Научная статья на тему 'Обучение в высшем учебном заведении глазами современного студента: на примере Технологического института'

Обучение в высшем учебном заведении глазами современного студента: на примере Технологического института Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ОПРОС / ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Сергей Петрович, Халлисте Ольга Владимировна

Мониторинг проблем адаптации студентов в аспекте исследования качества образования является одним из наиболее действенных механизмов обратной связи со студентами, что дает реальную возможность оценить качество процессов обучения в ВУЗе и адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов. Для достижения данной цели кафедрой социологии СПбГТИ (ТУ) было проведено социологическое исследование методом раздаточного анкетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов Сергей Петрович, Халлисте Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение в высшем учебном заведении глазами современного студента: на примере Технологического института»

Обучение в высшем учебном заведении глазами современного студента: на примере Технологического института

Мониторинг проблем адаптации студентов в аспекте исследования качества образования является одним из наиболее действенных механизмов обратной связи со студентами, что дает реальную возможность оценить качество процессов обучения в ВУЗе и адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям студентов. Для достижения данной цели кафедрой социологии СПбГТИ (ТУ) было проведено социологическое исследование методом раздаточного анкетирования. Ключевые слова: обучение, качество образования, студенты, опрос, институт.

Сергей Ежов

кандидат философских наук, заведующий кафедрой социологии СПбГТИ (ТУ) Ольга Халлисте кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии СПбГТИ (ТУ)

Современная система образования в России находится на пути активных трансформаций как вследствие сознательных действий, осуществляемых властью в целях модернизации и оптимизации данной структуры, так и вследствие необходимых ответных действий на запросы современного общества.

Россия — лидер по числу людей с высшим образованием. Этих показателей страна достигла за последние 15 лет, когда открылось множество частных вузов. Хорошее образование сегодня играет исключительно важную роль, являясь одним из наиболее значимых социальных лифтов в восходящей мобильности молодого человека. Высшее образование позволяет претендовать на более высокооплачиваемую работу, занимать более высокостатусные позиции в карьерном росте, быть более адаптабельным к меняющимся условиям на рынке труда. Молодые люди это прекрасно понимают и рационально относятся к необходимости получения диплома о высшем образовании. Но столь широкая популярность высшего образования обернулась снижением его качества. И, как следствие, возникает вопрос об отношении студентов к качеству получаемого образования, т.к. сформировавшиеся социально-экономические условия и удручающий процент российских выпускников, не работающих по специальности (по различным оценкам от 30 до 50%) дают возможность предположить, что молодежь преследует цель получить заветную "корочку", но не саму специальность. Это проблема не только российской высшей школы, но и многих европейских, однако в России она достигает довольно широких масштабов.

Перестраивание всей системы российского образования в соответствии с принципами Болонского процесса, с одной стороны, имеют довольно положительный аспект в плане интеграции с европейской системой, и является естественным последствием общемировых глобализационных процессов. Однако, с другой стороны, приводит к снижению качества российского образования. Напомним, что Болонский процесс — чисто европейский проект, направленный на создание зоны европейского высшего образования в интересах развития европейской экономики и процветание граждан Европы. Основные цели Болонского процесса — это обеспечение конкурентоспособности, привлекательности, рентабельности европейского образования. В основе этого процесса лежит Болонская

Декларация, представляющая собой соглашение о намерениях стремиться к сопоставимости европейских дипломов о высшем образовании.

Говоря о реформировании системы образования в соответствии с основными идеями Болонского процесса, необходимо отметить, что изначально этот процесс основывался на разрушении той модели, построенной за период существования Советского Союза, обладающей целым рядом безусловных достоинств, и признанной во всем мире как одной из лучших образовательных систем. На данный момент сохраняется неоднозначное отношение к бакалавриату как со стороны работодателей, расценивающих эту квалификацию как неоконченное высшее образование, так и со стороны самих абитуриентов, понимающих слабую конкурентноспособность бакалавра на российском рынке труда. Известно обращение к министру МОН РФ руководства Ракетно-космического агентства, в котором содержалась настоятельная просьба оставить в системе ВПО более 90 специальностей, необходимых для работ по профилю агентства. Однако, это обращение, как и множество других подобных обращений, было проигнорировано.

В итоге сегодня программа бакалавриата понимается как сокращенный вариант подготовки специалиста, хотя, безусловно, некоторые специальности просто не представляется возможным освоить за четыре года. В результате такие элитные российские ВУЗы федерального значения, как МГУ и СПбГУ, уже на протяжении нескольких лет подряд не входят в число 200 лучших ВУЗов мира1.

В связи с вышеизложенным интересен взгляд самих студентов на качество обучения в российской высшей школе, как сами молодые люди оценивают качество образования в условиях перехода на болонскую систему "4+2". Санкт-Петербургский государственный технологический институт (Технический университет) в данном аспекте не исключение, и готовит одновременно как бакалавров (4 года), так и специалистов (5 и 5,5 лет), постепенно "наращивая" бакалавриат и магистратуру. Плюс ко всему участие в болонском процессе помогло институту наладить связи с уже стратегическими партнерами. Так, СПбГТИ (ТУ) организовал уникальный проект магистерской программы, заказчиками которой выступили Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО и страте-

1 3 октября 2012 года вышел новый рейтинг ВУЗов мира на 2012-2013 годы по версии одного из самых авторитетных изданий — приложения газеты Times — Times Higher Education. Согласно опубликованному рейтингу, ни один ВУЗ России не вошел в число 200 лучших, что произошло уже второй раз подряд (МГУ — 216 место, СПбГУ вовсе вышел за пределы 400 лучших). См. Рейтинг ВУЗов мира 2012-2013 от Times Higher Education [Электр. ресурс]. — Режим доступа: http://e-educ.ru/300-reyting-vuzov-mira-2012-2013-ot-times-higher-education.html.

Телескоп / №6 (96) / 2012 СОЦИОЛОГИЯ образования 23

гический партнер вуза — ООО "Вириал", являющееся проектной компанией РОСНАНО.

"Техноложка" сегодня является одним из передовых технических ВУЗов как Санкт-Петербурга, так и всей России (судя по посещению института 1 сентября в день знаний премьер-министра ДА Медведева)2, и в связи с повышением конкуренции на рынке труда и модернизацией образовательных стандартов появляется необходимость в постоянном мониторинге каждой учебной группы и каждого студента с целью внесения необходимых корректив. Понятие "качество образования" включает в себя нормативно-правовые требования к образованию, историко-культурные традиции и теоретико-методологические принципы построения образовательной системы. Качество образования являет своим результатом конкурентоспособность выпускников образовательного учреждения, высокие достижения в обучении, технологичность и современный уровень организации учебного процесса. С одной стороны, "Техноложке" есть чем похвастаться в плане технологичности: в начале сентября текущего года здесь открыли лабораторию Молекулярной фармакологии, которая станет единственной в стране, где химики и биологи объединят свои усилия в поисках лекарства от рака. Возглавит уникальный аналитический комплекс итальянский ученый Дже-нарро Мелино. Однако, для оценки качества образования таких показателей недостаточно, т.к. необходима обратная связь с обучающимися. В связи с чем, как администрация, так и преподаватели должны быть заинтересованы в адекватной оценке учебных достижений студентов, оценке учебной деятельности преподавателей, вуза в целом.

Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить повышение его качества. Таким образом, данное социологическое исследование, проведенное кафедрой социологии факультета экономики и менеджмента Технологического института, ставило своей целью сбор и анализ информации о некоторых аспектах качества образования в СПбГТИ (ТУ) в аспекте применения полученных данных в разработке программ адаптации обучающихся.

Задачами исследования являлись:

— определение основных проблем адаптации первокурсников;

— выявление и анализ оценки результативности адаптации в институте с позиции старшекурсников;

— выявление мнения старшекурсников по поводу перспектив трудоустройства на рынке труда;

— выработка рекомендаций по организации работы со студентами с учетом выявленных проблем.

Исследование проведено в два этапа: в ноябре 2011 года (студенты 1 курса), и в первой декаде апреля 2012 года (студенты 4 курса) методом раздаточного анкетирования. Данный метод имеет ряд преимуществ в силу того, что является массовым и анонимным.

Выбор студентов первого и четвертого курсов не случаен, т.к. согласно основной гипотезе исследования именно первокурсники сталкиваются с наибольшими проблемами адаптации к новым условиям обучения в стенах института: это и новое окружение молодых людей, и новые требования к процессу обучения, и зачастую новые условия проживания. Глав-

Таблица 1. Данные выборочной совокупности

Факультет 1 курс 4 курс

1 факультет. Химии веществ и материалов 49 22

2 факультет. Химической и биотехнологии 99 41

3 факультет. Механический 47 29

4 факультет. Информационных технологий и управления 57 34

5 факультет. Инженерно-технологический 61 27

6 факультет. Экономики и менеджмента 86 40

Всего 399 193

ной исследовательской задачей здесь ставилось вскрытие основных "болезненных точек" адаптации студентов, которые еще только вчера были школьниками, что является, с нашей точки зрения, чрезвычайно важной и актуальной темой и для других ВУЗов при работе над программами адаптации первокурсников.

Старшекурсники, в свою очередь, а именно четвертый курс обучения, интересен с точки зрения сравнительного анализа адаптации с позиции его результативности. Четвертый курс был выбран как объект социологического анализа с точки зрения получения достоверных данных, т.к. значительная часть студентов Технологического института будет завершать свое образование именно четвертым курсом (бакалавриат).

Из общего списка студентов 1 и 4 курсов в выборку отбирался каждый четвертый респондент, что позволяет говорить о её репрезентативности по отношению к объекту исследования. Основные характеристики выборки представлены в Таблице 1 (указано количество респондентов).

Первый курс, бесспорно, является наиболее уязвимым с точки зрения приспособления к новой форме обучения, и здесь крайне важно выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты, бывшие еще вчера школьниками. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе3.

В целом можно сказать, что под адаптацией в статье будет Рисунок 1.

Изменилось ли Ваше отношение к учебе?

2 По материалам сайта Правительства РФ: http://правительство.рф/docs/20526/.

3 См. подробно об этом: Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе: учебное пособие [Электрон. ресурс]. — М.: "Илекса", 2008. — Режим доступа: http://www.sspi.ru/dir/_nau/ped_psih/35.pdf.

пониматься способность студента приспособиться к требованиям среды (в данном случае — высшей школы) без ощущения внутреннего дискомфорта и конфликта с этой средой.

Первый вопрос "Изменилось ли Ваше отношение к учебе?" был задан только респондентам первого курса. В результате более половины первокурсников ответили, что изменения произошли только в лучшую сторону. У трети респондентов отношение не изменилось, что может свидетельствовать о достаточно продуманном выборе молодых людей высшего учебного заведения и будущей специальности.

Согласно результатам исследования, большинство респондентов не отмечают снижение успеваемости по сравнению с обучением в среднем образовательном учреждении: более половины опрошенных отметили, что изменения произошли только в лучшую сторону. Однако здесь не все однозначно: часть первокурсников полагают, что учиться проще в результате введения балльно-рейтинговой системы (используемой факультетом экономики и менеджмента для оценивания успеваемости студентов), которая делает акцент не на посещаемости занятий, а на выполнении заданий по курсу.

Студентам, испытывающим затруднения с обучением в вузе, было предложено выявить основную причину своей неуспеваемости (Рисунок 3). Наиболее популярен был ответ "трудно организовать свою учебную деятельность". Действительно, школа и ВУЗ кардинально отличаются системой организации учебного процесса, и если в школе действуют скорее авторитарные методы преподавания, где учитель полностью контролирует учебный процесс, как в стенах школы, так и за ее пределами (проверка домашнего задания и т.д.), то в высшем учебном заведении студенты уже должны сами организовывать свое время, постепенно распределяя нагрузку, не оставляя все на сессионное время. Для многих из первокурсников это становится настоящим испытанием.

В ответе на данный вопрос среди "других" причин снижения успеваемости респонденты отмечают как причины внутренние ("долго адаптируюсь"; "все дело в самоконтроле"; "не хватает времени"), так и внешние ("непонятно объясняют некоторые предметы"; "50% обучения стало самостоятельным. Трудно находить информацию"; "мало практики"; "сокращение материала: читают много за малое время"; "много нужно заучивать").

Далее студентам было предложено проанализировать свою студенческую жизнь и выявить в ней основные отрицательные моменты, которые негативным образом влияют на их отношение к учебе. Несмотря на то, что на вопрос: "Какая сфера учебного процесса вызывает у Вас наибольшее недовольство?" 9 студентов затруднились ответить, общая динамика прослеживается: большинство респондентов не устраивает техническая оснащенность занятий, а также программа обучения. Некоторые также обращают внимание на то, что недостаточно насыщена студенческая жизнь в целом, полагая, что наличие дополнительных форм вовлечения молодежи в жизнь института выступает довольно важным фактором удовлетворенности, в том числе и процессом обучения. В наименьшей степени студенты недовольны организован-

Рисунок 2.

Снизилась ли Ваша успеваемость по отношению к успеваемости в среднем образовательном учреждении?

■Да □ Нет

ностью преподавателей и их профессионализмом.

Помимо предложенных вариантов респонденты отмечают сокращенное количество часов, несправедливую стипендию, а также недостаточное количество практических занятий и спортивных мероприятий. Интересно отметить, что некоторые первокурсники отмечают переход на систему бакалавриата как одну из причин неудовлетворенности.

Наибольшее удовлетворение вызывает у респондентов профессионализм преподавателей, а также психологический климат в группе, что говорит о том, что студенты первого курса уже успели подружиться к концу семестра. Также студенты позитивно отзываются о качестве образования в институте, об отношении преподавателей к студентам и насыщенности студенческой жизни. Последний индикатор немаловажен, т.к. безусловно является частью успешной адаптации первокурсника к сложному процессу обучения в вузе.

Большинство первокурсников, принимавших участие в опросе, испытывают трудности в процессе обучения и нуждаются в дополнительной помощи (61%). Причины основных проблем, по их мнению, следующие:

• Трудности, связанные с усвоением материала по оп-

Рисунок 3.

Если да, в чем главная причина снижения Вашей успеваемости?

телескоп / №6 (9б) / 2012 Социология образования 25

Рисунок 4.

Какая сфера учебного процесса вызывает у Вас наибольшее удовлетворение?

ределенным дисциплинам, просьба дополнительных занятий (53)4;

• Материальная помощь. Нехватка денежных средств (11);

• Слишком большой объем информации, большая нагрузка (9);

• Просьба ставить больше практических занятий (9);

• Нехватка времени, проблемы с самоорганизацией (9);

• Улучшение условий жизни в общежитии (6);

• Просьба повысить стипендию, сделать стипендию справедливой (4);

• Сокращение материала, не успеваю освоить

(4);

• Большое количество пар (2);

• Нужна психологическая помощь (2);

• Трудности есть, но я с ними справляюсь (справлюсь) (5)5.

Таким образом, наибольшие трудности первокурсники испытывают с усвоением лекционного и практического материала. Также немаловажна и материальная стимуляция успеваемости студентов. Отметим, что большинство респондентов всех факультетов четвертого курса, отвечая на вопрос "Что Вам не нравится в организации учебного процесса?", также не удовлетворены несоответствием значимости предмета и количества выделяемых на него часов. В частности студентов особенно волнует недостаточное количество инновационных методов в обучении (деловых игр, дискуссий, диалоговых лекций и т.д.).

Интересно здесь сравнить проблемы, волнующие первокурсников, с проблемами, которые занимают умы студентов четвертого курса, принявшие участие в опросе. На вопрос "Какие из студенческих проблем Вас волнуют в большей степени?" большинство респондентов отметило проблемы, связанные с трудоустройством по специальности после окончания обучения в вузе ("послевузовское трудоустройство по специальности" — 14%). Действительно, согласно данным исследования рынка труда специалистами компании HeadHunter, вакансий, в которых не требуется наличие опыта, составляет около 23% от общего числа вакансий. В настоящее время развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляют высокие требования к качеству рабочей силы. Среди требований, предъявляемых к молодым специалистам помимо отличных теоретических знаний своей профессии, требуются еще знания в смежных областях. Желательно знание иностранного языка, хорошее знание компьютера, навыки работы в команде, умение и желание обучаться, способность слышать других, наличие дополнительных квалификационных сертификатов, ответственность, стрессоустойчивость и т.д. Все это работодатель ожидает от выпускника высшего учебного заведения.

Молодых людей также волнует и "трудоустройство во время обучения в вузе" (9,5)6 и "возможности подработки во вне-учебное время" (7,8).

В целом, согласно результатам исследования, вырисовывается картина, характеризующая материальные проблемы студентов. Так, среди наиболее распространенных ответов были: "высокие цены в студенческой столовой и буфетах" (12) и "высокие цены за проживание в общежитии" (4,2). Последнее особенно важно в соответствии с названным ниже фактором, вызывающим недовольство, таким как "неудовлетворительные бытовые условия в общежитии" (8,5), что указывает на противоречие и существующую проблему: цена за общежитие, по мнению студентов, совершенно не соответствует качеству проживания там.

Что же касается самого процесса обучения, то здесь студенты не в полной мере удовлетворены "преподаванием по некоторым предметам" (11,3), "работой администрации" (3,5), организацией учебного процесса в целом (4,3), а также "отсутствием условий для проведения досуга" (4), о чем уже говорилось выше.

Рассмотрев основные проблемы, возникающие в процессе обучения первокурсников, перейдем к оценке условий адаптации в высшем учебном заведении студентами четвертого курса.

В целом молодые люди положительно оценивают качество образования в Технологическом институте. Как видно из графика (Рисунок 5), подавляющее число опрошенных (85%) оценивает организацию процесса обучения выше среднего, т.е. выше пяти по десятибалльной шкале (6 респондентов затруднились ответить).

Также положительно студенты отзываются о работе педагогического состава Технологического института. Так, 74,3% опрошенных поставили оценку выше пяти по десятибалльной системе, где 1 — это "абсолютно не удовлетворяет", а 10 — "удовлетворяет полностью". 16,2% определили уровень работы преподавателей как средний, поставив оценку "5".

Социологи уже давно пытаются решить проблему оценива-

4 Количество респондентов

5 Представлены ответы, данные более одним респондентом

Примечание: здесь и далее в скобках данные представлены в процентах.

ния работы педагога с помощью анкетирования учащихся, внедряя новые индикаторы и показатели для получения более объективных и точных данных. Однако нам представляется, что данный аспект должен быть объектом отдельного социологического исследования, состоящего из комплекса методик, включающих как количественный опрос студентов, так и более глубинные качественные методы. Ведь нередко замечательный педагог, отличным образом объясняющий материал, но строго спрашивающий на зачете или экзамене воспринимается студентами как "плохой".

В ответе на вопрос "Какие условия можно назвать обязательными для качественного образования?" респонденты могли выбрать 3 варианта ответа. Здесь прослеживается солидарность в ответах. Подавляющее большинство студентов всех факультетов отметило "высокий профессиональный уровень педагогического состава" (26,8), "хорошие организационные условия образовательной деятельности" (19,5) и "взаимопонимание педагогов и учащихся" (19,8). Интересно, что "подготовка учащихся к поступлению в ВУЗ" (1,5) для старшекурсников не представляется столь значимым фактором организации качественного обучения, хотя первокурсники, принимавшие участие в опросе, отмечали, что им не хватает знаний, полученных в школе, в связи с чем просили дополнительных занятий. Подготовительные курсы могли бы решить данную проблему, т.к. не только освежают в памяти старые знания, но и дополняют их новыми, необходимыми для успешного освоения материала в высшем учебном заведении. В то же время для студентов четвертого курса оказалось довольно значимым "творческое развитие обучающихся" (8,2), а также "индивидуальный подход к каждому учащемуся" (6,3) и "соответствие получаемых знаний государственному образовательному стандарту" (6,5). Фактор "сохранения здоровья и обеспечение безопасности обучающихся" посчитали важным всего пять старшекурсников из всей выборки (0,8).

Сами респонденты оценивают качество своей подготовки скорее как среднее (69% по специальным дисциплинам). В знании иностранных языков студенты Технологического института чувствуют себя еще менее уверенно (высокий уровень знания иностранных языков (в основном, английского) лишь у 6% опрошенных, 12% высоко оценивают свою подготовку в области компьютерных технологий). Это довольно существенная проблема в связи с тем, что современный рынок труда выдвигает определенные жесткие требования к специалисту, в числе которых высшее образование и владение иностранными языками. Данный аспект может серьезным образом негативно сказаться на будущем трудоустройстве выпускников вуза и, как следствие, на его престиже.

Далее респондентам предлагалось оценить некоторые конкретные аспекты процесса обучения в Технологическом институте. В первую очередь студенты оценили обеспеченность учебно-методической литературой. Как видно из графика (Рисунок 8), весьма позитивно: 70,65% опрошенных выбрали значение выше среднего, т.е. выше пяти по десятибалльной шкале оценивания. Данный вопрос коррелирует с последующим оцениванием работы библиотеки института, которая получила одну из наилучших оценок в данном опросе. Таким образом, можно сделать промежуточный вывод об удовлетворенности студентов СПбГТИ (ТУ) доступом к учебной литературе.

Также респонденты давали общую оценку работе деканатов своих факультетов, кафедр, лабораторий, методических кабинетов, спортивных залов и, как уже упоминалось ранее, библиотеки института. Согласно результатам исследования, наиболее позитивные отзывы были получены в адрес работы кафедр (81% респондентов отметили баллы выше средней оценки), библиотеки (75,6%), а также деканатов (73,7%). Меньший процент, но все же довольно значительный, получили лаборатории (57,6%) и методические кабинеты (50%). Наихудший результат с точки зрения студентов лишь у спортивных залов, которые с

Рисунок 5.

Как вы в целом оцениваете качество обучения в нашем вузе?

Рисунок 6.

В какой степени вас удовлетворяет работа преподавателей в нашем институте?

Рисунок 7. Оцените качество вашей подготовки в институте по специальным дисциплинам

Рисунок 8.

Насколько вы удовлетворены обеспеченностью учебно-методической литературой?

точки зрения опрошенных не могут быть оценены выше среднего (64,3% отметили среднее значение либо ниже среднего).

В ответе на следующий вопрос респондентам предлагалось дать примерную оценку уровня эффективности и справедливо-

Телескоп / №6 (96) / 2012 СОЦИОЛОГИЯ образования 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти системы поощрения студентов за достижения в учебе, занятие призовых мест в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, участие в общественной работе и культурно-массовых мероприятиях в вузе в целом. В основном студенты оценивают уровень эффективности и справедливости системы поощрения как средний и выше среднего (81 — выше среднего против 57 ниже среднего; 48 респондентов оценили уровень системы поощрения как средний).

Несмотря на то, что абсолютному большинству опрошенных студентов, независимо от факультета, скорее нравится, нежели не нравится учиться в Технологическом институте (74,1% от числа ответивших), многие из старшекурсников, принявших участие в опросе, намерены получить дополнительное образование по другой специальности (например, второе высшее). Эту тенденцию сложно объяснить без более глубокого анализа проблемы, поэтому она нуждается в дальнейшем изучении.

В целом студенты оценивают свои шансы на трудоустройство довольно оптимистично, и практически половина опрошенных надеется, что проблем с работой не будет. Однако, довольно велик и процент тех, кто готов работать там, где сможет заработать независимо от специальности. Треть респондентов испытывают опасения по поводу своего будущего. Здесь в дальнейшем предполагается использовать как открытые вопросы в раздаточном анкетировании, так и глубинные интервью со студентами с целью выяснить конкретные причины их тревоги: связано ли беспокойство с получаемой специальностью в институте или с ситуацией на рынке труда в целом.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что сложившаяся в Санкт-Петербургском государственном технологическом институте (Техническом университете) система обучения и воспитания, в целом, эффективна, если учитывать, что она позволила абсолютному большинству студентов 1 курса уже к концу первого семестра адаптироваться к студенческой жизни. Также чрезвычайно важно с точки зрения успешности условий адаптации в институте, что большинство студентов 4 курса в качестве основных характеристик учебного процесса отмечают высокий профессионализм преподавательского состава, высокий уровень учебно-методического обеспечения, а также то, что в институте интересно учиться. Также стоит отметить, что подавляющее число опрошенных оценивает качество образования в целом выше среднего.

Все это позволяет говорить, что, несмотря на выявленные проблемы, которые должны быть более глубоко изучены с помощью последующих исследований, студенты СПбГТИ (ТУ) адаптируются вполне успешно и к концу своего обучения ощущают себя частью образовательного пространства. Сегодня в Технологическом институте введена должность штатного психолога, который также активно участвует в процессе адаптации студентов, т.к. лишь совокупность многих факторов ведет к высокой оценке качества образования в ВУЗе.

В современных условиях высшая школа должна стать генератором новых идей и технологий и обеспечить формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и

Рисунок 9.

Оцените, пожалуйста, по 10-ти бальной шкале уровень организации

учебного процесса

бизнеса. Поэтому мониторинг качества образования будет и дальше являться одним из приоритетных направлений исследований кафедры социологии факультета экономики и менеджмента Технологического института.

Рисунок 10. Намерены ли Вы получать дополнительное образование по другой специальности? (например, второе высшее, чел.)

Рисунок 11.

Как вы оцениваете свои перспективы на рынке труда?

■ Смотрю в будущее с

29% ^^ оптимизмом

42% ■ Испытываю неуверенность.

рассматриваю свои шансы

на трудоустройство не

29%

■ Готов(а) р а ботать там, где

^^^ смогу больше заработать

независимо от

специальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.