УДК 316.35:316.37:37.04.
Т.А. КАЛУЖЕНИНА
кандидат психологических наук, директор Центра практической психологии Восточно-Сибирского государственного технологического университета
г. Улан-Удэ
СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К УСЛОВИЯМ
ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
(Адаптация студентов, объективные и субъективные критерии адаптации, результаты анкетирования)
Аннотация: В статье анализируются субъективные аспекты адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе, такие как мотивация и эмоциональные особенности. Автор обсуждает результаты анкетного опроса, анализирует мнения студентов относительно проблем, с которыми они сталкиваются в процессе адаптации.
Ключевые слова: социальная и психологическая адаптация, объективные и субъективные аспекты адаптации студентов, первокурсник.
Начиная обучение в вузе, бывший школьник сталкивается с рядом изменений. Во-первых, резко снижается уровень внешнего контроля за деятельностью студента. Во-вторых, изменяется структура самой учебной деятельности: мотивы учения дополняются и тесно переплетаются с профессиональными мотивами. В-третьих, происходит вхождение в новую социальную общность - студенчество. Данные изменения требуют объединения усилий администрации вуза и преподавательского состава по созданию условий для успешной адаптации студента.
Вопросами адаптации занимаются социологи, медики, психологи и педагоги. В общем виде под адаптацией понимают: «... приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды»[3]. Среди множества классификаций адаптации, рассмотрим два основных ее вида: социальную и психологическую.
Под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников [2]. В настоящее время существует множество подходов к анализу социальной адаптации, однако наиболее распространено выделение трёх её видов: 1.) через приспособление к существующим обсто-
ятельствам путём врастания в среду и изменения себя; 2.) через преобразование среды; 3.) адаптацию путём самоустранения или ухода из среды.
Психологическое понимание адаптации сводится к установлению состояния равновесия субъекта и среды, их взаимного воздействия и характеризуется усвоением субъектом стандартов поведения и ценностных ориентаций. Реализация процесса психологической адаптации обеспечивается, по словам Ф. Б. Березина, сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими (социально-психологическими и собственно психологическими) или физиологическими механизмами [1]. В общей системе психологической адаптации выделяются четыре основных уровня:
1) психический уровень, заключающийся в подержании гомеостаза и сохранении психического здоровья. Объективными критериями данного уровня являются стабильность во время учёбы функционального состояния организма (отсутствие резких сдвигов в состоянии психофизиологических функций), отсутствие ярко выраженных признаков утомления при выполнении учебной деятельности;
2.) психологический уровень, направленный на изучение, анализ и коррекцию психологического здоровья личности. Объективным показателем психологического уровня выступает стабильность эмоционального фона личности;
3) социально-психологический уровень, направленный на организацию оптимального микросоциального взаимодействия. Объективным критерием данного уровня является активность студента в жизни группы и университета;
4.) психолого-педагогический уровень, задача которого, заключается в изучении процесса приспособления студентов к новой дидактической ситуации, принципиально отличающейся от школьной формами и методами организации учебного процесса. Объективным показателем психолого-педагогического уровня служит успешность собственно учебной деятельности (текущая и сессионная успеваемость).
К группе субъективных критериев психологической адаптации относят: удовлетворённость процессом обучения; удовлетворённость коллективом и сложившимися в нём отношениями (психологическим коллективом); проявление учащимися активности в учебной деятельности; мотивационные и типологические характеристики; особенности эмоциональных состояний. Таким образом, успешность адаптации студентов будет во многом зависеть от комплексной работы, за-
ключающейся в своевременной оценке психического состояния студентов (медики), личностных особенностей (психологи) и микросоциального взаимодействия (кураторы, преподаватели-предметники).
Необходимо отметить, что определённая работа, связанная с адаптацией студентов ВСГТУ проводилась и ведётся. Это, прежде всего работа сотрудников Студенческого городка, Центра культуры, библиотеки, Спортивно-оздоровительного комплекса, медиков студенческой поликлиники, некоторых кураторов. Однако эта деятельность не всегда учитывает изменения реалий общества и зачастую не носит комплексный характер.
На протяжении пяти лет Центр практической психологии проводит комплексную работу по изучению и коррекции уровня психологической адаптации студентов первого курса к условиям обучения. Данная работа включает в себя следующие этапы: диагностический (изучение объективных и субъективных критериев адаптации студентов; коррекционный (индивидуальная и групповая работа со студентами с низким уровнем адаптации); консультативный (работа с кураторами групп по составлению социально-психологического паспорта группы). В данной статье рассмотрим результаты исследования субъективных критериев адаптации первокурсников.
На основании теоретического исследования нами
Субъективные критерии адаптации Количественные показатели (%)
Уровень мотивации высокий средний низкий
45,9% 43,5% 10,6%
Удовлетворённость учёбной деятельностью «Да» «Нет» «50/50» «Не знаю»
58,6% 12,8% 19,3% 9,3%
Особенности эмоционального состояния Чувствуют себя комфортно Тревога из-за недостатка знаний Испытывают тревогу в процессе общения Испытывают страх перед аудиторией
53,2% 24,5% 10,8% 11,6%
Позитивная метафора Негативная метафора Нейтральная метафора Нет ответа
15,6% 21,1% 16,1% 41,6%
Ощущения перед первой сессией «Отношусь нормально, думаю сдам» «Не уверен(а) в своих знаниях» «Ещё не думал(а) об этом»
32,5% 48,8% 18,7%
Таблица 1. Результаты исследования субъективных критериев адаптации студентов I курса
были выделены три субъективных критерия и установлены их уровни: 1.) мотивация («высокий», «средний», «низкий»), 2.) удовлетворённость учёбной деятельностью («да», «нет», «50/50»), 3.) особенности эмоционального состояния («стабильный»/ «нестабильный» эмоциональный фон, «позитивная», «негативная», «нейтральная» метафора). Для определения данных критериев нами была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов. Пилотажные исследования по определению субъективных критериев адаптации проводились в 2004-2006 годах, а основное в октябре-декабре 2008 года. Всего в исследовании приняли участие 584 человека. Обобщенные результаты исследования представлены в Таблице 1.
Одним из важнейших аспектов адаптации является мотивационно-личностный аспект, связанный с формированием позитивных учебных мотивов и личностных качеств будущего специалиста. Мотивационно-личностный аспект исследовался с помощью вопроса: «Чем определяется Ваше желание учиться?» Исследуя мотивационные факторы, оказывающие влияние на отношение студентов к учёбе, следует отметить, что 45,9 % студентов представляют собой группу с чёткой мо-тивационной установкой на обучение именно в данном вузе, именно на данной специальности, т.е. большая часть исследуемых студентов, заинтересована в процессе обучения, им нравится учиться, и это желание необходимо поддерживать.
Вторым по популярности ответом являлся: «учусь, потому что надо» - 43,5%. Эта группа нуждается в своевременной работе кураторов и преподавателей по формированию мотивационной направленности, заинтересованности в процессе обучения на данной специальности. В качестве единичных ответов, указывающих на мотивацию студентов, были отмечены: «.от этого зависит мое будущее», «не хочу работать, хочу учиться», « у меня есть мечта».
Результаты пилотажных исследований по критерию «удовлетворённость учебной деятельностью» указали на необходимость уточнения ответов, полученных с помощью вопроса: «Получаете ли Вы удовлетворение от учебы?». Не смотря на то, что более половины опрошенных студентов получают удовлетворение от учебы (не получают 12,8%), лишь 37,5% респондентов ответили, что учатся хорошо и учиться нравится. Для 23,5% студентов учёба даётся пока с большим трудом, чувствуют, что сдали свои позиции по учёбе 18,3% респондентов. Наибольшие трудности студенты, принявшие участие в анкетировании испытывают в изучении
математики - 44,9% химии - 24,3%, и начертательной геометрии - 19,9% .
Основными причинами этих трудностей студенты называют собственную лень (41,8%), слабую школьную базу (31,8%), низкую концентрацию внимания (13,9%), плохую память (16,4%). Настораживает факт, что 29 студентов в качестве основной причины трудностей отметили плохое самочувствие.
Сложившиеся взаимоотношения в группе в некоторой степени могут отображать удовлетворенность студента коллективом и характером межличностного взаимодействия в группе. Исследование показало, что самой распространенной характеристикой взаимоотношений в группе была: «группа сплоченная и дружная»
- 58,7%, считают, что пока группа не сформировалась
- 16,4% респондентов, и лишь 1,4% (8 человек) чувствуют себя одиноко в группе. В качестве единичных ответов были отмечены: «не всегда понимаю других», «моя группа меня не интересует».
Особенности эмоционального состояния студентов изучались с помощью вопросов: «Испытываете ли Вы чувство тревоги в стенах университета и с чем у Вас это связано?»; «Определите Ваш образ в роли студента», «Какие ощущения Вы испытываете перед первой сессией?»; «Что Вас волнует больше всего?».
Отрадно, что большинство студентов ВСГТУ чувствуют себя достаточно уверенно, находясь в университете - 53,2%. Основной причиной тревоги студенты называют страх того, что их знаний недостаточно -24,5%. Кроме того, 10,8% студентов испытывают напряжение, общаясь с преподавателем, а 11,6% боятся выступать перед аудиторией. В качестве единичных ответов можно отметить следующие: «боюсь, что не сдам сессию», «волнует непонимание людей», «жёсткое отношение преподавателей».
Личностная метафора, т.е. образ, с которым сравнивает себя личность, в роли студента определялась с помощью четырех характеристик: «позитивная», «негативная», «нейтральная», «нет ответа». Данный вопрос вызвал большие трудности у студентов. На него не ответили 41,6% студентов. Причинами данного факта могут являться: низкий уровень развития ассоциативного мышления у студентов, а также негативное отношение к тестированию студента (игнорирование данного вопроса). Негативная метафора была отмечена в 21,1% случаев, т.е. для 20% студентов образ себя в роли студента пока вызывает неприятные ощущения, что на наш взгляд, может свидетельствовать об определённых трудностях, связанных с процессом адаптации,
заключающимся в переоценке студентами своих возможностей, изменением их отношения к себе, проявлением низкой самооценки. Примерами негативной личностной метафоры, по нашему мнению, могут быть: иголка в стоге сена, букашка, раб, ленивец, веник, ветряная мельница, снаряд, готовый взорваться в любую минуту, тигр в клетке, холодец, сонная муха, жертва обстоятельств, насекомое, которое в любой момент может раздавить деканат, затерянный призрак; одинокий волк; чернорабочий; заблудившийся в лесу ребёнок; каторга; вещь в стиральной машине.
В качестве позитивной личностной метафоры 15,6% студентов отметили такие образы, как: лидер, свобода, растение, рыба в воде, летящая вверх ракета, впитывающая губка, ответственный человек, солнце, радуга, свободная птица. Нейтральная характеристика метафоры отмечается у 16,1% первокурсников.
Что же волнует сегодняшнего первокурсника, с чем связаны основные проблемы его адаптации? Интересен факт, что, первым по популярности ответом на данный вопрос является: «ничего» - 28,4%. Данный ответ возможно в какой-то степени характеризует апатично-пассивное отношение к происходящему сегодняшней молодёжи, но абсолютно противоречит так называемой норме юношеского восприятия действительности. Четвёртая часть опрошенных студентов ответили, что их волнует учёба (24,7%), а также проблемы со сдачей сессии (14,2%). Волнуют взаимоотношения с родителями - 9,4% студентов. Кроме того, отмечен широкий диапазон волнующих первокурсников проблем: финансовые проблемы; личные проблемы; проблема перевода; тоска по дому; взаимоотношения с молодым человеком, одиночество, отсутствие цели в жизни.
Результаты анкетирования позволяют нам сделать следующие выводы: более чем половина опрошенных студентов, чувствуют себя комфортно и достаточно стабильно, находясь в вузе, они нашли взаимопонимание в группе и удовлетворены учебной деятельностью. Процесс адаптации для второй половины, по-видимому, занимает более длительный период времени. Эта группа в целом характеризуется неустойчивой мотивационной направленностью, отсутствием собственного выбора специальности, нестабильным эмоциональным фоном, чувствительностью к внешним воздействиям, ощущением неуверенности в своих знаниях.
Проведенное исследование указывает на необходимость комплексной работы по определению и коррекции уровня адаптации студентов. Эффективность данной работы будет зависеть от решения следующих
задач:
- сокращение периода ознакомления и усвоения правил, норм и требований учебного заведения;
- воспитание дисциплинированности и ответственности за свои поступки, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей;
- определение субъективных и объективных критериев адаптации;
- составление на основе выявленных критериев социально-психологического паспорта группы;
- определение «группы риска» и проведение кор-рекционных мероприятий.
1. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.
2. ДермановаИ.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности// Вестник С.-Пб.ун-та. 1996. сер.6. вып.1. №6.С.59-68.
3. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия// Социологические исследования. 1999. №3. С.104-114.