ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15402
УДК 37.132
Никитина Юлия Николаевна,
студентка II курса естественнонаучного факультета Стерлитамак-ского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак [email protected]
Касьянова Екатерина Сергеевна,
студентка II курса естественнонаучного факультета Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак [email protected]
Файзуллина Нодира Рашидовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой химии и химической технологии Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак [email protected]
Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование,
к педагогической деятельности
Аннотация. В статье ставится задача рассмотрения процесса социальной адаптации студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности. На основе современных педагогических работ были сформированы этапы адаптации, которые в последующем были экспериментально проверены. Рассмотрена проблема социальной адаптации и способ ее решения.
Ключевые слова: социальная адаптация, проблема адаптации, профессиональная адаптация, педагогическая деятельность, студенты, получающие непедагогическое образование.
Раздел: (02) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.
Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях динамично изменяющихся социальных институтов общества становится все более актуальной. В современном психолого-педагогическом и методическом знании имеется множество концепций и моделей становления профессионального образа будущих специалистов, среди которых проблема адаптации выпускников вуза к профессиональной деятельности выдвигается на первый план.
Проблема адаптации человека к природной социальной реальности является предметом изучения многих естественных и общественных наук, изучающих жизнедеятельность человека во всех формах ее проявления. С позиции социологов и психологов адап-
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
тация модифицирует физиологические формы приспособления в соответствии с условиями социального существования человека. Отсюда социальную адаптацию в первом приближении можно определить как «процесс и результат установления относительного взаимного соответствия между потребностями личности и требованиями социальной среды» [1]. Как разновидность активного приспособления личности к условиям социальной среды выделяют социально-педагогическую адаптацию [2].
Процесс социальной адаптации студентов в школах является достаточно сложным и многогранным. В современных педагогических работах (А. С. Зелко, С. И. Капица, Л. М. Митина и др.) изучаются различные аспекты социальной адаптации студентов в педагогической среде, отражаются ее условия, специфика, содержание и структура. На основании анализа рассмотренных работ можно сделать вывод, что в понятие «социальная адаптация» студентов вкладывается различный смысл.
Согласно представлениям исследователей, социальная адаптация студентов к педагогической деятельности протекает при взаимодействии с окружающей средой, субъектами образовательного процесса во всех видах деятельности, что влияет на личностное развитие студентов, формирует опыт работы со школьниками и адекватную модель поведения.
«Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью [3].
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда [4].
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно в деятельности, другие утверждают, что начало этого процесса закладывается еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии.
В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе [5].
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
При анализе литературных источников были определены основные стадии профессиональной адаптации:
1. Ознакомление. Получение специалистом информации о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.
2. Приспособление. Переориентация работника, сопровождаемая признанием новой системы ценностей с сохранением прежних установок.
3. Ассимиляция. Приспособление к среде, идентификация с новой группой.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
4. Идентификация. Отождествление личных целей с целями организации.
Кроме того, были выявлены функции адаптации студентов непедагогического образования к педагогической деятельности:
- социальная, обеспечивающая взаимосвязь социальной среды и студентов и сокращение срока адаптации выпускников в профессиональной деятельности;
- системная, основным назначением которой является создание целостности системы педагогической деятельности и педагогического обучения;
- технологическая, определяющая возможность создания и применения технологических процедур оперативного осуществления профессиональной ориентации, профессионального самоопределения, профессионального обучения, определения уровня готовности к педагогической деятельности и вхождение в профессиональную среду;
- адаптационная, обеспечивающая управление и синтез всех функций рассматриваемого процесса;
- прогностическая, способствующая проектированию индивидуальных траекторий развития личности студентов;
- управленческая, заключающаяся в реализации управления и коррекции непрерывного последовательного процесса адаптации студентов к педагогической деятельности.
Результатом процесса адаптации является состояние адаптированности специалиста. Адаптированность - динамическое равновесие в системе «человек - профессиональная среда», проявляющееся в успешности деятельности.
Полная профессиональная адаптация измеряется временем, которое требуется специалисту после окончания учебного заведения для того, чтобы достичь нормативного уровня выполнения профессиональной деятельности. Оптимальный срок профессиональной адаптации для большинства молодых специалистов составляет около полугода. Адаптация к внутригрупповым отношениям заканчивается раньше профессиональной (1-3 месяца).
Стоит отметить, что на успешность социальной адаптации в профессиональной деятельности влияют субъективные характеристики специалиста (студента):
1. Социально-демографические:
- Возраст. Отмечается двусторонее влияние возраста на успешность адаптации. С одной стороны, адаптационные возможности молодого специалиста выше, в пожилом возрасте они значительно снижаются; с другой - с возрастом накапливается опыт уравновешивания взаимоотношений с профессиональной средой.
- Пол. По некоторым данным, в профессиональной адаптации женщин на первый план выступает социально-психологический аспект, в то время как мужчины адаптируются прежде всего к деятельности.
- Семейное положение. Наличие собственной семьи делает специалиста представителем малой социально-психологической группы со своими интересами, нормами. В дальнейшем он вынужден корректировать свое профессиональное поведение в соответствии с принадлежностью к данной группе. Отсутствие семьи, с одной стороны, позволяет специалисту больше времени уделять работе, с другой - снижает его удовлетворенность жизнедеятельностью, поскольку он лишен необходимых компонентов жизненного равновесия.
2. Физиологические особенности.
3. Эмоциональная стабильность.
4. Адекватная самооценка. Резко завышенная самооценка может создать на определенном этапе деятельности зону постоянных неудач, сниженную мотивацию.
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
Заниженная самооценка способствует развитию пассивности, боязни ответственности, снижению субъективной вероятности успеха. Результатом неадекватной самооценки обычно является неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности, в отдельных случаях - отказ от нее.
5. Активность личности. Под активной адаптацией понимается стремление молодого специалиста воздействовать на профессиональную среду с целью ее изменения. Низкий уровень личностной активности характеризует пассивную адаптацию к среде. Наиболее эффективной является адаптация как процесс активного приспособления сотрудника к изменяющимся условиям профессиональной деятельности.
6. Предадаптивный уровень знаний, умений, навыков.
7. Социальная и профессиональная готовность к деятельности:
- установка на преодоление трудностей;
- настроенность на профессиональную деятельность;
- ожидание успеха.
8. Соответствие реальной и требуемой компетентности молодого специалиста. Преобладание реальной компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Преобладание требуемой компетентности над реальной приводит к полной или частичной профессиональной непригодности специалиста к данному рабочему месту. Возможны ситуации, когда молодой специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность, сделав поспешные выводы по результатам случайных наблюдений (недооценка) либо не оценив основательно содержание деятельности, которой ему придется заниматься (переоценка).
На адаптационный период приходится самый высокий процент текучести кадров. Практика показывает, что нередко те задачи, которые привычно решаются давно работающими сотрудниками (педагогами), оказываются не под силу молодым специалистам (студентам), плохо сориентированным в сложившейся организационной ситуации. Причинами затруднений в данном случае, как правило, выступают:
1. Недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей определиться в новой ситуации и найти правильное решение.
2. Избыток информации, который, с одной стороны, требует предельного внимания и запоминания, а с другой - мешает выбрать необходимую информацию для эффективного воздействия на новую ситуацию.
3. Необходимость решать одновременно несколько равнозначных задач: изучать ситуацию, принимать решения, выполнять свои новые обязанности, устанавливать полезные контакты, осваивать новые элементы профессиональной деятельности, особенно тщательно строить свое поведение.
4. Необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о себе, постоянное пребывание в зоне оценивания. Иногда возникает необходимость изменить неблагоприятное мнение других о себе, появившееся вследствие определенных социальных установок и стереотипов, характерных для данного предприятия, и т. д.
Социальная адаптация к профессиональной деятельности представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды.
Процесс социальной адаптации необходимо рассматривать на трех уровнях:
- общество (макросреда) - адаптация личности и социальных слоев к особенностям социально-экономического, политического, духовного и культурного развития общества;
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
- социальная группа (микросреда) - адаптация человека или, наоборот, несоответствие интересов человека и группы;
- индивид (внутриличностная адаптация) - стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее самооценки с позиции других индивидуумов.
Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации либо дезадаптации личности зависят во многом от биологических, физиологических, психических свойств человека и его социального развития.
Актуальностью данного исследования является исследование процесса адаптации студентов непедагогического образования в педагогической деятельности, привлечение внимание студентов к педагогической деятельности. Кроме того, проблема социальной адаптации человека приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. В данной работе представлены материалы теоретического и экспериментального изучения адаптации человека.
Гипотеза исследования заключается в том, что адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности может быть более успешной, если адаптация к педагогической деятельности спроектирована на основе междисциплинарного системного, личностно ориентированного подходов в единый процесс, обеспечивающий эффективность «вхождения» студентов в педагогическую деятельность.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) изучение состояния проблемы в педагогической теории и практике, определение на данной основе сущности адаптации студентов вуза к педагогической деятельности;
2) разработка психолого-педагогических условий реализации процесса адаптации студентов к педагогической деятельности;
3) экспериментальная проверка эффективности процесса адаптации студентов к педагогической деятельности.
Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:
- Ознакомление с образовательным учреждением, его особенностями, внутренним трудовым распорядком и т. д.
- Церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом.
- Беседа с руководителем.
- Ознакомление с социальными льготами и стимулами.
- Инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности.
- Обучение по специальной программе.
- Работа на своем рабочем месте.
На начальном этапе исследования был проведен опрос среди студентов непедагогического образования с целью выявления их отношения к педагогической деятельности. В результате опроса были выявлены следующие данные: из 30 опрошенных студентов лишь четверо были не против опробовать свои силы в педагогической деятельности, шестеро не смогли дать точного ответа, а 20 студентов отказались попробовать себя в качестве преподавателя. На основании данных опроса была выявлена группа обучающихся в высшем учебном заведении, с которыми была проведена дальнейшая работа.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
Следующий этап был заключен в работе преподавателей психолого-педагогических наук с группой отобранных студентов для повышения эффективности их социальной адаптации. Были проведены лекции, на которых были изучены методы адаптации к педагогической деятельности. Также были проведены мероприятия в образовательных учреждениях, в ходе которых студенты непосредственно опробовали на себе роль преподавателей
На заключительном этапе был проведен повторный опрос, в результате которого 80% студентов из отобранной группы поменяли свое мнение о преподавательской деятельности.
Решающий период профессиональной ориентации - период постепенного вхождения молодого человека в избранную им по желанию или по необходимости профессию, определяющую его трудовой путь. Решающим этот период является потому, что от того, насколько легко или трудно, быстро или медленно человек будет привыкать к профессиональной деятельности, к окружающему его обществу, к его новой роли уже не учащегося, а квалифицированного рабочего, будет зависеть, как сложится его трудовой путь, насколько успешно и как долго он по нему пойдет. Все это определяется процессом его профессиональной адаптации [6].
Таким образом, анализ литературы показал отсутствие единой теории в отечественной педагогике и психологии, объяснил неоднозначность определения сущности адаптационного процесса в общем и адаптации к профессионально-педагогической деятельности в частности. Несмотря на это на основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что студенты непедагогического образования социально адаптируемы к педагогической среде.
Ссылки на источники
1. Розум С. И. Психология социализации социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - С. 20.
2. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. / авт.-сост. Л. В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - С. 11.
3. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 24.
4. Профессиональная адаптация молодежи. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - С. 128.
5. Бордовская Н. В. Педагогика. - М., 2000. - С. 183.
6. Профессиональная адаптация молодежи. - С. 98.
Juliya Nikitina,
Student, Natural Sciences Department, Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak
Ekaterina Kasyanova,
Student, Natural Sciences Department, Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak
Nodira Fayzullina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the chair of Chemistry and Chemical Technology, Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak [email protected]
Adaptation of students with non-teaching education to pedagogical activities
Abstract. The paper seeks to review the process of social adaptation of students receiving non-teaching education, to teaching activities. On the basis of modern pedagogical works stages of adaptation, which were subsequently tested experimentally, were formed.
Key words: social adaptation, problem of adaptation, professional adaptation, educational activities, students with non-teaching education.
References
1. Rozum, S. I. (2006). Psihologija socializacii social'noj adaptacii cheloveka, Rech', St. Petersburg, p. 20 (in Russian).
6
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р. Адаптация студентов, получающих непедагогическое образование, к педагогической деятельности // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15402. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15402.htm. - ISSN 2304-120X.
2. Mardahaev, L. V. (2002). Slovar' po social'noj pedagogike: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zaved., Akademija, Moscow, p. 11 (in Russian).
3. Abramova, G. S. (2002). Psihologicheskoe konsul'tirovanie: teorija iopyt, Izd. centr “Akademija”, Moscow, p. 24 (in Russian).
4. (1969). Professional'naja adaptacija molodezhi, Izd-vo Mosk. un-ta, Moscow, p. 128 (in Russian).
5. Bordovskaja, N. V. (2000). Pedagogika, Moscow, p. 183 (in Russian).
6. (1969). Professional'naja adaptacija molodezhi, p. 98 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 20.11.15 Получена положительная рецензия 23.11.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 23.11.15 Опубликована 24.11.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Никитина Ю. Н., Касьянова Е. С., Файзуллина Н. Р., 2015
www.e-koncept.ru
7