Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ'

АДАПТАЦИЯ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нифонтов М.Ю., Привалов А.В., Мухамедзянов Р.Р., Рооп А.А., Плешаков А.А.

Цель исследования - адаптировать к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе предлагаемые федеральным стандартом спортивной подготовки компоненты, определяющие структуру и содержание многолетнего тренировочного процесса. Методика и организация исследования. Проведен анализ нормативно-методической литературы по теме исследования, а также опрос 30 ведущих специалистов и тренеров четырех футбольных клубов Санкт-Петербурга. Результаты исследования и выводы. Подготовка спортивного резерва в Российской Федерации регламентируется программно-нормативной документацией. При организации многолетнего тренировочного процесса особое внимание отводится Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «футбол», структурные и содержательные разделы которого постоянно совершенствуются и дополняются. В этой связи анализ структурно-содержательных компонентов образовательного стандарта позволяет определить основные проблемы и пути решения для эффективной адаптации программно-нормативной документации к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нифонтов М.Ю., Привалов А.В., Мухамедзянов Р.Р., Рооп А.А., Плешаков А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE STRUCTURAL-CONTENTAL COMPONENTS OF EDUCATIONAL STANDARDS TO THE MODERN SYSTEM OF PREPARATION OF A SPORTS RESERVE IN FOOTBALL

Objective of the study was to adapt the components proposed by the federal standard for sports training to the modern realities of training a sports reserve in football, which determine the structure and content of a long-term training process. Methods and structure of the study. An analysis of the normative and methodological literature on the topic of the study was carried out, as well as a survey of 30 leading specialists and coaches of four football clubs in St. Petersburg. Results and conclusions. The preparation of a sports reserve in the Russian Federation is regulated by program and regulatory documentation. When organizing a long-term training process, special attention is paid to the Federal Standard of Sports Training for the sport of football, the structural and content sections of which are constantly being improved and supplemented. In this regard, the analysis of the structural and content components of the educational standard allows us to identify the main problems and solutions for the effective adaptation of program and regulatory documentation to the modern realities of training a sports reserve in football.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ»

АДАПТАЦИЯ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ

УДК/UDC 796.015

Информация для связи с автором: m.nifontov@lesgaft.spb.ru

Поступила в редакцию 10.06.2023 г.

Кандидат психологических наук, доцент М.Ю. Нифонтов1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Привалов1 Р.Р. Мухамедзянов1 А.А. Рооп1

Кандидат педагогических наук А.А. Плешаков2

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

2Московский политехнический университет, Москва

ADAPTATION OF THE STRUCTURAL-CONTENTAL COMPONENTS OF EDUCATIONAL STANDARDS TO THE MODERN SYSTEM OF PREPARATION OF A SPORTS RESERVE IN FOOTBALL

PhD, Associate Professor M.Yu. Nifontov1

PhD, Associate Professor A.V. Privalov1

R.R. Mukhamedzyanov1

A.A. Roop1

PhD A.A. Pleshakov2

1Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

2Moscow Polytechnic University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - адаптировать к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе предлагаемые федеральным стандартом спортивной подготовки компоненты, определяющие структуру и содержание многолетнего тренировочного процесса.

Методика и организация исследования. Проведен анализ нормативно-методической литературы по теме исследования, а также опрос 30 ведущих специалистов и тренеров четырех футбольных клубов Санкт-Петербурга. Результаты исследования и выводы. Подготовка спортивного резерва в Российской Федерации регламентируется программно-нормативной документацией. При организации многолетнего тренировочного процесса особое внимание отводится Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «футбол», структурные и содержательные разделы которого постоянно совершенствуются и дополняются. В этой связи анализ структурно-содержательных компонентов образовательного стандарта позволяет определить основные проблемы и пути решения для эффективной адаптации программно-нормативной документации к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе.

Ключевые слова: футбол, подготовка спортивного резерва, образовательный стандарт, спортивная подготовка, тренировочный и соревновательный процесс.

Abstract

Objective of the study was to adapt the components proposed by the federal standard for sports training to the modern realities of training a sports reserve in football, which determine the structure and content of a long-term training process. Methods and structure of the study. An analysis of the normative and methodological literature on the topic of the study was carried out, as well as a survey of 30 leading specialists and coaches of four football clubs in St. Petersburg. Results and conclusions. The preparation of a sports reserve in the Russian Federation is regulated by program and regulatory documentation. When organizing a long-term training process, special attention is paid to the Federal Standard of Sports Training for the sport of football, the structural and content sections of which are constantly being improved and supplemented. In this regard, the analysis of the structural and content components of the educational standard allows us to identify the main problems and solutions for the effective adaptation of program and regulatory documentation to the modern realities of training a sports reserve in football.

Keywords: football, sports reserve training, educational standard, sports training, training and competitive process.

Введение. Анализ образовательных стандартов пред-профессиональной подготовки свидетельствует о том, что они разработаны на устойчивой методической основе образовательного процесса. В свою очередь федеральные стандарты спортивной подготовки по отдельным видам спорта очень далеки от реальности, как в бюджетных спортивных организациях, так и в профессиональном спорте [2, 4]. В этой связи в современных условиях подготовки спортивного резерва по футболу требуется адаптация

предлагаемых образовательным стандартом структурных и содержательных компонентов к конкретным возможностям детско-юношеской спортивной школы или академии по футболу.

Цель исследования - адаптировать к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе предлагаемые федеральным стандартом спортивной подготовки компоненты, определяющие структуру и содержание многолетнего тренировочного процесса.

№10 • 2023 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

Таблица 1. Изменения в приложении 1 федеральных стандартов по футболу от 2018 и 2019 гг. публикации

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Возраст зачисления Стандарт 2018 г. Стандарт 2019 г.

Этап начальной подготовки, лет 9 7

Тренировочный этап, лет 12 10

Этап совершенствования спортивного мастерства, лет 16 14

Этап высшего спортивного мастерства, лет 18 16

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса 30 ведущих специалистов и тренеров четырех футбольных клубов Санкт-Петербурга позволили определить основные пробелы действующего Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол». К сожалению, сравнение результатов внедрения ФССП в РФ, с точки зрения возможности переноса зарубежного опыта и внедрения аналогичных нормативных документов, не предоставляется возможным. За рубежом такого опыта нет по причине отсутствия таких нормативных документов, как Единый календарный план соревнований, федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта, Всероссийская спортивная классификация, которые находятся в прямой взаимосвязи и даже взаимозависимости друг от друга [1, 3].

В 2018 г. более двух тысяч государственных спортивных школ, имеющих отделения футбола, столкнулись с некоторыми проблемами адаптации структурно-содержательных компонентов, предлагаемых образовательным стандартом эффективной подготовки спортивного резерва в футболе.

Смещение в большую сторону возраста зачисления детей на этап начальной подготовки по требованиям, заявленным в ФССП 2018 г. по виду спорта «футбол», повысился до 9 лет, что привело к отчислению юных футболистов, зачисленных в школы ранее с 7 лет (табл. 1).

Корректировка показателей количества часов и тренировок на различных этапах подготовки явилась основным инструментом, позволяющим адаптировать к современным реалиям подготовки спортивного резерва в футболе предлагаемые федеральным стандартом спортивной подготовки компоненты, определяющие структуру и содержание многолетнего тренировочного процесса.

Проведя апробацию требований, представленных в ФССП 2018 г. в условиях спортивной школы, установлено, что

Таблица 2. Приложение № 9 к федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «футбол» от 2018 г.

Объем тренировочной нагрузки Этапы и периоды спортивной подготовки

Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации) Этап совершенствования спортивного мастерства Этап высшего спортивного мастерства

До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет

Количество часов в неделю 6 7 9 12 14 16

Количество тренировок в неделю 4 5 6 7 12 12

Общее количество часов в год 312 364 468 624 728 832

Общее количество тренировок в год 208 260 312 364 624 624

в ФССП по виду спорта «футбол» 2018 г. баланс количества тренировок и времени, отведенного на них, наиболее оптимален, чем в ФССП 2019 года (табл. 2).

В качестве примера можно привести этап начальной подготовки второго года обучения, где количество тренировок в неделю - 4, а время, выделенное на них, - 9 часов. Таким образом, тренировочный процесс у детей 8-9 лет должен длиться более двух часов, что по рекомендациям Российского футбольного союза (РФС) является неприемлемой нагрузкой для детей данной возрастной группы.

Аналогичная ситуация прослеживается в соотношении времени на этапе спортивной специализации. Тренировки у детей и юношей 10-14 лет, по мнению РФС, не должны превышать полутора часов и проводиться два раза в день, учитывая образовательный процесс занимающихся в средней школе.

В ФССП 2019 года заметно значительное увеличение показателя общего количества часов и тренировок: на начальном этапе спортивной подготовки общее количество часов осталось неизменным - 312 часов, а общее количество тренировок снизилось до показателя 156, на этапе спортивной специализации эти показатели следующие - 468 часов и 208 тренировок в год, на этапе совершенствования спортивного мастерства -1092 часа и 468 тренировок в год, на этапе высшего спортивного совершенствования - 1248 часов и 520 тренировок в год.

Выводы. Обобщение полученных данных позволяет утверждать, что для эффективной адаптации структурно-содержательных компонентов образовательного стандарта к современным условиям подготовки спортивного резерва по футболу увеличение показателя общего количества часов и уменьшение количества тренировок считается нерациональным подходом, особенно на этапах начальной подготовки и этапе спортивной специализации. Все вышеперечисленные данные могут привести к перетренированности, утомлению и снижению результативности тренировочной и соревновательной деятельности, как отдельно взятого игрока, так и команды в целом на различных этапах спортивной подготовки.

Литература

1. Губа В.П. Федеральный стандарт - это помощь тренеру или механизм, тормозящий спортивную подготовку? / В.П. Губа // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 5. - С. 46.

2. Губа В.П. Футбол и футзал: технологии отбора и подготовки: монография / В.П. Губа, М.М. Полишкис, А.В. Антипов, П.В. Макеев. - М.: Проспект, 2022. - 224 с.

3. Мухамедзянов Р.Р. Анализ федеральных государственных стандартов спортивной подготовки по виду спорта «футбол» / Р.Р. Мухамедзянов, М.Ю. Нифонтов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2019. - № 4 (30). - С. 140-146.

4. Футбол: Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / под общей редакцией д.п.н., профессора, заслуженного работника высшей школы РФ В.П. Губы. - М.: Человек, 2015. - 208 с.

References

1. Guba V.P. Federalnyy standart - eto pomoshch treneru ili mekhanizm, tormozyashchiy sportivnuyu podgotovku? [Is the federal standard a help to a coach or a mechanism that slows down sports training?]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 5. p. 46.

2. Guba V.P., Polishkis M.M., Antipov A.V., Makeev P.V. Futbol i futzal: tekhnologii otbora i podgotovki [Football and futsal: selection and preparation technologies]. Moscow: Prospekt publ., 2022. 224 p.

3. Mukhamedzyanov R.R., Nifontov M.Yu. Analiz federalnykh gosudarstven-nykh standartov sportivnoy podgotovki po vidu sporta «futbol» [Analysis of federal state standards of sports training for the sport "football"]. Fiziches-koye vospitaniye i sportivnaya trenirovka. 2019. No. 4 (30). pp. 140-146.

4. Federalnyy standart sportivnoy podgotovki po vidu sporta futbol [Federal standard of sports training for the sport football]. Ministry of Sports of the Russian Federation. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2014. 23 p.

5. Guba V.P. [ed.]. Futbol: Programma dlya futbolnykh akademiy, detsko-yu-nosheskikh sportivnykh shkol, spetsializirovannykh detsko-yunosheskikh shkol olimpiyskogo rezerva i uchilishch olimpiyskogo rezerva [Football: A program for football academies, children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve and schools of the Olympic reserve]. Moscow: Chelovek publ., 2015. 208 p.

70

http://www.teoriya.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.