонарушений в сфере таможенного дела; применения инновационных технологий таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации и таможенного союза; осуществлению таможенных процедур и др. [1].

Таблица 1. Результаты рубежного контроля студентов группы 09 ТД-1 в осеннем семестре

2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость Пропуски, ч.

1 модуль 2 модуль 1 модуль 2 модуль

1. Организация и осуществление борьбы с таможенными правонарушениями (зачет, %) 100 96 2 18

2. Русский язык и культура речи (зачет, %) 68 84 20 20

3. Культурология (зачет, %) 92 76 10 18

4. Физическая культура (зачет, %) 84 68 - -

5. Иностранный язык (зачет, %) 84 80 10 8

6. Валеология (зачет, %) 92 88 10 22

7. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 3,9 3,7 60 96

8. Теория государства и права (экзамен, в баллах) 3,6 3,6 - 50

9. Отечественная история (экзамен, в баллах) 3,2 3,4 14 18

10. Математика (общий курс) (экзамен, в баллах) 2,7 2,8 70 118

11. История таможенного дела и таможенной политики России (экзамен, в баллах) 4,3 3,3 60 42

Высшее образование имеет решающее значение для формирования интеллектуального потенциала, являющегося фактором производства и применения знаний, а также для развития непрерывного образования, необходимого для совершенствования знаний и навыков отдельных людей [3].

Учитывая роль образовательной системы в становлении студентов, специалистами таможенного дела, преподавателями кафедры таможенного дела Оренбургского государственного университета проведено исследование влияния роли базовых образовательных дисциплин на формирование профессиональной подготовки специалистов таможенного дела.

С целью улучшения успеваемости студентов проанализированы:

1) квалификационные требования специалистов таможенного дела;

2) требования государственного образовательного стандарта;

3) рабочие программы по дисциплинам;

4) учебный план кафедры;

5) успеваемость студентов в динамике за пять лет;

6) успеваемость студентов за последний год в разрезе групп и каждого студента;

7) посещаемость студентами занятий и библиотеки;

8) книгообеспеченность по специальности «Таможенное дело»;

9) баллы абитуриентов, поступивших на специальность «Таможенное дело» в разрезе дисциплин.

Особое внимание в исследовании обращено обучению студентов первого курса, поскольку это позволяет выявить специфику адаптации общего (школьного) образования к вузовскому образованию.

В 2009/2010 учебном году в Оренбургский государственный университет на специальность «Таможенное дело» поступило 73 студента (из них 12 человек на бюджетное место, 61 -на коммерческое). В образовательной программе университета предусмотрено несколько видов контроля успеваемости: текущий контроль, рубежный контроль, зачеты и экзамены.

Результаты первого и второго рубежных (модульных) контролей трех групп первого курса по специальности «Таможенное дело» для сравнения представлены в таблицах 1, 2, 3. Жирным шрифтом выделены дисциплины «проблемные», т. е. по которым наблюдается низкая успеваемость и посещаемость занятий.

В результате анализа выявлена (табл. 1, 2,

3) низкая успеваемость студентов за осенний семестр по дисциплинам: «Теория государства и права», «Отечественная история», «Математика», «Русский язык и культура речи». Период адаптации студентов отразил по существу проблемными те же дисциплины, которые изучались в школе как основополагающие.

Таблица 2. Результаты рубежного контроля студентов группы 09 ТД-2 в осеннем семестре

2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость* Пропуски, ч.

1 модуль 2 модуль 1 модуль 2 модуль

1. Организация и осуществление борьбы с таможенными правонарушениями (зачет, %) 95,7 82,6 16 26

2. Русский язык и культура речи (зачет, %) 60,9 91,3 12 8

3. Культурология (зачет, %) 82,6 73,9 18 8

4. Физическая культура (зачет, %) 100 47,2 - -

5. Иностранный язык (зачет, %) 65,2 78,3 44 52

6. Валеология (зачет, %) 82,6 69,6 74 42

7. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 3,7 4,1 50 86

8. Теория государства и права (экзамен, в баллах) 3,3 3,4 - -

9. Отечественная история (экзамен, в баллах) 2,9 3,2 - -

10. Математика (общий курс) (экзамен, в баллах) 2,5 2,5 94 104

11. История таможенного дела и таможенной политики России (экзамен, в баллах) 4,8 3,4 6 34

* - по дисциплинам, где предусмотрен зачет, выставлены баллы - по дисциплинам, где предусмотрен экзамен, выставлены оценки

Итоги экзаменационной сессии осеннего семестра 2009/2010 учебного года подтвердили сложность адаптации по вышеназванным дисциплинам. Результаты анализа представлены в таблицах 4, 5, 6.

Оценка успеваемости студентов осенней сессии подтвердила, что их результаты идентичны результатам рубежного контроля. Низкой остается успеваемость по математике, иностранному языку, отечественной истории, теории государства и права.

С целью выявления тенденций успеваемости студентов первых курсов проведен анализ в динамике за 5 лет, который позволил констатировать, что данные дисциплины являются стабильно проблемными для студентов, к тому же

успеваемость снижается, о чем свидетельствуют показатели рисунка 1.

В учебном плане 2008 года в качестве оценки знаний было предусмотрено 2 вида контроля по математике - зачет и экзамен в одном семестре, что усложнило адаптацию студентов специальности «Таможенное дело» к учебному процессу.

Выявлено также, что при сдаче зачетов по математике и иностранному языку была показана очень слабая успеваемость, что повлекло за собой недопуск к экзаменационной сессии. Не были допущены к сдаче первого экзамена 24% студентов первого курса: 6 человек группы 09 ТД-1, 8 человек группы 09 ТД-2, 4 человека 09 ТД-3.

Оценка успеваемости по данному предмету у студентов первого курса в период сессии

Таблица 3. Результаты рубежного контроля студентов группы 09 ТД-3 в осеннем семестре

2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость Пропуски, ч.

1 модуль 2 модуль 1 модуль 2 модуль

1. Организация и осуществление борьбы с таможенными правонарушениями (зачет, %) 100 95,4 - 18

2. Русский язык и культура речи (зачет, %) 81,8 81,8 2 8

3. Культурология (зачет, %) 100 86,4 6 26

4. Физическая культура (зачет, %) 100 45,4 - -

5. Иностранный язык (зачет, %) 81,8 77,3 4 30

6. Валеология (зачет, %) 50 72,7 4 26

7. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 3,3 3.8 26 74

8. Теория государства и права (экзамен, баллы) 3,3 3,1 26 14

9. Отечественная история (экзамен, баллы) 3,2 3 - 16

10. Математика (общий курс) (экзамен, баллы) 2,7 2,5 26 142

11. История таможенного дела и таможенной политики России (экзамен, баллы) 4,4 3,5 12 44

Таблица 4. Успеваемость студентов группы 09 ТД-1 в осеннем семестре 2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость* Пропуски, ч.

по ведомости по допускам не сдавшие на 1.02.2010 г.

1. Русский язык и культура речи (зачет, %) 84 4 12

2. Культурология (зачет, %) 76 12 12

3. Физическая культура (зачет, %) 84 4 12

4. Иностранный язык (зачет, %) 84 4 12

5. Валеология (зачет, %) 84 4 12

6. Организация и осуществление борьбы с таможенными правонарушениями (зачет, %) 88 - 12

7. Линейная алгебра (зачет, %) 56 32 12

8. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, в баллах) 4,2 / 84% 4 12

9. Теория государства и права (экзамен, в баллах) 3,5 / 64% 24 12

10. Отечественная история (экзамен, в баллах) 3,6 / 84% 4 12

11. Математика (общий курс) (экзамен, в баллах) 3,1 / 64% 24 12

12. История таможенного дела и таможенной политики России (экзамен, в баллах) 4 / 88% - 12

позволила сделать следующие выводы: 29,6% (21 студент) от общего числа студентов первого курса имеют неудовлетворительные оценки по математике за 1 и 2 модули первого семестра; около 50% студентов не сдали, либо не явились на сдачу зачета по данной дисциплине.

С целью выявления причин низкой успеваемости и формирования условий адаптации абитуриентов к учебному процессу проведен анализ результатов единого государственного экзамена студентов первого курса. Результаты представлены в таблицах 7, 8, 9.

При поступлении на специальность «Таможенное дело» абитуриенты сдают экзамены по обществознанию, русскому языку и математике. Причем профилирующим предметом выступает обществознание. Плохая успеваемость усугублялась и низкими баллами студентов при поступлении в университет.

На основе данных таблиц 7- 9 отмечаем, что довузовская подготовка в обследованных нами группах по гуманитарному блоку дисциплин выше, чем по естественнонаучным (математика). Это обстоятельство объясняет слож-

Таблица 5. Успеваемость студентов группы 09 ТД-2 в осеннем семестре 2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость* Пропуски, ч.

по ведомости по допускам не сдавшие на 1.02.2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Русский язык и культура речи (зачет, %) 87 - 13

2. Культурология (зачет, %) 73,9 17,4 8,7

3. Физическая культура (зачет, %) 78,3 13 8,7

4. Иностранный язык (зачет, %) 47,8 34,8 17,4

5. Валеология (зачет, %) 87 - 13

6. Организация и осуществление борьбы с таможенными 73,9 17,4 8,7

правонарушениями (зачет, %)

7. Линейная алгебра (зачет, %) 34,8 52,2 13

8. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, в баллах) 3,6 / 82,6% - 17,4

9. Теория государства и права (экзамен, в баллах) 3,1 / 52,2% 30,4 17,4

10. Отечественная история (экзамен, в баллах) 3,4 / 78,3% 8,7 13

11 Математика (общий курс) (экзамен, в баллах) 2,6 / 39,1% 43,5 17,4

12. История таможенного дела и таможенной политики России (экзамен, в баллах) 3,7 / 47,9% 34,7 17,4

Таблица 6. Успеваемость студентов группы 09 ТД-3 в осеннем семестре 2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость Пропуски, ч.

по ведомости по допускам не сдавшие на 1.02.2010 г.

1. Организация и осуществление борьбы с таможенными правонарушениями (зачет, %) 86,4 9,1 4,5

2. Русский язык и культура речи (зачет, %) 90,9 - 9,1

3. Культурология (зачет, %) 90,9 4,5 4,5

4. Физическая культура (зачет, %) 95,5 4,5 -

5. Иностранный язык (зачет, %) 81,8 13,7 4,5

6. Валеология (зачет, %) 90,9 4,5 4,5

7. Линейная алгебра (зачет, %) 45,4 45,5 9,1

8. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 4,2 / 86,4% 4,5 9,1

9. Теория государства и права (экзамен, баллы) 3,1 / 59,1% 31,8 9,1

10. Отечественная история (экзамен, баллы) 3,7 / 81,8% 9,1 9,1

11. Математика (общий курс) (экзамен, баллы) 3 / 63,6% 27,3 9,1

12. История таможенного дела и таможенной политики России (экзамен, баллы) 4,2 / 72,8% 18,1 9,1

* - по дисциплинам, где предусмотрен зачет, выставлены баллы - по дисциплинам, где предусмотрен экзамен, выставлены оценки

ности в изучении студентами такой дисциплины, как «Математика (общий курс)». За осенний семестр учебного 2009/2010 года число студентов 1-го курса, поданных на отчисление в связи с академической задолженностью по этой дисциплине, составляет 13 человек.

Следует отметить, что в последние годы изменились требования к профессиональным компетенциям специалистов таможенного дела. Это обусловило корректировку условий приема абитуриентов. Теперь предпочтение при поступлении на специальность «Таможенное дело» отдается обществознанию. Этим фактом

объясняются низкие вступительные баллы по математике. Такой подход требует изменений в учебных планах, рабочих программах и методах преподавания дисциплин [1].

В ходе исследования проанализировано соблюдение основных требований государственного общеобразовательного стандарта по специальности 080115 «Таможенное дело» дисциплин, по которым выявлена низкая успеваемость студентов [1].

Дисциплины «Отечественная история», «Теория государства и права» тесно связаны друг с другом и знаниями абитуриентов по дис-

Таблица 7. Результаты Единого государственного экзамена студентов группы 09 ТД-1 (25 человек)

Дисциплина Баллы Количество студентов % от общего числа студентов

Математика от 24 < 45 11 человек 44

от 46 < 60 10 человек 40

от 61 < 80 4 человека 16

Русский язык от 24 < 45 2 человека 8

от 46 < 60 12 человек 48

от 61 < 80 11 человек 44

Обществознание от 24 < 45 2 человека 8

от 46 < 60 17 человек 68

от 61 < 80 6 человек 24

Таблица 8. Результаты Единого государственного экзамена студентов группы 09 ТД-2 (23 человека)

Дисциплина Баллы Количество студентов % от общего числа студентов

Математика от 24 < 45 12 человек 52,1

от 46 < 60 9 человек 39,1

от 61 < 80 2 человека 8,7

Русский язык от 24 < 45 2 человека 8,7

от 46 < 60 11 человек 47,8

от 61 < 80 10 человек 43,5

Обществознание от 24 < 45 3 человека 13,0

от 46 < 60 11 человек 47,8

от 61 < 80 9 человек 39,1

Таблица 9. Результаты Единого государственного экзамена студентов группы 09 ТД-3 (23 человека)

Дисциплина Баллы Количество студентов % от общего числа студентов

Математика от 24 < 45 12 человек 54,5

от 46 < 60 9 человек 45,4

от 61 < 80 2 человека 4,5

Русский язык от 24 < 45 2 человека 0

от 46 < 60 11 человек 72,7

от 61 < 80 10 человек 31,8

Обществознание от 24 < 45 3 человека 9,1

от 46 < 60 11 человек 63,6

от 61 < 80 9 человек 31,8

Рисунок 1. Динамика показателей успеваемости студентов первых курсов по результатам

экзаменационной сессии

циплинам «Обществознание» и «История», изучаемых в рамках общеобразовательной программы. Рабочие программы по названным дисциплинам разработаны в 2008 году и соответствуют требованиям образовательного стандарта и учебному плану.

Рабочая программа по иностранному языку соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по специальности «Таможенное дело». Причина низкой успеваемости студентов по данной дисциплине вызвана разным уровнем довузовской подготовки, а также тем фактом, что при комплектовании групп не учитывался уровень подготовки абитуриентов.

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи разработана в 2003 году. Она является общей для экономических, технологических и естественных специальностей. Программа не соответствует учебному плану, соответственно должна быть переработана. Проблема изучения русского языка и культуры речи объясняется также тем, что в условиях информатизации и внедрения Интернета в повседневную жизнь подрастающее поколение мало читает научную, художественную литературу. Положительным является тот факт, что знания студентов по мере изучения дисциплины возрастают, о чем свидетельствуют результаты рубежного контроля.

Результаты исследования успеваемости по математике выявили следующий аспект: по требованиям государственного образовательного стандарта на изучение данной дисциплины выделялось: в 2000 году - 200 часов; 2006 году - 370 часов; 2010 году - 370 часов (10 зачетных единиц). В эти часы входит изучение не только курса общей математики, но и ли-

нейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики [1,2].

Анализ позволил выявить, что в учебных планах специальности «Таможенное дело» были сильно завышены часы по изучению дан-нойдисциплины. В учебном плане набора 2003, 2004, 2005 учебных годов - 430 часов вместо 200 часов, в 2006 году - 430 часов вместо 370 часов. Предусмотрены многоступенчатые виды контроля, а именно сдача зачета и экзамена в каждом семестре по математике. Компетенции специалиста по таможенному делу предполагают преимущественное изучение дисциплин гуманитарного блока. В Российской таможенной академии абитуриенты при поступлении на специальность «Таможенное дело» с 2009 года вместо математики сдают физкультуру.

В результате такого подхода к учебному процессу студенты специальности «Таможенное дело» на первом и втором курсах имели чрезмерную нагрузку по математике, что приводило к низкой успеваемости и «отсеиванию» студентов на младших курсах.

Анализ рабочей программы по математике для специальности «Таможенное дело» выявил ряд замечаний:

- завышена общая трудоемкость в часах в сравнении с требованиями общеобразовательного государственного образовательного стандарта;

- рабочая программа по математике, разработанная в 2004 году, по содержанию не соответствовала требованиям образовательного стандарта 2006 года и рабочей программы, рекомендуемой Российской таможенной академией. В 2010 году учебные планы и рабочая про-

Таблица 10. Результаты рубежного контроля студентов группы 09 ТД 1 в весеннем семестре

2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость Пропуски, ч.

1 модуль 2 модуль 1 модуль 2 модуль

1. Психология и педагогика (зачет, %) 100 71,4 - 18

2. Физкультура (зачет, %) 95,5 100 - -

3. Таможенная логистика (зачет, %) 22,7 100 30 18

4. Иностранный язык (зачет, %) 95,5 100 - -

5. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 3,9 3,9 74 38

6. Математика (экзамен, баллы) 2,7 2,9 91 26

7. Правоведение (экзамен, баллы) 4,3 4,6 44 12

8. Экономическая теория (экзамен, баллы) 3,8 3,1 48 12

9. Экономическая география (экзамен, баллы) 3,4 4,2 22 8

Таблица 11. Результаты рубежного контроля студентов группы 09 ТД 2 в весеннем семестре

2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость Пропуски, ч.

1 модуль 2 модуль 1 модуль 2 модуль

1. Психология и педагогика (зачет, %) 100 68,8 - 12

2. Физкультура (зачет, %) 81,3 93,8 - -

3. Таможенная логистика (зачет, %) 12,5 93,8 20 24

4. Иностранный язык (зачет, %) 62,5 62,5 18 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 3,9 3,6 46 50

6. Математика (экзамен, баллы) 2,6 2,4 62 18

7. Правоведение (экзамен, баллы) 3,6 3,9 40 24

8. Экономическая теория (экзамен, баллы) 3,7 4,0 58 18

9. Экономическая география (экзамен, баллы) 2,8 3,8 18 4

Таблица 12. Результаты рубежного контроля студентов группы 09 ТД 3 в весеннем семестре

2009/2010 учебного года

Дисциплина Успеваемость Пропуски, ч.

1 модуль 2 модуль 1 модуль 2 модуль

1. Психология и педагогика (зачет, %) 100 75 - 28

2. Физкультура (зачет, %) 95 90 - -

3. Таможенная логистика (зачет, %) 25 95 22 20

4. Иностранный язык (зачет, %) 80 70 4 8

5. Товароведение и экспертиза в таможенном деле (экзамен, баллы) 4,3 4,0 42 50

6. Математика (экзамен, баллы) 2,7 2,5 74 38

7. Правоведение (экзамен, баллы) 3,7 3,9 26 46

8. Экономическая теория (экзамен, баллы) 3,5 2,8 66 70

9. Экономическая география (экзамен, баллы) 3,5 4,2 6 10

Таблица 13. Статистика посещения библиотеки студентами 1-ого курса за 2009/2010 учебный год

Наименование группы специальности Количество студентов (чел.) Общее количество обращений к литературе Приведенное количество обращений к литературе

09 ТД-1 21 636 30

09 ТД-2 16 203 13

09 ТД-3 20 525 26

грамма были приведены в соответствие с образовательным стандартом.

Проведенные мероприятия позволили повысить успеваемость и сократить количество пропущенных занятий студентами первого курса в весеннем семестре, что отражено в таблицах 10, 11, 12.

Средний балл по результатам первого модуля весеннего семестра по группе 09 ТД-1 составляет 3,6; второго модуля - 3,73.

Средний балл по результатам первого модуля весеннего семестра по группе 09 ТД-2 составляет 3,2; второго модуля - 3,4.

Средний балл по результатам первого модуля весеннего семестра по группе 09 ТД-3 составляет 3,5; второго модуля - 3,47.

Таким образом, результаты рубежного контроля в весеннем семестре показали незначительное улучшение успеваемости и посещения занятий студентами.

Студентам, неуспевающим по таким дисциплинам, как «Математика», «Экономическая география и регионалистика», «Иностранный язык» было предложено посещать консультации, как на платной, так и на бесплатной основе. Однако процент студентов, посещающих консультации очень низок, прослеживается тенденция непосещения занятий по проблемным дисциплинам «Математика», «Иностранный язык», что не способствует повышению успеваемости.

Успеваемость студентов также зависит от степени обеспеченности учебной литературой дисциплин кафедры и посещаемости библиоте-

ки студентами. Обращая внимание на данный фактор, проведено исследование посещаемости студентами специальности «Таможенное дело» библиотеки.

На основании приведенной статистики посещения библиотеки можно сделать вывод о том, что в среднем по специальности с учетом всех курсов обучения качественных различий в числовых показателях не наблюдается (по показателю «количество студентов»), однако, проанализировав общее количество обращений к литературе, отмечаем, что в целом качественный рост наблюдается лишь в одной группе - 09 ТД-1.

Для повышения успеваемости и адаптации к учебному процессу студентов специальности «Таможенное дело» нами предлагается:

1. преподавателям систематически обновлять рабочие программы согласно требованиям общеобразовательного стандарта;

2. обратить преподавателям внимание студентов на необходимость изучения научной и специальной литературы;

3. внедрять интерактивные занятия в процесс обучения;

4. установить пороговые значения баллов по результатам ЕГЭ для поступления на специальность «Таможенное дело» не ниже 40 баллов как для поступающих на бюджетную, так и коммерческую основу;

Считаем, что результаты проведенного исследования и предложенные рекомендации будут способствовать повышению успеваемости студентов специальности «Таможенное дело».

19.12. 2011

Список литературы:

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: иПк МГУП, 2006. - 32 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: иПк МГУП, 2000. - 44 с.

3. Садовничий, В.А. Университеты. Настоящее. Будущее. Выступление на Первой международной конференции университетов стран СНГ «Университеты и общество». - М., 2000. - С. 7.

4. Пальцев, А.И. Психологическое сопровождение учебного процесса // Вестник российской таможенной академии. -2010. - С. 12-124.

Сведения об авторах:

Немирова Гульзида Иксановна, заведующий кафедрой таможенного дела Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, доцент Рожкова Юлия Владимировна, доцент кафедры таможенного дела Оренбургского государственного

университета, кандидат экономических наук Попов Валерий Владимирович, старший преподаватель кафедры таможенного дела Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук Пьянзина Вера Анатольевна, преподаватель кафедры таможенного дела Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 372470, е-шаИ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.