Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА'

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптация / студенты / вуз / поддержка / adaptation / students / university / support

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Семенова Валерия Владимировна, Козырева Дарья Олеговна, Сизоненко Мария Ивановна

Адаптация в вузе может быть сложным процессом для многих студентов, поскольку они сталкиваются с новой средой, академическими требованиями, социальными изменениями и другими вызовами. В целом, тема адаптации студентов первого курса к условиям вуза является актуальной в современном образовательном пространстве. Исследования помогают нам лучше понять проблемы, связанные с адаптацией, и разрабатывать программы и ресурсы для поддержки студентов в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Семенова Валерия Владимировна, Козырева Дарья Олеговна, Сизоненко Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University adaptation can be a difficult process for many students, as they face a new environment, academic requirements, social changes and other challenges. In general, the topic of adaptation of first-year students to the conditions of the university is relevant in the modern educational space. Research helps us better understand the challenges associated with adaptation and develop programs and resources to support students in this process.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА»

Психология

УДК 37.013.42

кандидат педагогических наук Семенова Валерия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); Частное образовательное учреждение высшего образования «Московский университет имени С.Ю. Витте» (г. Москва); студент Козырева Дарья Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» (г. Волгоград); магистрант Сизоненко Мария Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ ВУЗА

Аннотация. Адаптация в вузе может быть сложным процессом для многих студентов, поскольку они сталкиваются с новой средой, академическими требованиями, социальными изменениями и другими вызовами. В целом, тема адаптации студентов первого курса к условиям вуза является актуальной в современном образовательном пространстве. Исследования помогают нам лучше понять проблемы, связанные с адаптацией, и разрабатывать программы и ресурсы для поддержки студентов в этом процессе.

Ключевые слова: адаптация, студенты, вуз, поддержка.

Annotation. University adaptation сап be a difficult process for many students, as they face a new environment, academic requirements, social changes and other challenges. In général, the topic of adaptation of first-year students to the conditions of the university is relevant in the modem educational space. Research helps us better understand the challenges associated with adaptation and develop programs and resources to support students in this process.

Key words: adaptation, students, university, support.

Введение. Проблема адаптации студентов первого курса к условиям вуза состоит в том, что многие из них оказываются в новом окружении, где им приходится сталкиваться с различными вызовами и проблемами. Противоречие заключается в том, что студенты первого курса ожидают от вуза новых возможностей для личностного и профессионального роста, но одновременно сталкиваются с трудностями в адаптации к образовательному процессу, новой учебной нагрузке, отсутствию знакомых лиц и поддержки.

Академические исследования, посвященные адаптационным процессам студентов первого курса в новой учебной среде университета, являются предметом изучения как отечественных, так и зарубежных ученых. Среди российских исследователей можно назвать В.Н. Дружинина, А.В. Карпова, В.И. Ковалева, И.Н. Лычагину, В.И. Медведева, Е.И. Муратову, Е.А. Осипова, Ю.П. Поваренкова и А.А. Виноградову. Они провели исследования, чтобы понять, как студенты адаптируются к новой образовательной среде, какие факторы влияют на успешную адаптацию и как можно улучшить этот процесс.

Зарубежные исследователи, такие как Л. Фестингер и Р. Мертон, также внесли значительный вклад в понимание адаптации студентов. Они исследовали психологические аспекты адаптации, такие как самооценка, мотивация и потребности студентов [3; 5; 81. Их работы помогли расширить научные знания о том, какие факторы могут способствовать или затруднять адаптацию студентов в университете. Кроме того, новые исследования на эту тему продолжают проводиться. Одной из актуальных областей исследования является роль социальной поддержки в адаптации студентов. Некоторые исследования показывают, что студенты, которые имеют сильную социальную поддержку, лучше справляются с переходом в университетскую среду [9, С. 39; 10, С. 321. Это подтверждает важность создания поддерживающей и включающей образовательной среды для первокурсников. В целом, академические исследования по адаптации первокурсников к новой образовательной среде университета являются важной областью изучения. Они помогают исследователям понять, как поддержать студентов в этом переходном периоде и создать благоприятные условия для их успеха.

Среди отечественных исследователей, занимающихся изучением адаптации человека, особое внимание заслуживают работы А.Н. Сухова Г61. Его исследования подчеркивают, что адаптация человека заключается в его способности приспособиться к нормам и условиям, определенным социальной, культурной и трудовой средой. Этот процесс зависит от уровня развития личности и ее способности действовать в конкретной ситуации, где условия внешней среды постоянно изменяются. Однако стоит отметить, что для успешной адаптации также важно, чтобы изменения во внешней среде соответствовали уже существующим способностям и возможностям индивидуума. Если требования среды слишком сильно расходятся с ресурсами и навыками человека, адаптация может стать сложной или даже невозможной [4, С. 671.

Более того, адаптация человека не является статическим процессом. Личность постоянно развивается, приобретая новые знания и навыки, что позволяет ей лучше справляться с изменениями в окружающей среде. Важно отметить, что успешная адаптация требует гибкости и способности к обучению, чтобы эффективно реагировать на новые вызовы и возможности [7, С. 2681.

Таким образом, адаптация человека является сложным и многогранным процессом, зависящим от уровня развития личности, способности к приспособлению и соответствия изменениям в окружающей среде. Понимание этих факторов помогает нам лучше осознать важность гибкости и обучаемости в современном мире, где изменения происходят быстро и постоянно.

Данное исследование опирается на определение понятия «адаптация», предложенное А.Н. Суховым Г6, С. 101. Согласно этому определению, адаптация представляет собой процесс вхождения индивида в социальную, академическую и культурную среду. Несомненно, данная адаптация осуществляется путем активного использования имеющихся ресурсов с целью увеличения, использования и передачи социального, интеллектуального и культурного капитала. Таким образом, в данном исследовании мы сосредотачиваемся на изучении процесса адаптации, который представляет собой активное приспособление личности к новым условиям и средам.

Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие 47 студентов 1 курса факультетов клинической психологии, лечебное дело, педиатрия Волгоградского государственного медицинского университета. Для решения исследовательских задач нами был проведен опрос через «Google Формы». Опросник состоял из десяти вопросов, ответы на которые позволили выявлять и анализировать особенности адаптации студентов первого курса к условиям вуза.

Анализ эмпирических данных опроса представлен в описании результатов исследования. Результаты исследования показали, что 63,8% опрошенных уже исполнилось 18 лет; 17% - нет; 17% - 20 лет и старше; 2,2% респондентов 19 лет. 83% опрошенных девушки; 17% - юноши. Результаты исследования показали, что подавляющее большинство респондентов (76,6%) не проживают в общежитии, а 23,4% опрошенных живут в нем.

На рисунке 1 представлены результаты, полученные в ответ на вопрос о мотивации выбора специальности в вузе.

Рисунок 1. Мотивация выбора специальности

Результаты исследования показали, что 80,9% опрошенных желали получить выбранную специальность; 25,5% студентов считают выбранное направление престижным; на 14,9% респондентов повлияло мнение близких; 21,3% участников опроса выбрали свою специальность из-за хорошей заработной платы; 2,1% считают, что будут хорошими специалистами; 2,1% респондентов хотят помогать людям; 2,1% опрошенных пообещали поступить на эту специальность; 2,1% студентов выбрали специальность из-за жизненной ситуации; 2,1% считают, что их специальность интересная.

На рисунке 2 представлены результаты, полученные в ответ на вопрос о характере затруднений в процессе обучения в

Какие затруднения Вы испытываете в процессе обучения?

47 ответов

объем учебного материала

сложное содержание предметов не сложились отношения с преподавателями не сложились отношения с одногруппниками

большая занятость нет трудностей

—3 (6,4 %) 2 (4,3 %)

-5(10,6%) 10

21 (44,7 %)

20

32 (68,1

32 (68,1 %)

30

40

Рисунок 2. Анализ затруднений студентов 1 курса в процессе обучения в вузе

Результаты исследования показали, что 68,1% опрошенных испытывают трудности из-за объема учебного материала, 68,1% студентов отмечают свою большую занятость, 44,7% респондентов испытывают трудности из-за сложного содержания учебных дисциплин, 10,6% - не испытывают трудности в процессе обучения в вузе, у 6,4% студентов считают, что у них не сложились отношения с преподавателями, у 4,3% респондентов считают, что у них не сложились отношения с одногруппниками.

На рисунке 3 представлены результаты, полученные при ответе на вопрос оценки своих навыков в управлении временем после поступления в вуз.

Как Вы оцениваете свои навыки управления временем после поступления в вуз?

47 ответов

Щ хорошие

# удовлетворительные

# неудовлетворительные

Рисунок 3. Оценка собственных навыков управления временем после поступления в вуз

Результаты исследования показали, что 48,9% респондентов считают свои навыки управления временем удовлетворительными, 27,7% студентов определяют их как «хорошие», 23,4% - не удовлетворены собственными навыками управлять временем после поступления в университет.

На рисунке 4 представлены результаты, полученные в ответ на вопрос «Справляетесь ли Вы со всеми учебными заданиями в срок?».

Справляетесь ли Вы со всеми учебными заданиями в назначенный срок?

47 ответов

# да

# да, но с трудом

# нет, не со всеми

# я не успеваю выполнять задания в срок

Рисунок 4. Умение справляться со всеми заданиями в срок

Результаты исследования показали, что 40,4% опрошенных успевают сдавать все задания в срок, 34% студентов с трудом успевают делать это, 25,5% респондентов не все задания успевают сдать в срок.

На рисунке 5 представлены результаты, полученные при ответе респондентов на вопрос: «Как часто Вы устаете во время занятий?».

Как часто Вы устаете во время занятий?

47 ответов

Щ всегда ф почти всегда

# иногда

# никогда

Рисунок 5. Как часто опрошенные устают во время учебных занятий

Результаты исследования показали, что 44,7% респондентов иногда устают, 42,6% - почти всегда устают, 12,8% опрошенных устают всегда.

На рисунке 6 представлены результаты, полученные в ответ на вопрос выявления наиболее сложных учебных занятий в

Какие виды занятий Вам кажутся наиболее сложными в университете?

47 ответов

к

7

лекции семинары

практические занятия лабораторные занятия

Рисунок 6. Наиболее сложные виды занятий

Результаты исследования показали, что 48,9% опрошенных выделяют как наиболее сложные практические занятия, 40;4% - семинарские занятия, для 5,9% респондентов самые сложные лабораторные занятия, 4,8% респондентов называют лекции.

На рисунке 7 представлены результаты, полученные в ответ на вопрос о выявлении мешающих факторов для адаптации к студенческой жизни.

Какие факторы больше всего мешают Вашей адаптации к студенческой жизни?

47 ответов

учебная нагрузка

—39 (83 %)

социальное давление

-6(12,8%)

проблемы с самооценкой

—10(21,3 %)

проблемы в личной жизни

-6(12,8%)

0

10

20

30

40

Рисунок 7. Факторы, мешающие адаптироваться к студенческой жизни.

Результаты исследования показали, что 83% опрошенных считают главным фактором, затрудняющим адаптацию к вузу, возросшую учебную нагрузку, 21,3% студентов выделяют проблемы с самооценкой, 12,8% выбирают социальное давление, 12,8% - проблемы в личной жизни.

Выводы. Большинство опрошенных имеет возраст 18 лет. В основном опрос проходили девушки. Основная часть респондентов проживает в общежитии университетского кампуса. Большинство опрошенных выбрали специальность из-за собственного желания. Объем учебного материала и большая занятость - трудности, с которыми сталкивается основная масса студентов 1 курса. Около половины респондентов считают, что умеют распределять время для выполнения задания в срок и справляется с ними в назначенное время. Исследование выявило, что в опрошенные иногда или почти всегда устают во время занятий. Наиболее сложными для них являются практические занятия. Главный фактор, мешающий адаптации респондентов - учебная нагрузка [2, С. 201. Т.о., можно сделать вывод, что важным гарантом адаптации студентов первого курса является создание поддерживающей и приветливой обстановки. Важная часть адаптации - помощь студентам в развитии навыков самоорганизации и планирования. Переход от школьной системы к системе вуза требует большей самостоятельности и ответственности со стороны студента Г1, С. 1851. Во время адаптации особое внимание следует уделить также формированию навыков академической работы. Многие студенты первого курса испытывают трудности в написании эссе, разработке проектов и последовательности мысли. Проведение дополнительных занятий по развитию навыков письма и академического анализа может помочь им справиться с этими трудностями.

1. Кожевникова, O.A. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме / O.A. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №. 1. -

2. Маринина, М.Г. Исследование умственной работоспособности обучающихся с разными типами высшей нервной деятельности в динамике учебного процесса / М.Г. Маринина // Грани познания. - 2022. - №. 3 (80). - С. 20.

3. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М.: ACT Москва: Хранитель, 2006. - 873 с.

4. Симонова, О.И. Адаптация студенток первого курса к условиям вуза / О.И. Симонова // Сибирский педагогический журнал. -2018. -№. 1.-С. 65-69

5. Советова, М.В. Проблема девиантного поведения несовершеннолених через призму теории аномии Роберта Мертона / М.В. Советова // Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодежи. - 2022. - С. 268-272

6. Сухов, А.Н. Социально-психологическая структура личности / А.Н. Сухов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2019. - Т.7. - №. 1 (24). - С. 8-21

7. Трухан, Н.С., Мамедова Л. В. Адаптация студентов первого курса / Н.С. Трухан // Управление образованием: теория и практика. - 2022. - №. 7 (54). - С. 267-275

8. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер; [пер. с англ. A.A. Анистратенко, И. Знаешевой]. -Москва: 3,2018.-251 с.

9. Фролов, И.Т. Особенности научно-технической революции в «век биологии» и проблема человека (Тезисы доклада) / И.Т. Фролов // Человек. - 2014. - №. 4. - С. 37-42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Чумаков, В.И. Социокоммуникативная адаптация студентов первого курса в медицинском вузе / В.И. Чумаков // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. -2022. - Т.21. -№.5. - С. 30-37

Литература:

С. 184-192

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.